Раздел 12. 3. Особенности политического консультирования в России.
Цели изучения раздела.
Ознакомление с опытом и тенденциями формирования политического консалтинга в России.
Особенностью политического консалтинга в Росси является то, что формируется в системе координат «власть-экономика». Политическим партиям, их лидерам и обслуживающим их политическим консультантам приходится учитывать сложившийся в 90-е гг. ХХ века феномен раздвоения сознания электората. Часть граждан на выборах готова была голосовать за партию, потому что нравился ее лидер, а не сама программа деятельности, а часть за партию, программу деятельности, но при этом не нравился ее лидер.
Реформа 2004 г. стала Рубиконом для политического консалтинга в России. Сворачивание институтов прямой демократии – фактическое назначение губернаторов, отмена выборов депутатов Государственной Думы по одномандатным округам, обязательное введение смешанной системы комплектования представительных органов власти субъектов Федерации, ужесточение регистрации политических партий и доминирование в информационном пространстве партии власти – все это заставило экспертов говорить о девальвации политконсалтинговой индустрии в стране и «закате» профессии.
Между тем в России за последние годы сформировалось профессиональное сообщество, масштаб которого составляет несколько тысяч человек. На портале избирательной ассоциации России приводится список тысячи наиболее известных и влиятельных консультантов. Большая часть этих специалистов работает в известных консалтинговых структурах. Ряд агентств занимается преимущественно только политическими проектами.
Основные направления консалтинга – это:
Формирование и поддержка национального имиджа, имиджа органов власти, общественных объединений, программ. Персональный политический брендинг – это работа, связанная с позиционированием и продвижением имиджа конкретной персоналии-политика в политическом и информационном поле. Превращение человека в политический бренд. Как пример можно привести деятельность лидера ЛДПР В.В. Жириновского. Характерный пример, когда глава крупной бизнес-структуры идет в политику, либо региональный политический деятель планирует федеральное паблисити. Уместно привести пример с бизнесменом Прохоровым, который был инициатором создания новой партии «Правое дело», которая потерпела поражение на выборах 2011 г. в Государственную Думу, немалая заслуга в этом Прохорова, занявшего неверную позицию, его сместили с поста председателя партии, но имиджу уже был нанесен существенный ущерб. Одно из направлений деятельности – политический лоббизм. Под текущим политическим консультированием понимается работа по широкому спектру вопросов, начиная с проведения местного и регионального референдума и заканчивая созданием общественно-политического движения, формирование публичного имиджа.
Основные заказчики – чиновники высшего звена, должностные лица министерств и ведомств. Специальными политическими проектами могут быть креативное, организационное и информационное сопровождение кампании по сбору подписей граждан в поддержку социально значимой инициативы, проведение акций протеста. В этом случае консультант выполняет комплексную работу на всех этапах разработки, проведения и оценки эффективности мероприятия, выступая в роли аналитика, социолога, специалиста по работе со СМИ.
Львиную долю работы занимает выборный консалтинг. В российском политическом консалтинге просматриваются тенденции снижения капитализации рынка консалтинга за счет выборного сегмента. Происходит перераспределение заказов в смежные отрасли. Уменьшается количество профессиональных политконсультантов, их переход в бизнес- Pr и смежные отрасли консалтингового рынка.
В России заявили о себе несколько десятков фирм, занятых изучением политического рынка, подготовкой аналитических материалов. Это «Николо М», Центр прикладных избирательных технологий, Институт политических исследований, Фонд «Политика», Фонд «ИНДЕМ» и др. Годовой оборот средств в российском электоральном бизнесе составляет 1 млрд долл.
В целом становлению отечественного консалтинга способствуют:
- размытость социальных границ и нестабильность партийно-политической системы, а в последние годы сокращение числа партий;
- значительная численность «плавающего» электората, не имеющего стабильных идеологических симпатий;
- обретение представителями политической элиты навыков самосохранения и самовоспроизводства;
- наличие политико-консультационных структур.
Противодействуют становлению политического консалтинга в России:
- усиливающееся вмешательство власти в электоральное пространство, использование административного ресурса;
- высокая степень управляемости российского электората;
- несовершенство избирательного законодательства;
- использование политическими стратегами грубого манипулирования мнением и поведением граждан.
Что касается оценки формирующейся модели российского политконсалтинга, то ее можно считать эклектичной, она опирается и на европейский и на американский опыт. Это отчасти объясняется отсутствием достаточного собственного опыта, нестабильностью политической обстановки, отсутствием традиций политической жизни и другими причинами. В то же время востребованность в политическом консультировании достаточно велика.
Выводы
Политическое консультирование является неотъемлемым атрибутом современной политической деятельности. Для этого существуют причины, рассмотренные выше. Результатом внедрения политконсалтинга в политический процесс стало формирование национальных моделей консалтинга. Речь идет о двух сложившихся моделях: - это американская и западноевропейская модель, имеющих свою специфику. Российская модель политического консалтинга находится в стадии становления, развивается противоречиво, имеет эклектичный характер. В России развитие политконсалтинга становится существенным фактором эффективности политического государственного управления.
Вопросы для самоконтроля.
1. Определите понятия «политическое консультирование», «политический консультант.
2. Покажите отличия американской и европейской моделей политического консалтинга.
3. В чем особенности формирующейся в России модели политического консультирования?
4. Какие факторы способствовали зарождению современного политконсалтинга?
5. Назовите известные вам фирмы в области политического консалтинга.
Лекция 9.
- Государственное образовательное учреждение
- Тема 1. Правовое регулирование pr-деятельности в Российской Федерации.
- Раздел 1.1. Информационное право как основа регулирования
- Раздел 1.2. Закон рф «о средствах массовой информации» и его роль
- Тема 2. Правовой аспект взаимоотношений с потребителями в системе связей
- Раздел 1.1. Основы взаимоотношений с потребителями и
- Раздел 2.2. Система государственного контроля и общественной защиты
- Тема 3 Правовое регулирование защиты информации и гарантии
- Раздел 3.1.Законодательство об открытой и конфиденциальной
- Раздел 3.2. Система защиты и ответственность за разглашение
- Тема 4. Международный опыт правового и этического регулирования
- Раздел 4.1. Правовое регулирование pr-деятельности зарубежных стран.
- Раздел 4.2. Международные профессиональные объединения pr
- Раздел 4.3. Основные положения Российского Кодекса этических
- Тема 5. Негосударственная система регулирования рекламной деятельности.
- Раздел 5.1. Этические проблемы рекламной деятельности.
- Раздел 5.2. Саморегулирование рекламной деятельности.
- Раздел 5.3. Саморегулирование рекламной деятельности
- Тема 6. Кодексы рекламной деятельности.
- Раздел 6.1. Международный кодекс рекламной практики.
- Раздел 2. Рекламные кодексы России и Великобритании.
- Тема 7. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- Раздел 7.1. Особенности рекламного законодательства в развитых
- Раздел 7.2. Особенности Закона рф «о рекламе»
- Раздел 7.3. Государственное регулирование рекламной деятельности.
- Раздел 7.4. Авторское право в рекламе.
- Тема 8. Политическое консультирование.
- Раздел 8.1. Политическое консультирование, его сущность и функции.
- Раздел 8.2. Национальные модели консалтинга.
- Раздел 12. 3. Особенности политического консультирования в России.
- Тема 9. Модульные технологии в реализации pr-проектов.
- Раздел 9.1. Понятие модульных технологий, содержание и предназначение.
- Раздел 9.2. Базовые материалы как содержательная сторона pr-проекта.
- Тема 10. Интернет-технологии связей с общественностью.
- Раздел 10.1. Интернет как новый коммуникационный канал.
- Раздел 10.2. Специфика построения pr-коммуникации в Интернете.
- Тема 11. Основные направления сотрудничества со сми в pr-деятельности и
- Раздел 11.1. Письменные, устные, визуальные средства pr-коммуникаций
- 1.Наличие точно ориентированной на пр-проект базы данных сми.
- 2.Спланированную на год периодичность проведения пресс-конференций (брифингов), приемов для журналистов.
- 3.Регулярная рассылка пресс-релизов.
- 4. Наличие договоров со сми по поводу освещения деятельности организации.
- 5.Мониторинг сми, отслеживание обратной связи.
- 6.Создание информационных поводов для сми, которые вызовут интерес и будут освещены.
- 7.Учет правовых аспектовобеспечение взаимоотношений со сми (готовность грамотно защитить интересы организации в случае судебных разбирательств).
- 9. Создание и обслуживание Интернет-представительства (сайта).
- Раздел 11.2. Проведение мероприятий с прессой.
- Раздел 11.3. Особенности презентации как распространенного
- Тема 12. Pr-тексты в сми.
- Раздел 12.1. Исследования и планирование в pr-деятельности.
- Раздел 12. 2. Жанровое своеобразие pr-текстов.
- Разновидности и особенности pr-текстов
- 1.1 Основная литература
- 1.2 Дополнительная литература