logo
Конспект лекций по дисц

Разновидности и особенности pr-текстов

Рассмотрим кратко основные жанры и разновидности PR-текстов, опираясь на материалы книги А. Кривоносова «PR-тексты в системе публичных коммуникаций».

PR-текст - это сообщение, инициируемое базисным субъектом PR, являющееся неотъемлемой частью спланированных PR-коммуникаций, служащее решению определенных задач в области связей с общественностью и предназначенное для передачи через СМИ. PR-тексты, различаясь по форме, жанру, структуре и коммуникативным задачам, имеют ряд общих черт и признаков, которые отличают их от других текстов массовой информации, в частности журналистских и рекламных.

Любой PR-текст характеризуется тем, что:

• содержит PR-информацию;

• инициируется базисным субъектом PR;

• функционирует в пространстве публичных коммуникаций;

• служит целям формирования, приращения или поддержания паб-лицитного капитала;

• дает описание конкретного базисного PR-субъекта;

• обладает скрытым или (реже) прямым авторством;

• распространяется путем прямой рассылки, посредством личной доставки или через СМИ.

Существует следующая классификация PR-текстов:

• PR-тексты личные;

• специализированные PR-тексты;

• PR-тексты для общественности.

Еще одна классификация осуществляется в соответствии с носителем информации:

• письменные формы PR-текстов;

• устные PR-тексты;

• визуальные PR-тексты.

Письменные PR-тексты. Наиболее распространенные типы: пресс-релиз, бэкграундер, факт-лист, форма «вопрос - ответ», корпоративный бюллетень, позиционные заявления, выступление, фичер (занимательная статья), бай-лайнер, кейс-истории, отчет (годовой и квартальный), буклеты, корпоративные газеты и журналы, листовки, PR-программы и др. Эти типы текстов представляют собой устоявшиеся текстовые формы, каждая из которых имеет свои особенности, правила построения, определенную сферу и условия применения.

Устные формы PR-текстов включают: ораторские выступления кандидата, заявления официального представителя, дикторский текст (чтение объявлений и т. п. по каналам ТВ и радио), распорядительные высказывания председателя собрания или спикера парламента.

Визуальные формы PR-текстов: рекламный фильм, видеоклип, слайд-фильм, фотография, коллаж, комикс, рекламная графика, товарный знак, фирменные цвета.

PR-тексты также разделяются на:

• базисные PR-тексты, в которых присутствуют все указанные типичные признаки (к ним относятся: пресс-релиз, бэкграундер, лист вопросов и ответов, исследовательские, образно-новостные, а также медиатек-сты, т. е. написанные PR-сотрудниками или журналистами и доведенные до общественности через СМИ (имиджевая статья, имиджевое интервью, кейс-история));

• смежные PR-тексты, которые имеют слабо выраженные признаки PR-текста: слоган; резюме; текст биографии персоны; пресс-ревю (копированные или сброшюрованные материалы печатных СМИ).

Основные виды PR-текстов, используемых в практике кампаний по связям с общественностью.

Бэкграундер

Бэкграундер (от англ. bacgrounder) - жанр PR-текста, представляющий расширенную информацию текущего характера о субъекте PR, которая служит цели поддержания паблицитного капитала данного базисного субъекта PR. Бэкграундер относится к исследовательско-новостным жанрам PR-текста, содержит информацию о фоне, на котором происходит событие, о том, что ему предшествовало или стало причиной.

Бэкграундер - это информация текущего, событийного характера, регулярно отсылаемая для поддержания непрерывного потока новостей, исходящих из организации. Это дополнительный к пресс-релизу текст, не ограничиваемый пространством и отличающийся от пресс-релиза более широким освещением проблемы, события. Бэкграундер - это жанр, претендующий не на полноту анализа события, а на широту его освещения; это новость, не являющаяся сенсацией, о новых направлениях, о текущих мероприятиях. Бэкграундер обычно оформляется на бланке с логотипом организации.

Обзорная статья

Обзорная статья (англ. round-up article) - это материал, анализирующий и интегрирующий опыт нескольких фирм, организаций одной отрасли и, следовательно, являющийся компонентом экономических коммуникаций. Традиционно в качестве объекта PR-текста выступает определенный единичный субъект, которому этот журналистский материал особенно выгоден и нужен. Некоторые специалисты объединяют в одну подгруппу обзорные и аналитические статьи, уточняя, что в основном авторами таких материалов выступают эксперты или руководители компаний, которые анализируют определенную отрасль или сегмент рынка, подвергают экспертной оценке их динамику и перспективы развития, приводят соответствующие цифры. Такая статья, как и другие виды PR-текстов, должна поддерживать авторитет, имидж, репутацию фирмы и/или ее менеджмента, т. е. служить приращению паблицитного капитала базисного субъекта PR.

Годовой отчет

Годовой отчет (англ. annual report.) - это комбинированный PR-текст, предназначенный как для внешней, так и для внутренней общественности, содержащий основную информацию, касающуюся деятельности субъекта экономических коммуникаций за календарный год. В мировой практике PR годовой отчет - это один из важнейших PR-текстов, активно применяемых в практике коммуникаций организации, являющийся своеобразной визитной карточкой данной организации. Годовой отчет практики называют имиджем фирмы в печатном варианте. Для PR в сфере финансов - это едва ли не основной текстовый документ.

Годовые отчеты составляются как отчеты для акционеров и отчеты для сотрудников организации. В качестве текста, предназначенного для общественности, годовой отчет несет двоякую функцию: он представляет результаты деятельности организации за определенный период и одновременно является корпоративным посланием общественности - это своеобразное средство признания достижений, которого они ждут. Для того чтобы действительно быть эффективным PR-инструментом и решать корпоративные задачи, годовой отчет обязан привлекать читателя и отражать корпоративный дух организации.

Авторская статья

Именная, или авторская, статья нередко называется бай-лайнером (англ. by-liner). Данная разновидность PR-текста относится к образно-новостному жанру PR-текстов и является самостоятельным первичным PR-текстом. Как правило, написанная PR-специалистом и мнимо подписанная должностным лицом организации, именная статья обычно посвящена новостному событию. Использование бай-лайнера придает публикации престижность, а также позволяет корпоративным спикерам высказывать свои взгляды в более авторитетной форме.

Позиционное заявление Позиционное заявление - это краткое и аргументированное изложение позиции организации по какому-либо вопросу или доказательство своей правоты в какой-то ситуации. Оно призвано объявить или объяснить позицию, цели, политику организации или персоны по какому-либо со-циатъно значимому вопросу. Позиционное заявление может быть сделано заблаговременно, носить упреждающий, профилактический характер, либо сделано после того, как событие произошло.

Занимательная статья, фичер

Занимательная статья (от англ. feature) - это неформальный, легкий материал, цель которого не столько информировать, сколько развлекать. Стиль его неформальный, легкий, иногда юмористический. Статья может начинаться с примера-иллюстрации, анекдота, а суть излагается позднее. Конечная цель данного текста — упоминание в СМИ в наиболее привлекательном для читателя и компании контексте. Профессионально подготов-ленные занимательные истории всегда могут украсить газетную полосу, переполненную проблемами и новостями, и привлечь читательский интерес.

Занимательная статья строится по следующей схеме: «описание -разъяснение - оценка»; она призвана в легком стиле подойти к серьезной проблеме и широко используется прежде всего в рекламных коммуникациях.

Имиджевая статья.

Внешними признаками имиджевой статьи являются : отсутствие авторской подписи (иногда она присутствует, но редко принадлежит популярным авторам), фотоиллюстрации имиджевого характера, оформление материала элементами фирменного стиля базисного ПР-субъекта. «Мы определим имиджевую статью как жанр PR-текста, представляющий актуальную социально значимую проблему , где факты, сама проблема , лежащие в основе материалы о базисном субъектеPR( фирме, организации или персоне), а также точка зрения на данную проблему способствуют формированию или приращению его паблицитного капитала» (А.Д.Кивоносов «PR-текст в системе публичных коммуникаций», стр. 220). Под паблицитным капиталом в Санкт-Петербургской школе ПР понимается ……..

Имиджевая статья содержит позитивные оценки базисного ПР-субъекта, аргументы, их оптимизирующие. Строится примерно по следующей схеме: тезис- система аргументации – выводы.

Имиджевое интервью.

В центре внимания интервью всегда находится социально значимая персона. Традиционно журналистские интервью бывают следующих разновидностей: событийное, портретное, проблемное. Можно выделить также интервью-беседу, интервью-рассказ, интервью-зарисовку. Имиджевое интервью имеет те же признаки. Обязательными условиями для него является два момента: дающий интервью представляет базисный ПР-субъект, характер диалога выдержан в атмосфере лояльности к базисному ПР-субъекту.

Имиджевое интервью имеет следующие цели:

-информирование общественности о позитивном опыте и заслугах организации;

-анонсирование предстоящего события ( открытие нового объекта или близящегося юбилея);

-информирование о подробностях прошедшего события;

-разъяснение общественности позиции или точки зрения персоны.

Кейс-стори.

Этот жанр рожден потребностями рекламы в сфере реализации товаров и услуг. Рассказывается о каком-то «случае из жизни», когда рекламируемый товар оказал чудодейственную услугу владельцу. Чем более правдоподобна история, тем она ценнее. Особо ценятся реальные истории, происходившие с реальными людьми. Более широкое толкование «случая из жизни» стало применяться в других сферах, например, в политических ПР. Так кейс-стори вошли в ПР.

Пресс-релиз.

Мы уделим особое внимание самому распространенному виду письменных коммуникаций в ПР –пресс-релизу. Пресс-релиз в том виде, каком он отправлен исполнителями, редко появляется в печати, крайне редко обозначается как жанр. Пресс-релиз нельзя отнести к журналистским жанрам, так как это текст, всегда инициируемый и создаваемый самим базисным ПР-субъектом.

Можно ли отправить пресс-релиз в администрацию области или вашим партнерам по бизнесу? Иногда звучит ответ: "Почему бы нет? Если в нем нужная информация". Будем работать грамотно и по правилам хорошего тона. Пресс-релиз - это вид письменной коммуникации, направляемой ТОЛЬКО в СМИ! Если вам очень важно ознакомить с содержанием приведенной в пресс-релизе информацией администрацию или партнеров – направьте им этот текст, но назовите его "Информационное письмо". При этом тщательно проанализируйте -насколько адекватно будет воспринята информация.

Еще одно обязательное условие : пресс-релизы должны отправляться из организации с определенной периодичностью. Очень плохо, если из фирмы поступает один пресс-релиз в год. Следовательно, нужно определить периодичность выпуска пресс-релизов. От чего это зависит? Прежде всего, от масштабов и характера деятельности организации. В органах власти, крупных фирмах не возникает проблем с поиском тем для освещения в прессе. Сложнее - в небольших организациях, где значимых для широкой общественности событий происходит немного. Однако и здесь важно мастерство подачи происходящего: порой за обычным фактом можно увидеть явление. Разумной периодичностью пресс-релизов считается : от ежедневного выпуска до одного в две недели.

Пресс-релиз – это особая информация. Она должна содержать удачно найденный информационный повод. Не любая заметка , не любой текст может стать хорошим пресс-релизом. Информационный повод - это какое- либо событие: мероприятие, заседание, открытие нового магазина или пункта, освоение нового вида продукции или услуги, начало нового проекта или получение организацией какой-либо премии, заключение контракта или важные переговоры с партнерами.

Названные варианты относятся к категории традиционных. А если ничего подобного не происходит? Мы можем найти информационные поводы в текущей жизни организации. Будем внимательны к статистике и хронологии, к упоминанию об организации в СМИ. Серьезный столичный журнал опубликовал статью руководителя или упомянул об организации в обзоре эксперта - чем не повод для пресс-релиза, который вы отправляете в местные СМИ? В отделе кадров организации провели анализ и выяснилось, что средний возраст работающих - 40 лет. Интересная цифра. Найдите ей выгодное обоснование. Такой анализ можно заказать специально, чтобы информационный повод создать. Можно проанализировать количество контрактов с зарубежными партнерами: в этом году возросло по сравнению с прошлым? Есть информационный повод. Тепло и достойно отметили в организации юбилей коллеги - найдем детали, делающие это событие значимым с точки зрения имиджа организации и разместим в пресс-релизе. Словом, увидеть или создать информационный повод - это работа творческая , требующая журналистской квалификации или искреннего интереса к разным сторонам жизни организации. Журналисты должны постоянно получать информацию, которая говорит о том, как динамично, интересно живет организация. Важно поддерживать интерес к ней постоянно.

Стоит ли тратить столько усилий, когда пресс-релизы все равно не печатают, пока не заплатишь... Замечание вполне резонно. Однако есть два обстоятельства, которые позволяют настаивать на такой работе. Во-первых, журналисты - это тоже целевая аудитория. Даже если пресс-релиз не будет опубликован, его в редакции прочитают- и не один человек. Постоянное поступление информации от организации вызывает определенный интерес, складывается ВПЕЧАТЛЕНИЕ о ней среди работников СМИ. И мы можем получить в дальнейшем какие-то предложения о взаимовыгодном сотрудничестве или контактах. Второе обстоятельство: нельзя забывать, что СМИ, особенно местные, периодически испытывают дефицит информации. Как бы ни хотелось получить деньги за публикацию, иногда редакция все же выбирает вариант бесплатного размещения. К тому же много значит уровень подготовки текста пресс-релиза. Если текст подготовлен профессионально, с учетом всех особенностей газетного производства, у него больше шансов попасть на страницу издания.

В данном случае мы не говорим о пресс-релизах, которые сообщают о предстоящих событиях или приглашают журналистов на мероприятие - они, как правило, не претендуют на публикацию. Если же вы хотите подготовить пресс-релиз, который будет удобен для размещения в газете или и в бюллетене информационного агентства, предлагаем схему или модель построения текста.

Пояснения к схеме позволяют понять степень необходимости такого построения. Напоминаю, что пресс-релиз для нас - разновидность письменной коммуникации. Законы ее таковы, что нужно максимально полно учитывать восприятие адресата. Что же важно для журналистов, получающих наш пресс-релиз? Наличие информационного повода. Мы его нашли: к примеру, АО "Система" провело научно-практический семинар по качеству приборов учета тепла и энергии. Мы выстраиваем текст в виде четырех "кирпичиков", исходя из следующей логики: для размещения текста в издании может оказаться определенное по формату место, но никто не знает, каким будет этот формат (какой будет насыщенность информацией в этот день, какое значение в том или ином издании придадут нашей информации и т.д.) Наша модель построена так, что текст легко расчленить, при этом НЕ ТЕРЯЯ ЕГО ЦЕЛЬНОСТИ. В первом "кирпичике" - его иногда называют ЛИД- мы должны в стиле телеграфного агентства изложить суть происшедшего события. Во втором "кирпичике" мы излагаем некие детали и подробности, которые могут быть интересны. В нашем случае- как вариант : кто принял участие в семинаре, какие сообщения и доклады вызвали особые дискуссии и т.д. Третий "кирпичик" - место для комментариев и оценок события независимыми экспертами или популярными личностями. Наконец, последний "кирпичик" - выводы и обобщения: "Это первый такой семинар в регионе, который позволяет оценить ситуацию на рынке теплоучета и сэкономить средства"..."Данный семинар показывает ответственное отношение АО "Система" к своим заказчикам, к развитию сферы теплоучета в интересах населения, а не только в интересах занимающихся этой работой фирм"...Комментарии экспертов и выводы могут дополнять друг друга, подчеркивая в целом значимость проведенного мероприятия и роль

организаторов.

Учтем еще несколько требований к тексту пресс-релиза: все имена собственные должны даваться в полном виде, то есть фамилия , имя, отчество без сокращения. Желательно приводить цифры - но не очень много. Предложения лучше использовать простые- минимум причастных и деепричастных оборотов, желательно избегать эпитетов превосходной степени, осторожно использовать образные выражения.

Получив такой текст, редакция оценит его профессиональную готовность (если еще и заголовок будет удачным :проблема хорошего заголовка - вечная болезнь журналистики). Посмотрят на пресс-релиз: редактировать не надо, легко встроить в колонку любого формата - почему бы не опубликовать?

Однако не будем питать иллюзий. Редакция вправе следующим образом поступить с нашим пресс-релизом: выбросить в корзину ( не читая или прочитав), упомянуть в каком-то материале, прокомментировать в публикации ( не всегда в желательном для нас варианте), положить в архив на будущее, опубликовать частично или полностью. От нашего профессионализма - не только в написании пресс-релиза- но в "строительстве" взаимоотношений со СМИ - зависит отношение к нашим посланиям.

Построение PR-текста

Следуя рекомендациям ряда отечественных авторов (например, И. Алешиной, А. Чумикова и др.) основными правилами написания PR-текстов будем считать следующие:

• простота изложения, краткость и ясность;

• использование простых слов, повседневного языка аудитории;

• убедительность: факты, цифры, «показ», репортерский стиль -«читатель - очевидец»;

• естественность стиля, соответствие события его описанию.

Простота предложений и ясность формулировок - основные требования к текстам в сфере PR, которые прежде всего должны быть понятны. При подготовке текста специалисту по PR не стоит забывать, что основная задача - не реализация собственных литературных талантов, а успешное восприятие текста получателем, которое возможно лишь тогда, когда получатель сможет быстро и в максимально полном объеме «декодировать» послание и воспринять основные мысли. Перегруженность красочными оборотами, образами, метафорами, эпитетами, отступлениями, которые могут встречаться в журналистских текстах, не свойственна текстам, используемым в PR.

При подготовке PR-текстов автору следует избегать избыточности выражений. Краткость при выражении своих мыслей - одно из основных требований к PR-текстам. Простота изложения должна сочетаться с использованием простых, общеупотребительных и нейтральных лов литературного языка, за исключением тех случаев, когда необходимо использование специальных терминов и сложных названий. Считается, что употребление длинных слов также перегружает текст, поэтому соотношение длинных и коротких, слов не должно превышать соотношения 1:10. При подготовке некоторых PR-текстов (пресс-релиз) следует также избегать частого использования прилагательных и наречий, которые загромождают текст, а от использования причастных и деепричастных оборотов лучше совсем отказаться. В то же время активное использование глаголов и существительных придает тексту динамизм и облегчает его восприятие получателем - будь то журналист, редактор или непосредственно представитель общественности.

Для достижения ясности и краткости часто используются проверенные правила, принятые в информационных агентствах. Так, краткие и ясные предложения не должны содержать более одной идеи или образа. Средняя длина предложения не должна превышать 20 слов. Оптимальная длина предложения составляет 12-15 слов.

Большую роль играет и ритм текста - сочетание предложений, имеющих определенную длину. Одинаковая длина предложения создает ощущение монотонности. Наиболее удачным ритмом (чередованием предложений разной длины) считается «длинное» - «короткое» — «очень короткое» — «немного длиннее».

Как и рекламное сообщение, PR-текст строится по канонам журналистики новостей, четко распадаясь на три части - заголовочный комплекс, основной текст, реквизиты.

Важное значение имеют такие факторы, как концепция обращения, идея PR-текста, его тема, дизайн PR-текста, уровень литературного мастерства, своевременность появления PR-текста.

Оригинальность PR-текста, его изюминка, отличает данный текст от подобных произведений других PR-агентств. Это может быть неожиданный аспект привычного явления, остроумное сравнение, мастерская характеристика достоинств кого-либо или чего-либо. Интересы целевой аудитории - надежный ориентир для создания выразительного, эффективного PR-текста. Текст должен восприниматься массовым сознанием как привычный по форме, занимательный по содержанию, как полезный совет по своему практическому назначению.

Доверие публики к автору, составителям PR-текста (т. е. доверие к тексту) переносится затем на излагаемые идеи, доводы, аргументы и влияет, наконец, на планируемое изменение поведения целевой аудитории, на принятое избирателем решение.

Для написания эффективного PR-текста необходимо учитывать не только грамматические, стилистические факторы, но и психологические моменты восприятия информации человеком, важно учитывать жанровые особенности и направленность на определенную целевую аудиторию.

При подготовке PR-обращений необходимо учитывать специфику не только целевой аудитории, но и каждого канала коммуникации.

Являясь наиболее эффективным и мощным каналом коммуникации, телевидение стало основным и главным канапом массовой коммуникации. Массовый характер коммуникации посредством телевидения не является абсолютной ценностью, поскольку не все PR-кампании проводятся в расчете на значительные сегменты общества. Более того, телевидение остается самым дорогим средством коммуникации. Поэтому использовать такой мощный рычаг PR-воздействия, как телевидение, нужно очень осторожно и аккуратно.

Печатные СМИ как источник информации обладают по сравнению с телевидением несколькими важными преимуществами: они более избирательны, более дешевы и позволяют аудитории при необходимости сохранить информацию. К сожалению, оперативность печатных СМИ значительно ниже электронных.

Радио, бывшее в свое время наиболее прогрессивным и оперативным каналом массовой информации, несколько сдало свои позиции. Тем не менее

Выводы.

Существует разнообразие жанров PR-текстов, отличающихся по содержанию и по форме от журналистских текстов. PR-специалистам необходимо разбираться в особенностях их подготовки.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие требования предъявляются к подготовке PR-текстов?

2.Напишите следующие документы: пресс-релиз, заявление, обращение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Налаживание эффективных связей с общественностью, управление общественными отношениями в современном обществе невозможно без новых коммуникативных технологий и помощи PR-специалистов, владеющих этими технологиями.

Связи с общественностью (PR) прошли длительный исторический путь своего формирования и развития. Возникнув в США и Западной Европе, они нашли сравнительно недавно признание и в России. Сложились различные модели PR, каждая из которых имеет свое преимущество и недостатки. Опора на них определяет эффективность деятельности PR.

Существует сложившаяся на Западе система саморегулирования PR и рекламной деятельности, вырабатывающая стандарты этичного поведения. Создан соответствующий правовой механизм, с учетом которого необходимо осуществлять PR и рекламную деятельность. Сложилась система государственного регулирования отношений в названных сферах. В арсенале PR и рекламистов существует множество специальных технологий, позволяющих повысить эффективность взаимодействия с различными группами общественности. Овладение этими технологиями является одной из важнейших задач профессионального становления специалистов по связям с общественностью. В то же время, деятельность PR не должна сводиться к использованию технологий, она имеет более широкий аспект. Управленческая деятельность PR должна осуществляться с учетом специфики различных общественных сфер, таких как власть и государственное управление, бизнес, некоммерческие организации, СМИ. Здесь должны применяться с учетом специфики этих сфер различные PR-технологии. Они дают эффект в том, случае, если применяются интегрировано.

В практике осуществления PR-проектов хорошо себя зарекомендовали модульные технологии. Они должны применяться с учетом возникающей ситуации. Набор элементов модуля в каждой конкретной ситуации должен быть разным. Это требует от PR-специалиста креативного подхода в реализации PR-проекта.

Список литературы.