logo search
Хозяйственное право_Круглова_Уч пос_2-е изд 200

§ 12.4.4. Структура товарного рынка

Структура товарного рынка характеризуется количест­венными и качественными показателями.

К о л и ч е с т в е н н ы е п о к а з а т е л и:

.численность продавцов, действующих на данном рын­ке;

.доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке (в зависимости от целей анализа — с учетом или без учета потенциальных конкурентов);

.показатели рыночной концентрации.

Если анализ состояния конкурентной среды на рынке проводится в связи с возбуждением дела по факту нару­шения антимонопольного законодательства, вероятнее все­го необходим расчет доли по фактически сложившейся структуре рынка (без учета потенциальных конкурентов). Если же анализ выполняется для оценки долгосрочных и перспективных проектов (слияние хозяйствующих субъ­ектов, создание финансово-промышленных групп, приоб­ретение пакетов акций, имущества и др.), целесообразно учитывать возможные объемы реализации на рынке по­тенциальными конкурентами (продавцами) при условии, что вход на рынок новых хозяйствующих субъектов мо­жет осуществляться в кратчайшие сроки (определяемые в зависимости от конкретного рынка, в пределах 1-2 лет) без существенных дополнительных затрат. Затем продав­цы ранжируются по их долям на рынке, анализируется существенность разброса долей участия продавцов на рын­ке и делается вывод о равнозначности (равномерности) присутствия продавцов на нем.

Желательно, чтобы выводы, основанные на анализе ста­тистических данных, характеризующих ситуацию за кон­кретный период времени, были подкреплены анализом ди­намики присутствия на рынке тех или иных продавцов за 3—5 последних лет.

Показатели рыночной концентрации:

А. Коэффициент рыночной концентрации (СЛ). Рассчи­тывается как процентное отношение реализации (постав­ки) продукции определенным числом крупнейших продав­цов к общему объему реализации (поставки) на данном то­варном рынке. Рекомендуется использовать уровень кон­центрации трех (СЛ-3), четырех (СЛ-4), шести (СЛ-6), вось­ми (CR-8), десяти (СЛ-10), двадцати пяти (СЛ-25) крупней­ших продавцов.

Если мы имеем ряд продавцов, ранжированный по их доли продаж на .рынке Д1, Д2, Д3, ..., Д25, то:

Б. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля—Гиршмана (HHJ). Рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем про­давцами.

Расчет индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана

Коэффициент Герфиндаля—Гиршмана показывает, ка­кое место, долю на данном рынке занимают продавцы, вла­деющие малыми долями.

По значениям коэффициентов концентрации и индек­сов Герфиндаля—Гиршмана выделяются три типа рынка:

.I тип — высококонцентрированные рынки:

при 70% < СЛ < 100%; 2000 < HHJ < 10000;

.II тип — умеренно концентрированные рынки:

при 45% < СЛ < 70%; 1000 < HHJ < 2000;

.III тип — низкоконцентрированные рынки:

при СЛ < 45%; HHJ < 1000.

Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов. Чем больше продавцов с равномасштабной поставкой продукции действует на рын­ке, тем меньше значение соответствующих показателей.

В зарубежной антимонопольной практике коэффициен­ты концентрации (и особенно Герфиндаля—Гиршмана) применяются лишь как отправная точка в исследовании конкретного прецедента и никогда не используются как аргумент для судебного разбирательства.

К а ч е с т в е н н ы е п о к а з а т е л и

Качественные показатели структуры рынка характери­зуют:

.наличие или отсутствие (сила) барьеров входа на ры­нок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

.открытость рынка для межрегиональной и междуна­родной торговли.

Потенциальными конкурентами, которые могут быть соперниками в проникновении на рынок, являются:

а) хозяйствующие субъекты, которые имеют материаль­но-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;

б) хозяйствующие субъекты, которые изготовляют дан­ный товар, но не продают его на территории исследуемого товарного рынка;

в) новые хозяйствующие субъекты, входящие на дан­ный товарный рынок.

Анализ возможностей преодоления барьеров требует экспертной оценки силы барьера и тенденций усиления (ос­лабления) барьера применительно к каждому показателю (фактору), характеризующему силу барьера.

Целесообразно указанную оценку измерять в баллах в диапазоне от —5 (непреодолимый барьер) до +5 (отсутствие барьера) с указанием дальнейшей тенденции изменения си­лы барьера (тенденция к усилению барьера, тенденция к ослаблению барьера, отсутствие явной тенденции). Шкала (ключ) экспертных оценок представлена на схеме 12.5.

Схема 12.5. Шкала (ключ) экспертных оценок силы и тенденций усиления (ослабления) барьера входа на рынок

Для анализа возможностей преодоления барьеров входа на рынок необходимо осуществить экспертную оценку вли­яния на силу барьера каждого показателя (фактора) из со­вокупности показателей, определяющих силу барьера (табл. 12.3).

Таблица 12.3. Экспертная оценка силы барьеров вхождения на рынок потенциальных конкурентов