logo search
мегашпора

7. Организация деятельности муниципальной власти: структура, организация работы, кадровое и информационное обеспечение.

Под организационной структурой понимается состав и соподчиненность взаимо­связанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управлен­ческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными пра­вами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления.

Цели, задачи и функции муниципального управления непосредственно влия­ют на структуру местной администрации и служат основой для выделения в ней самостоятельных подразделений, отвечающих за достижение конкретных целей и решение отдельных конкретных задач. Чем сложнее в том или ином муници­пальном образовании хозяйственный комплекс, тем более важна взаимосвязь всех его составляющих, комплексное решение вопросов социально-экономичес­кого развития и охраны окружающей среды. Соответственно для реализации этих целей в составе администрации организационно выделяются или усиливаются со­ответствующие структурные подразделения.

Факторы, которые определяют орг.структуру местной адм-ции – это: местные условия и особенности (природные,исторические, экологически и т.д.), тип М.О., численность населения, особенности и состав управляемых объектов (ЖКХ, соц.сфера, промышленный комплекс и др), требования рынка, цель системы, методы управления, принципы управления. Это внешние факторы. Есть и внутренние факторы: кадровый состав, техника, технология управления, организация труда. С одной стороны, они влияют на орг.структуру, с другой – определяют её. Важнейший фактор – это норма управляемости (- это максимально допустимое число работников, деятельностью которых может эффективно управлять один руководитель). От нормы управляемости зависит как численность сотрудников в одном подразделении, так и кол-во самих подразделений администрации.

При проектировании орг.структуры важно соблюдать ряд принципов:

  1. Направленность на достижение целей управления М.О.

  2. Перспективность (блок стратегического и перспективного управления)

  3. Способность к развитию (адаптивность к внешним условиям за счет внесения изменений)

  4. Индивидуализация (должны учитываться индивидуальные особенности конкретного М.О.)

  5. Экономичность (орг.структура должна обеспечивать эффективное и рациональное осуществление процесса мун.управления самым экономичным путем)

В современной муниципальной практике типичными звеньями орг.структуры местной администрации являются: глава администрации, его замы по сферам мун.деятельности, структурные подразделения различных типов, коллегиальные совещательные органы, аппарат администрации.

Определяет организацию деятельности местной администрации её Регламент. Также важное значение имеют Положения о структурных подразделениях и Должностные инструкции.

Организация работы местной администрации осуществляется с помощью системы планирования. В администрациях принято разрабатывать годовые и квартальные (иногда месячные) планы работы, а также недельные оперативные планы. В планы включаются перечень конкретных вопросов, выносимых на рассмотрение; перечень мероприятий с указанием ответственных исполнителей, сроков исполнения и форм контроля. Ход реализации плана рассматривается еженедельно на совещаниях, которые проводит глава администрации или его зам.

Администрация осуществляет и работу с гражданами (клиентами) по их обращениям. Регламентом работы администрации устанавливаются дни и часы приема посетителей каждым руководителем (обычно 1-2 раза в месяц), а также порядок записи на прием. Организуются встречи руководителей с населением. Для неотложных обращений граждан (например, по поводу аварии на мини-ТЭЦ) в администрациях создается срочная диспетчерская служба, в выходные и праздники устанавливаются ответственные дежурные.

Отдельным блоком идет вопрос об организации индивидуальной работы муниципальных служащих. Труд муниципального служащего должен быть рационально разделен, обособлен от различных видов деятельности. Планирование индивидуальной трудовой деятельности включает в себя следующие элементы: анализ личного бюджета времени, оценка планируемого объема работа, формирование личного перспективного плана, разработка проекта рабочей недели и плана рабочего дня.

Кадровое обеспечение

Кадры муниципального управления — это совокупность работников, професси­онально выполняющих функции муниципального управления или способству­ющих их осуществлению, а также обеспечивающих управление муниципальным хозяйством.

Квалификация кадров, понимание работниками своих задач и отношение к делу являются решающими факторами эффективности муниципального управления.

Кадры управления подразделяют на 3 группы: руководители, специалисты и вспомогательно-технический и обслуживающий персонал. Конкретный состав кадров определяется штатным расписанием. В соответствии с реестром должностей мун.должности подразделяются на высшие, главные, старшие, младшие. В зависимости от занимаемой должности существуют определенные требования к уровню знаний, умений и навыков.

Наряду с проф.требованиями большое значение имеют и этические нормы поведения (нельзя заниматься другой оплачиваемой деят-тью, кроме педагогич/научной, получать вознаграждения от физ/юр. лиц, принимать участие в забастовках и др). Необходима выработка для мун.служащих специального «этического кодекса» (пока такое только в Красноярске). Должны соблюдаться этические стандарты: честность, соблюдение законов, достоверность информации, нормы отношений со СМИ, недопустимо использовать в личных целях ресурсы органа МСУ.

При подборе кадров могут быть предусмотрены: конкурс на замещение должности, назначение на должность, выборы.

Аттестация проводится 1 раз в 3 года для определения уровня проф. подготовки и соответствия занимаемой должности. Результатами аттестации могут быть решения: 1) соответствует, 2) не соответствует, 3) соответствует при условии улучшения работы.

Проводятся подготовка, переподготовка кадров, а также повышение квалификации мун.служащих, стажировки.

С целью замены руководителя, выбывающих по различным причинам, создается кадровый резерв. На каждую руководящую должность в резерве должны быть 1-2 кандидата. Резерв подбирается не на каждую должность, а на группу однородных должностей.

Информационное обеспечение

Всякое управление есть процесс сбора, хранения, обработки и передачи инфор­мации для превращения ее в управленческие решения.

Различают следующие основные понятия:

Информационное обеспечение включает организацию информации на всех этапах ее возникновения, преобразования, передачи и восприятия.

Информационное обеспечение системы управления — это взаимосвязанная совокупность необходимой информации, форм и способов ее представления и орга­низации в пространстве и во времени, обеспечивающая решение необходимых задач в системе управления.

Классификация информации: 1) по происхождению (официальная/неофициальная), 2) по источникам поступления (внутренняя/внешняя), 3) по сферам общественной жизни (экономическая/политическая/социальная), 4) по материальным носителям (бумажная/телефонная/электронная), 5)по формам носителя (устная/письменная/печатная/электронная/СМИ), 6)по качеству предоставления (качественная/некачественная).

Информация поступает по различным каналам и требует продуманной системы приема, хранения, обработки и использования. Движение документов – это документооборот. Совокупность всех операций с документами – делопроизводство.

Использование Интернета открывает широкие возможности. Наиболее эффективно это видно при создании муниципального сайта.