logo search
мегашпора

64. Современные концепции, взгляды на сущность государственно-административного управления. «New public management».

В настоящее время в России государственное и муниципальное управление не имеет статуса самостоятельной научной отрасли.

На Западе, в США и в России с 80-х годов ХХ в. получила распространение, внедрение в практику управления концепция New public management (новый публичный, государственный менеджмент). Суть – профессиональный менеджмент, оценка деятельности по конечным результатам, конкуренция, экономность, ориентация на граждан. Концепция создана на идее либерализации экономики, рационализации государства и имеет следующие сущностные черты:

- Государство стало определяться не как политическая и территориальная организация общества, созданная им для осуществления общего, публичного интереса и взаимодействия граждан, а как рынок предоставления услуг, в котором правительство, власть – это фирма, механизм предоставления услуг, действующие в конкуренции с частным сектором экономики, а граждане – клиенты, оплачивающие государственные либо частнопредпринимательские услуги.

- Приватизация гос. сектора экономики, предприятий. Приватизации подверглись важнейшие сферы общественной жизни, традиционно управляемые государством – медицинское обслуживание, образование, жилищное строительство и коммунальное обслуживание, транспорт, природопользование и др.

- Сокращение масштабов государственного аппарата. Государственные служащие были лишены привилегий, на смену традиционной административной элите пришли менеджеры, оплата труда которых зависела от доходов их учреждения, ведомства.

- Новый тип отношений к гражданам – как к клиентам, участникам рыночных отношений, которые должны оплачивать получаемые услуги.

концепция нового публичного менеджмента не принесли ожидаемых результатов.

Разочарования в концепции и ее критика сводятся, в основном, к следующему выводу: модель New public management в ее концептуальной и прикладной основе требует корректировки по признаку социальной приемлемости используемых механизмов и осуществляемых мероприятий. Нерешенной проблемой (знаем что делать, но не знаем как) в рамках парадигмы государственного менеджмента осталась взаимозависимость, предельность взаимного вмешательства права, политики и экономики, т.е. интеграция в целостную систему государственного и муниципального управления правовой, политико-административной и экономической подсистем. Поиск решения этой проблемы ведется в различных странах и в России, но уже не в контексте либерализации государства и управления, а в формате концепции демократического государственного управления.

Концепция демократического государственного управления и ее основные идеи.

  1. Врожденное достоинство человека и естественные права и свободы личности – эта основополагающая либерально-демократическая идея. В России она составляет одну из основ конституционного строя, а государству вменяется в обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ).

  2. Идея социального государства, означающая, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Граждане обладают личными правами, в том числе правом на материальную поддержку со стороны государства, гарантию необходимого жизнеобеспечивающего минимума.

  3. Идея народного суверенитета, заложенная в статье 3 Конституции РФ и означающая, что народ может осуществлять власть непосредственно (прямые выборы власти и референдумы) и через органы государственной и муниципальной власти. Реализация этой идеи напрямую связана с созданием эффективного механизма социального (гражданского) контроля за деятельностью публичных политиков и администрации. Открытость и доступность власти, ее ответственность перед людьми, гласность и прозрачность процесса подготовки, принятия публично значимых решений – это не просто необходимые социальные технологии в управлении, это вызов современного общества, адресованный власти всех уровней как условие ее легитимности.

  4. Публичная власть и публичное администрирование имеет пределы вмешательства в общественные процессы, сферы жизнедеятельности людей. Реализация этой идеи определяет вектор современных политических и административных реформ по либерализации экономики, поиска механизма расширения частной инициативы, правового регулирования рыночных отношений взамен прямого административного воздействия на экономику.