§ 3.4. Доверительное управление имуществом
Собственник имущества вправе передать его по договору в доверительное управление профессиональному управляющему (индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу). Необходимость в этом возникает, когда собственник имущества не имеет достаточных качеств управляющего для достижения эффективности управления или в его собственности находится ряд разнообразных или рассредоточенных объектов управления, поэтому он не в силах обеспечить эффективное управление всеми ими, или его интересы (пристрастия) находятся вне сферы управления, а также по другим мотивам.
Доверительное управление имуществом регулируется Гражданским кодексом РФ (ст. 1012-1026).
По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
При этом передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
Как следует из этого определения, для возникновения у сторон договора прав и обязанностей необходима фактическая передача имущества, являющегося предметом договора.
В договоре доверительного управления присутствуют две стороны — учредитель управления и управляющий. В некоторых случаях (как исключение) появляется третье лицо — выгодоприобретатель. Это одно из отличий договора доверительного управления от англо-американской конструкции — траста. В последнем обычно участвуют три лица, наделенных определенными правами и обязанностями. Совпадение в одном лице учредителя и выгодоприобретателя является в трасте исключением, а в договоре доверительного управления — правилом.
В соответствии с этим правовой институт доверительного управления не содержит норм, посвященных выгода приобретателю.
В случае, если выгодоприобретатель и учредитель управления не совпадают в одном лице, то должна быть применена общая норма о договорах в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ). С момента выражения выгодоприобретателем намерения воспользоваться своими правами по договору он приобретает самостоятельное право требования, и договор не может быть расторгнут или изменен без его согласия.
Учредителем доверительного управления государственным имуществом должен выступать уполномоченный на это орган. В частности, принадлежащие государству пакеты акций могут быть переданы в доверительное управление крупным и надежным банкам или инвестиционным или акционерным компаниям — эмитентам этих акций (например, принадлежащий государству пакет акций Газпрома может быть передан в доверительное управление Газпрому).
Несмотря на то, что доверительный управляющий не обладает правом собственности на переданное ему в управление имущество, он, осуществляя доверительное управление, вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические или фактические действия в интересах выгодоприобретателя. Лишь законом или договором могут быть предусмотрены ограничения в отношении отдельных действий по доверительному управлению. Если таких ограничений в законе или договоре не содержится, доверительный управляющий может совершать любые действия. Условие здесь одно — эти действия должны совершаться в интересах выгодоприобретателя.
Гражданский кодекс РФ (ст. 1020) содержит ограничения по праву доверительного управляющего распоряжаться недвижимым имуществом: такое право он приобретает в случаях, предусмотренных договором доверительного управления.
Сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего (в письменных документах делается пометка «ДУ»). Если таких указаний не сделано, управляющий обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом.
Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Деньги могут быть самостоятельным (вне имущественного .комплекса) объектом доверительного управления в исключительных случаях, предусмотренных законом.
Имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление. В самом деле, собственник уже передал это имущество в управление определенному юридическому лицу, рассчитывая на эффективное управление им.
Доверительным управляющим, по общему правилу, может быть лицо, осуществляющее коммерческую деятельность, то есть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация. Предпочтительнее приглашать в качестве организации юридическое лицо, специализирующееся на осуществлении доверительного управления, так как управляющий должен обладать специфическими качествами менеджера и иметь опыт управления подобными объектами. Закон исключает из числа возможных доверительных управляющих унитарное предприятие: оно не является собственником своего имущества и по всем долгам, ввязанным с доверительным управлением, пришлось бы отвечать собственнику — государству или муниципальному образованию.
Не может быть доверительным управляющим также государственный орган или орган местного самоуправления, поскольку доверительное управление есть бизнес, поэтому власть не должна им заниматься. Очевидно также, что доверительным управляющим не может быть выгодоприобретатель. Если учредитель управления (собственник имущества) и выгодоприобретатель выступают в одном лице, это означало бы передачу имущества в управление самому себе, а если это — разные лица, то доверительный управляющий-выгодоприобретатель действовал бы только в своих интересах.
Существенные условия договора. Гражданский кодекс РФ (ст. 1016) относит к существенным условиям договора:
.состав имущества, передаваемого в доверительное управление;
.определение лица, в интересах которого осуществляется управление;
.определение размера и формы, вознаграждения управляющему;
.срок действия договора.
Практика ведения доверительного управления показала недостаточность этих условий. Прежде всего, встает вопрос о предмете договора. Закон не определяет, что такое «управление имуществом». Однако по общему смыслу подразумевается, что управление имуществом — это управление деятельностью и развитием (приумножением) объекта договора (объекта управления) в соответствии с его назначением (которое может быть также изменено в процессе управления в связи с изменениями, происходящими на рынке).
Например, если государству принадлежит контрольный пакет акций компании, и этот пакет (то есть соответствующая ему доля имущества) передан в доверительное управление, то что означает такое управление? Государство как акционер участвует в управлении компанией. Поскольку оно владеет контрольным пакетом акций, ему принадлежит решающая роль в принятии управленческих решений. В этих условиях управление пакетом акций фактически трансформируется в управление компанией, ибо приумножить величину доли имущества (и саму долю) можно только эффективно управляя деятельностью и развитием компании.
Следовательно, одним из существенных условий договора доверительного управления должно стать определение предмета договора. Наиболее полно предмет договора доверительного управления может быть определен в категориях объект управления и цели управления (см. § 5.3).
Другим не менее важным существенным условием договора является определение результатов доверительного управления (критериев управления), то есть определение величины выгоды, которую получит выгодоприобретатель в результате управления. При этом каждой цели управления должен быть поставлен в соответствие определенный критерий управления. Возможно, что эти критерии целесообразно выражать в относительных величинах (в отношении средних показателей отрасли, региона, рынка). При продолжительных сроках действия договора доверительного управления (несколько лет) их следует определять по периодам управления (годам), как это имеет место в управлении предприятиями.
Конечно, такой подход к определению существенных условий договора усложняет подбор доверительного управляющего и заключение договора доверительного управления, так как при этом повышаются требования к деловым качествам управляющего и его ответственность. Кроме того, требуется достичь согласия сторон по условиям, от которых зависят эти требования и ответственность. Однако весь опыт управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий говорит о том, что целевое (программно-целевое) управление является обязательным условием достижения эффективности управления.
Следовательно, без определения в договоре доверительного управления целей и результатов управления, на достижение которых одна сторона рассчитывает (учредитель управления), а другая сторона (доверительный управляющий) обязуется обеспечить их достижение в определенные сроки, нет оснований полагать, что доверительное управление будет эффективным. В этих условиях передача имущества в доверительное управление теряет смысл.
Одним из существенных условий договора является срок его действия — не более 5 лет. Такой срок рассчитан на среднесрочную перспективу. Лишь законом для отдельных видов имущества, передаваемого в доверительное управление, могут быть установлены иные предельные сроки действия договора. Установленный Гражданским кодексом РФ предельный срок действия договора ограничивает стратегическое управление объектом договора и, по существу, исключает разработку и реализацию стратегических программ, связанных с крупными инвестициями.
Гражданский кодекс РФ (ст. 1016) предусматривает, что при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором. Однако эта норма не решает вопроса стратегического управления на долгосрочную перспективу, так как установленный предельный срок действия договора фактически лишает доверительного управляющего права принимать долгосрочные стратегические решения.
Договор доверительного управления должен быть заключен в письменной форме, а договор доверительного управления недвижимым имуществом — в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.
Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет.
В силу обособления имущества, переданного в доверительное управление, на него не допускается обращение взыскания по долгам учредителя управления за исключением несостоятельности (банкротства) этого лица. При банкротстве учредителя управления доверительное управление этим имуществом прекращается, и оно включается в конкурсную массу (ст. 118 ГК РФ).
В доверительное управление может быть передано имущество, обремененное залогом, однако это не лишает залогодержателя права обратить взыскание на это имущество. Доверительный управляющий должен быть предупрежден о том, что передаваемое ему в доверительное управление имущество обременено залогом. В противном случае он вправе потребовать в суде расторжения договора доверительного управления имуществом и уплаты причитающегося ему по договору вознаграждения за один год (ст. 1019 ГК РФ).
В доверительном управлении особое значение имеют права, обязанности и ответственность доверительного управляющего. Он осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. Распоряжение недвижимым имуществом доверительный управляющий осуществляет в случаях, предусмотренных договором доверительного управления. Права, приобретенные им в результате действий по доверительному управлению имуществом, включаются в состав переданного в доверительное управление имущества. Обязанности, возникшие в результате таких действий, исполняются за счет этого имущества.
Для защиты прав на имущество, находящееся в доверительном управлении, доверительный управляющий вправе требовать всякого устранения нарушения его прав, предусмотренных статьями 301, 302, 304, 305 ГК РФ (cm. 1020 ГК РФ), как будто сам он имеет право собственности на это имущество. Он вправе:
.истребовать имущество из чужого незаконного владения;
.истребовать имущество от добросовестного приобретателя, если оно возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать;
.требовать устранения всяких нарушений своих прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения;
.защищать свои владения также против собственника.
Доверительный управляющий осуществляет доверительное управление лично, но в определенных условиях (уполномочен договором, получил письменное согласие учредителя управления, в силу обстоятельств) вправе поручить другому лицу совершать от имени доверительного управляющего действия, необходимые для управления имуществом (то есть выполнять те или иные функции или задачи управления). При этом доверительный управляющий отвечает за эти действия как за свои собственные.
Законодательство предусматривает следующую ответственность доверительного управляющего.
1. Доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду за время доверительного управления имуществом, а учредителю управления — убытки, причиненные утратой или повреждением имущества, с учетом его естественного износа, а также упущенную выгоду (если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или учредителя управления).
Следует обратить внимание на расплывчатость этой нормы. Вряд ли «заботливость» может быть критерием эффективности управления, не говоря уже о трудности доказательства того, что управляющий не проявил должной заботливости, и практической невозможности исчисления упущенной выгоды. Для установления факта неэффективности управления и исчисления упущенной выгоды требуется определение в договоре доверительного управления согласованных сторонами критериев эффективности доверительного управления.
2. Долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имуществом, погашаются за счет этого имущества. В случае недостаточности этого имущества взыскание может быть обращено на имущество доверительного управляющего, а при недостаточности и его имущества — на имущество учредителя управления, не переданное в доверительное управление.
Установление субсидиарной ответственности управляющего и учредителя управления повышает защищенность интересов кредиторов, расширяя их возможности по получению взыскания. При этом снижается риск контрагентов, что позволяет доверительному управляющему требовать более выгодных условий сделок.
3. Обязательства по сделке, совершенной доверительным управляющим с превышением предоставленных ему полномочий или с нарушением установленных для него ограничений, несет доверительный управляющий лично. Если участвующие в сделке третьи лица не знали и не должны были знать о превышении полномочий или об установленных ограничениях, возникшие обязательства подлежат исполнению в обычном (указанном выше) порядке. Учредитель управления может в этом случае потребовать от доверительного управляющего возмещения понесенных им убытков.
Следует обратить внимание на трудность исполнения требований учредителя управления к управляющему о возмещении убытков, поскольку его имущество в этом случае отчуждается в порядке погашения обязательств по сделке. Эта трудность может быть преодолена предоставлением залога. Гражданский кодекс РФ (ст. 1022) устанавливает, что договор доверительного управления имуществом может предусматривать предоставление доверительным управляющим залога в обеспечение возмещения убытков, которые могут быть причинены, учредителю управления или выгодоприобретателю ненадлежащим исполнением договора доверительного управления.
Предусмотренное договором вознаграждение доверительному управляющему, а также возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, производится за счет доходов от использования этого имущества.
Договор доверительного управления имуществом юридического лица или индивидуального предпринимателя прекращается вследствие:
.смерти гражданина, являющегося выгодоприобрета-телем, или ликвидации юридического лица — выгодопри-- обретателя, если договором не предусмотрено иное;
.отказа выгодоприобретателя от получения выгод по договору, если договором не предусмотрено иное;
.смерти гражданина, являющегося доверительным управляющим, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, а также несостоятельным (банкротом);
.отказа доверительного управляющего или учредителя управления от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять доверительное управление имуществом;
.отказа учредителя управления от договора по иным причинам при условии выплаты доверительному управляющему обусловленного договором вознаграждения;
.признания несостоятельным (банкротом) гражданина-предпринимателя, являющегося учредителем управления.
При отказе одной стороны от договора другая сторона должна быть уведомлена об этом за три месяца до прекращения договора, если договором не предусмотрен другой срок уведомления.
При прекращении договора имущество, находящееся в доверительном управлении, передается учредителю управления, если договором не предусмотрено иное.
Следует обратить внимание на некоторые вопросы, связанные с прекращением договора.
Во-первых, в Гражданском кодексе РФ не уточняется, за какой период должно быть выплачено вознаграждение управляющему при отказе учредителя управления от договора — за весь период действия договора или только до момента его расторжения? Очевидно, что эта неясность должна быть устранена договором.
Далее, в общем случае при отказе одной стороны от договора другая сторона должна быть уведомлена об этом за три месяца до прекращения договора. Однако договором может быть установлен иной срок уведомления. Представляется целесообразным предусмотреть в договоре ситуацию немедленного прекращения договора, основанием которого являются недобросовестные или непрофессиональные действия управляющего. Если такое условие договором не предусмотрено, следует иметь в виду, что соблюдение трехмесячного срока может губительно сказаться на интересах выгодоприобретателя и учредителя, а выплата вознаграждения за непрофессионализм и тем более за злоупотребления противоречит нормам права и морали.
Следует также более точно определить судьбу имущества после прекращения договора. По общему правилу оно передается учредителю управления. Но договором может быть предусмотрено иное, то есть имущество может быть передано возмездно или безвозмездно доверительному управляющему или третьему лицу, разделено в той или иной пропорции между учредителем управления, доверительным управляющим и третьим лицом и т. д. При этом в случае возмездного отчуждения имущества, видимо, необходимо заключение соответствующего дополнительного договора.
В заключение отметим, что основой доверительного управления является доверие доверительному управляющему, убежденность учредителя управления в его профессионализме и добросовестности. Договор доверительного управления следует заключать только при наличии этих условий, так как возможности контроля за действиями доверительного управляющего ограничены, а возможности недобросовестного поведения в целях личного обогащения достаточно широки.
- Н.Ю.Круглова Хозяйственное право
- Исправленное и дополненное
- Isbn 5-93840-006-6 © н.Ю. Круглова, 2000 Предисловие автора ко второму изданию
- В категориях управления
- 1. Экономические механизмы:
- Акционерным предприятием
- § 1.2. Системный характер комплексного механизма. Синтез правового механизма с механизмами другой природы
- § 1.2.1. Принципы формирования комплексного механизма. Мотивационный механизм
- Р и с. 1.2. Проекция множества мотивов на множество целей предприятия (ц)
- § 1.2.2. Экономический механизм
- § 1.2.3. Организационный механизм
- Управления акционерным предприятием § 1.2.4. Правовой механизм
- Правовых норм (сравните с рис. 1.2)
- Изменение структуры мотивации достижения целей под влиянием воздействия правовой нормы
- § 1.3. Комплексный характер хозяйственного права
- Краткая характеристика системы права и ее подсистем — отраслей права
- § 1.4. Принципы, методы и источники хозяйственного права
- Контрольные вопросы
- § 2.2. Предпринимательство и предпринимательское поведение
- § 2.2.1. Предприятие предпринимательского типа
- § 2.2.2. Предпринимательские реакции и маркетинг
- § 2.2.3. Мотивы и функции предпринимательского риска
- § 2.3. Организационно-правовые формы и особенности способа действия предприятий
- Т а б л и ц а 2.3. Особенности организационно-правового положения (способа действия) редприятий
- § 2.4. Новые формы предпринимательства без образования юридического лица
- § 2.4.1. Совместная предпринимательская деятельность в форме простого товарищества
- § 2.4.2. Правовые основы коммерческой концессии (франчайзинга)
- Контрольные вопросы
- Глава 3 вещные и обязательственные права в хозяйственных правоотношениях
- § 3.1. Право собственности и другие вещные права
- § 3.2. Обязательственное право в хозяйственных правоотношениях
- § 3.2.1. Исполнение обязательств
- § 3.2.2. Обеспечение исполнения обязательств
- § 3.2.3. Перемена лиц в обязательстве
- § 3.2.4. Ответственность за нарушение обязательств. Прекращение обязательств
- § 3.3. Сделка и договор как основа хозяйственных обязательств
- § 3.3.1. Сделки и представительство
- Последствия недействительности сделок.
- Разных сторон сделки
- § 3.3.2. Хозяйственный договор
- § 3.4. Доверительное управление имуществом
- Контрольные вопросы
- Глава 4 акционерное право. Правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ и объединений § 4.1. Особенности предмета и метода акционерного права
- § 4.2. Акционерное общество § 4.2.1. Правовое положение акционерного общества
- § 4.2.2. Создание, реорганизация и ликвидация акционерного общества
- С х е м а 4.2. Укрупненный алгоритм создания, реорганизации и ликвидации акционерного общества
- § 4.2.3. Уставный капитал и акции общества
- При размещении посредством подписки
- § 4.2.4. Дивидендная политика и выплата дивидендов
- § 4.2.5. Приобретение и выкуп обществом размещенных акций
- § 4.2.6. Заключение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность
- § 4.2.7. Управление обществом
- § 4.3. Интеграция производства и концентрация капитала
- § 4.3.1. Закономерности способа действия акционерной компании
- § 4.3.2. Многоуровневые компании
- § 4.3.3. Интеграция промышленных и финансовых структур в финансово-промышленные группы
- § 4.4. Особенности правового положения и перспективы создания и развития народных предприятий
- § 4.4.1. Создание народного предприятия и формирование его уставного капитала
- § 4.4.2. Модель распределения акционерной собственности народного предприятия
- § 4.4.3. Уставный капитал и акции народного предприятия
- § 4.4.4. Управление народным предприятием
- Факторы, определяющие корпоративные нормы, устанавливаемые уставом нп на основе Федерального закона
- § 4.4.5. Факторы, определяющие целесообразность и возможности создания народных предприятий
- § 4.4.6. Усиление мотивов высококачественного производительного труда и мотивов хозяйствования
- Контрольные вопросы
- Глава 5 правовое регулирование внутрифирменной деятельности § 5.1. Понятие и основные положения корпоративного права
- § 5.2. Корпоративные правовые нормы в уставе акционерного общества
- § 5.3. Построение системы управления предприятием на основе корпоративных правовых норм
- § 5.3.1. Организованная модель системы управления предприятием как объект корпоративного правового регулирования
- § 5.4. Целевые и программно-целевые подсистемы
- Т а б л и ц а 6.3. Характеристика целевых подсистем
- Состав специальных функций целевой подсистемы «Управление научно-техническим развитием производства и качеством продукции» в системе управления ао
- § 5.5. Функциональные подсистемы. Дерево функций управления
- Типичный состав конкретных функций управления компанией среднего масштаба
- § 5.6. Разработка оргпроекта системы управления предприятием
- Задачи анализа и синтеза пар категорий управления при проектировании системы управления
- Распределение полномочий по подготовке, принятию и исполнению управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Глава 6 правовое регулирование производственной деятельности
- § 6.1. Регулирование производственной деятельности посредством стандартизации
- Пример заполнения каталожного листа продукции каталожный лист продукции
- Основные характеристики по сортам
- Типовые примеры заполнения поля реквизита «Характеристика продукции» каталожного листа продукции п р и м е р 1. Клп на смазку внии нп-279
- Пожароопасность, группа по гост 12.1.004-91 ...................... IV п р и м е р 2. Клп на крупу овсяную
- § 6.2. Правовые основы и стратегия сертификации продукции
- Качеством продукции
- § 6.3. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 6.4. Организационная структура стандартизации, метрологии и сертификации
- Распределение цсм по регионам Российской Федерации
- 1. Тк стандартизации «Измерения и управление в промышленных процессах».
- 2. Тк стандартизации «Сертификация и управление качеством».
- 3. Тк стандартизации продукции текстильной и швейной промышленности (тк «Текстиль»).
- § 6.5. Правовые основы охраны окружающей среды
- § 6.5.1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- § 6.5.2. Нормирование качества окружающей среды
- §6.5.3. Экологическая экспертиза и экологические требования
- § 6.5.4. Экологический контроль и управление охраной окружающей среды на предприятии
- Показатели оценки характеристик экологичности системы управления
- Показатели оценки характеристик экологичности производственной системы
- § 6.6. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления
- § 6.7. Правовые основы промышленной безопасности
- § 6.8. Лицензирование отдельных видов деятельности
- Контрольные вопросы
- Глава 7 правовое регулирование реализации товаров и торгового оборота производственных активов предприятия
- § 7.1. Купля-продажа § 7.1.1. Реакция предприятия на конъюнктуру рынка
- § 7.1.2. Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров
- § 7.1.3. Договор купли-продажи
- § 7.1.4. Договор мены
- § 7.1.5. Внешнеторговый договор купли-продажи
- 2. Условия «f»:
- 3. Условия «с»:
- 4. Условия «d»:
- § 7.2. Поставка товаров § 7.2.1. Договор поставки
- § 7.2.2. Поставка товаров для государственных нужд
- § 7.2.3. Типичные ошибки в договорах поставки*
- § 7.3. Торговый оборот производственных активов предприятия § 7.3.1. Предприятие как объект права
- § 7.3.2. Купля-продажа недвижимости
- § 7.3.3. Продажа предприятия (имущественного комплекса)
- § 7.4. Правовые основы биржевой торговли
- § 7.5. Правовое регулирование отношений в области рекламы
- § 7.5.1. Законодательство о рекламе. Федеральный закон «о рекламе»
- § 7.5.2. Практика разрешения споров, возникающих в связи с применением законодательства о рекламе
- 1. Антимонопольный орган вправе применить ответственность в виде штрафа за каждый факт неисполнения своего предписания или решения об осуществлении контррекламы.
- 2. Антимонопольный орган'вправе направить рекламе-распространителю предписание о прекращении рекламы лицензируемой деятельности без указания номера лицензии и органа, ее выдавшего.
- 3. При распространении рекламы товара без пометки об обязательной сертификации меры административного воздействия применяются к рекламодателю, кроме случаев отсутствия его вины в этом нарушении.
- 4. Вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
- 5. Ненадлежащая реклама товаров может затрагивать деловую репутацию лица, известного на территории распространения рекламы в связи с этим товаром.
- Контрольные вопросы
- Глава 8 правовое регулирование научно-технического развития производства
- § 8.1. Государственная научно-техническая политика и правовое регулирование отношений в области научной и научно-технической деятельности
- § 8.1.1. Научные работники и научные организации
- § 8.1.2. Организация и принципы регулирования научной (научно-технической) деятельности
- § 8.1.3. Формирование и реализация государственной научно-технической политики
- § 8.2. Конкурентность и кооперативность поведения разработчиков научно-технических нововведений
- § 8.2.1. Выбор предпочтительных мотивов в различных ситуациях
- Ранжирование предпочтительности мотивов разработчиков новшеств в различных ситуациях выполнения разработки (версия)
- § 8.2.2. Мотивы кооперации в условиях конкуренции
- § 8.3. Интеграция научно-технического и производственного потенциалов
- С х е м а 8.3. Типизация производствено-хозяиственных структур
- § 8.4. Договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
- § 8.5. Патентование и лицензирование объектов промышленной собственности
- Контрольные вопросы
- Глава 9 правовые и экономические основы инвестиционной деятельности § 9.1. Понятие капитала и инвестиций
- § 9.2. Механизмы инвестирования в развитие производства
- § 9.2.1. Системные задачи технического развития производства
- § 9.2.2. Приоритетность задач технического развития при различных предпринимательских реакциях
- Оценка особенностей технического развития производства в различных стартовых условиях
- § 9.2.3. Дифференциация инвестиционных механизмов по уровням научно-технического развития производства и радикальности нововведений
- § 9.3. Правовые основы инвестиционной деятельности
- § 9.4. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Контрольные вопросы
- Глава 10 экономико-правовое регулирование производственно-хозяйственной деятельности
- § 10.1. Заемные и кредитные отношения
- § 10.1.1. Договор займа
- § 10.1.2. Кредитный договор
- § 10.1.3. Факторинг
- § 10.2. Вексельное обращение
- § 10.3. Правовые и организационно - экономические особенности лизинга § 10.3.1. Основные понятия, предмет и субъекты лизинга
- § 10.3.2. Формы, типы и виды лизинга
- § 10.3.3. Лизинговая сделка и ее правовые основы
- § 10.3.4. Экономические основы лизинга
- § 10.3.5. Международный лизинг
- § 10.3.6. Государственная поддержка лизинговой деятельности
- § 10.4. Складское свидетельство
- § 10.5. Регулирование имущественного страхования
- § 10.5.1. Правовой институт имущественного страхования
- § 10.5.2. Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Глава 11 правовые основы предупреждения несостоятельности процедуры банкротства § 11.1. Признаки несостоятельности (банкротства)
- § 11.2. Участники дела о банкротстве
- Функции, выполняемые Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению
- § 11.3. Причины банкротства и способы его предупреждения
- § 11.3.1. Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства*
- § 11.3.2. Формирование рациональной структуры ассортимента
- § 11.3.3. Роль социального и организационного потенциала предприятия в его оздоровлении
- Оценка синергизма
- § 11.3.4. Оптимизация рыночной стратегии и выбор конкурентных позиций на рынке
- Конкурентный статус фирмы
- Выбор позиции в конкуренции
- Оценка изменений в прогнозируемом росте стратегической зоны хозяйствования
- Оценка изменений рентабельности стратегических зон хозяйствования
- Перечень внешних опасностей и возможностей. Сила воздействия факторов (пример)
- Политика улучшения структуры предпринимательской деятельности компании
- § 11.4. Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде
- Порядок возбуждения и рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде
- § 11.5. Процедуры банкротства
- § 11.5.1. Наблюдение
- § 11.5.2. Внешнее управление
- § 11.5.3. Конкурсное производство
- § 11.5.4. Мировое соглашение
- Контрольные вопросы
- Глава 12 правовые меры поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности
- § 12.1. Механизм конкуренции
- § 12.2. Конкурентоспособность и инновационная активность § 12.2.1. Взаимозаменяемость количества и качества продукции в удовлетворении потребностей
- Р и с. 12.5. Гипербола эквивалентного объема удовлетворяемых потребностей
- § 12.2.2. Конкурентоспособность товара
- § 12.2.3. Влияние нновационной активности на конкурентоспособность
- § 12.3. Ограничение монополистической деятельности § 12.3.1. Определение доминирующего положения предприятия на товарном рынке
- § 12.3.2. Ограничение монополистической деятельности законодательством
- § 12.3.3. Формы недобросовестной конкуренции
- § 12.3.4. Антимонопольные органы и их деятельность
- § 12.3.5. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- § 12.4. Конкурентная среда на товарных рынках и государственное регулирование их структуры
- § 12.4.1. Продуктовые границы товарного рынка
- Примерный перечень показателей, необходимых для определения изучаемого товара
- § 12.4.2. Состав продавцов и покупателей. Географические границы рынка
- § 12.4.3. Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке
- § 12.4.4. Структура товарного рынка
- § 12.4.5. Государственное регулирование структуры товарных рынков
- Сводная таблица оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке
- § 12.4.6. Открытость рынка для межрегиональной и международной торговли
- § 12.4.7. Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта
- § 12.5. Защита конкуренции на рынке финансовых услуг
- § 12.5.1. Доминирующее положение финансовой организации
- § 12.5.2. Правовые меры преодоления ограничений в конкуренции и недобросовестной конкуренции
- § 12.5.3. Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг
- Контрольные вопросы
- Глава 13 правовые основы налоговой системы
- § 13.1. Налог как экономическая и правовая категория § 13.1.1. Юридические признаки налога. Налоги и сборы
- § 13.1.2. Функции налогообложения
- § 13.1.3. Налоговое бремя (налоговый гнет)
- § 13.1.4. Экономические принципы налогообложения
- 2. Принцип равенства налогообложения:
- § 13.1.5. Прямые и косвенные налоги
- § 13.2. Законодательство о налогах и сборах
- Налоговым кодексом рф
- § 13.3. Правовая база налоговой системы
- § 13.3.1. Общая характеристика системы налогов и сборов
- I. Федеральные налоги и сборы:
- II. Региональные налоги и сборы:
- III. Местные налоги и сборы:
- § 13.3.2. Налогоплательщики и другие участники налоговых правоотношений
- § 13.3.3. Объекты налогообложения
- § 13.3.4. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов
- § 13.3.5. Изменение сроков уплаты налогов
- § 13.3.6. Налоговая декларация и налоговый контроль
- Контрольные вопросы
- Литература
- Об авторе:
- Содержание