logo
Конспект лекций по дисц

Раздел 8.2. Национальные модели консалтинга.

Цели изучения раздела.

Ознакомление с особенностями национальных моделей консалтинга, сложившихся на Западе в контексте нового стиля политической жизни.

Сложившиеся на Западе модели политического консалтинга предопределяются новым стилем политической жизни. Его характеризует:

- выдвижение в центр кампаний не партии, а конкретного кандидата, запоминающегося избирателям не его идеями, а индивидуально-личностными качествами, имиджем;

- подготовка кампаний посредством серьезных маркетинговых исследований, адаптация к полученным данным первоначального варианта стратегии и тактики кандидата, проведение мониторинга, позволяющего выявить степень влияния кампании на избирателей;

- широкомасштабное использование СМИ;

- специфика телевизионного жанра коренным образом меняет классический политический стиль, сегодня побеждает кандидат не доминирующий, а умеющий общаться.

В ходе политических кампаний формируется национальное самосознание.

В основе доминирующей сегодня модели политического консультирования находится опыт США. Существует ее версия с учетом специфики политической жизни во Франции. Французская модель существенно отличается от американской. На президентских выборах 1965 г. М.Бонгран, создавая образ представителю центристских сил, Ж.Леканюэ, впервые сделал ставку на имидж кандидата. В отличие от США во Франции политические консультанты были восприняты иначе – как продавцы живого товара, манипуляторы. Предубеждение против профессиональных консультантов во Франции существует и сегодня в общественном мнении. Покидая в 1995 г. пост президента В.Миттеран с сожалением говорил л том, что ныне кандидат в президенты должен быть знатоком рекламного бизнеса, трибуном, писателем, артистом. – короче, всем чем угодно, только не государственным деятелем.

Следует напомнить, что еще в древний период истории римский политический деятель и ученый М.Т.Цицерон, рисуя образ добродетельного правителя, полагал, что политический лидер должен обладать таким качеством, как красноречие, даром убеждения, т.е. развитым ораторским искусством, что отсутствует у многих современных политиков, и поэтому они проигрывают. Поэтому трудно согласиться с мнением Ф.Миттерана. Помочь политику при создании позитивного имиджа овладеть ораторским искусством и другими необходимыми навыками во взаимодействии с аудиторией – одна из задач современного политического консалтинга.

Опыт Франции показывает, что отказ от профессиональной организации избирательной кампании, даже на местном уровне, означает неминуемый провал для любого кандидата, потому что изменился сам избиратель с его притязаниями в отношении умений кандидата, возросла конкуренция. Без профессиональной помощи не обойтись. Масштабы политконсалтинга во Франции иные, чем в США. Это обусловлено: общеполитическим контекстом, в котором велика значимость политических идей и программ: менее важная по сравнению с США роль контролируемых государством СМИ в избирательном процессе; нехватка финансовых средств на проведение регулярных социологический исследований.

В то же время французский опыт консалтинга содержит много оригинальных черт. Франция имеет сильную систему партий, базирующихся на социокультурном расколе нации и устойчивой партийно-политической самоидентификации граждан. Во Франции, как и в России, недостаточно развита культура политического консенсуса, преемственности. Спецификой политической жизни является неуступчивость и непримиримость, а признаком хорошего тона считается неустанная критика правительства. Избирательные кампании здесь носят преимущественно политический, а не технологический характер, и наряду с имиджем кандидатов важную роль играют их программы, партийная принадлежность.

Организация политических кампаний здесь осуществляется не только силами политконсультантов, но и партийных организаций. В отсутствие партийной поддержки во Франции практически невозможно выиграть выборы даже при наличии сильной команды консультантов. Многие партии, чтобы победить, используют тактику блокирования. Именно благодаря такой тактике в 1981г., объединившись на выборах во втором туре с коммунистической партией Франции и демократической партией, победил на выборах, став президентом лидер новой социалистической партии Ф.Миттеран.

Главная особенность французской и европейской модели политконсалтинга – это партийно-политическое обеспечение кампаний, которое существует наряду с технологическим обеспечением, осуществляемым профессиональными консультантами.

Таким образом, в отличие от американской модели политконсалтинга, где ставка делается на политтехнологи и раскручивание имиджа кандидата, во Французской модели ставка делается на партийную принадлежность, раскручивание политических идей и программ.