Раздел 8.2. Национальные модели консалтинга.
Цели изучения раздела.
Ознакомление с особенностями национальных моделей консалтинга, сложившихся на Западе в контексте нового стиля политической жизни.
Сложившиеся на Западе модели политического консалтинга предопределяются новым стилем политической жизни. Его характеризует:
- выдвижение в центр кампаний не партии, а конкретного кандидата, запоминающегося избирателям не его идеями, а индивидуально-личностными качествами, имиджем;
- подготовка кампаний посредством серьезных маркетинговых исследований, адаптация к полученным данным первоначального варианта стратегии и тактики кандидата, проведение мониторинга, позволяющего выявить степень влияния кампании на избирателей;
- широкомасштабное использование СМИ;
- специфика телевизионного жанра коренным образом меняет классический политический стиль, сегодня побеждает кандидат не доминирующий, а умеющий общаться.
В ходе политических кампаний формируется национальное самосознание.
В основе доминирующей сегодня модели политического консультирования находится опыт США. Существует ее версия с учетом специфики политической жизни во Франции. Французская модель существенно отличается от американской. На президентских выборах 1965 г. М.Бонгран, создавая образ представителю центристских сил, Ж.Леканюэ, впервые сделал ставку на имидж кандидата. В отличие от США во Франции политические консультанты были восприняты иначе – как продавцы живого товара, манипуляторы. Предубеждение против профессиональных консультантов во Франции существует и сегодня в общественном мнении. Покидая в 1995 г. пост президента В.Миттеран с сожалением говорил л том, что ныне кандидат в президенты должен быть знатоком рекламного бизнеса, трибуном, писателем, артистом. – короче, всем чем угодно, только не государственным деятелем.
Следует напомнить, что еще в древний период истории римский политический деятель и ученый М.Т.Цицерон, рисуя образ добродетельного правителя, полагал, что политический лидер должен обладать таким качеством, как красноречие, даром убеждения, т.е. развитым ораторским искусством, что отсутствует у многих современных политиков, и поэтому они проигрывают. Поэтому трудно согласиться с мнением Ф.Миттерана. Помочь политику при создании позитивного имиджа овладеть ораторским искусством и другими необходимыми навыками во взаимодействии с аудиторией – одна из задач современного политического консалтинга.
Опыт Франции показывает, что отказ от профессиональной организации избирательной кампании, даже на местном уровне, означает неминуемый провал для любого кандидата, потому что изменился сам избиратель с его притязаниями в отношении умений кандидата, возросла конкуренция. Без профессиональной помощи не обойтись. Масштабы политконсалтинга во Франции иные, чем в США. Это обусловлено: общеполитическим контекстом, в котором велика значимость политических идей и программ: менее важная по сравнению с США роль контролируемых государством СМИ в избирательном процессе; нехватка финансовых средств на проведение регулярных социологический исследований.
В то же время французский опыт консалтинга содержит много оригинальных черт. Франция имеет сильную систему партий, базирующихся на социокультурном расколе нации и устойчивой партийно-политической самоидентификации граждан. Во Франции, как и в России, недостаточно развита культура политического консенсуса, преемственности. Спецификой политической жизни является неуступчивость и непримиримость, а признаком хорошего тона считается неустанная критика правительства. Избирательные кампании здесь носят преимущественно политический, а не технологический характер, и наряду с имиджем кандидатов важную роль играют их программы, партийная принадлежность.
Организация политических кампаний здесь осуществляется не только силами политконсультантов, но и партийных организаций. В отсутствие партийной поддержки во Франции практически невозможно выиграть выборы даже при наличии сильной команды консультантов. Многие партии, чтобы победить, используют тактику блокирования. Именно благодаря такой тактике в 1981г., объединившись на выборах во втором туре с коммунистической партией Франции и демократической партией, победил на выборах, став президентом лидер новой социалистической партии Ф.Миттеран.
Главная особенность французской и европейской модели политконсалтинга – это партийно-политическое обеспечение кампаний, которое существует наряду с технологическим обеспечением, осуществляемым профессиональными консультантами.
Таким образом, в отличие от американской модели политконсалтинга, где ставка делается на политтехнологи и раскручивание имиджа кандидата, во Французской модели ставка делается на партийную принадлежность, раскручивание политических идей и программ.
- Государственное образовательное учреждение
- Тема 1. Правовое регулирование pr-деятельности в Российской Федерации.
- Раздел 1.1. Информационное право как основа регулирования
- Раздел 1.2. Закон рф «о средствах массовой информации» и его роль
- Тема 2. Правовой аспект взаимоотношений с потребителями в системе связей
- Раздел 1.1. Основы взаимоотношений с потребителями и
- Раздел 2.2. Система государственного контроля и общественной защиты
- Тема 3 Правовое регулирование защиты информации и гарантии
- Раздел 3.1.Законодательство об открытой и конфиденциальной
- Раздел 3.2. Система защиты и ответственность за разглашение
- Тема 4. Международный опыт правового и этического регулирования
- Раздел 4.1. Правовое регулирование pr-деятельности зарубежных стран.
- Раздел 4.2. Международные профессиональные объединения pr
- Раздел 4.3. Основные положения Российского Кодекса этических
- Тема 5. Негосударственная система регулирования рекламной деятельности.
- Раздел 5.1. Этические проблемы рекламной деятельности.
- Раздел 5.2. Саморегулирование рекламной деятельности.
- Раздел 5.3. Саморегулирование рекламной деятельности
- Тема 6. Кодексы рекламной деятельности.
- Раздел 6.1. Международный кодекс рекламной практики.
- Раздел 2. Рекламные кодексы России и Великобритании.
- Тема 7. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- Раздел 7.1. Особенности рекламного законодательства в развитых
- Раздел 7.2. Особенности Закона рф «о рекламе»
- Раздел 7.3. Государственное регулирование рекламной деятельности.
- Раздел 7.4. Авторское право в рекламе.
- Тема 8. Политическое консультирование.
- Раздел 8.1. Политическое консультирование, его сущность и функции.
- Раздел 8.2. Национальные модели консалтинга.
- Раздел 12. 3. Особенности политического консультирования в России.
- Тема 9. Модульные технологии в реализации pr-проектов.
- Раздел 9.1. Понятие модульных технологий, содержание и предназначение.
- Раздел 9.2. Базовые материалы как содержательная сторона pr-проекта.
- Тема 10. Интернет-технологии связей с общественностью.
- Раздел 10.1. Интернет как новый коммуникационный канал.
- Раздел 10.2. Специфика построения pr-коммуникации в Интернете.
- Тема 11. Основные направления сотрудничества со сми в pr-деятельности и
- Раздел 11.1. Письменные, устные, визуальные средства pr-коммуникаций
- 1.Наличие точно ориентированной на пр-проект базы данных сми.
- 2.Спланированную на год периодичность проведения пресс-конференций (брифингов), приемов для журналистов.
- 3.Регулярная рассылка пресс-релизов.
- 4. Наличие договоров со сми по поводу освещения деятельности организации.
- 5.Мониторинг сми, отслеживание обратной связи.
- 6.Создание информационных поводов для сми, которые вызовут интерес и будут освещены.
- 7.Учет правовых аспектовобеспечение взаимоотношений со сми (готовность грамотно защитить интересы организации в случае судебных разбирательств).
- 9. Создание и обслуживание Интернет-представительства (сайта).
- Раздел 11.2. Проведение мероприятий с прессой.
- Раздел 11.3. Особенности презентации как распространенного
- Тема 12. Pr-тексты в сми.
- Раздел 12.1. Исследования и планирование в pr-деятельности.
- Раздел 12. 2. Жанровое своеобразие pr-текстов.
- Разновидности и особенности pr-текстов
- 1.1 Основная литература
- 1.2 Дополнительная литература