logo search
Konstitutsionnoe_pravo_RF

§ 4. Финансирование выборов

В Российской Федерации законодательством предусмотрены выборы на федеральном уровне - Президента и нижней палаты Парламента, региональном – законодательного собрания, и на местном – в представительные органы местного самоуправления. Порядок финансирования выборов установлен федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральным законом от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», федеральным законом от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ».

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, осуществляется из средств соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета. Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете) на проведение выборов, являются избирательные комиссии, организующие соответствующие выборы (Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования). Не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении Президента РФ или депутатов Государственной Думы бюджетные средства должны поступить в распоряжение Центральной избирательной комиссии. Следует обратить внимание на то, что в случае проведения досрочных либо повторных выборов Президента РФ или депутатов Государственной Думы объем денежных средств, выделяемых на их организацию и проведение, не может быть меньше суммы, содержащейся в отчете Центральной избирательной комиссии РФ о расходовании средств, при подготовке и проведении предыдущих выборов.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее, чем за 50 дней до дня голосования распределяет поступившие в ее распоряжение средства на подготовку и проведение выборов Президента РФ или депутатов Государственной Думы между избирательными комиссиями субъектов РФ, которые не позднее, чем за 30 дней до дня голосования распределяют полученные средства между территориальными избирательными комиссиями. В случае проведения досрочных или повторных выборов, а также в случае несвоевременного или не в полном объеме финансирования подготовки и проведения выборов указанные избирательные комиссии распределяют средства по мере их поступления. Следует обратить внимание на то, что денежные средства, полученные избирательными комиссиями из бюджетов различных уровней, учитываются раздельно.

Избирательные комиссии обязаны представлять отчеты о расходовании бюджетных средств на выборы соответственно в палаты Федерального Собрания РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований. Председатели комиссий являются уполномоченными лицами по распоряжению средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за их целевое использование.

Бюджетные средства, выделенные соответствующим избирательным комиссиям расходуются на оплату труда членов избирательных комиссий и сотрудников аппарата этих комиссий, на изготовление избирательных бюллетеней, на подготовку помещений для голосования и их охрану, на транспортные расходы избирательных комиссий и т.д. Часть этих средств избирательные комиссии предоставляют в равных частях кандидатам (избирательным объединениям) для проведения избирательной кампании.

Кандидаты (избирательные объединения) осуществляют финансирование избирательных мероприятий только из средств своих избирательных фондов. Такой избирательный фонд должен быть создан кандидатом (избирательным объединением) в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов на регистрацию. Конституционный Суд РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 г. № 253-О) признал, что требование закона об обязательном создании кандидатом (избирательным объединением) избирательного фонда не является дополнительным ограничением пассивного избирательного права, закрепленного в Конституции РФ. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривая создание кандидатами избирательных фондов, закрепляет при этом равные для всех кандидатов требования к источникам финансирования, которые включают не только собственные средства кандидата, но и средства, выделенные ему выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком и, в случае, если это предусмотрено законом, соответствующей избирательной комиссией, а также добровольные пожертвования граждан и юридических лиц (пункт 5 статьи 58). В целях создания кандидатам равных возможностей, обеспечения защиты прав всех участников избирательного процесса предусматривается, что предельные размеры средств, перечисляемых в избирательные фонды, определяются законом (пункт 10 статьи 58); запрещается использование для проведения предвыборных акций иных денежных средств, кроме средств избирательного фонда (пункт 6 статьи 59). На достижение этих же целей направлены нормы названного Федерального закона об отказе в регистрации кандидата не только в связи с несозданием избирательного фонда, но и в случаях использования при финансировании избирательной кампании иных денежных средств, помимо средств избирательного фонда, превышения установленного законом размера расходования таких средств (подпункты "з", "и" пункта 23 статьи 38), а также нормы, обеспечивающие контроль за законным использованием этих средств (пункты 11 и 12 статьи 58). Такое регулирование в сфере создания и расходования средств избирательных фондов гарантирует равные возможности гражданам для реализации избирательного права и не является его ограничением.

При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пяти тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.

Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями. По общему правилу кандидаты вправе назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам, а в случаях установленных законом обязаны сделать это. Избирательные объединения лишены права выбора, и назначение уполномоченных представителей является их обязанностью. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата (избирательного объединения) осуществляет свои действия на основании нотариально удостоверенной доверенности, которая выдается кандидатом (избирательным объединением) и предоставляет им следующие полномочия:

а) открытие специального избирательного счета;

б) распоряжение средствами избирательного фонда;

в) учет денежных средств избирательного фонда;

г) контроль за поступлением и расходованием средств избирательного фонда;

д) право подписи на расчетных документах.

Кандидат может предоставить представителю и иные полномочия по финансовым вопросам.

Регистрация уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата (избирательного объединения) производится соответствующей избирательной комиссией на основании заявления кандидата (избирательного объединения) и доверенности. Срок полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам начинается со дня регистрации указанного уполномоченного представителя и истекает через 90 дней со дня голосования. Кандидат вправе в любое время прекратить полномочия своего уполномоченного представителя по финансовым вопросам, письменно известив его об этом и представив письменное заявление в избирательную комиссию вместе с заявлением о том, на кого возлагаются полномочия отозванного уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Копии указанных заявлений должны быть одновременно направлены кандидатом в соответствующий филиал Сберегательного банка РФ.

П. 5 ст. 58 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень источников финансирования избирательных фондов, а именно:

а) собственные средств кандидата, избирательного объединения; закон ограничивает размер собственных средств кандидата (избирательного объединения): на выборах Президента РФ – 10 процентами от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда, а для кандидатов, по которым назначено повторное голосование, - 15 процентов; на выборах депутатов Государственной Думы – 50 процентами от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда;

б) средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;

в) добровольные пожертвования граждан;

г) добровольные пожертвования юридических лиц;

д) средства, выделенные кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом.

Законодательство устанавливает предельный размер избирательных фондов. В соответствии со ст. 58 ФЗ «О выборах Президента РФ» предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата в Президенты не может превышать 400 миллионов рублей. Предельная сумма всех расходов кандидата в Президенты РФ, по которому назначено повторное голосование, не может превышать 500 миллионов рублей. Ст. 64 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы РФ» предусматривает, что размер избирательного фонда избирательного объединения на выборах депутатов Государственной Думы не должен превышать 400 миллионов рублей. В указанную сумму не включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделений политической партии, предельный размер которых зависит от числа зарегистрированных избирателей в конкретном регионе. Закон Санкт-Петербурга «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» (ст. 44) установил предельный размер расходования средств избирательного фонда избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов в размере 600 миллионов рублей. Превышение кандидатом (избирательным объединением) размера избирательного фонда более, чем на 5 % влечет отказ или отмену их регистрации на данных выборах.

Следует обратить внимание, что процентное соотношение средств полученных из различных источников финансирования избирательных фондов закреплены в специализированных нормативных актах. Например, в Федеральном Законе от 10.01.2003 «О выборах Президента Российской Федерации» установлено, что собственные средства кандидата не могут превышать 10 процентов, а при повторном голосовании – 15 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда; средства выдвинувшей его политической партии не могут превышать 50 процентов; добровольные пожертвования гражданина и юридического лица – 1.5 и 7 процентов соответственно. Федеральный Закон от 18.05.2005 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установил следующие предельные размеры для источников финансирования избирательных фондов: собственные средства политической партии не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов; добровольные пожертвования граждан и юридических лиц – 0.07 и 3.5 процента соответственно.

Одним из основных принципов избирательного права Российской Федерации является запрет вмешательства других государств, иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций в любые мероприятия по организации и проведении выборов. Поэтому установлен запрет на пожертвования этих субъектов в избирательные фонды. Кроме того, ст. 58 федерального закона от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплен запрет на внесение пожертвований в избирательные фонды установлен для:

а) граждан РФ, не достигших восемнадцатилетнего возраста на день голосования;

б) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

в) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

г) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

д) юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов;

е) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;

ж) благотворительным и религиозным организациям, а также учрежденным ими организациям;

з) анонимным жертвователям. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства - или указал недостоверные сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты - или указаны недостоверные сведения;

и) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах, до дня начала кампании референдума;

к) некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, денежные средства либо иное имущество от иностранных государств, а также от организаций и физических лиц, указанных в пунктах «а – к».

Анонимные пожертвования от физических лиц и организаций подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета в сроки установленные законом.

Все денежные средства, образующие избирательный фонд перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей избирательной комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения в филиалах Сберегательного банка РФ, а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа. В случае отсутствия на территории избирательного округа кредитных организаций кандидат или избирательное объединение определяют по согласованию с соответствующей избирательной комиссией кредитную организацию, в которой открывается специальный избирательный счет. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах органов местного самоуправления сельских поселений перечисление средств избирательного фонда на специальный избирательный счет необязательно в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают три тысячи рублей.

Средства избирательных фондов имеют целевое назначение и могут использоваться кандидатами, избирательными объединениями только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании. Право распоряжаться средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам или избирательным объединениям. Ст. 59 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены следующие цели, на которые могут расходоваться средства избирательных фондов:

а) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;

б) предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;

в) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями своей избирательной кампании;

г) внесение избирательного залога.

Кандидаты или избирательные объединения вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, а также на проведение предвыборной агитации, на осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах только денежные средства (в том числе собственные денежные средства), поступившие в их избирательные фонды в установленном законом порядке. Расходование в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, запрещается.

Конституционный Суд РФ определил, что требование об осуществлении предвыборной агитации не иначе как за счет денежных средств, которые аккумулированы в созданных в соответствии с законом избирательных фондах, представляет собой ограничение форм и методов проводимой этими субъектами избирательного процесса предвыборной агитации, если она осуществляется не за счет средств соответствующих избирательных фондов. Эта правовая норма направлена на обеспечение равенства кандидатов и защиту прав и свобод других лиц, включая избирателей, и преследует достижение правомерной цели - гарантировать формирование народного представительства. Она призвана гарантировать достижение конституционных целей, связанных с обеспечением прозрачности выборов, равенства кандидатов перед законом вне зависимости от материального положения, и на предотвращение злоупотреблений. (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2006 г. № 16-П).

В целях обеспечения целевого расходования средств избирательных фондов, договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата или избирательного объединения заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения. Расчеты с юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке с соответствующего избирательного счета.

Материальная поддержка кандидата, избирательного объединения направленная на достижение определенного результата на выборах может быть оказана только при ее компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда. В то же время допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц (личное распространение листовок, личное участие в митинге и т.п.).

Одной из гарантий, призванной обеспечить «прозрачность» поступления и расходования средств избирательных фондов кандидатов или избирательных объединений, является обязанность кредитной организации, в которой открыт специальный избирательный счет, периодически (на выборах Президента РФ – не реже, чем каждые две недели) предоставлять информацию о движении денежных средств на этом счете соответствующей избирательной комиссии. Избирательные комиссии передают эту информацию в средства массовой информации. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий соответственно уровню выборов обязаны публиковать указанные сведения, о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, передаваемые им избирательными комиссиями для опубликования, в течение трех дней со дня получения.

Кандидат или политическая партия одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации, представляют первый финансовый отчет, в который включаются сведения по состоянию на дату, которая на пять дней предшествует дате сдачи отчета. Кандидат или избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется избирательной комиссией, организующей выборы.

Избирательная комиссия, получив финансовый отчет и другие документы, прилагаемые к отчету, обязана не позднее, чем через пять дней передать их в редакции средств массовой информации.

Все финансовые операции по специальному избирательному счету, за исключением возврата в избирательный фонд неизрасходованных средств и зачисления на указанный счет средств, перечисленных до дня голосования, прекращаются в день голосования.

Одной из форм материального обеспечения проведения избирательных кампаний является предоставление кандидатам (избирательным объединениям) бесплатного эфирного времени и площади в печатных средствах массовой информации. Распределение этих информационных ресурсов производит соответствующая избирательная комиссия в одинаковом объеме для каждого кандидата (избирательного объединения) по жребию.

В случае, когда кандидат (политическая партия) не был избран или набрал менее установленного законом числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании (на выборах Президента РФ – 2 процента; на выборах в Государственную Думу – 3 процента) на него может быть возложена обязанность возместить организациям, осуществляющим выпуск средств массовой информации, расходы, понесенные ими при предоставлению бесплатных информационных ресурсов. Следует отметить, что указанное число голосов избирателей не может превышать 3 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Учитывая весьма высокую стоимость информационных ресурсов (она должна быть объявлена заранее и сообщена соответствующим избирательным комиссиям) обязанность оплатить эти информационные ресурсы может быть весьма обременительной. Установление правила о возмещении стоимости бесплатных информационных ресурсов направлено на пресечение недобросовестного использования информационных ресурсов (например, в целях саморекламы) кандидатами и политическими партиями, не рассчитывающими даже на минимальную поддержку избирателей. В соответствии со ст. 51 ФЗ «О выборах Президента РФ» и ст. 57 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы РФ» избирательные объединения, не возместившие указанных расходов, не вправе до их возмещения пользоваться бесплатным эфирным временем и бесплатной печатной площадью при проведении всех последующих выборов.

После дня голосования неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном избирательном счете, должны быть перечислены гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования, пропорционально вложенным средствам. Кредитная организация обязана по истечении 30 дней со дня голосования по письменному указанию соответствующей комиссии в бесспорном порядке перечислить на ее счет причитающиеся ей денежные средства, а оставшиеся на специальном избирательном счете неизрасходованные денежные средства по истечении 60 дней со дня голосования - в доход соответствующего бюджета.

Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, а также за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, для проверки финансовых отчетов кандидатов, сведений об имуществе, о доходах и об их источниках, за возвратом бюджетных средств создаются контрольно-ревизионные службы при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, и при иных комиссиях - с привлечением руководителей и специалистов из государственных и иных органов и учреждений.

Контрольно-ревизионная служба по поручению соответствующей избирательной комиссии:

  1. проверяет финансовые отчеты, нижестоящих избирательных комиссий;

  2. запрашивает и получает информацию по всем вопросам, входящим в ее компетенцию;

  3. организует проверку достоверности представленных сведений об имуществе, о доходах и об их источниках, о денежных вкладах, ценных бумагах, об акциях и ином участии в капитале коммерческих организаций; об имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, в том числе, переданном в доверительное управление, об иных обязательствах имущественного характера;

  4. контролирует соблюдение установленного порядка финансирования проведения предвыборной агитации, осуществления иных мероприятий, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании;

  5. обращается в федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы, в организации независимо от форм собственности, а также к гражданам по вопросам, отнесенным к ведению контрольно-ревизионной службы, запрашивает необходимые сведения и материалы, связанные с финансовым обеспечением выборов. Ответы на обращения контрольно-ревизионной службы и запрашиваемые ею материалы представляются в десятидневный срок, а за пять и менее дней до дня голосования и в день голосования - немедленно;

  6. составляет документы о финансовых нарушениях при финансировании выборов;

  7. ставит перед соответствующей избирательной комиссией вопросы о применении мер ответственности к кандидатам или политическим партиям, а также к гражданам и юридическим лицам за нарушения, допущенные ими при финансировании избирательной кампании;

  8. привлекает экспертов к проведению проверок, подготовке заключений и экспертных оценок.

Правовое регулирование порядка финансирования избирательных кампаний призвано обеспечить:

В соответствии с п.7 ст.76 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд может отменить регистрацию кандидата (избирательного объединения) в следующих случаях нарушения правил финансирования выборов:

Суд вправе отменить решение избирательной комиссии о результатах выборов в случаях, если:

Законодатель достаточно жестко определил правила финансирования выборов, как одной из главных форм прямой демократии, как главной формы проявления воли народа в формировании органов публичной власти. Это служит серьезной гарантией равного доступа граждан к управлению государством, ставит серьезные препятствия для использования финансовых средств в манипулировании общественным сознанием.

Избирательный процесс, его понятие и основные стадии: назначение выборов, формирование необходимой инфраструктуры, выдвижение и регистрация кандидатов, голосование и подсчет голосов, определение результатов выборов

Избирательный процесс <QUEST7< FONT>представляет собой урегулированную Конституцией и законодательством деятельность государственных и муниципальных органов власти, граждан, групп граждан и организаций по подготовке и проведению выборов представительных органов государственной власти и местного самоуправления. Стадиями избирательного процесса являются следующие: назначение выборов, формирование необходимой инфраструктуры, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование и подсчет голосов, определение результатов выборов. Эти стадии характерны для избирательного процесса на выборах всех органов государственной власти и местного самоуправления.

Правовое регулирование стадии назначения выборов призвано обеспечить периодическое обновление органов власти, что обеспечивается строго периодическим проведением выборов, не исключая случаев проведения досрочных выборов в случаях утраты соответствующим органом власти своих полномочий (роспуск Государственной Думы, отставка Президента РФ и т.д.). Конституция РФ определяет государственный орган, который назначает соответствующие выборы. В соответствии со ст.102 Конституции РФ Совет Федерации назначает выборы Президента РФ. Президент РФ в соответственно со ст. 84 Конституции РФ назначает выборы Государственной Думы.

Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее, чем через пять дней после его принятия.

<QUEST8< FONT>Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки, выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией – ЦИК, избирательной комиссией субъекта, избирательной комиссией муниципального образования. Если соответствующая избирательная комиссия не назначит выборы суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

Общие положения о назначении выборов в Российской Федерации содержатся в статье 10 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Выборы назначаются на воскресный, не праздничный день. Днями для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или второе воскресенье октября. Выборы в органы государственной власти вновь образуемого субъекта РФ, назначаются на второе воскресенье марта либо на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной очередного созыва, на день таких выборов.

Если в период, когда указанные органы должны принять решение о назначении выборов, на всей территории России введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования на выборах является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения.

Особенности назначения выборов Президента РФ определяются статьей 5 федерального закона №19-ФЗ от 10.01.2003 года «О выборах Президента Российской Федерации», а также пунктом 2 статьи 92 Конституции России. В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Совет Федерации Российской Федерации не позднее чем через 14 дней назначает досрочные выборы Президента РФ, которые должны состояться не позднее чем через 3 месяца после досрочного сложения полномочий Президентом.

При роспуске Государственной Думы Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва.

В соответствии со ст. 5 закона Санкт-Петербурга №252-35 от 15.06.2005 года «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга». решение о проведении выборов принимается самим Законодательным Собранием (не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования), если оно не было принято в установленный срок или Законодательное Собрание досрочно сложило свои полномочия, то решение о назначении выборов принимает избирательная комиссия Санкт-Петербурга, не позднее ,чем за 80 дней до дня голосования.

Следующей стадией избирательного процесса является формирование избирательной инфраструктуры: избирательных комиссий, избирательных округов, списков избирателей.

Избирательный округ - территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Выборы Государственной Думы и Президента РФ осуществляются по единому избирательному округу, включающему всю территорию России. Выборы региональных и местных органов представительной власти могут осуществляться по одномандатным и много мандатным избирательным округам. В многомандатном избирательном округе избираются несколько депутатов, за каждого из которых избиратели голосуют персонально. В одномандатном избирательном округе избирается один депутат. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории с таким расчетом, чтобы обеспечить равенство активного избирательного права граждан. Представительный орган власти соответствующего уровня утверждает схему одномандатных (многомандатных) округов не позднее, чем за 20 дней до назначения дня выборов.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. По согласованию с комиссиями главой местной администрации на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке. Избирательные участки образуются не позднее, чем за 45 дней до дня голосования. Избирательные участки для граждан РФ, находящихся за пределами территории России, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений РФ на территории страны их пребывания. Избирательные участки могут создаваться в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и т.п.), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях и т.д. Военнослужащие голосуют, как правило, на общих избирательных участках.

В соответствии со ст.ст. 16, 17 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация (учет) избирателей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации. Основанием для регистрации (учета) является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства. Указанные органы не реже чем один раз в месяц представляют сведения о фактах выдачи и замены паспорта гражданина РФ, регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства главе местной администрации. Органы записи актов гражданского состояния не реже чем один раз в месяц представляют сведения о фактах смерти граждан РФ главе местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории. Суд, приняв решение о признании гражданина недееспособным, а также решение о признании гражданина, ранее признанного судом недееспособным, дееспособным, сообщает о принятом решении главе местной администрации. Указанные выше сведения не реже чем один раз в месяц передаются главой местной администрации в избирательную комиссию субъекта РФ для формирования и ведения регистра избирателей, участников референдума. На основании учета избирателей избирательные комиссии составляют списки избирателей, в которые включаются граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке.

Гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин. Это решение может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд.

Система избирательных комиссий в Российской федерации состоит из:

Правовой основой деятельности избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти является ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», особенности полномочий и порядок деятельности комиссий устанавливается в специализированных нормативных-правовых актах. Например, в Федеральном законе от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ», Федеральном законе от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и др.

В пределах своей компетенции избирательные комиссии обладают исключительными полномочиями, т.е. никакой орган государственной власти или органов местного самоуправления не может влиять на их деятельность и принимаемые решения. Таким образом, обеспечивается независимость проведение выборов.

Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти всех уровней, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.

Кроме того, органы государственной органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи ее в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, который действует на постоянной основе и является юридическим лицом, главной обязанностью которого является подготовка и проведение выборов в Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет четыре года.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов, которые назначаются Государственной Думой (5 членов), Советом Федерации (5 членов) и Президентом Российской Федерации (5 членов) .

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов РФ, которые действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами, главной обязанностью которых является подготовка и проведение выборов в Российской Федерации. Срок полномочий избирательных комиссий субъектов РФ составляет четыре года. Члены этих комиссий назначаются законодательными (представительными) органами субъекта РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на паритетных началах.

Избирательные комиссии муниципальных образований являются постоянно действующими органами, сформированными представительными органами местного самоуправления.

Иные избирательные комиссии формируются вышестоящими избирательными комиссиями.

Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения или выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением.

Кандидат считается выдвинутым после поступления в избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении указываются сведения о судимости кандидата. Вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату, о вкладах в банках.

После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением) кандидатов.

В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, могут собираться подписи избирателей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии всех предусмотренных законом документов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при внесении избирательного залога.

Избирательный залог вносится исключительно из средств избирательного фонда единовременно и в полном объеме. Размер избирательного залога составляет 15 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.

Избирательное законодательство устанавливает правила проведения предвыборной агитации. Расходы на ее проведение осуществляются исключительно за счет избирательных фондов.

<QUEST9< FONT>Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации, командиром воинской части, капитаном судна и т.д. В помещении размещаются кабины для тайного голосования, устанавливается стенд с информацией обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования.

Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии.

Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов.

В день голосования перед началом голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим избирателям пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии.

Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.

При проведении выборов вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, может проводиться электронное голосование, не более чем на 1% участков

По окончании голосования участковая избирательная комиссия производит подсчет голосов избирателей, составляет протокол, опечатывает бюллетени и передает протокол и бюллетени в вышестоящую избирательную комиссию.

На основании данных протоколов вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации.

Выборы признаются не состоявшимися в случае, если:

  1. голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;

  2. менее чем два списка кандидатов при голосовании получили право принять участие в распределении депутатских мандатов;

  3. за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Законом указанный процент может быть повышен;

  4. все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;

  5. если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей.

Данный перечень является закрытым и дополнительные основания признания выборов несостоявшимися не могут быть установлены даже Федеральным законом.

Результаты выборов признаются недействительными в случае:

  1. если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

  2. если они признаны недействительными на части избирательных участков списки избирателей, на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей, на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе;

  3. по решению суда

Официальное опубликование результатов выборов, а также данных о числе голосов, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов), голосов, поданных по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), осуществляется соответствующей комиссией в порядке и сроки, которые установлены законом, но не позднее чем через один месяц со дня голосования.