logo search
Konstitutsionnoe_pravo_RF

§ 2. Соотношение государственной власти и местного самоуправления. Сочетание государственной и общественной природы в местном самоуправлении

Одной из наиболее острых дискуссионных проблем при уяснении сущности местного самоуправления по-прежнему остается спор об его государственной или общественной природе. Определение местного самоуправления как деятельности населения по самостоятельному решению некоторого круга общественно значимых дел – вопросов местного значения - свидетельствует об однозначном отнесении его к публичному сектору. Однако это еще не позволяет сделать вывод о государственном или негосударственном характере местной власти.

Обобщая современные трактовки местного самоуправления как общественного института в его соотношении с государством, необходимо, прежде всего, обратить внимание на два основных направления интерпретации содержащегося в ст. 12 Конституции РФ положения о «невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти»:

<QUEST2< FONT> I. При характеристике местного самоуправления основной акцент делается на его общественной природе как формы самоорганизации граждан для совместного решения вопросов местного значения. Сторонники данной позиции опираются на следующие аргументы:

<QUEST3< FONT> II. Вторая позиция основана на тезисе о том, что признание относительной самостоятельности местного самоуправления не исключает его тесной связи с государственной властью и государством:

В то время нельзя сказать, что рассмотренные выше два подхода к соотношению местного самоуправления и государственной власти всегда четко отграничиваются друг от друга. Как показывает анализ российской правовой литературы, сторонники обеих позиций не до конца последовательны в своей трактовке местного самоуправления как государственного или, соответственно, общественного явления, что связано с сочетанием публично-властных и общественных элементов в его природе. Подобная «нетвердость» позиций, как и относительно небогатый материал, касающийся современной дискуссии о природе местного самоуправления, свидетельствуют также, о том, что демократический принцип местного самоуправления нов для российской практики и по-прежнему находится в стадии теоретического осмысления.

При всем разнообразии имеющихся в российской литературе суждений о сущности местного самоуправления господствующей в настоящее время можно считать позицию о том, что местное самоуправление есть разновидность публичной власти – местная, муниципальная власть, которая, однако, не является государственной. Именно эта идея постоянно проводится в решениях Конституционного Суда РФ (См., напр.: Абз. 3 п. 7 мотивировочной части Постановления КС РФ по “удмуртскому делу”), находит свое отражение в законодательстве.