logo search
Kudryavtsev_V_N_Korobeynikov_B_V_i_dr_Kurs_sovetskoy_kriminolog

§ 4. Предупредительная деятельность, осуществляемая органами внутренних дел

1.           Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, органам внутренних дел, образно говоря, ближе всех приходится иметь де ло с практическим претворением в жизнь политики предупрежде ния преступлений. Это вовсе не означает принижения значения предупредительной деятельности суда или прокуратуры, а являет ся отражением прежде всего того факта, что первоначальные све дения о преступлениях чаще всего поступают в органы МВД (в частности, в милицию). Этим определяется положение милиции, ее место в системе других правоохранительных органов. Работни кам органов внутренних дел (милиции) также часто приходится иметь дело с людьми, которые еще не совершают преступлений, но ведут антиобщественный либо аморальный образ жизни, о чем в милицию поступают сигналы, на которые соответствующие ее службы обязаны реагировать, часто применяя чисто воспитатель- ные меры внепроцессуального порядка либо меры административ- ного принуждения. Наконец, сама сеть различных служб органов внутренних дел служит прежде всего делу предупреждения пре ступлений в силу того, что по закону — это их непосредственная функция. Они обязаны делать все для того, чтобы не допустить совершения преступлений в любой отрасли народного хозяйства, в любой сфере общественной жизни (например, аппараты БХСС должны предупреждать хищения в народном хозяйстве, госпож- надзор — не допускать пожаров и т. д.), а если преступления все- таки совершаются, то сделать так, чтобы пресечь их на возможно более ранней стадии (не допустить, при наличии к тому данных, чтобы мелкое хищение стало крупным, чтобы известная группа подростков не совершила серии преступлений и т. д.) либо, нако нец, раскрыть его и тем самым пресечь преступное поведение в дальнейшем.

2.           Формы и методы предупреждения преступлений органами внутренних дел видоизменяются и совершенствуются в соответст вии с требованиями, которые партия и государство ставили и ста вят перед ними на различных этапах развития социалистического государства. Совершенствование общественных отношений, демо кратизация всех форм и методов управления государством и обще ством, естественно, оказывали влияние и на формы и методы пре дупредительной работы органов МВД. В то же время необходимо указать, что для предупредительной деятельности органов вну тренних дел всегда была и остается характерной связь с обще ственностью, опора на общественные организации по месту жи тельства населения и в трудовых коллективах. Без этого непремен ного условия, характерного для социалистического государства и деятельности всех его правоохранительных органов, всякая работа, связанная с преодолением негативных явлений, в том числе и пре ступности, была бы невозможна. И хотя опора на обществен-

82

ность — принцип всеобщий, органы МВД, как и каждый иной государственный орган, претворяют его в жизнь в специфическом виде, наиболее близко отвечающем функциям, формам и методам проводимой ими предупредительной работы.

Общественные организации, которые осуществляют предупреждение преступлений и правонарушений, и формы их взаимодействия с органами МВД не были неизменными. При этом важно подчеркнуть, что, хотя это были добровольные, общественные организации, функции которых заключались преимущественно в воспитательной работе с людьми, попадавшими в поле зрения милиции в связи с их антиобщественным поведением, либо в оказании помощи милиции в некоторых ее действиях по пресечению преступной деятельности известных ей преступников (например, бригады содействия милиции, преобразованные затем в более широкую форму — добровольные народные дружины), деятельность их всегда была основана на законе.

Еще одной важной особенностью совершенствования форм и методов предупредительной деятельности органов МВД является то, что на более ранних этапах работа эта складывалась в значительной степени лишь на основе потребностей, возникающих внезапно или на коротком отрезке времени. По мере же развития науки и проникновения научных начал в практику предупреждения преступности, в частности начал планирования на основе глубокого анализа состояния преступности и всех других явлений, ей сопутствующих, предупредительная работа стала столь же осознанным процессом, как и все другие процессы, основанные на достижениях науки. В последние годы в деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступности активно внедряется не только плановое начало, но и криминологический прогноз.

3. Анализ состояния преступности, выявление причин и условий, ее порождающих и ей сопутствующих, позволяют органам внутренних дел (милиции) наладить учет как самих преступлений, так и учет лиц, совершающих преступления или стоящих на грани их совершения. Такой учет как преступлений, так и указанных лиц является предпосылкой эффективной предупредительной деятельности органов внутренних дел. Каждая отраслевая служба органов внутренних дел имеет такие учеты в соответствии со своими функциями, нуждами и потребностями.

Если охарактеризовать в общей форме (по этапам или видам) содержание предупредительной работы органов внутренних дел (милиции), то она складывается из следующих основных этапов. Первый этап — разработка и осуществление общих направлений предупредительной деятельности на основе анализа состояния, структуры и динамики преступности (как в целом по стране, так и по конкретным регионам). Второй этап — конкретизация общих планов, «приземление» их до уровня коллективов предприятий, учреждений, организаций и места жительства населения. Третий — организация индивидуальной воспитательной работы с лицами, со-

83

стоящими на профилактических учетах в органах внутренних дел либо нарушающих правила социалистического общежития (как со взрослыми людьми, так и с подростками). Четвертый — предупреждение преступлений со стороны лиц, о преступных намерениях которых милиции становится известно. Пятый этап — это раскрытие уже совершенных преступлений с целью недопущения новых преступлений. Наконец, шестой этап — это работа с конкретными людьми, ранее судимыми, с целью недопущения совершения ими новых преступлений.

Следует подчеркуть, что на разных этапах предупредительной деятельности общевоспитательные меры переплетаются с мерами специфическими, присущими только органам внутренних дел. Так, на первых трех из названных этапов применяются такие общевоспитательные меры, как оказание помощи партийным и советским органам в составлении планов профилактики, добровольным народным дружинам — в их повседневной работе, в частности путем обучения членов ДНД советским законам, правилам патрулирования и т. д.; на этих же этапах существенное значение приобретает участие сотрудников органов внутренних дел в правовой пропаганде, проведении бесед воспитательного порядка с лицами, ведущими себя аморально, и т. д. На других этапах появляются такие, например, формы, как осуществление административного надзора. Основная задача административного надзора состоит в том, чтобы не исправившиеся до конца либо неустойчивые люди не совершали новых преступлений, не вступали вновь в связь с преступной средой, не вели антиобщественного образа жизни. При осуществлении административного надзора милиция часто опирается на помощь общественности, в частности по месту жительства поднадзорных, используя возможности общественных пунктов охраны порядка.

Для достижения конечных целей недопущения новых преступлений со стороны лиц, находящихся под административным надзором, важной является проблема повышения его эффективности. По закону надзор за освобожденными из мест лишения свободы устанавливается по месту жительства освобожденных. Поэтому наряду с установлением собственно надзора требуется еще и трудоустройство освобожденного, обеспечение ему нормальных бытовых условий. Решение указанных проблем отнюдь не простая задача, учитывая, что и сами поднадзорные нередко социально запущены или в лучшем случае недостаточно социально адаптированы вследствие длительного разрыва с нормальной жизнью и потерей в значительной степени социально полезных связей.

Естественно, что центром предупредительной работы является место проживания людей. В то же время, учитывая то, что Конституция СССР подняла роль и значение трудовых коллективов как важнейшей социальной ячейки общества, которая прежде всего занимается воспитанием своих членов, воспитательная работа с неустойчивыми людьми получила как бы организационное заверше-

84

 

ие- воспитательная работа может быть непрерывной как по месту аботы, так и по месту жительства. А работники милиции, в частности такой ее большой отряд, как участковые, получили дополни-льные возможности привлекать силы общественности для воздействия на наиболее социально запущенных членов общества. Наличие общественных пунктов охраны порядка по месту жительства граждан дало возможность соединить государственное и общественное начала в деле воспитания неустойчивых людей и пра-вонарушителей. Участковые являются заместителями председате-лей советов общественности по месту жительства населения. Они ведут учет всех правонарушителей на участке, с помощью общественности организуют индивидуальную воспитательную работу с ними, поддерживают связь с руководителями предприятий и учреждений, систематически ставят перед общественностью задачи, вытекающие из складывающейся в процессе борьбы с правонарушениями и преступлениями обстановки, организуют совместно с общественностью борьбу с лицами, недостойно ведущими себя в быту, злоупотребляющими алкоголем, решают все иные задачи, вытекающие из необходимости укрепления общественного порядка на своей территории.

4. Конкретные формы предупредительной работы, осуществляемой органами внутренних дел, рассмотрим применительно к деятельности каждой из служб МВД.

а). В профилактической' работе, осуществляемой милицией, важное место занимают инспекции по делам несовершеннолетних, имеющие на каждом участке (по месту нахождения общественного пункта охраны порядка) своих сотрудников. Главная их задача — опираясь на все государственные органы и общественные организации, в той или иной степени занимающиеся воспитательной работой с несовершеннолетними вообще и несовершеннолетними-правонарушителями в частности, вести работу по недопущению преступлений со стороны подростков. Сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних занимаются профилактической работой с Детьми и подростками младшего и среднего школьного возраста, осуществляют борьбу с безнадзорностью несовершеннолетних. Особой их задачей является работа с родителями или лицами, их заменяющими, особенно с теми, кто плохо воспитывает своих де-'еи, дурно влияет на них своим недостойным примером поведения, ВеДут работу с так называемыми «трудными» семьями и т. д. В в°еи работе по месту жительства сотрудники инспекций по делам ^совершеннолетних опираются на родительские комитеты, детские <0Мнаты милиции на общественных началах и других представите-и общественности. Много внимания уделяют они установлению >нтактов с администрацией школ, профессионально-технических

ЛИЩ. предприятий, учреждений и организаций. Эта форма их

°ты приобрела сейчас особо важное значение в связи с рефор-школьного образования.

"ажной функцией инспекций по делам несовершеннолетних яв-

85

ляется осуществление надзора за проведением воспитательной ра_ боты с подростками, совершившими преступление, но к которым применена отсрочка исполнения приговора. Необходимо указать хотя и на самостоятельную, но тесно связанную со всей другой ра! ботой функцию: выявление взрослых подстрекателей несовершеннолетних к преступлению либо вовлекающих их в пьянство или иной антиобщественный образ жизни. Чем активнее выявляются взрослые подстрекатели, тем эффективнее вся профилактическая работа. В то же время следует иметь в виду, что вследствие процесса акселерации подстрекателем других несовершеннолетних к преступлению может быть и их сверстник, особенно ранее судимый или антиобщественно себя ведущий, являющийся своего рода лидером в подростковом коллективе по месту жительства, по месту учебы или работы. Поэтому в предупредительной работе, помимо выявления взрослых подстрекателей, важной является и проблема выявления «лидеров», а также и возможное их использование (если они не преступники сами и еще не успели стать ими) для достижения позитивных целей.

б). В предупреждении хищений государственного и общественного имущества, взяточничества, спекуляции, должностных злоут потреблений в различных отраслях народного хозяйства, частнопредпринимательской деятельности, хозяйственных преступлений важная роль принадлежит аппаратам по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС). Роль этих аппаратов сейчас особенно значительна в связи с повышенными требованиями ЦК КПСС к вопросам охраны государственного и общественного имущества, к борьбе с бесхозяйственностью, взяточничеством, спекуляцией, стяжательством, лицами, живущими на нетрудовые доходы. В постановлении ЦК КПСС от 2 августа 1979 г. была специально подчеркнута задача укрепления аппаратов БХСС. С тех пор в этом направлении проделана значительная работа, особенно в направлении усиления того, что называется оперативно-розыскной профилактикой.

Наряду с этим сотрудники аппаратов БХСС строят свою работу на основе использования новейших достижений науки, изучения экономики, технологии и техники в различных отраслях народного хозяйства, системы учета и отчетности в производстве, сельском хозяйстве, торговле, планировании, норм расходования сырья и материалов, техники нормирования труда и других вопросов, без знания которых предупредительная работа невозможна. На основе анализа материалов контрольно-ревизионных, финансовых органов, уголовных дел, оперативных материалов они устанавливают способы хищений и других злоупотреблений, совершаемых должностными лицами с тем, чтобы предотвращать другие престУ' пления.

Пользуясь данными о предупрежденных и вскрытых престУ' плениях, аппараты БХСС информируют о них партийные, советские органы, а также вносят представления руководителям преД"

86

 

«ятий, учреждении, организаций, содержащие анализ причин рершения преступлений, условий, им способствующих, напра-енные на их преодоление. Важное место в деятельности аппара-в БХСС имеет предупредительная работа на предприятиях льского хозяйства, в колхозах и совхозах, вытекающая из задач ьіполнения Продовольственной программы, намеченной партией. Частью предупредительной работы БХСС является выявление лиц. живущих не по средствам, на нетрудовые доходы. Чем раньше выявляются такие лица, тем успешнее осуществляется работа по предупреждению хищений и других злоупотреблений.

Предупредительную работу аппараты БХСС проводят в тесном контакте с общественностью. Во многих учреждениях и на предприятиях организуются специальные группы по борьбе за сохранность социалистической собственности, а в составе добровольных народных дружин имеются группы, ведущие борьбу с расхитителями, взяточниками и спекулянтами.

в). В органах МВД функционируют следственные аппараты. Они также ведут предупредительную работу. Поскольку они действуют на основе уголовно-процессуального закона, их деятельность по предупреждению преступлений аналогична работе следственных аппаратов прокуратуры, с той лишь разницей, что следователи органов внутренних дел в силу нахождения их в системе МВД могут лучше использовать для осуществления собственно предупредительных мер работу с конкретными, не взятыми под стражу, людьми, по делу которых ведется расследование, и возможности, которыми обладают другие подразделения органов внутренних дел.

г). Важное место в системе органов внутренних дел (милиции) занимают аппараты охраны общественного порядка (наружная служба, милицейские патрули и т. д.). Работники службы охраны общественного порядка наделены определенными административными правами, применение которых является средством предупреждения более тяжких правонарушений — преступлений. Принятие Основ законодательства СССР об административной ответственности и административных кодексов в союзных республиках, с одной стороны, обогатило аппараты охраны общественного по-рядка дополнительными правами, а с другой — намного усилило значение активной борьбы с административно-наказуемыми право-наРУшениями как средства предупреждения преступлений. Поэто-' четкое соблюдение закона, более решительное реагирование со-РУДников службы охраны общественного порядка на совершение Равонарушений, влекущих за собой применение административ-х взысканий, есть важная составная часть предупреждения пре-плений. В то же время, как и в борьбе с преступлениями, уси-вается воспитательная роль работников охраны общественного Рядка, ибо административное взыскание — не самоцель; работа *на вестись так, чтобы вначале использовать меры предупре-ельно-воспитательного порядка.

87

Успешная предупредительная работа наружной службы милиции возможна лишь тогда, когда она осуществляется в тесном контакте с оперативными отделами милиции и, конечно, в не менее тесной связи с общественностью. В составе управлений (отделов) охраны общественного порядка имеются специальные подразделения, осуществляющие связь с добровольными народными дружинами.

Служба охраны общественного порядка располагает сетью милицейских постов. Вся работа наружной службы милиции организуется на основе учета всех условий и особенностей оперативной обстановки, территориальных особенностей района, возможности милицейских служб, их взаимосвязи.

Значительное место в предупредительной работе занимает деятельность патрульной службы. Сотрудники этой службы имеют возможность быстро реагировать на получаемые ими сигналы о нарушениях общественного порядка на улицах, конфликтных ситуациях, возникающих в местах общественного пользования, в квартирах.

С деятельностью патрульной службы тесно связана работа милицейских патрулей, так называемой вневедомственной охраны, работающих в ночное время, сочетающих охрану конкретных объектов (складов, магазинов и т. д.), где хранятся материальные ценности, и общественного порядка на улицах в ночное время.

Большое место в деятельности службы охраны общественного порядка по предупреждению преступности занимают вопросы борьбы с пьянством, ибо, с одной стороны, пьяницы сами часто совершают преступления, а с другой — становятся жертвами преступников. Лечение и перевоспитание злостных пьяниц проводится в лечебно-трудовых профилакториях МВД, куда подобные лица направляются по приговору суда либо по решению общественности.

д). Важное значение в осуществлении милицией предупредительной работы имеет паспортная служба (отделы, отделения, паспортные столы). Правила, закрепленные в специальных законодательных актах о паспортной системе в стране, позволяют учитывать население, следить за его передвижением (прежде всего, чтобы иметь возможность использовать и регулировать трудовые ресурсы и т. п.), регистрировать различные изменения в социально-демографическом положении граждан и т. д. Существенное значение имеет паспортная система и для учета судимых лиц, особенно за тяжкие преступления, для розыска преступников, скрывавшихся от следствия и суда. Надзор за соблюдением установленных паспортных правил позволяет органам милиции быть в курсе дел, касающихся трудоустройства конкретных лиц, реагировать на факты уклонения людей от общественно полезного труда, особенно со стороны ране< судимых. Учитывая, что проблема борьбы с тунеядцами лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда, остро была поставлена во многих партийных документах, в частності

88

решениях апрельского и октябрьского (1985 года) Пленумов КПСС, предупредительное значение паспортной системы в це-ом и Роль паспортных аппаратов милиции трудно переоценить.

Работники паспортных аппаратов милиции сами или совместно

участковыми инспекторами проводят с такими людьми во-питательную работу, индивидуальные беседы, в необходимых случаях оказывают им содействие в трудоустройстве и всегда стремятся подключить к этой работе общественность, в первую очередь по месту жительства таких людей. Если же лицо злостно нарушает установленные паспортные правила, в отношении него может быть принято решение либо о применении административных санкций, либо о возбуждении уголовного дела и применении уголовного наказания. Но это — крайние меры. В целом же вся паспортная система, как и деятельность сотрудников паспортных аппаратов, носит ярко выраженный предупредительный характер.

е). Разветвленной службой милиции является вневедомственная охрана. Ее сотрудники охраняют государственное и общественное имущество, а также личное имущество граждан путем установления охранной сигнализации и выведения ее на специальные пульты охраны. Это позволяет немедленно реагировать на сигналы о возможном проникновении на объекты или в квартиры граждан преступников и высылать на место происшествия наряды милиции в течение нескольких минут после поступления сигнала.

На основе обследований объектов народного хозяйства, где хранятся материальные ценности, работники вневедомственной охраны вносят руководителям предприятий, организаций и учреждений представления, в которых содержатся конкретные предложения о мерах, необходимых для улучшения охраны этого имущества, помогают учреждениям, организациям и предприятиям разрабатывать необходимые и наиболее эффективные меры охраны, а также совершенствовать технические охранные средства, способствуя тем самым предупреждению преступных посягательств на государственное, общественное имущество и личную собственность граждан.

ж). Особое место в работе милиции занимает предупреждение транспортных преступлений и происшествий. Здесь важную роль Играют аппарйты Государственной автомобильной инспекции

UAH), включая отделы регулирования уличного движения (ОРУД)

Предупредительную деятельность ГАИ в обобщенном виде

свести к следующим формам: агитационно-пропагандистская работа среди населения: лекции, еседы по тематике безопасности движения, использование средств ссовой агитации (листовок, плакатов, фотовитрин, агитационных гомобилей, радио, кино, телевидения, печати), организация в [Илищных конторах, клубах, культурно-просветительных учрежде-

 

89

ниях уголков безопасности движения, проведение с автолюбителя ми собраний по месту жительства или работы и т. д.;

привлечение к административной ответственности пешеходов нарушающих правила уличного движения и создающих аварийную обстановку на транспортных магистралях;

работа с водителями автотранспорта: проведение собраний в автохозяйствах с разбором конкретных правонарушений, заседания дисквалификационных комиссий, на которые приглашаются не только водители — нарушители, но и другие шоферы, а также представители администрации автохозяйств. Предупредительная работа среди водителей проводится и непосредственно на дорогах и автомагистралях: задерживаются шоферы, превышающие допустимую скорость движения или нарушающие правила эксплуатации автотранспорта. Особенно важной является работа по выявлению водителей, управляющих автомашинами в нетрезвом виде, так как большинство автотранспортных преступлений совершается именно такими водителями;

работа с руководителями автохозяйств и общественными организациями в целях улучшения технического состояния автотранспорта, соблюдения правил его содержания и использования, а также принятие мер к ликвидации неисправностей дорожных покрытий, технических средств регулирования на дорогах, освещения и т. д.

Предупредительную работу аппараты ГАИ проводят, опираясь на широкий общественный актив, в частности на комиссии общественного контроля за техническим состоянием автомобилей, на транспортные группы при добровольных народных дружинах, на общественных инспекторов ОРУД-ГАИ, объединенных в парковые, районные и городские советы общественных инспекторов, а также на шоферов-отличников. Сотрудники ГАИ активно участвуют совместно с оперативными и следственными аппаратами органов внутренних дел в розыске похищенного автотранспорта, угнанных автомашин и других автотранспортных средств. Особенно эффективным методом в этом деле является проведение повсеместно ежегодных осмотров автотранспорта и его регистрации.

з). В системе МВД существуют управления (отделы) по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, и прежде всего организующие исполнение условного осуждения с обязательным привлечением освобожденных к труду. Эта мера отбывается соответствующими лицами в местах, определяемых органами МВД и в соответствии с нуждами и запросами народного хозяйства. do-спитательная работа с ними имеет двоякую направленность: с одной стороны, осуществляются воспитательные меры, как это делается применительно к любому правонарушителю в условиях свободы, а с другой — так, как это делается с лицами, отбывающим наказание в местах лишения свободы, ибо эти лица все-таки име ют определенные ограничения. Поэтому деятельность аппарате (и сотрудников) исполнения наказаний, не связанных с лишение

90

ободы, как бы сочетает в себе функции, присущие службам ми-ии, осуществляющим предупредительную работу, и неправильно-трудовым учреждениям МВД. Деятельность же послед-

это работа по исправлению и перевоспитанию осужденных с

целью предупреждения преступлений в будущем. Труд, режим, оспитательная работа — основные способы осуществления этой деятельности.

Важное значение для предупреждения преступлений имеет взаимодействие и взаимная информация между исправительно-трудовыми учреждениями и службой охраны общественного порядка, особенно паспортными аппаратами, ибо осуществление надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, есть, с одной стороны, деятельность самостоятельная, а с другой — продолже-ние индивидуального воздействия с целью закрепления результатов работы исправительно-трудовых учреждений.

Особо необходимо отметить то, что предупредительная деятельность управлений (отделов), исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы (а в определенной, хотя и меньшей, степени и в определенных пределах ИТУ), может быть эффективной, если с осужденными лицами ведут необходимую воспитательную работу общественные организации и администрация предприятий, где они работают. Упущения и недостатки в этой работе, а также осуждение к этим мерам лиц, совершивших тяжкие преступления либо ведущих стойкий антиобщественный образ жизни, могут сказаться отрицательно, и эти люди, находясь в условиях полусвободы, могут вновь встать на преступный путь, чем осложнят всю работу по борьбе с преступностью в местах, где они отбывают эту меру.

и). Ведущая роль в предупреждении преступлений путем их пресечения и раскрытия принадлежит уголовному розыску.

Сотрудники уголовного розыска ведут свою работу так, чтобы узнать о преступных намерениях лица либо группы лиц как можно раньше. Поэтому особо тщательно проверяются сведения о подготавливаемых (и даже еще только замышляемых) преступлениях, поступающие от граждан, представителей общественности либо из Других источников. Именно на этом этапе сотрудники уголовного 'озыска проводят широкий круг предупредительных мероприятий: т индивидуальных бесед с теми, кто намеревается встать на пре-стУпный путь, до привлечения внимания администрации и общевенных организаций предприятий и учреждений к необходимо--ти проведения воспитательной работы с определенными членами РУдовых коллективов. В необходимых случаях сотрудниками уго-•вного розыска ставятся вопросы об организации индивидуально-или коллективного шефства (для подростков — наставничества) ' неустойчивыми людьми либо о применении административных Р воздействия на правонарушителей (но еще не преступников). ольшое предупредительное значение имеет осуществление овным розыском розыска лиц, скрывшихся от следствия и су-

91

да, а также пропавших без вести. В первом случае быстрый по зыск способствует недопущению новых преступлений со сторонк скрывшихся лиц, уже совершивших преступление. Во втором }« случае установление причин пропажи людей без вести позволяет обеспечить выяснение причин преступления (если это было преступление), его раскрытие и предупреждение в будущем преступных проявлений.

Предупреждение преступлений в форме их раскрытия нельзя рассматривать в отрыве от других функций уголовного розыска Имея специфический характер, раскрытие в конечном счете тоже служит главному — предупреждению преступлений. Более подробная характеристика этого рода деятельности уголовного розыска не является предметом криминологического анализа.

Нетрудно увидеть, таким образом, сколь многогранна профилактическая работа, осуществляемая органами внутренних дел. Но в то же время необходимо подчеркнуть, что она осуществляется в рамках функций, принадлежащих этим органам, в рамках, определенных законом.

Нельзя признать правильными существовавшие одно время мнения и попытки переложить на плечи этих органов чуть ли не всю организацию профилактики в целом, когда функции их профилактической деятельности трактовались столь широко, что границы их практически определить было чрезвычайно трудно.