logo search
Konstitutsionnoe_pravo_RF

§ 5. Типы муниципальных образований. Принципы создания муниципальных образований и критерии разграничения муниципальных образований различных типов

<QUEST5< FONT>В ФЗ № 131 муниципальные образования разграничиваются на типы и уровни в зависимости от их статуса:

Наделение территории (городских и сельских населенных пунктов, районов) статусом муниципального образования соответствующего типа и уровня, установление его границ и наименования производится законом субъекта РФ в соответствии с принципами, критериями и требованиями, установленными ФЗ № 131 (ч.2 ст.10, ч.3 ст.85 ФЗ № 131). Таким образом, вопросы муниципально-территориального устройства находятся в сфере ведения государства: порядок наделения территорий статусом муниципальных образований, установления и изменения их границ, преобразования определяется Федерацией, сама же территориальная реформа производится прежде всего, субъектамиов РФоссийской Федерации и их органов на основе закрепленных в федеральном законодательстве принципов. Исключение составляют лишь города федерального значения, которые самостоятельно, но с учетом мнения населения внутригородских муниципальных образований регулируют порядок и осуществляют установление и изменение их границ, их преобразование. В Санкт-Петербурге, в частности, указанные вопросы определяются в Законе № 237-30 от 7 июня 2005 г. «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» (ст. 7, 8; далее – Закон № 237-30) и в Законе № 411-68 от 25 июля 2005 г. «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга» (ст. 1 и ч.2 ст.26; далее – Закон № 411-68).

<QUEST6< FONT>Процедура наделения статусом в соответствии с планом реформирования местного самоуправления коснулась как ранее существовавших, так и вновь образованных муниципальных образований. В п.1 ч.1 ст.85 ФЗ № 131 органам государственной власти субъектов РФ было дано поручение завершить указанную процедуру до 1 марта 2005 г. В случае, если субъекты РФ не выполняли данное поручение в указанный срок, соответствующая задача возлагалась на уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (абз.2 ч.3 ст.85 ФЗ № 131). Наделение статусом муниципальных образований сопровождалось установлением или утверждением их границ законом субъекта РФ, которое допускалось на первом этапе реформы в виде картографического описания. Описание и утверждение границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства должно быть произведено на следующем этапе муниципальной реформы, но не позднее 1 января 2009 г. (абз.2 ч.3 ст.85 ФЗ № 131). По состоянию на 1 октября 2006 г. было принято 1757 законов субъектов РФ о наделении статусом и установлении границ муниципальных образований (проблемы сохранялись лишь в Республике Ингушетия и Чеченской Республике), а общее число муниципальных образований достигло 24 210, из них вновь образованные составили 12,5 тысяч, т.е. 51,6 % от общего числа муниципальных образований (Итоги мониторинга реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». М.: Министерство регионального развития РФ, 2006. С.3-5).

Кроме того, в рамках первого этапа территориальной реформы субъекты РФ должны были произвести по мере необходимости следующие процедуры:

Можно выделить следующие общие принципы наделения муниципальных образований статусом, образования и преобразования муниципальных образований, установления и изменения их границ, осуществления иных муниципально-территориальных преобразований:

  1. Принцип учета административно-территориальных границ:

  1. Принцип учета мнения населения:

  1. Принцип сочетания двухуровневой системы муниципальных образований с не подчиненностью одних муниципальных образований другим:

  1. Принцип приближенности муниципальных образований (местного самоуправления) к населению:

Таким образом, принцип достаточности социально-экономического потенциала территории не является универсальным, а касается только определения статуса и границ городских округов и муниципальных районов.

  1. Принцип учета национальных, исторических, географических, экономических, статусных и иных особенностей территории:

Наряду с общими принципами наделения статусом муниципальных образований, установления и изменения их границ, осуществления муниципально-территориальных преобразований, ФЗ № 131 предусматривает критерии, которым должна отвечать территория, наделяемая статусом муниципального образования того или иного типа.

Наделение территорий статусом муниципальных образований – городских поселений, а также установление их границ должно осуществляться с соблюдением следующих критериев:

  1. в состав территории входит один город или один поселок, в частности, исторически сложившиеся земли этих населенных пунктов, независимо от форм собственности и целевого назначения (п.3, 4, 5 ч.1 ст.11 ФЗ № 131);

  2. в соответствии с генеральным планом в городское поселение могут включаться прилегающие к городу (поселку) земли общего пользования, территории традиционного природопользования, рекреационные земли, земли для развития поселений, т.е. предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского поселения, в том числе территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями (п.3, 5 ч.1 ст.11 ФЗ № 131): таким образом, городское поселение может включать в себя несколько прилегающих к городской черте населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями;

  3. если наделяемый статусом поселения город (поселок) не имеет утвержденного генерального плана либо его сложившаяся территория выходит за пределы городской черты, а также между городом (поселком) и другими муниципальными образованиями имеются не разрешенные в судебном порядке споры по территориям, границы соответствующего городского поселения утверждаются:

Городское поселение может быть наделено законом субъекта РФ статусом городского округа при соблюдении следующих условий:

Статус сельского поселения получает один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов с учетом следующих критериев:

А) Критерий численности населения:

Б) Критерий доступности административного центра сельского поселения:

Муниципальные районы включают территории городских и сельских поселений, за исключением городских округов, а также межселенные территории (п.2 ч.1 ст.11 ФЗ № 131). Кроме того, в состав муниципального района могут непосредственно включаться населенные пункты на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях с численностью населения менее 100 человек, не наделенные статусом сельского поселения и не входящие в состав поселения, если решение о непосредственном вхождении в район принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте (п.9 ч.1 ст.11 ФЗ № 131). Границы муниципального района определяются на основе следующих критериев:

Административный центр муниципального района, т.е. населенный пункт, в котором определено местонахождение органов местного самоуправления района, и, прежде всего, районного представительного органа, также устанавливается законом субъекта РФ: статус административного центра может быть придан также городу (поселку), имеющему статус городского округа и расположенному в границах муниципального района (п.10 ч.1 ст.11 ФЗ № 131).

Виды внутригородских территорий городов федерального значения устанавливаются законами городов. В Санкт-Петербурге внутригородскими муниципальными образованиями признаются 81 муниципальный округ, 9 городов, 21 поселок (всего 111 муниципальных образований), которые расположены в границах 18 административных районов Санкт-Петербурга, не являющихся муниципальными образованиями, а представляющими территориальный уровень городской государственной власти (ст.2, 7 Закона № 411-68). В Москве внутригородские муниципальные образования не разграничиваются на типы, их границы в основном совпадают с границами 123 административных районов г. Москвы: исключение составляют лишь муниципальные образования города Зеленограда – 5 внутригородских муниципальных образований на территории трех административных районов. Соответственно в Москве создано 125 внутригородских территории города федерального значения (Закон города Москвы № 59 от 15 октября 2003 г. «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве»).