logo search
Kudryavtsev_V_N_Korobeynikov_B_V_i_dr_Kurs_sovetskoy_kriminolog

§ 2. Социально-экономические и идеологические основы предупреждения преступности

1. Марксистско-ленинское учение об определяющей роли в жизни общества базисных (экономических) отношений является краеугольным камнем как для понимания проблемы преступности в целом, так и ее предупреждения.

Новые задачи, поставленные апрельским и октябрьским (1985 г.) Пленумами ЦК КПСС, отражают насущные потребности развития нашего общества. Эти задачи заключаются прежде всего в том, как подчеркивалось на Пленуме и в выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева, чтобы принять безотлагательные и действенные меры по преодолению негативных процессов в экономике, социальной жизни на базе достижений научно-технического прогресса, психологически перестроиться всем руководителям, каждому человеку, быть готовым к решению поставленных задач. А это, как указывалось на Пленуме, невозможно сделать без укрепления дисциплины в самом широком смысле слова и поднятия ответственности людей за порученное дело. Выход на новые рубежи, как это подчеркивалось в передовой статье журнала «Коммунист», означает «совершенствование общественных отношений, в первую очередь экономических, активизацию всей системы политических, социальных институтов, углубление социалистической демократии, самоуправление народа», что связано и с воспитанием «в каждом человеке чувства социальной и моральной ответственности»22.

«Следуя заветам Ленина, КПСС рассматривает проблему повышения инициативы и ответственности в неразрывной связи с задачами укрепления дисциплины, порядка и организованности. В решении названных задач партия видит одну из главных предпосылок существенного ускорения темпов экономического роста»23, v Причины преступности, как отмечалось выше, лежат в экономической, идеологической, социально-культурной сферах, в сфере Формирования психологии людей, их взглядов, навыков, привычек. Поэтому очень важно для выработки эффективных мер предупреждения преступности руководствоваться марксистско-ленинской Концепцией соотношения и взаимоотношения экономического и социального.

Экономическое и социальное прежде всего выглядит как про-Цесс развития производительных сил и производственных отношении, с одной стороны, и как многообразие различных форм и спо-

29

ти

собов организации общественной жизни людей — с другой. Если рассмотреть эту связь конкретнее, то можно сказать, что социальные аспекты экономических отношений получают свое конкретное выражение прежде всего в структуре потребностей и интересов различных социальных групп. Уже сам по себе этот факт имеет первостепенное значение для выработки мер предупреждения преступности. Потребности и интересы социальных групп связаны с формами и способами организации экономической жизни общества. Изменения в сфере экономической жизни меняют круг потребностей и интересов людей. И, наоборот, изменения потребностей и интересов изменяют и экономические отношения, в частности производство материальных благ и способы их распределения.

Отсюда наиболее распространенной формой мер по предупреждению преступлений, совершаемых, например, в связи с экономическими затруднениями (нехватка продовольствия, сырья и т. п.), являются более строгие и четко организованные формы распределения, жесткий контроль за их осуществлением, нормативное урегулирование порядка распределения, обмена и т. д., наряду с усилением воспитательной работы с людьми. В конечном же счете ликвидация источников затруднений (скажем, насыщение рынка необходимым количеством товаров) снимает и все (или, точнее, почти все) проблемы, связанные с совершением преступлений на этой почве. Производство — распределение плюс контроль определяют и формы поведения людей, в том числе преступного. В то же время следует учитывать, что потребности (материальные) — это одно. И меры предупреждения преступлений в случаях неудовлетворения потребностей такого рода более или менее реально осязаемы. Когда же речь идет об интересах — вопрос о разработке мер предупреждения преступности становится сложнее, поскольку категория «интерес» не столь «овеществленно» ощущается. Интерес — это отношение людей к условиям обеспечения потребностей, т. е. к способам организации общественной жизни.

С ликвидацией эксплуататорских общественных отношений в нашем обществе были ликвидированы коренные антагонизмы в жизни людей. Но дифференциация социального положения существует, потребности и интересы разных социальных групп различны, как различны и возможности их удовлетворения (что, в числе прочего, определяется экономическими возможностями объективного порядка). И это тоже имеет важное значение для разработки мер предупреждения преступности.

Вместе с тем, как это отмечалось на апрельском 1985 года Пленуме ЦК КПСС, в выступлениях М. С. Горбачева в Ленинграде, Киеве, у нас еще имеют место нарушения принципа социальной справедливости, выражающиеся, в частности, в том, что имеется определенный слой людей, живущих на нетрудовые доходы, получающих средства к жизни не по количеству и качеству затраченного труда, а значительно выше. Есть и люди, просто тунеядствующие. Все это отрицательно сказывается и на производитель-

30

ности труда (в конечном счете) и способствует созданию чуждого социалистическим принципам нравственного климата не только в отдельных коллективах, но и в обществе в целом. Таким образом, соотношение экономического и социального проявляется в числе прочего и в том, какую роль играют люди, конкретные социальные микрогруппы в системе общественных отношений.

В понятие соотношения и взаимоотношения экономического и социального входят также проблемы рабочего и свободного времени, ибо свободное время может быть использовано для восстановления затраченных на производстве сил, для развития индивидуальных способностей людей. Но неудовлетворительная организация свободного времени (либо времени рабочего) егть источник неудовлетворенности людей и конфликтных ситуаций, что тоже должно учитываться в профилактической работе.

В соотношение экономического и социального входит и структура повседневного общения людей между собой как на производстве, так и вне его. Структура общения, как говорят социологи, «представляет собой непосредственное бытие социальности как таковой»24. В свою очередь это «непосредственное бытие» есть не что иное, как составная часть образа жизни.

Уровень социального развития (в конечном счете обусловленного экономическими отношениями) проявляется в показателях культурного уровня людей, приверженности людей к тем или иным духовным ценностям, их образованности, воспитанности и т. д.

Выражением соотношения экономического и социального, наконец, являются мотивы индивидуального человеческого поведения, т. е. то, что движет поведением человека: экономические расчеты, выгода, корысть либо, наоборот, возвышенные мотивы поведения. Очень часто мотив приоткрывает нам формы самоутверждения человеческой личности, стимулы поведения человека. Марксистско-ленинская теория не допускает упрощенного подхода к мотивации поведения человека: как выведение мотивации человеческих действий из «среды», так и ее выведение на основе вечных «естественных» стремлений человека, якобы вытекающих из его природы. Мотивация поведения человека всегда конкретно исторична25. В преступном поведении особенно ярко проявляется борьба нового со старым, живучесть мотивации поступков, выражающих влияние предшествующих социализму общественно-экономических формации. «...Социальные структуры и институты детерминируют содержание мотивации по меньшей мере двояким образом: во-пер-вьіх, обусловливая социальное положение индивидов, принадлежность их к определенным социальным слоям и группам, для кото-рьіх характерен собственный «набор» потребностей и интересов, Зоя социальная психология, включающая мировоззренческие, эти-еские и эстетические элементы, свои механизмы поощрения и социального контроля; во-вторых, социальные институты как бы Предлагают индивиду возможные в данном обществе пути социа-

лизации, способы развития жизненной карьеры, каждый из которых характеризуется более или менее устойчивым мотивационным комплексом» .

В то же время последняя проблема не может быть полностью понята без психологического анализа человеческого поведения.

Все это и должно быть учтено в процессе проведения и организации работы по предупреждению преступности, в качестве ее социально-экономической основы.

2. Идеологические основы деятельности по предупреждению преступности. Успешное социальное развитие страны достигается с помощью комплекса мероприятий по идейно-политическому, тру. довому и нравственному воспитанию людей. Вопросам значения идеологической работы был посвящен июньский (1983г.) Пленум ЦК КПСС, где отчетливо была показана связь недостатков в идеологической работе с антиобщественным поведением отдельных людей. Известно, что идеология это система взглядов, теорий, идей, прямо или косвенно отражающих экономические и социальные процессы в обществе с позиций интересов и целей определенного господствующего класса. В социалистическом обществе идеологией, выражающей интересы народа, является марксизм-ленинизм. Утверждение социалистической идеологии происходило и происходит в борьбе с буржуазной идеологией, в процессе становления, развития и укрепления нового общества. Отсюда вытекает, что идеология изменяется и развивается в ходе экономического и социального развития общества. Формирует нашу идеологию Коммунистическая партия, руководствующаяся в своей деятельности теорией марксизма-ленинизма. Являясь идеологией самого передового общества; наша идеология противостоит влияниям идеологии классов, опирающихся на частнособственнические принципы. При этом следует сказать, что утверждавшиеся веками взгляды и идеология эксплуататорских классов живучи и стимулируются идеологическим наступлением на социализм со стороны реакционных империалистических сил. Внедрение «идеологии» вещизма, спекуляция фальшивым лозунгом «прав человека», провозглашение идей о якобы ничем не ограниченной «свободе» человека от общества и т. п. — это все факторы, влияющие на определенные категории людей социалистического общества, стимулирующие их антиобщественное поведение. Поэтому всемерное утверждение социалистических принципов и идеологии марксизма-ленинизма должно быть основой планов воспитательной работы с людьми и в особенности с теми, кто отступает от советских законов, совершает преступление.

В планах предупреждения антиобщественного поведения и преступности следует предусматривать улучшение идеологической работы во всех звеньях советского общества, начиная от организованных форм идеологической работы, осуществляемой соответствующими учреждениями под руководством Коммунистической партии (в учебных заведениях, в системе учреждений повышения

32

ровня политических знаний, в системе политической учебы на предприятиях, по месту жительства и работы граждан), средствами кассовой информации (радио, печать, телевидение, клубы, лектории и т Д-). средствами идеологического воздействия литературы, искусства, науки, кончая организацией личного взаимовлияния

людей.

Весь идеологический процесс в нашей стране подчинен следующим основным задачам:

а) воспитанию нового человека, обладающего коммунистической убежденностью, политической сознательностью, занимающего ак тивную жизненную позицию;

б) содействию осуществления экономических и социальных за дач, стоящих перед нашим обществом, утверждению дисциплины, порядка и организованности;

в) пропаганде идей марксизма-ленинизма;

г) дальнейшему развитию самой социалистической идеологии.

Когда эти задачи превращены в конкретные виды и формы идеологической работы, получили конкретные адресаты и закрепление в планах профилактики правонарушений на всех уровнях, — они и составляют идеологическую основу этой деятельности.

Выступая на совещании, посвященном вопросу об ускорении научно-технического прогресса, М. С. Горбачев подчеркивал, что «мало что можно изменить в экономике, управлении, воспитании, если не осуществить психологическую перестройку, не выработать желания и умения мыслить и работать по-новому»27. И далее, говоря о значении идеологической работы в решении задач, поставленных партией, он указал на то, что под все наши задачи необходимо, как об этом говорил В. И. Ленин, подвести «достаточно широкую и солидную базу убеждения»28.

Идеологическая работа и есть работа, связанная с убеждением, с внедрением всего того подлинно передового, прогрессивного, человечного, что дает людям марксистско-ленинское мировоззрение. А это и есть та основа, на которой должна зиждиться и вся работа по предупреждению антиобщественных поступков и преступлений.