logo search
Готовимся к экзамену

4. Наконец, обществознание, как и наука, несовместимо с суе­вериями.

Оно, если и называть его наукой, представляет собой науку особого рода, а еще лучше сказать — является комплексом наук об обществе и человеке. Еще одно определение обществознания — оно является учебной дисциплиной. Базовой для обществознания наукой является социология, основу для него закладывает философия и такой ее раздел, как социальная философия (они разраба­тывают мировоззренческие и методологические принципы), последовательность изучения определяется историей (она постав­ляет фактический материал для осмысления). Различные сферы социальной жизни изучают соответствующие науки, входящие и обществознание: экономика, этнология, политология, культуро­логия и т. д. Одну лишь духовную сферу общества изучают фило­софия, история религий и религиоведение, психология, этика, эс­тетика и т. д. Причем количество изучающих общество и человека паук с каждым десятилетием увеличивается. Общество является предметом познания и для множества смежных наук: социальной психологии, экономической и политической географии, философ­ской антропологии и др.

Однако обществознание не является простым набором этих наук, как уже говорилось ранее, ибо оно избирает самое существенное из тех знаний, которые вырабатывают упомянутые науки. Общест­вознание, как и философия, «снимает сливки», но с той лишь раз­ницей, что философия собирает их вообще со всех существующих наук, а обществознание — только с социальных и гуманитарных, плюс к этому и с экономики. В обществознании необходимо следо­вать мудрости древнегреческого философа Гераклита, сказавше­го, что «много знать должны мужи философы» и одновременно «многознание уму не научает», если оно носит не сущностный, а поверхностный, лишь информативный характер. В обществоз­нании необходимо не просто много знать, а уметь мыслить.

Обществознание и суеверия

Перед тем как приступить непосредственно к изучению об­ществознания, необходимо подчеркнуть его несовместимость с суевериями. То, что обществознание выходит за рамки строго на­учного знания, отнюдь не означает, что к нему каким-либо образом могут относиться суеверия.

Вненаучное знание также не тожде­ственно им, ибо вненаучное еще не означает иррациональное, а су­еверия таковы. Их можно охарактеризовать как заведомо иска­женное представление человека о какой-либо действительности. К суевериям можно отнести все вымышленное, никак не подтвер­жденное, иллюзорное. Вместе с тем к ним нельзя отнести, напри­мер, художественный и творческий вымысел, сказки или фантас­тику. Они являются элементом культуры, предназначены для воспитания, развития воображения и мыслительной деятельности в то время как суеверия ничего не развивают, напротив, сужают сознание человека, делают его фанатичным и трусливым, не не­сущим ответственности за свои поступки, все списывающим на какие-либо потусторонние силы. Суеверия являются плодом не культуры, а бескультурия и невежества. Они не только не ушли в прошлое, но современная массовая культура и СМИ распростра­няют их денно и нощно, стремясь привлечь недалеких обывателей, слушателей и зрителей. К особо популярным суевериям совре­менного «просвещенного» человека можно отнести такие «систематические» суеверия и псевдонауки, как астрологию, магию, парапсихологию, экстрасенсорику, предсказания (типа Нострада­муса) и т. д.

Важно понять, что данные суеверия не безвредны, они способ­ны гипнотизировать человека, внушать ему определенные идеи относительно себя и общества, деформировать в результате его личность, дезинформировать и дезориентировать. А если таких людей набирается достаточное количество, то они оказываются способными негативно влиять на общественное развитие, сеять в обществе панику и создавать психозы. Так, время от времени ждут конца света, общаются с инопланетянами из НЛО, создают вечные двигатели, каждое новое событие вдруг вычитывают у Нострадамуса (правда, тогда, когда оно уже состоялось).

Сразу необходимо сказать, что обществознание не имеет ничего общего с названными и многими другими суевериями как прошло­го, так и настоящего. Одно из двух: или человек стремится познать общество таким, каково оно есть, или он подменяет реальное, хотя и труднодостижимое познание вымышленными и в конечном сче­те вредными иллюзиями. Третьего не дано. И если вы приступаете к изучению обществознания или философии, то придется расстаться с суевериями. Это не значит, что нужно плохо относиться к сказкам или не читать научную фантастику — это как раз полез­но, а иногда даже необходимо, в зависимости от возраста. Назван­ные жанры литературы не обманывают нас, они не понуждают верить в то, о чем повествуют, а развлекают и забавляют, приносят эстетическое, художественное удовлетворение. Суеверия же тре­буют жертв, фанатичной веры, порождают страх и неуверенность. При полном подавлении сознания суевериями человек совершен­но теряет ориентацию в мире, перестает адекватно себя восприни­мать, плохо относится к окружающим. Наступает духовная ши­зофрения, от которой сложнее излечиться, чем от физиологиче­ского или психического заболевания. Необходимо заново учиться мыслить и трезво воспринимать окружающий мир.

Особенно опасны для общественной жизни такие суеверия, как предсказания определенного будущего, будь то на личном или социальном уровне. Опасность заключается в том, что человек, бу­дучи чрезвычайно сложно психически устроенным существом, может подвергаться как гипнозу, так и самовнушению. Веря в некую предопределенность, о которой ему говорит какой-либо астролог или предсказатель, человек сам формирует ее, в то вре­мя как он свободен. Человек есть то, что он думает о себе, во что он верит. Он — единственное сущее, способное к самоопределе­нию, самосозиданию. Любое суеверие уничтожает или, в лучшем случае, ограничивает человеческую свободу и альтернативность общественного развития. Обществознание, философия и миро­вые религии утверждают эту свободу, поэтому они несовмести­мы с указанными суевериями. Согласно философии человек спо­собен строить свою жизнь исходя из разума, а согласно развитой религии — из веры в абсолютное благое начало, которое превыше и могущественнее как звезд, так и земных прорицателей. Чтобы уяснить высказанные мысли, остановимся на этой теме подроб­нее. Ответим на два вопроса: почему астрология и иные предска­зания являются суевериями и ограничивают человеческую сво­боду и чем вера отличается от суеверий. Что касается астрологии и подобных ей лженаук, то дать их критику не составляет особого груда, тем более что это давно уже сделано в предшествовавшей духовной культуре. А вот относительно веры существует много заблуждений.

Глубокой критике подверг суеверия немецкий философ Гегель в «Энциклопедии философских наук», причем особо в ней досталось астрологии. Правда, современный человек иногда предпочитает чи­тать о «предсказаниях» последней. Гегель доказывал, что «содер­жание астрологии следует отвергнуть как суеверие», ибо «индиви­дуальное вообще само создает для себя свое пространство и свое время».

С верой мировых религий суеверия несовместимы потому, что они носят натуралистический, эмпирический, аморальный ха­рактер, в то время как вера — умозрительный и духовно-нрав­ственный. Однако религиозная вера не всегда выдерживает этот критерий. В сознании верующего человека может заключаться масса суеверий, с самой верой несовместимых. Хотя если быть последовательным, то невозможно одновременно верить в умозри­тельную идею (Бога) и в астрологический прогноз или черную кош­ку. Но обыденное сознание почти всегда эклектично и противоречи­во, человек сам себе может не отдавать отчета в том, во что он верит и как верит. Идолопоклонство всех видов — вот суеверия современ­ного человека. Вера же как феномен умозрительный не должна противоречить науке, а наука не может отрицать веру. Между тем суеверия несовместимы с научным методом познания.

Казалось бы, вера в пророчества объединяет веру с такими суе­вериями, как предсказания Нострадамуса. Но на самом деле это совершенно не так. Религия может говорить о конце света, но она не говорит, в каком году он произойдет, даже запрещает прогнози­ровать на этот счет. Религия не

предсказывает, пророчествуя. Пророчество в отличие от предсказания носит всецело умозри­тельный характер. В этом смысле конец света наступит тогда, ког­да люди на земле окончательно духовно-нравственно дегради­руют. С таким пониманием конца света может согласиться и обществознание. Между тем обществознание не предсказывает и не пророчествует, но способно делать прогнозы, которые могут как сбыться, так и нет, ибо существует множество труднопредсказуе­мых факторов, влияющих на развитие общества.

СОЦИУМ КАК ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ МИРА СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА.

Общество - это понятие носит предельно обобщённый характер. В узком смысле под обществом обычно понимают:

определенный этап человеческой истории (первобытное общество, средневековое и т. д.);

людей, объединенных общими целями и интересами (общество рыболовов, общество книголюбов);

население страны, государства, региона (европейское общество, российское общество).

В широком — все человечество (человеческое общество). Философия определяет общество как часть материального мира, неразрывно связанную с природой и включающую в себя способы взаимодействия людей и формы их объединений. Таким образом:

1. Общество — часть мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная и зависящая от нее:

а) в центре развития общества стоит человек, у которого есть сознание и воля; природа развивается по своим собственным законам;

б) человек является создателем культуры (культура понимается широко, т. е. все созданное человеком).

2. Природа воздействует на общество — замедляет или ускоряет его развитие.

3. Человек воздействует на природу — благоприятно или неблагоприятно.

4. Общество — система динамическая, т. е. обладает способностью к саморазвитию, к изменениям с сохранением своей сущности.

Система — это совокупность частей, элементов, образующих целое, Для характеристики используется понятие «подсистема».

Подсистемами общества являются сферы общественной жизни. Выделяют экономическую сферу жизни общества, включающую в себя материальное производство и отношения между людьми по поводу производства, распределения и обмена материальных благ; политическую сферу, включающую в себя отношения по поводу власти и управления; социальную сферу, т. е. сферу взаимоотношений различных социальных общностей; духовную сферу, к которой относятся общественное сознание, наука, искусство, образование.

Человек живет в обществе. В процессе своей деятельности он вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Эти отношения, а также связи между различными социальными группами и внутри них называют общественными отношениями.

Общественные отношения делят на две группы: материальные, возникающие в ходе практической деятельности вне сознания человека, и духовные, которые формируются, проходя через человеческое сознание.

Особым видом общественных отношений являются межличностные

отношения (т. е. отношения между отдельными индивидами). Общественные

отношения изменяются с развитием общества, т, е. носят исторический

характер.

Общество выполняет следующие функции:

— производство материальных условий существования людей;

— воспроизводство и социализация человека;

— производство духовных ценностей;

— распределение материальных и духовных благ:

— управление и регуляция человеческой деятельностью и поведением. Жизнь общества во всем ее многообразии изучают общественные науки: история, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика, культурология и другие.