logo
Конспект лекций по дисц

Раздел 12. 3. Особенности политического консультирования в России.

Цели изучения раздела.

Ознакомление с опытом и тенденциями формирования политического консалтинга в России.

Особенностью политического консалтинга в Росси является то, что формируется в системе координат «власть-экономика». Политическим партиям, их лидерам и обслуживающим их политическим консультантам приходится учитывать сложившийся в 90-е гг. ХХ века феномен раздвоения сознания электората. Часть граждан на выборах готова была голосовать за партию, потому что нравился ее лидер, а не сама программа деятельности, а часть за партию, программу деятельности, но при этом не нравился ее лидер.

Реформа 2004 г. стала Рубиконом для политического консалтинга в России. Сворачивание институтов прямой демократии – фактическое назначение губернаторов, отмена выборов депутатов Государственной Думы по одномандатным округам, обязательное введение смешанной системы комплектования представительных органов власти субъектов Федерации, ужесточение регистрации политических партий и доминирование в информационном пространстве партии власти – все это заставило экспертов говорить о девальвации политконсалтинговой индустрии в стране и «закате» профессии.

Между тем в России за последние годы сформировалось профессиональное сообщество, масштаб которого составляет несколько тысяч человек. На портале избирательной ассоциации России приводится список тысячи наиболее известных и влиятельных консультантов. Большая часть этих специалистов работает в известных консалтинговых структурах. Ряд агентств занимается преимущественно только политическими проектами.

Основные направления консалтинга – это:

Формирование и поддержка национального имиджа, имиджа органов власти, общественных объединений, программ. Персональный политический брендинг – это работа, связанная с позиционированием и продвижением имиджа конкретной персоналии-политика в политическом и информационном поле. Превращение человека в политический бренд. Как пример можно привести деятельность лидера ЛДПР В.В. Жириновского. Характерный пример, когда глава крупной бизнес-структуры идет в политику, либо региональный политический деятель планирует федеральное паблисити. Уместно привести пример с бизнесменом Прохоровым, который был инициатором создания новой партии «Правое дело», которая потерпела поражение на выборах 2011 г. в Государственную Думу, немалая заслуга в этом Прохорова, занявшего неверную позицию, его сместили с поста председателя партии, но имиджу уже был нанесен существенный ущерб. Одно из направлений деятельности – политический лоббизм. Под текущим политическим консультированием понимается работа по широкому спектру вопросов, начиная с проведения местного и регионального референдума и заканчивая созданием общественно-политического движения, формирование публичного имиджа.

Основные заказчики – чиновники высшего звена, должностные лица министерств и ведомств. Специальными политическими проектами могут быть креативное, организационное и информационное сопровождение кампании по сбору подписей граждан в поддержку социально значимой инициативы, проведение акций протеста. В этом случае консультант выполняет комплексную работу на всех этапах разработки, проведения и оценки эффективности мероприятия, выступая в роли аналитика, социолога, специалиста по работе со СМИ.

Львиную долю работы занимает выборный консалтинг. В российском политическом консалтинге просматриваются тенденции снижения капитализации рынка консалтинга за счет выборного сегмента. Происходит перераспределение заказов в смежные отрасли. Уменьшается количество профессиональных политконсультантов, их переход в бизнес- Pr и смежные отрасли консалтингового рынка.

В России заявили о себе несколько десятков фирм, занятых изучением политического рынка, подготовкой аналитических материалов. Это «Николо М», Центр прикладных избирательных технологий, Институт политических исследований, Фонд «Политика», Фонд «ИНДЕМ» и др. Годовой оборот средств в российском электоральном бизнесе составляет 1 млрд долл.

В целом становлению отечественного консалтинга способствуют:

- размытость социальных границ и нестабильность партийно-политической системы, а в последние годы сокращение числа партий;

- значительная численность «плавающего» электората, не имеющего стабильных идеологических симпатий;

- обретение представителями политической элиты навыков самосохранения и самовоспроизводства;

- наличие политико-консультационных структур.

Противодействуют становлению политического консалтинга в России:

- усиливающееся вмешательство власти в электоральное пространство, использование административного ресурса;

- высокая степень управляемости российского электората;

- несовершенство избирательного законодательства;

- использование политическими стратегами грубого манипулирования мнением и поведением граждан.

Что касается оценки формирующейся модели российского политконсалтинга, то ее можно считать эклектичной, она опирается и на европейский и на американский опыт. Это отчасти объясняется отсутствием достаточного собственного опыта, нестабильностью политической обстановки, отсутствием традиций политической жизни и другими причинами. В то же время востребованность в политическом консультировании достаточно велика.

Выводы

Политическое консультирование является неотъемлемым атрибутом современной политической деятельности. Для этого существуют причины, рассмотренные выше. Результатом внедрения политконсалтинга в политический процесс стало формирование национальных моделей консалтинга. Речь идет о двух сложившихся моделях: - это американская и западноевропейская модель, имеющих свою специфику. Российская модель политического консалтинга находится в стадии становления, развивается противоречиво, имеет эклектичный характер. В России развитие политконсалтинга становится существенным фактором эффективности политического государственного управления.

Вопросы для самоконтроля.

1. Определите понятия «политическое консультирование», «политический консультант.

2. Покажите отличия американской и европейской моделей политического консалтинга.

3. В чем особенности формирующейся в России модели политического консультирования?

4. Какие факторы способствовали зарождению современного политконсалтинга?

5. Назовите известные вам фирмы в области политического консалтинга.

Лекция 9.