logo search
Konstitutsionnoe_pravo_RF

§ 6. Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации

Из содержания Конституции и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вытекают следующие принципы местного самоуправления.

  1. <QUEST7< FONT>Автономность местного самоуправления. В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление организационно обособлено от системы государственной власти, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В связи с этим влияние государства на определение персонального состава органов и должностных лиц местного самоуправления строго ограничено. Органы местного самоуправления формируются населением муниципального образования самостоятельно, либо через выборные органы. Это в равной степени относится и к должностным лицам местного самоуправления.

Государство вправе вмешиваться в деятельность населения по решению вопросов местного значения исключительно в тех случаях, когда совершено правонарушение, ставящее под угрозу права и свободы граждан, либо иные социально значимые ценности.

  1. <QUEST8< FONT>Самостоятельность местного самоуправления. Муниципальные образования наделяются собственной компетенцией по решению некоторой части публичных вопросов, именуемых вопросами местного значения. Государство, исходя из статьи 12 и главы 8 Конституции Российской Федерации сознательно и добровольно отказалось от части собственных полномочий в пользу населения муниципальных образований.

Вопросы местного значения могут решаться только населением муниципального образования непосредственно или через органы местного самоуправления.

Конституционный суд неоднократно указывал на то, что вопросы местного значения могут и должны решать именно органы местного самоуправления или население непосредственно, а не органы государственной власти. На органы же государственной власти возлагается обязанность создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые и другие условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление (См.: Постановления от 24.01.97 «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // Собрание законодательства Российской Федерации 1997. №5; от 15.01.98, «По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» // Собрание законодательства Российской Федерации 1998. №4; от 30.11.2000 №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000 №50.).

Временное осуществление полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти допускается только в исключительных случаях и только как временная, в основе своей чрезвычайная мера.

Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями подчеркивает самостоятельность местного самоуправления. Государство признает, что полномочия, не связанные с вопросами местного значения должны передаваться в особой процедуре, гарантирующей права органов местного самоуправления и населения муниципальных образований.

  1. <QUEST9< FONT>Независимость местного самоуправления. Население муниципальных образований осуществляет местное самоуправление непосредственно, либо путем создания собственных органов местного самоуправления. Система и структура органов местного самоуправления определяется населением муниципального образования самостоятельно, в рамках, установленных законом. Кроме того, местное самоуправление осуществляется населением муниципального образования исходя из собственных интересов, которые не обязательно совпадают с интересами субъекта Российской Федерации и государства в целом.

Независимость местного самоуправления предполагает наличие собственной ресурсной базы, обеспечивающей эффективное решение вопросов местного значения, в частности, муниципальной собственности, местных налогов и сборов.

  1. <QUEST10< FONT>Ответственность. В системе местного самоуправления ответственность следует понимать в позитивном и негативном смысле.

Ответственность в позитивном смысле означает, что население муниципального образования непосредственно или через соответствующие органы осуществляет местное самоуправление под свою ответственность. Государство передало населению не только полномочия, но и всю полноту ответственности за их осуществление. Например, если как-либо город оказался не готов к зиме, ответственность за это несут прежде всего органы местного самоуправления. Кроме того, государство не несет ответственность по обязательствам муниципальных образований.

Ответственность в негативном смысле, то есть обязанность претерпеть неблагоприятные последствия за нарушение правовых норм, органы местного самоуправления несут ответственность перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.

  1. <QUEST11< FONT>Значительный удельный вес форм непосредственной демократии. Исходя из легального определения местное самоуправление считается деятельностью населения. Законодатель делает особый акцент на том, что эта деятельность осуществляется во-первых непосредственно, и во-вторых, через органы местного самоуправления.

Впрочем, это не значит, что на местном уровне формы непосредственной демократии получили широкое распространение. Значительный удельный вес они имеют только по сравнению с системой государственной власти.

Референдумы на уровне Российской Федерации и ее субъектов в последние годы практически не проводятся. На местном уровне референдумы достаточно часто проводились по территориальным вопросам (объединение муниципальных образований). В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для решения данных вопросов проводится не референдум, а голосование.

Кроме того, на местном уровне, в отличие от уровня Российской Федерации, существует институт отзыва выборных лиц.

Институт народной правотворческой инициативы также получил развитие только в системе местного самоуправления, а такие формы непосредственной демократии как собрания, сходы, конференции граждан в принципе нельзя использовать на ином уровне, кроме муниципального.

Контрольные вопросы:

  1. Назовите главы Конституции РФ, в которых содержатся положения, закрепляющие принципы организации и основное содержание института местного самоуправления

  2. Назовите признаки местного самоуправления, отражающие его общественную природу как формы самоорганизации граждан в местах их совместного проживания

  3. Назовите признаки местного самоуправления, отражающие его взаимосвязь с государственной властью

  4. Перечислите признаки муниципального образования как особого публично-правового образования, субъекта права местного самоуправления

  5. Перечислите типы муниципальных образований, различающиеся в зависимости от их статуса

  6. Назовите общие принципы наделения территории статусом муниципального образования того или иного типа

  7. В чем состоит принцип автономности местного самоуправления?

  8. В чем состоит принцип самостоятельности местного самоуправления?

  9. В чем состоит принцип независимости местного самоуправления?

  10. В чем состоит принцип ответственности местного самоуправления?

  11. Охарактеризуйте значительный вес форм прямой демократии как признак местного самоуправления.

  12. В чем состоят гарантии местного самоуправления?

в 2000 году поступать в Санкт-Петербургский государственный университет из города Н. Абитуриент получил место в общежитии. В один из вечеров его навестили сотрудники милиции. Открыв дверь своей комнаты в общежитии, П. вынужден был предъявить паспорт, так как сотрудники милиции объяснили, что проводится проверка паспортного режима. Убедившись, что с регистрацией у П. все в порядке, милиционеры тем не менее заставили П. собраться и поехать с ними в отделение милиции. На все вопросы и протесты гражданина, милиционеры мотивировали свои действия тем, что П. «очень похож на тех, кто воюет в Чечне».

Правомерны ли были действия милиции?

Какое конституционное право гражданина П. было нарушено?

29.

Гражданин РФ Иванов, зарегистрированный по постоянному месту жительства в городе Львове, фактически проживающий в городе Москве с 1995 г. у родственников, обратился в уполномоченные территориальные органы для регистрации по месту временного пребывания. Однако в регистрации ему было отказано в связи с отсутствием достаточной жилой площади на одного человека для проживания по указанному им адресу. Параллельно гражданин Иванов обратился в московский ОВИР по месту своего фактического проживания за выдачей ему заграничного паспорта, где также получил отказ. Отказ был мотивирован тем, что в соответствии с установленной процедурой граждане обращаются за выдачей загранпаспортов по месту своей постоянной регистрации.

Правомерны ли отказы в регистрации по месту пребывания и выдаче заграничного паспорта гражданину? Если нет, то какие права человека и гражданина оказались нарушенными?

В чем состоит назначение регистрации по месту пребывания и жительства?

В чем состоит процедура регистрации?

Каков порядок выдачи загранпаспорта?

Что может служить основанием отказа в выдаче загранпаспорта?

Приведите известные Вам правовые позиции Конституционного Суда РФ по этому вопросу.

30.

Гражданка А.Р. Сигалова для получения документов о регистрации её права собственности на квартиру была вынуждена потратить несколько дней стоя в очереди на прием к инспектору управления Федеральной регистрационной службы. Она посчитала нарушенным свое право на свободное распоряжение своим временем и право на хорошее настроение, которое было безнадежно испорчено на несколько дней. Кроме того, стояние в очереди, по мнению Сигаловой, нарушило её право на достоинство личности.

В какой суд ей следует обратиться, как обосновать свои требования и будут ли они подлежать удовлетворению?

31.

Согласно части второй статьи 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с последующими изменениями и дополнениями) пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 данного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. Ряд граждан обратились в Мещанский суд г. Москвы с иском о выплате им пенсий за выслугу лет, указывая, что норма указанного закона нарушает принцип равенства граждан, противоречит Конституции РФ и потому не подлежит применению. Мещанский суд г.Москвы обратился в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности данной нормы.

Проанализируйте указанную выше норму закона с точки зрения ее конституционности.

32.

У гражданки Египта и гражданина Израиля, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, родился ребенок. Органы власти как Израиля, так и Египта заявили, что они не предоставят такому ребенку своего гражданства.

Решите задачу. Гражданином какого государства будет родившийся у гражданки Египта и гражданина Израиля ребенок?

33.

Гражданин Турции Селик Беим обратился в строительную фирму "Плюс" с заявлением о приеме на работу. При предъявлении на работу он предъявил разрешение на работу в Российской Федерации, турецкий диплом инженера-строителя, а также туристическую визу. Юрисконсульт фирмы "Плюс" разъяснил Селику Беиму, что для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации ему необходима не туристическая, а деловая виза.

Решите задачу. Правильный ли совет был дан Селику Беиму?

34.

Гражданину Российской Федерации Ибрагимову было отказа в приме на государственную гражданскую службу в связи с наличием у него наряду с гражданством Российской Федерации гражданства Республики Таджикистан.

Отказ в приеме на государственную гражданскую службу Ибрагимов обжаловал в суд.

Какое решение должен принять суд по заявлению Ибрагимова?

35.

Гражданин Иванилов обратился с заявлением о выходе из гражданства Российской Федерации. При рассмотрении соответствующего заявления было установлено, что у гражданина Иванилова имеет задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 2000 рублей, о чем гражданину Иванилову было письменно сообщено.

Иванилов не оспаривал факта задолженности, но просил удовлетворить его заявление о выходе из гражданства Российской Федерации, обещая заплатить указанную сумму сразу же после выхода из гражданства Российской Федерации.

Решите дело.

36.

Гражданин Испании Таварес обратился в МВД РФ с просьбой предоставить ему политическое убежище. В ходе рассмотрения его просьбы было установлено, что Таварес действительно подвергается преследования в Испании за поддержку движения, выступающего с программой предоставления независимости Стране басков.

В ходе рассмотрения ходатайства Тавареса также было выяснено, что Таварес также обладает гражданством Франции, которая заявила о своем согласии предоставить Таваресу политическое убежище.

Решите дело.

37.

Гражданина Г.З. Званцова не пустили в ночной клуб в связи с тем, что его одежда не соответствовала общим требованиям к стилю, предъявляемым для посетителей этого клуба. Администрация клуба при этом сослалась на то, что как частная организация она вправе сама определять круг своих посетителей и может отказать в доступе без объяснения причин.

Званцов посчитал, что стиль в одежде в данном случае выступает в качестве дискриминационного основания для ограничения его прав и обратился в суд с требованием возместить причиненный ему моральный вред.

Имела ли место в описанном случае дискриминация? Распространяется ли ст. 19 Конституции на отношения между частными лицами? Подлежат ли требования Званцова удовлетворению?

38.

Группа депутатов Государственной Думы ФС РФ обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности положений Устава Свердловской области, в соответствии с которыми предусматривалось назначение начальника Управления внутренних дел по области (территориального органа федерального органа исполнительной власти) постановлением Губернатора области по согласованию с Министром внутренних дел.

Дайте конституционную оценку указанному положению. Соответствует ли это положение Устава Конституции РФ? Обоснуйте ответ

39.

В 1996 году в Законодательное собрание Иркутской области группа депутатов внесла законопроект «О планировании территориального развития в Иркутской области». В проекте содержались положения, предусматривающие принципы планирования территориального развития во всей Российской Федерации, систему планов территориального развития в масштабах всей Российской Федерации, а также обязанности Правительства и федеральных органов исполнительной власти по подготовке и согласованию таких планов. В пояснительной записке было отмечено, что проект подготовлен по предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ в отсутствие необходимого федерального регулирования и в рамках осуществления субъектом РФ его права на опережающее правовое регулирование впредь до принятия соответствующего федерального закона.

Оцените аргументацию авторов законопроекта. Допустимо ли осуществление субъектом РФ права опережающего правового регулирования по вопросам, имеющим универсальное значение и для федерального, и для регионального законодателя?

40.

Президент Республики Саха (Якутия) обратился к Президенту РФ с инициативой заключения договора о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ и Республики, в котором предусматривалось бы иное, по сравнению с федеральными законами разграничение полномочий в сферах землепользования, недропользования, природопользования, охраны природы, социальной защиты и поддержки. Свою инициативу Президент Республики Саха мотивировал тем, что Якутия отличается от других субъектов существенными экономическими, географическими особенностями, особенностями расселения населения, которые должны быть дополнительно учтены при разграничении полномочий в договоре путем предоставления дополнительных полномочий органам государственной власти Республики Саха в указанных сферах.

Каковы условия и порядок заключения договора о разграничении полномочий?

41.

Законом о бюджете субъекта РФ было предусмотрено создание фонда на оказание материальной помощи населению области. Средства этого фонда в соответствии с указанным законом должны были распределяться депутатами законодательного органа на оказание помощи малоимущим гражданам, инвалидам, многодетным семьям, ветеранам Великой Отечественной войны в границах их избирательных округов.

Проанализируйте указанную норму закона о бюджете. Какие нормы федерального законодательства надо использовать при данном анализе?

Соответствует ли данная норма федеральному законодательству?

42.

Губернатор области своим распоряжением поручил областной Избирательной комиссии утвердить порядок проведения референдума области по вопросу изменения названия области.

Проанализируйте законность данного распоряжения губернатора.

Какие нормы федерального законодательства должны быть использованы при анализе?

Законно ли данное распоряжение губернатора области?

43.

Прокурор Читинской области обратился в Читинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству положений пункта "в" части 2 статьи 55 Устава Читинской области о том, что председатель Читинской областной Думы подписывает законы области, и пункта "б" части 1 статьи 61 Устава о том, что глава администрации (губернатор) области обнародует законы области, удостоверяя их обнародование путем издания постановления.

По мнению прокурора, в первом случае законодатель Читинской области незаконно расширил полномочия председателя областной Думы, наделив его правом обнародования принятых Думой законов, а во втором случае ограничил главу администрации в праве выбора формы обнародования принятых законодательным органом законов.

Какой федеральный нормативный акт регулирует правила обнародования законов субъектов РФ?

На какое должностное лицо в соответствии с федеральным законодательством возложено обнародование законов субъекта РФ?

Каким нормативным актом устанавливается конкретная форма обнародования законов субъекта РФ?

Соответствуют ли нормы Устава Читинской области федеральному законодательству?

44.

Губернатор Сахалинской области, не справившийся с организацией работы по обеспечению жильем и питанием жителей острова, пострадавших от землетрясения в 2007 году, было отправлен в отставку Президентом РФ. Губернатор посчитал, что он не мог обеспечить то, что от него потребовали, по объективным причинам и обратился в суд с требованием признать свою отставку незаконной.

Что может быть основанием для отставки высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти) субъекта РФ?

45.

В 2007 году Президент республики Татарстан обратился к Президенту РФ с предложением заключить на новый срок договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Республикой Татарстан. Президент дал свое согласие и подписал текст нового договора, однако при одобрении его в Федеральном Собрании возникли трудности, т.к. по заключению юридического управления аппарата Совета Федерации, заключение такого договора не соответствует условиям, предусмотренным действующим федеральным законодательством.

О каких условиях идет речь и в какой форме одобряются такие договоры Федеральным Собранием РФ?

46.

Гражданину А.Х. Жданову было отказано в регистрации его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ в связи с тем, что он не владеет русским языком. По мнению избирательной комиссии, это не позволит ему осуществлять ту деятельность, которая связана с замещение должности депутата федерального парламента.

Соответствует ли отказ Конституции РФ и требованиям действующего законодательства? Если нет, то какая статья Конституции РФ была нарушена? Каково содержание статуса государственного языка РФ?

47.

В рамках проводимой в РФ реформы федеративных отношений группа депутатов Государственной Думы ФС РФ внесла в порядке законодательной инициативы проект федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ».

При рассмотрении концепции закона в первом чтении разгорелась дискуссия. Часть депутатов утверждала, что концепция закона неприемлема, поскольку вопрос о принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий уже урегулирован непосредственно в Конституции и не может быть дополнен или изменен обычным законом. Другая часть депутатов утверждала, что указанный круг вопросов должен регулироваться в рамках определения общих принципов статуса органов государственной власти субъектов РФ, что, собственно, и сделано в Федеральном законе № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», поэтому представленный законопроект следует отклонить в первом чтении в связи с неприемлемостью концепции.

Авторы же законопроекта настаивали на том, что Конституция РФ урегулировала не все вопросы разграничения предметов ведения и полномочий, федеративное устройство согласно ст.71 Конституции РФ находится в ведении РФ, а в рамках предметов ведения РФ могут приниматься федеральные законы.

Дайте конституционно-правовую оценку приведенных трех позиций и обоснуйте Вашу точку зрения по данному вопросу.

48.

Прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими преамбулы и ряда статей Устава (Основного закона) Самарской области, которые провозглашали источником государственной власти Самарской области народ Самарской области.

Проанализируйте соответствие указанных норм Устава Самарской области Конституции РФ и федеральному законодательству?

Какие юридические последствия может иметь подобная формулировка в Уставе субъекта РФ?

Какое решение должен вынести суд по данному делу?

49.

В Конституционный Суд РФ поступило обращение Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в котором содержался запрос о соответствии Конституции РФ Указа Президента РФ «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» в части передачи субъектам РФ права создавать комиссии по помилованию. Государственная Дума РФ считает, что согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ помилование находится в ведении Российской Федерации и является ее исключительной компетенцией.

Каковы полномочия Президента РФ по вопросам помилования и в чем состоит содержание этих полномочий?

Возможна ли передача субъектам Российской Федерации полномочий, закрепленных Конституцией РФ за федеральными органами власти?

Имеет ли место в данном случае передача полномочий от федерального органа государственной власти органам государственной власти субъектов РФ?

50.

В ходе избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания Воронежской области на печатном агитационном плакате были помещены фотографии девяти зарегистрированных кандидатов, баллотирующихся по разным избирательным округам. В соответствии со ст. 43 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», все необходимые выходные данные были указаны. Но заказчиком является всего один зарегистрированный кандидат, и, соответственно, оплата производилась из одного избирательного фонда.

Возможно ли распространение данного печатного агитационного материала по округам, где зарегистрированы все остальные кандидаты, не оплачивавшие издание этого материала?

Какие санкции применимы к данным кандидатам?

51.

Территориальной избирательной комиссией не была обеспечена доставка избирательных бюллетеней на некоторые избирательные участки. В результате на этих участках смогли проголосовать только 10 % избирателей, и выборы были признаны не состоявшимися. Вышестоящая избирательная комиссия обратилась в суд с требованием о расформировании территориальной комиссии.

Есть ли основания для принятия решения о расформировании?

52.

Гражданин Сидоров 34 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации с рождения, решил баллотироваться на пост Президента РФ в порядке самовыдвижения. Собрав предусмотренную федеральным законодательством в такой ситуации инициативную группу граждан, Сидоров обратился в Центральную избирательную комиссию с просьбой зарегистрировать его в качестве кандидата на пост Президента РФ.

Соответствуют ли действующему законодательству намерения и действия Сидорова?

Аргументируйте свой ответ, используя при этом законодательство Российской Федерации.

53.

Используя Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 г. N 51-ФЗ, распределите мандаты между шестью партиями, участвующими в выборах. Условия: в выборах приняли участие 750 избирателей, за партию I было подано 132 голоса, за партию II – 324 голоса, за партию III – 75 голосов, за партию IV - 22 голоса, за партию V 115 голосов, за партию VI – 82 голоса, распределить нужно 10 мандатов.

Аргументируйте свой ответ.

54.

Федеральным Собрание Российской Федерации был принят федеральный закон. Закон поступил на подписание Президенту Российской Федерации. Президент ввиду несогласия с принятым парламентом законом (по его мнению, было нарушение порядка принятия закона) не стал отклонять его в официальном порядке, а вернул закон в Федеральное Собрание с резолюцией «без рассмотрения».

Могло ли Федеральное собрание реализовать процедуру преодоления вето Президента, закрепленную в Конституции Российской Федерации в данной ситуации?

55.

В 2007 году умер бывший Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих обязанностей в 1999 году. Спустя две недели после факта смерти Управление делами Администрации Президента Российской Федерации потребовало от его жены освободить служебную дачу в поселке Горки-2, которую она занимала вместе с мужем?

Правомерны ли действия сотрудников Администрации Президента РФ в рассматриваемой ситуации?

56.

Квалификационная коллегия судей одного из субъектов Российской Федерации дала рекомендацию гражданину Н. для назначения его судьей областного арбитражного суда, после чего личное дело кандидата на должность судьи было направлено в Администрацию Президента РФ. Вскоре личное дело кандидата было возвращено из Администрации Президента обратно в соответствующий арбитражный суд. В сопроводительном письме к личному делу, подписанным начальником одного из управлений Администрации, было указано, что после проведенной в Администрации Президента экспертизы личного дела было решено не подготавливать Президенту указ о назначении гражданина на должность судьи, так как его кандидатура не отвечает установленным в законе квалификационным требованиям к судье арбитражного суда.

Являются ли правомерными действия должностных лиц Администрации Президента РФ?

57.

Гражданин Н. обратился в Конституционный Суд РФ с заявлением об обжаловании Указа Президента Российской Федерации, так как данный указ, по мнению Н., противоречит федеральному закону и нарушает его права.

Правильно ли поступил гражданин Н.? Каков механизм обжалования указов Президента РФ? Кто и каким образом может обжаловать указ Президента РФ?

58.

В Государственную Думу был внесен проект Федерального конституционного закона, устанавливающий неприкосновенность членов Правительства РФ, которые не должны привлекаться к административной или уголовной ответственности без согласия Правительства РФ, даваемого по представлению Генерального прокурора РФ.

Возможно ли принятие такого законопроекта? Каким целям служит институт неприкосновенности в системе взаимоотношений различных ветвей государственной власти? Возможно ли установление неприкосновенности должностных лиц исполнительной власти?

59.

Указ Президента РФ от 25 сентября 2007 г., установивший структуру федеральных органов исполнительной власти, был обжалован в Верховный Суд РФ как не соответствующий федеральному законодательству в части объединения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере управления наукой и образованием. По мнению заявителей, группы депутатов Государственной Думы, статья 28 Федерального закона «Об образовании» предполагает существование специального органа, осуществляющего государственное управление в сфере образования. Не вторгаясь в компетенцию Президента в части определения наименований органов исполнительной власти (хотя в действующем законодательстве, например, в Федеральном законе «Об обороне» устанавливается наименование органа исполнительной власти – “Министерство обороны”, и этот закон сохраняет силу), Государственная Дума установила обязательность существование специально уполномоченного органа в области образования.

Президент РФ возражал, указывая на самостоятельность исполнительной власти в части определения собственной структуры и распределения полномочий между различными органами исполнительной власти, которая вытекает из конституционного принципа разделения властей.

Каково содержание понятий «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти? Как происходит разграничение полномочий между органами государственной власти РФ в части определения видов, системы и структуры федеральных органов исполнительной власти?

60.

Прокурор Тульской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству положения закона области "Об охоте и охотничьем хозяйстве", устанавливающего, что к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях с незачехленным охотничьим оружием, капканами и иными орудиями охоты, собаками без поводков и намордников, другими ловчими животными и птицами либо с продукцией охоты. По мнению Прокурора должен применяться п. 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. N 1548, где не конкретизировано, в каком именно виде должно находиться оружие: зачехленном или нет.

Представители Законодательного Собрания области утверждали, что в связи с отсутствием специального федерального закона, регулирующего отношения в области охоты и охотничьего хозяйства, приоритет имеет закон субъекта Российской Федерации. Вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на федеральном уровне должны регулировать только законами Российской Федерации, но не иными нормативными актами, в частности Указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Каковы полномочия Правительства РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ? Вправе ли Правительство издавать обязательные к исполнению постановления по предметам совместного ведения? Какое место они занимают в системе правовых актов? Какова позиция Конституционного Суда РФ по данному вопросу?

61.

Прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству Распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга о назначении в состав Правительства Санкт-Петербурга начальника УВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Решением Санкт-Петербургского городского суда в удовлетворении заявления было отказано.

Каким должно быть, на ваш взгляд, решение Санкт-Петербургского городского суда?

62.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратилось с мотивированным заключением в Администрацию Губернатора Санкт-Петербурга с просьбой сообщить о сроках приведения принятого в 1994 году распоряжения мэра Санкт-Петербурга в соответствие с действующим законодательством. В заключении был указан срок для дачи ответа – 1 месяц. В указанный срок из Администрации Губернатора Санкт-Петербурга ответа не поступило.

Президент Российской Федерации со ссылкой на уклонение Губернатора Санкт-Петербурга от внесения изменений в указанное распоряжение мэра Санкт-Петербурга, отстранил Губернатора Санкт-Петербурга от должности.

Правомерныли действия Президента РФ?

63.

По итогам рассмотрения дела на заседании одной из палат Конституционного Суда Российской Федерации было вынесено постановление Конституционного суда о признании определенных норм федерального закона несоответствующими Конституции РФ. Спустя два года в Конституционный Суд поступил аналогичный запрос, который опять рассматривался на заседании одной из палат суда. Однако во втором случае Конституционный Суд изменил свою правовую позицию по делу.

Возможно ли последовательное (при рассмотрении разных дел) изменение Конституционным Судом РФ своих правовых позиций?

64.

Гражданин Н. обратился в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации с заявлением о даче ему рекомендации на замещение им вакантной должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации. При этом Н. ссылался на принцип единства статуса судей в Российской Федерации, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Также Н. полагал, что без наличия соответствующего положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ Совет Федерации Федерального Собрания не назначит его на должность судьи.

Правомерны ли действия Н.?

65.

Законом субъекта РФ в качестве оснований досрочного прекращения полномочий судьи Уставного суда были предусмотрены в том числе следующие: 

Входит ли в круг полномочий органов государственной власти субъектов РФ регулирование данного вопроса?

Вправе ли субъект РФ устанавливать дополнительные, по сравнению с предусмотренными в Законе РФ «О статусе судей в РФ», основания досрочного прекращения полномочий судьи уставного суда?

Дайте правовую оценку каждого из названных оснований досрочного прекращения.

66.

Гражданин Армении D, имевший в прошлом гражданство СССР, прибывший в Российскую Федерацию из Армении в январе 2001 г. и постоянно проживавший с этого времени в России у своих родственников, однако не зарегистрированный по месту постоянного жительства, не получавший разрешения на временное пребывание или вида на жительство, обратился после 1 июля 2002 г. с заявлением о приеме его в российское гражданство в упрощенном порядке. Территориальный орган ФМС по месту проживания отказал в приеме заявления D в связи с отсутствием факта его регистрации по состоянию на 1 июля 2002 г. по месту жительства в РФ, что предусмотрено ч.4 ст.14 Федерального закона «О гражданстве РФ». Иные доказательства факта его проживания до 1 июля 2002 г. не были приняты во внимание. Гражданин Армении D оспорил отказ административного органа в приеме его заявления в суд.

Составьте обращение в КС РФ от имени суда общей юрисдикции в связи с проверкой конституционности отдельных положений Федерального закона «О гражданстве РФ», подлежащих применению в конкретном деле, а именно: положения ч.4 ст.14 Федерального закона «О гражданстве РФ» в части требования о регистрации по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 г. как единственной формы удостоверения факта проживания на территории РФ иностранного гражданина или лица без гражданства в целях распространения на него упрощенного порядка приема в российское гражданство.

67.

В Конституционный Суд РФ поступил запрос губернатора Санкт-Петербурга о соответствии Конституции РФ п. 1 ст. 3 Устава Санкт-Петербурга как регулирующей в нарушение ст. 71 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина. В ходе рассмотрения этого дела Конституционный Суд РФ использовал дополнительные аргументы для признания п. 1 ст. 3 Устава не соответствующим Конституции РФ, найдя противоречие также ст. 17 Конституции РФ, хотя это основание не упоминалось сторонами. Суд также самостоятельно запросил стенограммы заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, назначил лингвистическую экспертизу и вызвал свидетелей, а при принятии решения вышел за пределы заявленных требований и признал не соответствующими Конституции РФ не только п. 1 ст. 3, но и подп. 2 п. 1 ст. 11 Устава Санкт-Петербурга.

Каковы принципы конституционного судопроизводства и в чем состоят их особенности по сравнению с принципами других видов судопроизводства?

В чем заключаются особенности принципа состязательности в конституционном процессе? Какова роль и пределы усмотрения суда?

68.

Группа депутатов Государственной Думы РФ обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции РФ и о признании не соответствующим Конституции Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Суд, несмотря на возражения депутатов, разделил их запрос на два. При рассмотрении запроса о соответствии закона Конституции возник спор относительно представления позиции Государственной Думы РФ, так как обратившиеся с запросом депутаты утверждали, что позиция, высказываемая представителем, отражает позицию Председателя Думы, а не органа в целом. В ходе рассмотрения дела один из депутатов, входивших в группу, утратил гражданство Российской Федерации, в силу чего перестал быть депутатом. Представитель Президента потребовал прекратить производство, так как перестал существовать надлежащий субъект обращения: количества оставшихся депутатов не достаточно для образования группы минимальной численности.

Возможно ли объединение в одном процессе двух разных по характеру и процедуре дел?

Каким образом организуется представление позиции коллегиального органа?

Как решить проблему с выбытием одного из депутатов, есть ли необходимость повторного обращения с запросом?

Cоставление юридических документов 1.