logo search
Konstitutsionnoe_pravo_RF

§ 1. Понятие и содержание местного самоуправления

Местное самоуправление представляет собой сложное явление. Этим объясняется неоднозначный подход российского законодателя (и в первую очередь конституционного) к его правовому оформлению.

Российская Конституция устанавливает общие подходы к определению роли местного самоуправления в обществе и государстве:

<QUEST1< FONT>Как видно из проведенного анализа, конституционные нормы, закрепляющие местное самоуправление, распределены в основном по трем главам: “Основы конституционного строя” (гл. 1); “Права и свободы человека и гражданина” (гл. 2); а также содержатся в специальной главе – “Местное самоуправление” (гл. 8). Тем самым еще раз подчеркивается его многоаспектный характер. Провозглашая местное самоуправление одной из основ конституционного строя (ст. 12 Конституции РФ), законодатель, с одной стороны, ведет речь о “правах местного самоуправления” как об его гарантиях (ст. 133), с другой же стороны, рассматривает местное самоуправление в качестве средства обеспечения права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения (ст. 130 ч.1), способа обеспечения “непосредственного действия” прав и свобод человека и гражданина (ст. 18). Таким образом, налицо по крайней мере четыре аспекта конституционной интерпретации местного самоуправления – как основы конституционного строя, как формы народовластия, как права граждан и населения и как гарантии реализации этих прав.

Конституционными положениями, однако, не исчерпывается федеральное участие в правовом регулировании местного самоуправления. В соответствии с п. “н” ч. 1 ст. 72 Конституции РФ “установление общих принципов организации местного самоуправления” находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Это означает, что по указанному предмету издаются федеральные законы, в соответствии с которыми принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ст. 76 ч. 2). В настоящее время роль такого федерального закона выполняет Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131), который в большинстве субъектов РФ уже вступил в силу в полном объеме, а в остальных начнет действовать во всех его положениях с 1 января 2009 г. В то же время регулирование вопросов организации местного самоуправления не исчерпывается собственно муниципальным законодательством, а во многих аспектах охватывается также регулированием прав и свобод человека и гражданина (п. “в” ст. 71 Конституции РФ – сфера ведения РФ), финансовым регулированием (п. “ж” ст. 71 Конституции РФ – сфера ведения РФ), гражданским законодательством (п. “о” ст. 71 Конституции РФ – сфера ведения РФ), установлением общих принципов налогообложения и сборов в РФ (п. “и” ч. 1 ст. 72 Конституции РФ – сфера совместного ведения РФ и субъектов РФ), административным законодательством (п. “к” ч. 1 ст. 72 Конституции РФ – сфера совместного ведения РФ и субъектов РФ). Таким образом, пределы законодательного регулирования вопросов организации местного самоуправления на федеральном уровне существенно расширяются и не исчерпываются закреплением собственно “общих принципов” организации местного самоуправления.

В Европейской хартии местного самоуправления (далее – Хартия), вступившей в силу 1 сентября 1988 г. после ее ратификации первыми четырьмя государствами – членами Совета Европы (Текст Хартии см.: Собрание договоров Совета Европы /СДСЕ/, № 122 // Режим доступа: http://conventions.coe.int) и вошедшей составной частью в российскую правовую систему с 1 сентября 1998 г. после ее ратификации Российской Федерацией (Федеральный закон № 55-ФЗ от 11 апреля 1998 г. «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // Рос. газ. 1998. 15 апр.), субъективная сторона местного самоуправления получила дополнительную интерпретацию: речь идет о праве и действительной способности территориально организованного населения – территориального коллектива 1самостоятельно регулировать определенную часть публичных дел (ст. 3).

Обобщая разнообразные подходы к оценке местного самоуправления, основанные на различной интерпретации нормативных положений, можно выделить следующие имеющиеся в литературе и судебной практике основные характеристики местного самоуправления:

Приведенными выше примерами, безусловно, не исчерпывается характеристика сущности местного самоуправления. Среди иных аспектов местного самоуправления следует выделить: характеристику данного явления не только как права, но и как обязанности граждан и населения по осуществлению и участию в осуществлении под собственную ответственность определенной части публичных дел; как гарантии реализации прав граждан и организованного в рамках муниципального образования населения.

В основном приведенные выше оценки сущности местного самоуправления не исключают друг друга и характеризуют различные аспекты этого многофункционального явления: в одних случаях делается акцент на властную сущность местного самоуправления (институт публичной власти), в других – на его демократический характер (институт народовластия, гражданского общества). При этом большинство авторов признают двоякую природу местного самоуправления, сочетание в нем демократических и властных начал. Точно так же вполне закономерны рассмотрение местного самоуправления с субъективной (как права граждан, населения) и объективной (как принципа, основы конституционного строя) сторон. Расхождения же в приведенных суждениях связаны главным образом с различными оценками соотношения местного самоуправления и государства.