logo search
Готовимся к экзамену

Роль государства в экономике

В XX в. возрастала роль государства в экономике разви­тых стран. В годы первой мировой войны возникла необхо­димость концентрации ресурсов и использования их под конт­ролем государства. Во времена кризисов государство прила­гало усилия по обеспечению стабильности, занятости, эконо­мического роста.

В странах со смешанной экономикой государство во­влечено во все стадии воспроизводственного процесса. Огра­ниченность возможностей механизма рыночного регулирова­ния проявилась уже в конце XIX в., когда появились моно­полии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. Го­сударство было вынуждено регулировать деятельность моно­полий, чтобы защитить интересы потребителей. Антимоно­польное законодательство существует во всех ведущих стра­нах мира, в том числе и в России.

Цели антимонопольной политики государства:

— охрана и поощрение конкуренции;

— контроль над доминирующими на рынке предприятиями;

— контроль над процессом образования монополий;

— контроль над ценообразованием;

— поддержка и защита мелкого и среднего бизнеса;

— защита потребителя.

В антимонопольном регулировании используются прямые методы (запреты, экономические санкции, уголовная ответствен­ность) и косвенные (регулирование цен и налогообложения).

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. привел к пересмотру многих положений либеральных экономических концепций.

Английский экономист Джон Кейнс в 1936 г. пришел к выводу, что проблемы, возникшие в годы кризиса в капита­листической экономике, могут быть разрешены только через государственное регулирование. Он считал, что справиться с безработицей может только активная финансовая политика государства, направленная на регулирование рынка.

Сегодня государство — активный участник рыночных отношений. Государство решает те задачи, которые рынок не в силах решить: перераспределение доходов, регулирование рынка рабочей силы, социальная занятость, установление минимума заработной платы.

Экономическая политика государства — совокупность мер воздействия на экономику для выполнения поставлен­ных задач.

Цели экономической политики:

— стабильный рост объема национального производства;

— поддержание определенного уровня занятости;

— стабилизация уровня цен;

— защита малообеспеченных слоев населения;

— поддержание активного баланса внешней торговли;

— обеспечение условий для развития научно-технического прогресса (НТП);

— антимонопольная профилактика;

— борьба с инфляцией;

— природоохранные мероприятия! Направления государственного регулирования:

— фискальная политика направлена на регулирование го­сударственных расходов и сбор налогов;

— монетарная политика связана с воздействием на денеж­ную массу (купля-продажа ценных бумаг, выпуск денег);

— регулирование доходов осуществляется через регулиро­вание денежного спроса населения и производителей;

— социальная политика направлена на поддержание оп­ределенного уровня жизни;

— внешнеэкономическая политика управляет валютным курсом, включает торговую политику и таможенную де­ятельность, устанавливает тарифы, квоты, контролиру­ет выдачу лицензий.

Важнейшими функциями государства в экономике яв­ляются контроль за рациональным использованием природ­ных ресурсов и охрана окружающей среды.

Для успешного функционирования экономической сис­темы необходимы правовое обеспечение коммерческой дея­тельности, а также судебная защита имущественных интере­сов граждан и коммерческих фирм.

В условиях переходной экономики России с целью ста­новления рыночной экономики государство решает следую­щие задачи:

— формирование новой системы собственности, характер­ной для экономики рыночного типа;

— помощь малому и среднему бизнесу, фермерам;

— поддержка финансово-промышленных групп;

— формирование рыночных институтов, инфраструктуры рынка.

Самыми эффективными способами воздействия государ­ства на экономику являются бюджет и налогообложение.

Налог — это платежи, взимаемые центральными и мест­ными органами власти, идущие в бюджеты соответствующего уровня.

Налоги выполняют следующие функции:

— фискальную, налоги поступают в бюджет;

— регулирующую, с помощью налогов государство стиму­лирует или сдерживает развитие того или иного произ­водства;

— социальную, через налоги перераспределяются доходы населения и поддерживаются неимущие слои. Субъект налога (налогоплательщик) — физическое или юридическое лицо (предприятие, организация, учреждение), которое обязано платить этот налог в законодательном по­рядке.

Объект налога — предмет (доход, имущество, товар), под­лежащий налогообложению.

Источник налога — это доход налогоплательщика (заработ­ная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог.

Налоговой ставкой называют величину налога, прихо­дящуюся на единицу обложения (единица измерения объема налогообложения — рубль, гектар и т. д.). В ряде случаев для налогоплательщиков устанавливаются налоговые льготы — частичное или полное освобождение от уплаты налогов.

Совокупность налогов, методы и принципы их построе­ния, а также способы взимания составляют налоговую систе­му государства.

Основную группу составляют прямые и косвенные нало­ги. Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода или имущества (подоходный налог, налог на наследство, поземель­ный налог). Косвенные устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу (НДС, таможенные пошлины, акцизы) и выплачиваются только при совершении определенных дей­ствий (покупка, продажа).

Главным финансовым планом государства, имеющим силу закона, является государственный бюджет — смета де­нежных доходов и расходов государства. Кроме того, свои бюджеты имеют субъекты федераций, города, учреждения, организации и т. д. Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Источниками средств, поступающих в бюджет, явля­ются налоги и предпринимательская деятельность государ­ства. Эти средства расходуются на содержание государствен­ного аппарата, армии, поддержку отраслей промышленнос­ти, содержание бюджетных организаций (образование, меди­цина, соцобеспечение), инвестиции в народное хозяйство, на государственные закупки, на природоохранные мероприятия. Если доходы бюджета равняются его расходам, то это сбалан­сированный бюджет; если расходы выше доходов, то бюджет будет дефицитным; когда доходы выше расходов, бюджет на­зывается профицитным. При бюджетном профиците средства могут накапливаться у государства на будущее.

Бюджетный дефицит возникает в результате экономичес­кой политики государства или в результате чрезвычайных ситуаций. Преодолевается дефицит сокращением государственных расходов изысканием дополнительных доходов, денежной эмис­сией (выпуском бумажных денег), займами у населения и дру­гих государств и международных финансовых организаций.

Дефицит бюджета приводит к появлению государственно­го долга. Государственный долг— это сумма задолженности государства кредиторам по внутренним и внешним обязатель­ствам. Внутренний государственный долг — задолженность го­сударства перед собственным населением и предприятиями; вне­шний — задолженность государства международным банкам, правительствам иностранных стран, крупным частным банкам.

Самый большой внешний долг у США — около 300 млрд дол., Россия должна 154 млрд; 103 млрд — это долги СССР, 51 млрд — долг самой России, начиная с 1992 г. Самой Рос­сии должны порядка 200 млрд дол. преимущественно разви­вающиеся государства, так что на погашение этих долгов рас­считывать не приходится.

Кредиторы создают специальные организации — клубы, чтобы влиять на выплаты долгов. Наиболее известны Лон­донский клуб, куда входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, состоящий из стран-кредиторов.

Россия, расплачиваясь по своим внешним финансовым обязательствам, не в состоянии погасить растущую внутрен­нюю задолженность.

Если деятельность государства в экономике соответству­ет требованиям рынка, то она способствует развитию произ­водства и повышению уровня жизни населения.