logo search
Kudryavtsev_V_N_Korobeynikov_B_V_i_dr_Kurs_sovetskoy_kriminolog

К главе первой

1 Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955, с. 231.

2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 131.

3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 537—538.

4 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 33, с. 102.

5 См.: Кажарская Т. Б. Юристы в США о предупреждении преступно сти. — Правоведение, 1980, № 1, с. 87—90

6 См.: Криминология (История юридической науки). М., 1977.

7 См.: Миньковский Г. М. Основные этапы развития советской системы мер борьбы с преступностью несовершеннолетних. — В сб.: Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 6. М., 1967.

8 См.: Д а г е л ь П. С. Проблемы советской уголовной политики. Владивосток, 1982, с. 83—94.

9 КПСС в резолюциях, Т. 2, изд. 1-е, с. 59.

10 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 41, с. 3. " См.: Программа КПСС. М., 1961, с. 106.

12 См.: Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971.

"См.: Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976.

14 См.: Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981.

15Миронов Н. Р. О некоторых вопросах предупреждения преступности и других антиобщественных явлений и борьбы с ними в современных условиях.— Сов. государство и право, 1961, №5, с. 106.

16 См.: Изучение преступности в районе. Госюриздат, 1962 (Тана-севичВ. Г., Звирбуль В. К., Каганович И. Б., Статку с В. Р., Яковлев М. В.); Работа районного прокурора по борьбе с преступностью. Юрид. лит., 1965 (3 вирбуль В. К., Березовская С. Г., Гаврил о в О. Л., К а ц у к М. И., Рагинский М. Ю., Р е м н е в В. И., Сафонов А. П.); Организация изучения причин и разработки мер предупреждения преступности в районе. Юрид. лит., 1966 (Ш ляпочников А. С., Михайлов А. И., Орлов М. Р., К р и г е р В. И., Кузнецова Э. В., К о н д -рашков Н. Н., Яковлев A.M., Рахманов А. И., Бабаев М. М., Пронина B.C., Косоплечее Н. П.); Выявление причин преступлений и принятие предупредительных мер по уголовному делу. Юрид. лит., 1967 (Кудрявцев В. Н., Звирбуль В. К., Михайлов А. И., Якубович Н. А.); Карпе ц И. И. Проблема преступности. М., 1969, с. 138—161.

"Миронов Н. Р. Укрепление законности и правопорядка в общенародном государстве — программная задача партии. М., 1964.

18 Из наиболее крупных работ по данной тематике см.: Б о л д ы р е в Е. В. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1964; Яковлев А. М. Борьба с рецидивной преступностью. М., 1964.

19 Советская криминология. М., 1966, с. 112.

См.: Кузнецова Н. Ф. Криминология как наука. — Сов. юстиция, 1970, № 2, с. 9.

21 См.: Шляпочников А. С. К вопросу о классификации мер предупреждения преступлений.—В сб.: Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 17, 1972; 11 Криминология

321

О н ж е. Общие меры предупреждения преступности; Сахаров А. Б. Теоретические основы предупреждения преступности. —Сов. юстиция, 1972; Он же Социальная система предупреждения преступности в СССР. — Сов. государство и право, 1972, №11; Л е к а р ь А. Г. Профилактика преступлений. М., 1972; Миньковский Г. М. Предмет криминологической профилактики преступлений и некоторые проблемы ее эффективности. —В сб.: Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 17, 1972; Звирбуль В. К. Предупреждение преступлений — главное направление борьбы с преступностью на современном этапе. — Сов. юстиция, 1972, № 6; Он же. Развитие форм и методов предупреждения преступности в СССР. — Соц. законность, 1973, №5; Он же. Предупреждение преступлений средствами общего надзора прокуратуры. — В сб. : Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 19, 1973.

22 См.: Жалинский А. Э. Специальное предупреждение преступности в СССР. Львов, 1975; Саркисов Г. Е. Социальная система предупреждения преступности. Ереван, 1975; Р и в м а н Д. В. Виктимологические факторы и про филактика преступлений. Л., 1975; Кудрявцев В. Н. Правонарушения. Глава причины и предупреждение. М., 1977; О н ж е. Причины правонарушений. М., 1975, с. 254—279; Карпе ц И. И. Современные проблемы уголовного права и криминологии. М., 1976, с, 159—168; Игоше в К. Е. Социальный контроль и профилактика правонарушений. Горький, 1976; Игоше в К. Е., Устинов B.C. Введение в курс профилактики правонарушений. Горький, 1977, Блувштейн Д. Ю. Предупреждение преступлений в обществе развитого со циализма. Минск, 1980; Ветров Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980.

23 См.: Бойков А. Д. Роль защитника в предупреждении преступлений; Звирбуль В. К. Деятельность прокуратуры по предупреждению преступлений. М., 1971; О н ж е. Прокурорский надзор за исполнением законов о борьбе с пре ступностью. М., 1971; Зеленецкий B.C. Предупреждение преступлений сле дователем. Харьков, 1975, и др.

24 См.: Кудрявцев В. Н. Причинность в криминологии (гл. IV, § 3). М., 1968; Звирбуль В. К. Социальное планирование и предупреждение право нарушений.— В кн.: Проблемы искоренения преступности в СССР. М., 1971; Прогнозирование и планирование борьбы с преступностью в социалистиче ском обществе. — В кн.: Актуальные проблемы советской криминологии. М-, 1973; Криминологические прогнозы и планы как часть системы управления про цессом, направленным на предупреждение преступности в социалистическом об ществе.— В кн.: Вопросы советской криминологии. М., 1976; Роль социально го планирования в предупреждении правонарушений. М., 1977; Орехов В. В. Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью. ЛГУ, 1972; Ава нс сов Г. А. Криминология, прогностика, управление. Горький, 1975; Под рядов А. Н. Методологические проблемы комплексного планирования профи лактики преступлений. — Известия Академии наук Латвийской ССР. 1979, № 3.

25 См.: Криминология. М., 1979, с. 124.

См.: И г о ш е в К. Е. Социальный контроль и профилактика преступлений Горький, 1976, с. 35—36.

27 Общество, как система, складывается из личностей, малых социальных групп, классов, национальности, народа. В нем происходит взаимодействие базиса и надстройки, действуют существенные связи, определяющие массовое поведение, поведение представителей класса, малых социальных групп и личностей Таким образом, иерархичность строения свойственна любой сложной социальной системе.

См.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977, с. 39 Авторы справедливо подчеркивают, что приведенный перечень — примерный.

322

29 Яковлев А. М. Индивидуальная профилактика преступного поведения. Горький, 1977.

30 См.: Игошев К. Е., Ш мэров И. В. Социальные аспекты предупрежде ния правонарушений (проблемы социального контроля). М., 1981, с. 76.

" Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977, с. 31.

32 См.: Жалинский А. Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР. Львов, 1976, с. 24—26; Теоретические основы предупреждения преступно сти. М„ 1977, с. 59—61.

33 Определение предмета теории предупреждения преступности не является исчерпывающим. В нем даны процессы, с изучением которых связано развитие этой теории на современном этапе.

34 См.: Ной И. С. Методологические проблемы советской криминологии. Саратов, 1975, с. 221.

35 Такие предложения были внесены на проходившей в Академии МВД СССР объединенной сессии советов научно-исследовательских институтов и выс ших учебных заведений в Москве в марте 1977 г.

36 Характерно, что юристам в развитии новой науки отводилась последняя роль.

Следует отметить, что советы научно-исследовательских институтов не приняли решения по этому вопросу, а само предложение подверглось критике. См., например: Теоретические основы предупреждения преступлений, с. 64, а также выступления Кудрявцева В. Н., Клочкова В. В. и др. на сессии Советов.

См.: Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. М., 1981, с. 393 и след.

i9 См.: Звирбуль В. К. Проблемы преступности в свете борьбы социалистической и буржуазной идеологий. — В сб.: Вопросы борьбы с преступностью, 1975, с. 12.

40 См.: Карпец И. И. Проблема преступности. М., 1969, с. 164.

" Теоретические основы предупреждения преступности, с. 68.

42 Т а м же, с. 66.

43 Именно в таких исследованиях криминология выступает в качестве заказчи ка. Обоснование такого подхода см.: Карпец И. И. Проблема преступности. М., 1969, с. 164.

44 См.: Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1982, с. 274.

45 О связи уголовной политики и профилактики преступлений см.: Д а г е л ь П. С. Проблемы уголовной политики. Владивосток, 1982, с. 83—94.

См.: Кобе ц Н. Г. Предупреждение правонарушений в производственном коллективе. Вопросы теории и практики. М., 1982.

"Танасевич В. Г. К теоретическим основам разработки мер предупреждения преступлений. — Сов. государство и право, 1964, № 6; Шляпочников А. С. К вопросу о классификации мер предупреждения преступности. — В сб.: Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 17, 1972; Кригер В. И. О понятии общественных мер предупреждения преступности. — В сб.: Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 13, 1971; Вопрос о мерах предупреждения преступности освещается также в работах Аванесова Г. А., Дагеля П. С., Карпеца И. И., Ковалева М. И., Кудрявцева В. Н., Сахарова А. Б., Сырова А. П., Жалинского А. Э.

11

К главе второй

' Шамба Т. М. КПСС и органы охраны правопорядка. М., 1979, с. 57. 2 M а р к с К., Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 133.

323

3 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 30, с. 122. "Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 145.

А а ф а р г П. Собственность, ее происхождение и развитие. М., 1926, с. 65. ь К е т л е А. Человек и развитие его способностей или опыт общественной физики. Т. 1, СПБ, 1865, с. 67.

7 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 361—362; т. 13, с. 515—516.

См., например: А е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 33, с. 101 и др.

9 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 32, с. 109.

10 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 36, с. 174; т. 41, с. 33, 317—318; т. 38, с. 74.

"См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 33, с. 102; т. 35, с. 202. "Маркс К. иЭнгельсФ. Соч., т. 1, с. 131. 1J Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 33, с. 91.

14 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 38, с. 408.

15 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2, М., 1970, с. 59.

16 Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971, с. 84.

17 Материалы XXV съезда КПСС, с. 78.

Федосеев П. Н. Материалы международного1 симпозиума «Философия и социальный прогресс». — Вопросы философии, 1977, № 9, с. 16. ls Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 41, с. 27.

20 Л е н и н В. И. Полн. собр. соч., т. 33, с. 102.

21 А е н и н В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 21.

22 Коммунист, № 9, 1985, с. 4.

23 Коммунист, № 9, 1985, с. 6.

См.: Социология и проблемы социального развития. М., 1978, с. 93. 25 Подробно вопрос о мотивации преступного поведения см.: Кузнецова Н. Ф. Детерминизм преступного поведения. М., 1984.

Социология и проблемы социального развития. М., 1978, с. 95—96. "Коммунист, 1985, №9, с. 31. Там же, с. 33.

к

главе третьей

' См.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977, с. 93—98.

2 См.: Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980, с. 484.

3 См.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977, с. 104. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980,

с. 477—494; О совершенствовании правового регулирования предупреждения преступности.— В кн.: XXV съезд КПСС и дальнейшее укрепление социалистической законности. М., 1977.

5 См.: Теоретические основы предупреждения преступности, с. 30.

ь См. Аванесов Г. А. Указ, соч., с. 484; Сахаров А. Б. Теоретические основы предупреждения преступности, с. 102 и др.

7 См.: Криминология. М., 1979, с. 124.

8 См.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977, с. 99; Аванесов Г. А. Указ. соч.

'Коммунист, 1985, №7, с. 12.

Здесь и далее имеются ввиду и соответствующие статьи УПК других союзных республик.

324

"ТанасевичВ. Г. К теоретическим основам разработки мер предупреждения преступности. — Сов. гос. и право, 1964, № 6, с. 92.

12 См., например, Советская криминология. М., 1966, с. 122; Криминология. М., 1979, с. 127.

13 Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977, с. 94.

См., например, ЕмельяновС. А. Предупреждение правонарушений средствами общего надзора прокуратуры. М., 1980.

15 См.: Демиденко Н., Скворцов К. Предостережение прокурора. Соц. законность, 1981, №7, с. 42—43.

См.: Сафонов А. П. Представление прокурора об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления. М., 1970.

к

главе четвертой

1 См. постановление ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопо рядка и усилении борьбы с правонарушениями (Справочник партийного работни- ка, 1980, вып. 20, с. 414).

2 Иной подход неизбежно приводит к отождествлению целей и задач любого уровня и в любой сфере жизнедеятельности нашего общества (воспитательной, экономической и др. ) с целями и задачами предупреждения преступности, так как в конечном счете все поступательное движение общества «работает» на искорене ние преступности. «Было бы одинаково неправильно как исключать общесоциаль ные процессы и мероприятия из социальной системы предупреждения преступле ний, так и объявлять все их профилактикой. Это именно социальные мероприя тия, дающие профилактический эффект» (Ж алинский А. Э. Условия эффек тивности профилактики преступлений. М., 1978, с. 9). Поэтому необходимо, как представляется, различать собственно профилактическую функцию (выделенную в аспектах целеуказания, ресурсного, информационного и нормативного обеспечения, организации и т. д.) от социальных функций более общего характера — по даль нейшему подъему материального уровня, сознательности, культуры членов обще ства, гармонизации их потребностей и интересов — «попутно», опосредованно, в конечном счете создающих необходимую базу, оптимальные условия для преду преждения преступности.

Здесь и далее понятия «субъект предупреждения преступности» и «субъект предупреждения преступлений» употребляются как равнозначные, исходя из того, что устранение, ограничение и ослабление криминогенных факторов есть в то же время и предупреждение конкретных преступлений (как и наоборот, предупреждение последних есть одновременно и «вклад» в ограничение действия криминогенных факторов). Здесь действует соотношение: общее — особенное — единичное.

4 См.: Игошев К. Е., Ш мэров И. В. Социальные аспекты предупрежде ния правонарушений. М., 1980, с. 10—11 и др.

5 О понятии органов уголовной юстиции см.: Вицин С. Е. Системный под ход и преступность. М., 1980, с. 88—105.

См.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977, с. 133. Здесь и далее этот термин применяется в его наиболее общем значении, охватывая также органы, учреждения, предприятия.

См.: Комплексное изучение системы воздействия на преступность (под ред. ОсиповаП. П. Л., 1978, с. 126).

9 См.: Жалинский А. Э., Костицкий М. В. Эффективность профилактики преступлений и криминологическая информация. Львов, 1980, с. 69 и след.

См.: Сахаров А. Б. Теоретические основы предупреждения престу-

325

плений.—Сов. юстиция, 1972, №3, с. 5—7; Саркисов Г. С. Социальная система предупреждения преступности. Ереван, 1975, с. 49 и др.

"Аванесов Г. А. Указ, соч., с. 422.

12 И г о ш е в К. Е., Ш м а р о в И. В. Указ, соч., с. 22.

Ориентационная характеристика субъектов предупреждения преступности в определенной степени условна, так как, например, некоторые из них могут осуществлять деятельность как внутри организации, так и вне ее (профилактическая деятельность трудового коллектива внутри предприятия и в закрепленном микро-районе). Но основная ориентация может быть зафиксирована всегда.

В некоторых работах по существу отождествляются понятия правоохранительных органов и органов уголовной юстиции. Между тем: а) некоторые правоохранительные органы (арбитраж) вообще не относятся к уголовной юстиции; б) такие органы как прокуратура, суд, милиция, комиссии по делам несовершеннолетних, лишь частично осуществляют задачи уголовной юстиции (имея для этого соответствующие оргструктуры), наряду с осуществлением иных задач правоохранительной деятельности.

15 Традиционное выделение общепредупредительного и частнопредупредитель- ного воздействия уголовно-правовых мер представляется недостаточно точным. В отношении подавляющей части членов нашего общества необходимости в преду предительном воздействии нет и не может быть, поэтому определение «общее» здесь не подходит. Речь идет фактически о воспитательно-мобилизующем, активи зирующем эффекте. Предупредительный же эффект достигается в отношении лиц, склонных к совершению правонарушений (неиндивидуализированное предупреди тельное воздействие) и в отношении конкретных преступников (индивидуализиро ванное предупреждение рецидива).

16 Это относится и к предупреждению рецидива, так как по отношению к воз можности нового преступления лицо, ранее совершившее преступления, опять на ходится на названных стадиях.

|?Жалинский А. Э., Костицкий М. В. Указ, соч., с. 22.

18 В этой связи требует определенного уточнения высказывание: профилакти ка представляет собой «средство, предусматривающее не наказание, а воспитание, предостережение членов общества от преступлений» (А ванесов Г. А. Указ, соч., с. 420). Профилактика может осуществляться и путем наказания, в том чис ле уголовного, если ставится задача пресечь формирование готовности к соверше нию тяжких преступлений, устранить условия, способствующие преступлению.

19 Выше говорилось об использовании в наиболее общем значении термина «организация». Это необходимо повторить и применительно к использованию в настоящей главе термина «общественная организация». Он охватывает как обще ственные организации в собственном смысле слова (установленные, иерархизиро- ванные), так организации и формирования общественной самодеятельности.

О понятии политики борьбы с преступностью см.: Бородин С. В. Теоретические проблемы советской уголовной политики. — В сб.: XXV съезд КПСС и дальнейшее укрепление социалистической законности, М., 1977; Владимиров В. А., Ляпунов КЗ. И. Советская уголовная политика и ее отражение в действующем законодательстве. М., 1979 и др. работы.

Представляется, что политика борьбы с преступностью, как «обеспечивающее» направление внутренней политики в свою очередь включает взаимодействующие: политику предупреждения преступности, политику в сфере процессуальной и розыскной деятельности, административно-правовую, уголовно-правовую (уголовную) и исправительно-трудовую политику.

21 См. Жалинский А. Э. Указ, соч., с. 66. Эта тенденция реализуется 'не

только путем совершенствования нормативного, организационного, информационного, методического регулирования и обеспечения, но и путем постепенного форми-

326

рования и упрочения знаний, умений и навыков людей — участников профилактической деятельности (см. также Михеев В. И. Социально-психологические аспекты управления. М., 1975, с. 157).

22 О круге субъектов предупреждения преступности в смысле их системы, реализующей целенаправленную деятельность по программированию, обеспечению ресурсами, объединению усилий и непосредственному решению задач профилакти ки, говорится в коллективной работе «Комплексное изучение системы воздействия на преступность» (под ред. Осипова П. П. Л., 1978. с. 126). Надо, однако, огово рить, что отождествление понятий «круг» и «система» не вполне удачно, так как требует пояснения того, что элементы, входящие в «круг», обладают интегратив- ными характеристиками элементов системы.

23 Жалинский А. Э. Условия эффективности профилактики преступлений. М., 1978, с. 65.

24 В связи с характеристикой динамизма данной ситуации А. Э. Жалинский обоснованно указывает, что эта ее черта не исключает, а предполагает обоснован ность происходящих изменений: «введению новых организационных форм преду преждения преступлений должно предшествовать признание недостаточности ста рых. В противном случае возникают однотипные организации... что приводит, естественно, к лишней затрате социальных средств» (Жалинский А. Э. Спе циальное предупреждение преступлений в СССР. Львов, 1976, с. 118).

25 о ' '

-Здесь и один из важнейших «узлов» криминологической теории предупреждения преступности, научные разработки которой должны, с одной стороны, противостоять «моде», конъюнктурным попыткам создавать избыточные звенья системы, а с другой — своевременно улавливать и реализовывать действительно возникающие потребности.

В и ц и н С. Е. Системный подход к преступности. М., 1980, с. 90.

27 г4

См. там же.

28 Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. М., 1976, с. 265.

29 Понятие групп или комплексов задач, мер, субъектов предупредительной деятельности введено в теорию предупреждения преступности уже упоминавшейся работой А. Э. Жалинского и М. В. Костицкого. Представляется, однако, возмож ным говорить не только о локальных и факультативных, но и о «сквозных» ком плексах субъектов предупредительной деятельности.

м Разумеется, что членение относительно. Выделяется именно основной метод, используемый для реализации возложенных функций.

В литературе предпринята попытка классифицировать субъекты, ведущие борьбу с преступностью, исходя из того, способны ли они воздействовать на сам генезис преступности (через воздействие на объективные причины) или только удерживать преступность в определенном состоянии (через воздействие на персонифицированных ее носителей). — См.: Комплексное изучение системы воздействия на преступность, с. 13—14, 26—28. Отнеся к сдерживающим субъектам органы уголовной юстиции и противопоставив им органы криминологической профилактики, авторы указанной точки зрения утверждают, что эффективное предупреждение преступности в стране возможно и при «снижении эффективности» уголовно-правовых мер. Это, конечно, неверно. Интегральная цель предупреждения (а не только сдерживания преступности) реализуется, как это видно из прямых указаний закона, и в процессе применения уголовно-правовых мер, не говоря уже о том, что в процесс этого применения включены и меры криминологической профилактики. Криминологическое предупреждение преступлений как ведущее в борьбе с преступностью, не «компенсирует» и не «вытесняет» уголовно-правовое предупреждение, а взаимодействует с ним на основе оптимизации сфер применения.

J2 Жалинский А. Э. Указ, соч., с. 102—115.

327

"Там же, с. 117. 4 См., например, п. 3 ст. 131 Конституции СССР.

м Как известно, нормативные акты предписывают — обязательно включать в планы экономического и социального планирования, в коллективные договоры условия разделов о профилактике правонарушений. Интересно напомнить в этой связи, что уже первый пятилетний план РСФСР включал раздел «Борьба с социальными аномалиями» — задачи борьбы с пьянством, беспризорностью и т. п.; перечень мероприятий и их ресурсное обеспечение. Например, на лечебно-предупредительные меры и развитие мер отвлечения от пьянства выделялось 129 млн. руб. (см. сб.: Контрольные цифры пятилетнего плана народного хозяйст-ва РСФСР. М., 1929, т. 1, с. 535—537).

іь А в а н е с о в Г. А. Указ, соч., с. 425.

" По буквальному значению слово «долг» идентично «обязанности»; «функция» же в свою очередь может быть заменена словами «обязанность», «круг деятельности» (см.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1952, с. 147—195).

м Когда говорится о деятельности субъектов предупреждения преступности, имеются в виду два уровня криминогенных процессов: формирование личности, склонной к правонарушающему поведению; формирование готовности (умысла, мотива, ситуации) к конкретным преступлениям.

Л9См.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977, с. 147.

40 Надо напомнить в этой связи о недопустимых, но достаточно распростра ненных попытках ведения неких самостоятельных «учетов» неблагополучных се мей, трудных подростков, лиц, склонных к правонарушениям, и т. п. в ряде учеб ных заведений и общественных пунктов охраны порядка; причем соседям, соуче никам, общественности объяснялось об этом и соответствующие лица именовались на собраниях и в беседах «состоящими на учете».

41 Об этом см., например, в сб.: Коммунистическая нравственность и правопо рядок. М., 1979, с. 90.

42 Субъекты планирования и координации предупредительной деятельности обычно формируются — если речь не идет о внутриведомственных задачах — во исполнение указаний субъектов партийно-политического руководства и властного (государственно-правового) управления системой.

43 При этом непосредственные функции управления могут быть возложены ве домством, органом, коллективом на специализированную оргструктуру, в том чис ле реализующую координационные функции.

44 Например, Всесоюзный институт Прокуратуры СССР, ВНИИ МВД СССР, исследовательский центр Академии МВД СССР, специализированные лабо ратории в институтах АПН СССР, Министерство просвещения и т. д.

45 Например, учебные заведения МВД СССР, Прокуратуры СССР, юридиче ские факультеты и институты.

Например, специализированные факультеты для дружинников, членов товарищеских судов, актива комиссий по делам несовершеннолетних, народных университетов правовых знаний.

47 См.: Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. М., 1968, с. 148; Мильнер Б. Об организации управления. — Коммунист, 1975, № 3, с. 40—46.

К

главе пятой

' В криминологической и уголовно-правовой теории профилактическая политика рассматривается как часть (направление) политики борьбы с преступностью, а последняя в свою очередь — как часть внутренней политики. — См. об этом: Б о *

328

родин C.B. Теоретические проблемы советской уголовной политики. — В сб.: XXV съезд КПСС и дальнейшее укрепление социалистической законности. М., 1977; Загородников Н. И. Советская уголовная политика и деятельность органов внутренних дел. М., 1979; Миньковский Г. М. Вопросы обеспечения эффективности социального планирования борьбы с преступностью. — В сб.: Вопросы борьбы с преступностью, вып. 34. М., 1981.

2 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 41, с. 30—31.

J Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 45, с. 61. Эти ленинские указания нашли свое дальнейшее развитие в указаниях XXIII, XXIV, XXV, XXVI съездов партии о задачах и итогах партийной работы.

4ЖилинскийС. Э. Роль КПСС в укреплении законности на современном этапе. М., 1977, с. 77.

5 См.: Социальная профилактика правонарушений в социалистическом обще стве, с. 48.

6 Причем в связи с необходимостью (о которой шла речь выше) обеспечить одновременное использование партийно-организационных, идеологических, государ ственно-правовых средств, характерных для рассматриваемой сферы, в ряде слу чаев принимаются совместные партийно-государственные решения.

При этом в случае выявления проблемных ситуаций, типичных и для других регионов (городов, районов, коллективов) или и для других однотипных либо даже относящихся к иным подсистемам субъектов предупредительной деятельности, по результатам проверок и отчетов принимаются решения, относящиеся не только к проверяемым, но и к другим звеньям.

8 Этим вопросам посвящены, в частности, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране» (1959г.), «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка» (1974г.). Опыт партийного руководства этими формированиями нашел интересное освещение в сборнике: Коммунистическая нравственность и правопорядок. М., 1979, с. 77, 94, 117, 179.

9 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 50, с. 63.

10 В частности, первичные партийные организации предприятий и учреждений совместно с другими органами коллектива дают после всестороннего обсуждения рекомендации членам коллектива для работы в органах внутренних дел.

" Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 45, с. 16.

12 Успехи криминологических исследований в стране, их масштабы, обеспеченные рядом постановлений ЦК КПСС, как и присуждение Государственной премии СССР ряду ученых (И. И. Карпецу, В. Н. Кудрявцеву, Н. Ф. Кузнецовой, А. Б. Сахарову и А. М. Яковлеву) за разработку теоретических основ советской криминологии, создали реальную возможность для постоянного использования помощи криминологов партийными комитетами различных регионов.

'''Кузнецов .В. XXVI съезд КПСС и развитие основ советского народовластия. Коммунист, 1981, № 10, с. 28.

Применительно к сфере борьбы с преступностью термин «общественные организации» используется в широком смысле слова. Он охватывает все совокупности людей, принимающих активное участие в общественной жизни, «добровольные объединения граждан, способствующие развитию их политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов» (Советский энциклопедический словарь. М., 1979, с. 923). Сюда включаются, разумеется, с учетом различий в масштабах, уровнях, содержании деятельности, — не только организации широкого профиля, действующие в масштабе страны, но и локальные, специализированные самодеятельные объединения, в том числе по месту работы и жительства. Для их обозначения в литературе используются и термины «органи-

329

зация общественной самодеятельности», «добровольные объединения (формирования) трудящихся».

Авторы монографии «Право и социальное планирование» (см. с. 207—208) противопоставляют изучению положения дел в административно-территориальных единицах изучение так называемой «экологии преступности» путем: выделения зон наибольшей пораженности. Аегко, однако, заметить, что это новшество лишь кажущееся: силы и ресурсы борьбы с преступностью (в том числе общественности, участвующей в предупредительной деятельности) распределены по административно-территориальным единицам. Поэтому выделение зон пораженности (кстати, этот прием применяется десятки лет) не исключает его использования в организации борьбы с преступностью в областном, городском, районном масштабах.

16 См.: Теоретические основы предупреждения преступности, с. 168.

17 В последние годы в общественных организациях широкого профиля (напри мер, в комсомоле) начали выделяться структурные подразделения или работники, специализирующиеся на предупредительной деятельности, ее информационном и методическом обеспечении; либо соответствующая функция выделяется в качестве самостоятельной у уже имеющихся подразделений. Это позволяет говорить о тен денции к частичной специализации соответствующих общественных организаций в качестве субъектов предупреждения преступности.

18 Здесь используются общие организационные решения, уставные средства и т. д. и специализ'ация различных общественных организаций.

19 См., например, Система комплексного планирования и управления профи лактикой правонарушений. Рига, 1980, с. 91—93; здесь общественные организации именуются «ведомствами» наряду с государственными органами, участвующими в координации; дифференцированной характеристики задач и пределов участия не дается. Аналогичный упрек может быть сделан и учебнику: Криминология. М., 1979, с. 146.

20 «Местные партийные, советские, профсоюзные и комсомольские органы и организации, каждый в своем регионе контролируют, организуют и направляют реализацию всего комплекса профилактических мероприятий» (И г о ш е в К. Е., Устинов B.C. Введение в курс профилактики правонарушений, Горький, 1977, с. 38).

21 Эта правильная позиция излагается, в частности, в работе.—Комплексное планирование профилактики правонарушений. М., 1979, с. 10, 19, 28 и др.

22 Это не исключает возможности привлечения их представителей в необходи мых случаях к непосредственному участию в обсуждении, экспертного их опроса и т. п. Но речь идет об эпизодическом и факультативном участии.

23 Использование дисциплинарных и иных правомочий администрации для предупреждения и пресечения правонарушений, есть составная часть воспитатель но-профилактической работы трудового коллектива, а не внешняя по отношению к нему деятельность. Административный персонал есть часть социалистического трудового коллектива, а не нечто стоящее над ним. К тому же ряд мер админи страция принимает совместно с общественностью или по ее предложению.

24 В литературе нередко проводится мысль, что меры такого рода всегда эф фективнее, нежели меры правового воздействия. Эта точка зрения требует суще ственной коррекции. Прежде всего приводимые в ее подтверждение данные пред ставляют собой не результаты исследований фактической эффективности приня тых мер, а лишь немотивированную вербальную информацию (мнение опрошен ных). Во-вторых, нельзя давать недифференцированную оценку без учета степени значимости для нарушителя данного типа общественного мнения коллектива.

2 В ее сферу входят, в частности, члены коллектива, состоящие на профилактическом учете в правоохранительных органах; члены коллектива, не состоящие

330

на таком учете, но характеризующиеся резким ослаблением позитивных социальных связей, злоупотреблением спиртными напитками, конфликтностью и т. п.

Выделяются, в частности, направления по предупреждению посягательств на социалистическое имущество, нарушений общественного порядка, нарушений правил охраны труда, правонарушений несовершеннолетних.

27 В этом качестве они выступают и как представители коллективов (по их поручению) или участников коллективных мероприятий (см.: Участие общественности в борьбе с правонарушителями в СССР, с. 6).

«Каждый гражданин СССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе» (ст. 49 Конституции СССР). Это право, гарантирующее реализацию гражданского долга членов нашего общества, распространяется и на сферу предупредительной деятельности.

т На сферу предупредительной деятельности в полной мере распространяется известное указание В. И. Ленина: «...граждан надо учить... (и помочь им) воевать за свое право по всем правилам законной ... войны за права» (Ленин В. И. Поли, собр. соч., т. 53, с. 149).

30 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 44, с. 397.

11 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР, 1976, № 1.

Л2 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР, 1978, №2, с. 13.

JJ См.: Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 54, с. 71.

34 См.: Б о й к о в А. Деятельность суда по выявлению причин преступле ний. Сов. ЮСТИЦИЯ, 1971, № 14, С. 3 5.

•" См.: Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 54, с. 71.

І6 См.: Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 54, с. 73.

п См.: Ч е р к а с о в В. М. Организационная работа отделов юстиции по повышению уровня деятельности народного суда по предупреждению преступлений. — В сб.: Проблемы предупреждения преступности и дальнейшего укрепления законности и правопорядка. М., 1974, с. 105—108.

См.: ЕмельяновС. А. Предупреждение правонарушений средствами общего надзора прокуратуры. М., 1980.

39 См.: Предупреждение преступлений. М., 1962, с. 86—110.

40 См.: МаркеловТ. Л. Взаимосвязь органов прокуратуры с общественно стью в борьбе с правонарушениями. — В сб.: Проблемы участия общественности в борьбе с преступностью. М., 1978, с. 110—122.

к

главе шестой

1 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 40, с. 215.

Постановление ЦК КПСС О мерах по дальнейшему улучшению работы с письмами и предложениями трудящихся в свете решений XXVI съезда КПСС, Правда, 4 апреля 1981 г.

Весьма детальная разработка оснований классификации социальной информации проведена в работах: Журавлев Г. Т. Социальная информация и управление идеологическим процессом. М., 1973; Петров Г. И. Основы советского социального управления. Л., 1974; Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977; Ж а л и н с к и й А. Э., КостицкийМ. В. Эффективность профилактики преступлений и криминологическая информация. Львов, 1980.

См.: Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980, с. 510.

5 Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977; Комплексное планирование профилактики правонарушений. М., 1979; Миньковский Г. М.

331

Проблемы информационного обеспечения криминологического планирования. — В сб.: Вопросы борьбы с преступностью, вып. 26, 1977; Орехов В. В. Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью. Л., 1972; 3 в и р -б у л в В. К. Роль социального планирования в предупреждении правонарушений. М., 1977; Сахаров А. Б., Методологические, методические и организационные проблемы социального планирования борьбы с преступностью и предупреждение преступлений. — В сб.; Вопросы борьбы с преступностью, вып. 32, 1980 и др.

6 См. работы: Косоплечева Н. П., Миньковского Г. М., Жалинского А. Э., Кузнецовой Э. В., Сидоренко Е. Н., Измайловой Ф. Ш. и др.

Комплексное планирование профилактики правонарушений. М., 1979, с. 8. См. также: Аванесов Г. А. Указ. соч.

"Звирбуль В. К. Роль социального планирования в предупреждении правонарушений. М., 1977, с. 21.

9 См.: Ельмеев В. Я. Методологические основы планирования социального развития. М., 1974, с. 75.

10 См. там же, с. 92.

"См.: Иванченко В. М. Методология народнохозяйственного планирования. М., 1975; Комплексные социальные исследования. Л., 1976; Дмитриев А. В., Иванов О. И., Голофаст В. Б. Комплексное социально-экономическое исследование. Л., 1978.

"Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1982, с. 59.

ы Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1972, с. 27.

14 Постановление ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями». Коммунист, 1979, № 14.

1 См.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977, с. 235.

Л е и и н В. И. Поли. собр. соч., т. 42, с. 344—345.

|7Анчишкин А. Методология прогнозирования народного хозяйства.— Вопросы экономики, 1980, № 1, с. 15.

18 См. там же, с. 16.

lif «Криминологическое прогнозирование ... является разновидностью социального предвидения и отраслью юридического прогнозирования. В то же время оно представляет собой самостоятельную отрасль прогнозирования» (А в а -н е с о в Г. А. Указ, соч., с. 350).

20 M а р к с К., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 7.

Глезерман Г. Е. В. И. Ленин и проблемы научного предвидения. — Вопросы философии, 1969, №4, с. 25.

22 В 1966 году издательство «Юрид. литература» выпустило первый учебник «Советская криминология» под ред. А. А. Герцензона, И. И. Карпеца, В. Н. Кудрявцева.

"Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 33, с. 91.

4 См.: Глезерман Г. Е. Указ, соч., с. 17; Смирнов А. Д. Социализм, научно-техническая революция и долгосрочное прогнозирование. — Вопросы философии, 1968, № 9, с. 198.

25 Васильев Ю. А. В.И.Ленин и социальное предвидение. Минск, 1978, с. 83.

См.: Кудрявцев В. Н. Причинность в криминологии. М., 1968, с. 161; см. также: Панкратов В. В. Научно-технический прогресс и криминологическое прогнозирование.—В кн.: Вопросы научного прогнозирования. М., 1968, вып. 2, с. 201.

27 Кудрявцев В. Н. Социальное и индивидуальное прогнозирование в криминологии. — В кн.: Вопросы научного прогнозирования. М., 1968, вып. 2, с. 203.

332

Кузнецова Н. Ф. Некоторые вопросы прогнозирования преступности.— В кн.: Вопросы научного прогнозирования. М., 1968, вып. 2, с. 206.

2!) С м и р н о в А. Д. Указ, соч., с. 12.

30Анчишкин А. Указ, соч., с. 19.

"Бауэр А., Эйхгорн В. Прогноз и диалектика. — Вопросы философии, 1968, № 10, с. 16—17.

32 См.: Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981.

3! Личность и уважение к закону. Социологический аспект. М., 1979, с. 60.

i4 Прогнозирование социальных потребностей молодежи. Опыт социологического исследования. М-, 1978, с. 86.

35 С м и р н о в А. Д. Указ, соч., с. 15.

зьГлезерман Г. Е. Указ, соч., с. 19.

37 Б а у э р А., Эйхгорн В. Исторический материализм и общественный прогноз. — Вопросы философии, 1969, №9, с. 16.

Сафаров Р. А. Прогнозирование — функция социалистического государственного управления. — Сов. государство и право, 1969, № 10, с. 110.

39 А в а н е с о в Г. А. Указ соч., с. 370.

40 См.: Криминология. М., 1979, с. 156—157.

См.: Кудрявцев В. Н. Указ, соч., с. 154; Он же, Социальное и индивидуальное прогнозирование в криминологии, с. 204. 42 См.: Аванесов Г. А. Указ, соч., с. 359—361. 43Анчишкин А. Указ, соч., с. 19.

44 Л и с и ч к и н В. А. Теория и практика прогностики. М., Наука, 1972, с. 63.

45 См.: Кудрявцев В. Н. Указ, соч., с. 157.

46 См.: Сафаров Р. А. Указ, соч., с. 110.

47 См.: Аванесов Г. А. Теория и методология криминологического прогно зирования. М., 1972.

Кудрявцев В. Н. Социальное и индивидуальное прогнозирование в криминологии, с. 204.

49 Проблема координации предупреждения преступности в целом разработана еще недостаточно. Детальной разработке подвергнута координация правоохрани тельных органов в борьбе с преступностью. (См.: Найденов В. Координация действий правоохранительных органов в борьбе с преступностью. — Соц. закон ность, 1978, № 12; Организация работы районной (городской) прокуратуры. М., 1974; M а р к е л о вТ. Л. Проблемы координации в борьбе с правонаруше ниями.— В сб.: Вопросы борбы с преступностью. Вып. 24. М., 1977 и др.).

50 См.: Постановление ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопо рядка и усилении борьбы с правонарушениями».

51 См. ст. 4 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об ад министративных правонарушениях.

52 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1972, №34.

53 См. Положение об общественных пунктах охраны порядка РСФСР. — Ведо мости Верховного Совета РСФСР, 1980, № 27, ст. 772.

К

главе седьмой

'Ратинов А. Р. Психологическое изучение личности преступника. М., 1981, с. 30, 36.

2 См.: Дорофеев В. При наличии отсутствия.—Литературная газета, 25 марта 1981 г.

3 См.: Селиванов Н. А. Некоторые спорные вопросы теории комплексного

333

 

планирования профилактики правонарушений. — В кн.: Комплексное планирование социальной профилактики правонарушений. М., 1981, с. 23.

См.: К и ш А. Социальная структура социалистического общества: мифы и реальность. М., 1981, с. 120—138.

Подробно по этому вопросу см.: Енукидзе Г. Непременное условие утверждения коллективистской морали и социалистического образа жизни. — Коммунист, 1980. № 15, с. 73—84.

"См.: Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. М., 1976, с. 274.