logo search
Синеокий Адвокатура Украины 2012 г

§ 13. Информационная культура адвоката и основные компоненты формирования его имиджа. Маркетинговые приемы в адвокатской деятельности

В представлении большинства жителей как Украины, так и России, к со­жалению, образ адвоката скорее негативный. Средства массовой информа­ции, кино, документальная и художественная литература практически не содержат положительных образов адвокатов, описаний их нелегкого труда и тех успехов, достижений, которых добились лучшие представители отече­ственной адвокатуры, выросшей из СССР.

Приходится констатировать, что адвокаты не имеют союзников и явля­ются «нежелательными персонами» как для граждан, так и для представи­телей власти, работников правоохранительных органов и судов. Они чужие для всех, раздражают всех, им завидуют, их презирают, им не верят в конце концов.

В чем причина такого негативного отношения к людям, которые взяли на себя непростую задачу защиты прав, свобод, имущества, а порой и жизни людей. Как сложился такой образ, что явилось причиной такого негатива и как нам можно исправить это положение. Практически во всех государ­ствах, возникших на постсоветском пространстве, в отличие от развитых западных стран, адвокатов воспринимают как дельцов, ловкачей и прохо­димцев, которые думают только о наживе, требуют оплаты им «непомерных» гонораров за не очень понятный труд, который порой не виден, за те «бу­мажки» которые он написал и которые порой не дали того результата, на который рассчитывал клиент, при этом уверяют своих клиентов что право­охранительные органы и суды у нас сплошь коррумпированные, что закон­ными способами доказать истину практически невозможно, а поэтому не­обходимо заплатить взятку, подкупить людей от которых зависит решение того или иного вопроса? Как получилось что вместо того, чтобы выявлять нарушения процессуального закона, умело строить линию защиты, собирать доказательства, многие адвокаты превращаются в посредников в получении и даче взяток?

184

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

К сожалению, причины этой ненормальной ситуации действительно существуют и все они порождены и нашей ментальностью, и общей правовой неграмотностью, и коррумпированностью правоохранительных органов и судов. Наряду с объективными факторами (как-то вековая традиция «подмазывать» нужным людям и давать взятки и т. п.), считаем, что особое место принадлежит информационной составляющей, в том числе неверно сформированной масс-медиа. В результате общество не сильно осуждает адвокатов-взяточников, большинство людей сами при­выкли это делать и уверены что если «специалисты» берутся за дело и решают твой вопрос, то это нормально. Осуждают лишь тех, кто либо взял и не сделал (т. е. просто обманул), либо взял очень много и вообще сильно разбогател.

В глазах большинства людей защита виноватых, особенно убийц, гра­бителей, насильников и извращенцев, дело весьма постыдное, неправильное с точки зрения «морали и нравственности». Что тут говорить о зашите таких людей еще и за деньги? — смягчение наказания в таких случаях восприни­мается чуть ли не как предательство «всего святого» и общечеловеческих ценностей. Это и есть информационно-психологический фактор.

Человеческая природа такова, что люди, выбирая среди адвокатов кому доверить свою проблему, предпочитают обратиться к знаменитым (если им позволяет их финансовое положение), известным либо просто преуспе­вающим специалистам, интуитивно и мудро полагая, что раз он востребо­ван и имеет богатую адвокатскую практику, значит он хороший профес­сионал.

Ситуация, складывающаяся в последние годы в сфере адвокатской дея­тельности, выглядит столь пессимистично, что впору ставить вопрос о том, быть ли профессии или она безвозвратно уходит в прошлое под напором современных коррупционных реалий. Адвокаты-практики обсуждают про­блему несколько в иной плоскости. Они обеспокоены не столько соответ­ствием моральным принципам сложившейся веками адвокатской этики, сколько вопросами профессионального выживания (или приспособления к «новому правосудию»).

Имидж (образ) — сложившийся в массовом сознании и имеющий харак­тер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

При всех различиях в постановке проблемы сохранения «лица» адвока­туры теоретиками и практиками, очевидно, что выход из ситуации возможен только посредством осознания самими адвокатами себя как особого соци­ального института, призванного оказывать всем нуждающимся помощь и защиту, но исключительно правовыми средствами.

185

МОДУЛЬ 1

К великому сожалению, в последние годы в Украине не могло сформи­роваться уважительного отношения к закону как правовому условию вы­работки общественного согласия. И подтверждений этому воз и маленькая тележка. Важнейшим элементом формирования новой адвокатуры сегодня является наряду со многим, прежде всего, информационная культура адво­ката как таковая!

Теперь, в наступившем втором десятилетии XXI века структура ин­формационной культуры адвоката существенно отличается от прошлых периодов. В условиях информатизации большинство юридических специ­альностей требует технологического переформатирования, поэтому со­держательное наполнение информационной культуры юриста сегодня отражает: 1) степень информационных знаний (информационно-технологических и информационно-правовых); 2) осознания их юридиче­ской ценности и процессуальной необходимости; 3) технологические на­выки эффективно использовать информационные знания в отдельных видах юридической деятельности.

Все это дает основание утверждать, что определить единые алгоритмы информационной политики адвокатской деятельности достаточно непросто. Определить их. тем не менее, необходимо — во имя формирования эффек­тивного адвокатского воздействия на власть. Поставленная задача требует создания универсальных информационных подходов, которые могут ис­пользоваться в адвокатской практике независимо от специфики существо­вания СМИ.

Информационная культура адвоката имеет две стороны: информационно-технологическую (знание национальных и глобальных компьютерных сетей, в том числе Интернета, их использование) и информационно-правовую (своевременная информированность о новейших законах и иных правовых актах).

Содержание информационной культуры адвоката выражается в сле­дующих теоретических и практических аспектах: 1) информационное сознание(информационные знания, умения и навыки, информационная компетентность); 2) информационные отношения (информационный режим, информационный конфликт, информационные процессы, обмен информа­цией и т. п.); 3) информационное поведение (информационная услуга, информационная деятельность, информационный запрос, информационные последствия и т. д.).

Структура информационной культуры адвоката заключается в следую­щем: 1) овладение знаниями в области информатики и информационного законодательства, широкая информированность о жизни информационного

186

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

общества, его закономерностях, правах и обязанностях граждан как участников информационных отношений; 2) убежденность в необходи­мости служить обществу путем использования услуг, основанных на новейших достижениях в области высоких информационно-телеком­муникационных технологий; 3) участие в информационных отношениях, практическое пользование достижениями в информатике, принципами и нормами информационного законодательства: сохранение персональных данных (личной информации), обеспечение информационной безопасности общества, защите профессиональной тайны, государственных информа­ционных стандартов и др.

Информационная культура адвоката предполагает, прежде всего, его информационно-правовую компетентность, т. е. умение свободно опериро­вать такими понятиями: «информационная деятельность», «информацион­ный запрос», «информационная продукция», «информационная услуга», «информационные потоки», «информационные барьеры», «информацион­ный потенциал», «информационный режим», «информационные системы». «информационные процессы», «информационный фонд» и др.

Адвокат не может использовать в своей общественной, научной или публицистической деятельности информацию, конфиденциальность которой охраняется Правилами адвокатской этики, без согласия на это лиц, заинте­ресованных в неразглашении такой информации. В своих публицистических материалах адвокат не должен распространять сведений, которые не отве­чают действительности или изложены неправдиво, которые порочат честь, достоинство или деловую репутацию других адвокатов или престиж адво­катуры как таковой, а обоснованную критику отмеченных лиц или адвока­туры в целом должен излагать в корректной форме.

Таким образом, успех юридической деятельности современного адвока­та в значительной степени определяется уровнем его информационной культуры.

Важными элементами создания информационной культуры адвоката нового типа являются маркетинговые приемы в адвокатской деятельности.

Прежде всего, это фирменный стиль как совокупность постоянных изо­бразительных, визуальных, информационных средств, с помощью которых адвокатская фирма подчеркивает свою индивидуальность.

Задачи фирменного стиля таковы: создание визуального образа адвокат­ской фирмы, выделение адвокатской фирмы из множества подобных фирм, определение принадлежности к фирме всего, что действительно имеет к ней отношение, демонстрация деловым партнерам и клиентам о современности взглядов адвокатской фирмы.

187

МОДУЛЬ 1

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Элементы фирменного стиля следующие: логотип, слоган, визитная карточка, бланки адвокатских документов, печать, конверт. Существуют ошибки, встречающиеся при формировании фирменного стиля адвоката.

Таким образом, уже не вызывает сомнений, что существует острая по­требность в переосмыслении и информационной подаче многих положений и критериев профессиональной деятельности адвокатов. В этой связи нуж­но проводить целевые мониторинги и маркетинговые исследования для формирования инновационных направлений адвокатской деятельности, с одной стороны, а с другой — для формирования нового информационного образа современного адвоката [7; 8; 9; 10; 18; 21; 132; 133; 134; 165; 174; 219; 224 и др.].

Ключевые слова

Имидж, фирменный стиль, маркетинговые приемы, информационная культура адвоката, информационная деятельность, информационный запрос, информацион­ная услуга, информационные барьеры.

188

'Бесполезные законы ослабляют необходимые.

Шарль 'Монтескье (1689—1755), француз­ский философ