logo search
Konstitutsionnoe_pravo_RF

§ 4. Личные и политические права и свободы человека и гражданина

Под конституционными личными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту (М.В. Баглай Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. НОРМА-ИНФРА*М, 1998. С. 157). При этом следует учитывать, что конституционные права и свободы могут быть закреплены не только в конституции, но и иных нормативных правовых актах. Конституционные права и свободы составляют основу прав и свобод, устанавливаемых нормами иных отраслей права.

4.1. Право на жизнь

Право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в сфере личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина. Это право вполне допустимо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как право личности на свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь со стороны государства, его представителей либо частных лиц; во-вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью. (Права человека. Учебник для вузов. Отв. Ред. Е.А.Лукашева. Москва, 1999. С. 143)

4.2. Право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилища

Право на свободу и личную неприкосновенность слагается из следующих компонентов: 1) индивидуальной свободы личности располагать собой по своему усмотрению; 2) физической, нравственной и психической неприкосновенности личности.

Неприкосновенность частной жизни – один из аспектов индивидуальной свободы. Закон устанавливает границы неприкосновенности частной жизни, формы ее охраны от неправомерного вторжения. В демократическом государстве в исключительных случаях, на основе закона и специального судебного решения, может быть нарушена неприкосновенность частной жизни человека, ознакомление с его корреспонденцией или содержанием телефонных либо иных сообщений.

Право на неприкосновенность жилища означает, что никто не может без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц, таким образом, ненарушимость жилища фигурирует в качестве одного из аспектов свободы личности.

4.3. Достоинство личности, его конституционно-правовая охрана

<QUEST4< FONT>Право на достоинство человека является, по существу, основной целью всех остальных прав человека. Посягательство на достоинство человека может быть средством как физического, так и психического воздействия. Достоинство как субъективное право человека включает в себя охрану чести, репутации и доброго имени. Защита достоинства личности безусловна и осуществляется государством: никакие обстоятельства не могут служить основанием для его умаления. Достоинство гарантируется и защищается как правовыми (в том числе, конституционно-правовыми средствами) (закрепление права на свободу и личную неприкосновенность, права на защиту чести и доброго имени и др.), так и мерами социально-экономического характера.

4.4. Право определять национальную принадлежность

Право определять и указывать свою национальную принадлежность – это право личности на свободное этническое самоопределение, реализуемое как возможность выбора собственной культурной идентичности и право удовлетворять интересы и запросы, связанные с этнической принадлежностью

4.5. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства

Свобода передвижения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ: право на въезд в Российскую Федерацию, на пребывание и проживание в Российской Федерации

Юридические свойства права на свободу передвижения

Свобода передвижения человека и гражданина, закрепленная в ст. 27 Конституции РФ, как форма личной свободы и одно из основных прав, является элементом конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации.

Свобода передвижения заключается в возможности передвижения, изменения ситуации или движения любого лица в любое место по собственному желанию. Свобода передвижения человека – неотъемлемое условие существования и развития личности, как таковой, поскольку человек по своей природе и социальному назначению не может существовать и развиваться без свободы находиться в том или ином месте, посещать его, пребывать в нем или выбирать его в качестве места жительства. Эта свобода выступает одной из общечеловеческих ценностей, составляющих внутреннюю структуру личности, и принадлежит каждому в силу его рождения в качестве человека. Свобода передвижения как элемент свободы личности, имеет основное содержание, которое не подлежит умалению или изъятию, и в этом смысле оно абсолютно. В то же время свобода передвижения, ее отдельные правомочия могут быть ограничены с соблюдением правил ч.3 ст.55 (общие ограничения, допустимые с соблюдением принципов законности /вводится федеральным законом/, необходимости, обоснованности /защита определенных в Конституции общественных ценностей/ и соразмерности /ограничение должно соответствовать защищаемой цели и не быть чрезмерным/) и ст.56 Конституции РФ (специальные ограничения в условиях чрезвычайного положения). И в этом смысле право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства не рассматривается Конституционным Судом РФ как абсолютное право (абз. 4, 5 п.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы; абз.1 п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. № 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713).

Право на свободу передвижения является личным правом человека и существенным элементом свободы самоопределения человека, условием его профессионального и духовного развития (см. подр.: абз.2 п.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы). Право на свободу передвижения позволяет человеку посредством свободного волеизъявления распоряжаться собой в пространстве, данная сфера его индивидуальной свободы подлежит защите от незаконного вмешательства и посягательств со стороны государства или других лиц.

Свобода передвижения является гражданской свободой человека, поскольку относится к личной или индивидуальной свободе, которая входит в общее понятие гражданской свободы, принадлежащей человеку как члену гражданского общества и проявляющейся в противопоставлении личности с ее особыми самостоятельными интересами государству.

Право на свободу передвижения человека естественное врожденное право, связанное с природой человека, и его основа не является ни позитивно-правовой, ни вытекающей из закона. В связи с тем, что существование этого права человека покоится на догосударственных устоях, существующих независимо от их государственного признания, то право на свободу передвижения человека, признанное государством и отраженное в норме объективного права – основного закона, становится субъективным конституционным правом гражданина.

Право на свободу передвижения является индивидуальным правом, однако не исключаются и коллективные формы его реализации. Соответственно в Конституции РФ признается и закрепляется общепризнанное право человека на свободу передвижения, которым обладают как граждане РФ, так и приравненные к ним в правовом положении иностранные граждане и лица без гражданства (ч.2 ст. 6; ч.3 ст. 62).

<QUEST5< FONT>Право на свободу передвижения человека и гражданина обладает всеми свойствами и признаками основных прав и свобод человека и гражданина, таковыми являются:

а) прирожденность (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ): право на свободу передвижения обладает свойством прирожденности, поскольку никем не установлено, происходит от природы, возникает с момента рождения и принадлежит пожизненно каждому человеку в силу его рождения;

б) неприкосновенность (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ): самостоятельное осуществление человеком и гражданином данного права без вмешательства третьих лиц и государства, и без нарушения права на свободу передвижения другого человека, означает признание неприкосновенности этого права;

в) неотъемлемость и неотчуждаемость (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ): право на свободу передвижения обладает нерушимостью его сущности; человек может совершить внешние действия для уступки части данного права, но не может отказаться от него полностью, так как такой отказ будет недействителен;

г) верховенство и прямое действие (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15 и ст. 18 Конституции РФ): право на свободу передвижения в качестве закрепленного конституционного права обладает свойством наивысшей юридической силы, является непосредственно действующим, возлагает на государство и его органы определенные обязанности и подлежит судебной защите;

д) всеобщность и равенство (ст. 19 Конституции РФ): правом на свободу передвижения обладают все люди в равной степени, поскольку оно основывается непосредственно на самой природе, которая для всех людей одинакова; свобода передвижения, являясь качеством человека, принадлежит всем и каждому, поэтому все люди в равной степени обладают этим правом; в обществе отсутствуют какие-либо категории людей, которые бы пользовались привилегиями при осуществлении данного права.

Право на свободу передвижения человека относится к общепризнанным основным свободам. Согласно международно-правовым актам (ст. 13 Всеобщей Декларации прав человека; ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 2 Протокола № 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод), ратифицированным Российской Федерацией и включенным в ее правовую систему, свобода передвижения содержит в себе: право на свободу передвижения и выбор места жительства, право покидать любую страну, включая свою собственную, и право граждан государства возвращаться в свою страну.

Содержание права на свободу передвижения по Конституции РФ

Право на свободу передвижения, зафиксированное в Конституции РФ, соотносится с международно-правовыми нормами, а также соответствует смыслу и содержанию свободы передвижения в ее международно-правовом понимании. Конституция РФ выделяет два основных права в рамках свободы передвижения по признаку территории его осуществления: I) ч.1 ст.27 защищает свободу передвижения в пределах территории российского государства; II) ч.2 ст.27 – вне государственной территории: свободу выезда каждого и право на возвращение в РФ граждан РФ.

Правовую основу реализации права на свободу передвижения в пределах территории РФ составляет в первую очередь Федеральный Закон от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», который устанавливает основания ограничения и механизм осуществления указанного права гражданами России. В соответствии с ФЗ № 5242-1, Правительство РФ утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию (Постановление № 713 от 17 июня 1995 г.).

Регулирование свободы передвижения, пребывания и жительства в Российской Федерации иностранцев осуществляется особо – в законодательстве о статусе иностранцев. Так, Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разграничивает категории иностранцев в зависимости от оснований и режима пребывания в Российской Федерации, регулирует отношения между государственными органами и органами местного самоуправления, возникающие в связи с пребыванием или проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, а также осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Порядок миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, определен в Федеральном законе от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 109), который регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации.

Содержание права на свободу передвижения в пределах территории РФ

<QUEST6< FONT>Право на свободу передвижения в пределах территории РФ включает:

  1. право на свободное перемещение по территории Российской Федерации;

  2. право на пребывание и жительство на территории Российской Федерации;

  3. право на выбор места пребывания и места жительства в передах Российской Федерации.

Указанные права являются правомочиями, выступающими в качестве элементов содержания субъективного основного права на свободу передвижения в пределах Российской Федерации: они имеют относительный характер, так как выступают формой реализации свободы передвижения в конкретных относительных правоотношениях и могут быть ограничены с соблюдением правил ч.1 ст.55 и ст.56 Конституции РФ.

  1. Право на непосредственное свободное перемещение (передвижение) включает в себя возможность беспрепятственно, по своему усмотрению перемещаться по территории Российской Федерации любым видом транспорта или иным способом без получения каких-либо разрешений и указаний.

  2. Право на пребывание на территории РФ подразумевает независимое, в своем интересе временное проживание лица в месте пребывания.

Под правом на жительство (правом на проживание) на территории Российской Федерации понимают свободное действие индивида, направленное на долговременное проживание в месте постоянного проживания. Для определения свободы передвижения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ особое значение имеет выделение права на временное проживание (жительство) и права на постоянное проживание (жительство). Данное разграничение связано с различием в основаниях пребывания иностранцев в РФ и законодательным выделением двух категорий иностранных граждан и лиц без гражданства – временно проживающие (получившие разрешение на временное проживание в РФ) и постоянно проживающие в РФ (получившие вид на жительство) (ст.6, 8 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» /далее – ФЗ об иностранцах/)

  1. Право на выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации является естественным состоянием человека, при котором он, осознавая свою внутреннюю свободу по определению места пребывания или места жительства, выбирает и изменяет их по своему усмотрению.

Понятия места пребывания и места жительства, данные в Законе № 5242-1, не были однозначно восприняты правоприменительной практикой (ч.2 и 3 ст.2 Закона № 5242-1). В частности возник вопрос, должно ли место жительство или пребывания всегда быть связано с наличием жилого помещения и как следует трактовать понятие «жилого помещения», употребленное для обозначения места пребывания и жительства. В абз.2 п.2 мотивировочной части Определения от 28 марта 2003 г. по ходатайству Министерства внутренних дел Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу Закона № 5242-1 определение гражданином места своего пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с наличием соответствующего жилого помещения в качестве места пребывания, что предполагает, в частности, регистрацию гражданина и в иных помещениях, предназначенных или организованных для временного проживания (См. также: абз.3 п.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 16 октября 2003 г. № 334-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хромова А.В. на нарушение его конституционных прав ч.2 ст.2 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»).

Свобода передвижения и регистрационный и миграционный учет

До начала 1990-ых годов в СССР и РСФСР действовал институт «прописки», который обязывал гражданина проживать в том месте, где он был прописан с разрешения органов внутренних дел или административного органа; при отказе в «прописке» гражданин был обязан покинуть то место, куда он прибыл. Поскольку в стране существовала плановая экономика, то несанкционированные властью переезды граждан запрещались прямо или косвенно. В 1990 и 1991 годах Комитет конституционного надзора СССР дал заключения о несоответствии Конституции разрешительного порядка прописки (Заключение ККН СССР от 26 октября 1990 г. №11 (2-1); Заключение ККН СССР от 11 октября 1991 г. № 26 (2-1) «О разрешительном порядке прописки»).

С вступлением в силу Закона РФ № 5241-1 и Конституции РФ институт прописки был заменен системой регистрационного учета граждан РФ по месту их пребывания и жительства, которая носит уведомительный, а не разрешительный характер. Это значит, что органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. При этом уведомление гражданином РФ органов регистрационного учета о месте своего пребывания или жительства в соответствии с Законом РФ № 5242-1 – обязанность гражданина. Однако отсутствие у гражданина регистрации по месту пребывания или жительства не является основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод: обеспечение условий для осуществления прав и свобод, а также исполнения обязанностей граждан – цель регистрационного учета (ст. 3, 5, 6 Закона РФ № 5242-1; абз.10 п.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы; п. 2, 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. № 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713).

Хотя регистрационный учет носит уведомительный характер и органы регистрационного учета не вправе отказывать в регистрации, существует определенный порядок регистрации, который должен соблюдаться в целях подтверждения добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Этот порядок одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в соответствующем жилище (абз.3 п.2 мотивировочной части Определения от 28 марта 2003 г. по ходатайству Министерства внутренних дел Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г.). В частности, регистрация граждан по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии (ч.1 ст. 6 Закона РФ № 5241-1).

Следовательно, добросовестное поведение как граждан, так и должностных лиц, ответственных за регистрацию, является обязательным условием надлежащей регистрации граждан в конкретном жилом помещении. Из этого вытекает, что злоупотребление правом указанными лицами может повлечь признание решения о регистрации недействительным в судебном порядке по заявлению заинтересованных лиц (абз.4 п.2 мотивировочной части Определения от 28 марта 2003 г. по ходатайству Министерства внутренних дел Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г.). Так, гражданин может быть снят с регистрационного учета по месту жительства при обнаружении не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда (ст.7 Закона РФ № 5241-1; пдп. «ж» п. 31 и п. 32 Правил). Таким образом, оценка подлинности представленных на регистрацию документов не входит в компетенцию органов, производящих регистрацию, а относится к ведению судебных органов. Иное, по мнению Конституционного Суда РФ, означало бы неправомерное вторжение органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в сферу гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений. При этом регистрация неправомерно использовалась бы для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации служил бы средством предупреждения и выступал в качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией прав, что Законом не установлено и не соответствует конституционному смыслу института регистрации (п. 7 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. № 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713).

Не соответствует Конституции также установление срока, по истечении которого гражданин обязан покинуть место пребывания. Конституционный Суд РФ отметил, что подобное ограничением сроком периода нахождения гражданина в месте пребывания является вмешательством органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в гражданские, жилищные и иные правоотношения, складывающиеся на основе согласия сторон, и ограничивает конституционное право граждан на свободу выбора места пребывания и жительства. Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания должен определяться самим гражданином. Его установление государством недопустимо, поскольку означает ограничение свободы волеизъявления при выборе места пребывания (п. 6 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. № 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713).

Анализируя положения ряда региональных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок регистрации по месту пребывания и жительства, Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ установление каких-либо сборов с граждан на развитие инфраструктуры и лицензионных сборов на приглашение иногородних специалистов в связи с регистрацией граждан по месту пребывания и жительства. И дело даже не только в том, что в этом случае нарушается конституционный принцип установления налогов только законом. Реализация конституционного права на выбор места жительства не может ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов, поскольку основные права граждан Российской Федерации гарантируются Конституцией РФ без каких-либо условий фискального характера. Таким образом, отказ в регистрации в связи с невыполнением гражданином обязанностей по уплате налогов и иных сборов противоречит Конституции РФ (абз.15 п.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы; Постановление от 2 июля 1997 г. № 10-П по делу о проверке конституционности частей первой, второй и третьей статьи 2 и части шестой статьи 4 Закона Московской области от 5 июля 1996 г. «О сборе на компенсацию затрат бюджета Московской области по развитию инфраструктуры городов и других населенных пунктов области и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в Московскую область на постоянное жительство» в связи с жалобами граждан И.В. Шестопалько, О.Е. Сачковой и М.И. Крючковой).

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства при реализации ими права на свободу передвижения в пределах территории РФ отличается от правового положения граждан РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства могут временно и постоянно проживать на территории РФ при получении соответствующего разрешения, причем разрешение на временное проживание может быть им выдано в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Законодатель утвердил дополнительный статус иностранного гражданина и лица без гражданства – временно проживающего в РФ. Временно проживающий в РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации (ст. 2, 6, 11 ФЗ № 115-ФЗ).

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ носит уведомительный характер и характеризуется тем, что регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства отличается от учета по месту пребывания тем, что к заявлению на регистрацию по месту жительства помимо других документов необходимо приложить вид на жительство или разрешение на временное проживание (ст. 17 ФЗ № 109-ФЗ).

Содержание права на свободу передвижения вне государственной территории

Правом на свободный выезд за пределы РФ обладает каждый, кто законно находится на территории РФ; правом беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию – только граждане РФ. При этом Конституция РФ признает, но не гарантирует лицу, если он не является гражданином РФ, права на въезд, проживание или пребывание на территории РФ. Данное положение Конституции РФ полностью согласуется с международно-правыми актами, которые оставляют за государствами право устанавливать разрешительный порядок въезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию РФ.

Свобода передвижения, зафиксированная в ч. 2 ст. 27 Конституции РФ раскрывается в федеральных законах и детализируется в подзаконных актах, принятых в их развитие. Так, Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – ФЗ № 114) регулирует отношения, возникающие при въезде в РФ и выезде из РФ, включая транзитный переезд через территорию Российской Федерации граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Пересечение Государственной границы России также осуществляется в соответствии с правилами, установленными Законом РФ от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». В случае утраты гражданином РФ заграничного паспорта действует Положение об оформлении свидетельства на въезд или возвращение в Российскую Федерацию, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 1142 от 1 октября 1998 года «О реализации отдельных норм Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

<QUEST7< FONT>Свобода передвижения вне государственной территории (в связи с пересечением государственной границы РФ) включает в соответствии с ч. 2 ст. 27 Конституции РФ следующие права:

  1. право на въезд в Российскую Федерацию: касается как граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства. Право на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства соотносится с правом человека на выезд в любую страну, т.е. с общепризнанным правом свободно покидать любую страну, включая свою собственную (ч.2 ст. 2 Протокола № 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод). В отличие от граждан РФ, которые находятся с государством в особых юридических отношениях, включающих право гражданина находиться в пределах государства и обязанность государства оказывать гражданину защиту и покровительство как на территории государства, так и за ее пределами, иностранные граждане и лица без гражданства таких особых юридических отношений с Российской Федерацией не имеют. Этим обусловлен особый разрешительный порядок въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Право на въезд в Россию граждан Российской Федерации корреспондирует с правом граждан на беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию.

  2. право на выезд из Российской Федерации: предполагает свободное волеизъявление каждого покинуть территорию Российской Федерации; ФЗ о порядке выезда и въезда в РФ (ФЗ № 114) содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых право гражданина РФ на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено. Ограничения установлены для лиц, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной тайне, призванных на военную службу, подозреваемых, осужденных, уклоняющихся от исполнения обязательств, наложенных на них судом, сообщивших о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов (ст.15). Эти ограничения действуют независимо от места жительства или пребывания гражданина и непосредственно не связаны с наличием или отсутствием подтверждающей его регистрации;

  3. право гражданина России возвращаться в Российскую Федерацию: данное право предполагает беспрепятственный въезд гражданина в Россию и поэтому является формой реализации права на въезд в РФ граждан РФ.

Ограничения свободы передвижения

Право на свободу передвижения человека в своей основе носит неотъемлемый характер. Индивидуальная свобода человека предполагает невозможность незаконного насильственного вмешательства государства в частные стороны жизни человека, а также гарантирует их охрану (ч.1 ст. 21 Конституции РФ). При этом ограничения права на свободу передвижения человека и гражданина правомерны и допустимы в исключительных случаях, если они необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, прав и свобод других лиц, должны определяться только федеральным законом (ч.3 ст. 55 Конституции РФ). Ограничения права на свободу передвижения должны быть соразмерными, то есть они должны соответствовать преследуемой в законе цели и соблюдать баланс между интересами общества и требованием защиты индивидуальных прав других лиц.

В любом случае, ограничение права на свободу передвижения граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, законно или незаконно находящихся на территории государства, не может затрагивать сущности права на свободу передвижения человека и гражданина, заключающегося в его практической осуществимости (ст. 2 Конституции РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы; Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. № 2-П по делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова).

Как правило, степень или количество ограничений права на свободное передвижение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государства больше, чем для граждан данного государства. Однако определенные категории граждан РФ также могут быть ограничены в праве на свободу передвижения, как по территории страны, так и при выезде за ее пределы (ст. 15 ФЗ № 114). Более широкая свобода усмотрения признается за государством, когда речь идет о лицах со специальным статусом, который предполагает определенные ограничения в осуществлении права на свободу передвижения отдельных категорий граждан РФ (военнослужащие, лица на законных основаниях содержащихся в местах лишения свободы и т.д.), так называемый специальный режим ограничений (См., напр.: П. 6 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. № 2-П по делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова).

Чрезвычайный режим ограничений права на свободу передвижения человека и гражданина прямо предусмотрен ст. 56 Конституции РФ, и принятыми в развитие этой нормы Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». При этом Конституцией установлено, что в условиях чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов их действия.

Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение (ст.8 Закона ФЗ № 5242-1). Основания ограничения права на свободу передвижения иностранных граждан и лиц без гражданства в пределах РФ значительно шире, и их перечень носит открытый характер (ст. 11 ФЗ № 114-ФЗ, ст. 5 ФЗ № 109-ФЗ).

В ведении Российской Федерации находится регулирование (включая установление ограничений прав и свобод) и защита прав и свобод человека и гражданина (пункт «в» ст. 71 Конституции РФ), к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится лишь защита прав и свобод человека и гражданина (пункт «б» ч.1 ст. 72 Конституции РФ). Соответственно субъекты РФ не должны самостоятельно устанавливать ограничения права на свободу передвижения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Иначе перераспределение предусмотренных ст. 71 Конституции РФ предметов ведения РФ означало бы нарушение конституционного строя и основ правового статуса личности в РФ и противоречило бы Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы).

Поскольку защита права на свободу передвижения человека происходит с применением как внутригосударственных, так и международно-правовых средств, то граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства могут в случае нарушения их права на свободу передвижения пользоваться как внутригосударственными, так и международно-правовыми средствами защиты.

4.6. Свобода совести и вероисповедания

Свобода совести — это право человека самостоятельно определять свое отношение к религии: исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакой. Свобода вероисповедания — это право человека самостоятельно выбирать исповедуемую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях»1 существуют два вида религиозных общественных объединений: религиозные группы, которые не подлежат государственной регистрации, и религиозные организации.

Религиозная организация может быть образована не менее чем 10 гражданами Российской Федерации и иными лицами, постоянно и на законных основаниях проживающими на территории Российской Федерации.

4.7. Право на объединение (ст.30 Конституции РФ)

Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Общественное объединение представляет собой организацию (не обязательно регистрируемую в качестве юридического лица), создаваемую в общественно полезных целях. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Вопросы, связанные с созданием и деятельностью общественных объединений, регулируются федеральными законами «Об общественных объединениях»2, «О политических партиях»3, «О профессиональных союзах, их правах, гарантиях их деятельности». О видах общественных организаций и порядке их создания, структуре и деятельности см. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ Об общественных объединениях; Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности; Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ О политических партиях.

Основными видами общественных объединений являются: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия; профессиональный союз.

По общему правилу, правом на объединение физические лица обладают независимо от гражданства. Однако правом на создание политических общественных объединений, например, политических партий, обладают только граждане Российской Федерации

Обширная практика существует в Конституционном Суде РФ относительно добровольности участия в общественных объединениях, в том числе и в профессиональных юридических, таких как коллегии адвокатов и нотариальных палатах. См. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.1997 N 2-П По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В.Антипова, Р.Л.Гитиса и С.В.Абрамова; Определение Конституционного Суда РФ от 19.03.1997 N 56-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Грищенко Адели Викторовны как не соответствующей требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"; Постановление Конституционного Суда РФ от 03.04.1998 N 10-П По делу о проверке конституционности пунктов 1, 3 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального закона от 15 июня 1996 года "О товариществах собственников жилья" в связи с запросом Советского районного суда города Омска; Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 N 15-П По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате; Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2000 N 7-П По делу о проверке конституционности положения пункта 11 статьи 51 Федерального закона от 24 июня 1999 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; Постановление Конституционного Суда РФ от 22.07.2002 N 14-П По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобами граждан, жалобой региональной ...

4.8. Право на манифестации, или свобода собраний (ст. 31 Конституции РФ)

Свобода собраний закреплена в ст. 31 Конституции РФ, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Административный порядок санкционирования проведения указанных мероприятий возможен разрешительныйуведомительный и явочный. В настоящее время установлен уведомительный порядок. Как соблюдение уведомительного порядка, так и другие правила и условия проведения массовых мероприятий (собраний, митингов, шествийдемонстраций и пикетирования) могут ограничиваться только в той мере, в какой этой необходимо для обеспечения безопасности. См. Федеральный Закон от 19.06.2004 «О митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании»4 .

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) соответствующий орган власти вправе довести до сведения организаторов обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия.

В России действует уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, то есть организаторы не обязаны получать каких-либо разрешений, а лишь уведомляют органы власти о времени и месте проведения мероприятия. Отсутствие отрицательной реакции со стороны органов власти порождает право организаторов проводить массовое мероприятие в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.

Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.

Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:

4.9. Права на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ)

Право на участие в управлении делами государства вытекает из ст. 3 Конституции РФ, в соответствии с которой носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В широком смысле все политические права являются производными от данного права, однако в узком смысле право на участие в управлении делами государства включает в себя избирательное право, право на участие в референдуме, право на равный доступ к государственной службе, право на участие в отправлении правосудия.

Основной составляющей этих прав являются избирательные права – право формировать органы государственной власти и местного самоуправления. Воля народа должна быть основой власти правительства, она должна находить свое выражение в периодических и несфальсифированных выборах, юридический порядок проведения которых должен гарантировать свободу проведения и подлинность их результатов. Порядок проведения выборов составляет отдельный раздел конституционного права – избирательное право.

Избирательное право. Конституция РФ закрепляет выборы в качестве высшего непосредственного выражения власти народа. В России закреплено всеобщее, прямое, равное, свободное избирательное право при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право означает, что гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Избирательное право подразделяется на активное и пассивное.

Активное избирательное право — это право граждан Российской Федерации определять персональный состав органов государственной власти и местного самоуправления, избирать должностных лиц государственной власти и местного самоуправления. Данное право приобретается гражданами Российской Федерации с восемнадцати лет. Для приобретения активного избирательного права на выборах федерального уровня не имеет значения место проживания гражданина: он может проживать на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Активным избирательным правом на региональных и муниципальных выборах обладают граждане Российской Федерации, проживающие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Пассивное избирательное право означает право граждан Российской Федерации быть избранными в состав выборных органов государственной власти и местного самоуправления, а также на выборные государственные и муниципальные должности.

Пассивное избирательное право приобретается по достижении определенного возраста, например, для выборов депутатов государственной Думы — двадцати одного года, для выборов Президента РФ — тридцати пяти лет на день голосования. Возраст приобретения пассивного избирательного права на региональных и муниципальных выборах устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Для муниципальных выборов и выборов депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации минимальный возраст не должен превышать двадцати одного года.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с возрастом, носят объективный характер. Для того чтобы взять на себя ответственность за судьбы своих сограждан, лицо должно обладать достаточным опытом, причем не только профессиональным, но и личным, житейским. Такой опыт может приобретаться только с возрастом.

В отношении кандидатов на должность Президента РФ установлен ценз оседлости: они должны проживать на территории Российской Федерации не менее десяти лет. Какие-либо иные ограничения пассивного избирательного права в связи с проживанием на определенной территории или в связи с длительностью проживания не допускаются. Гражданин может постоянно проживать в Москве, но претендовать на должность депутата Законодательного Собрания Ленинградской области. Вопрос о пригодности кандидата для занятия выборной должности может решить только избиратель.

Конституция РФ содержит два основных ограничения избирательных прав: не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

При этом лицо, отбывшее уголовное наказание, не ограничивается в политических правах и вправе претендовать на выборные должности, если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не избрано в качестве меры уголовного наказания. Правда, сведения о судимости гражданина включаются в основные избирательные документы, в том числе в бюллетень для голосования. Известны случаи, когда избиратели отдавали предпочтение кандидатам с уголовным прошлым, полагая, что их деловые и личные качества позволяют занимать выборные должности.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»5 допускает участие в муниципальных выборах не только граждан РФ, но также иностранных граждан. Для этого необходимо заключение соответствующего международного договора.

В Российской Федерации проблема участия иностранцев в общественной жизни не является на сегодняшний день общественно значимой. Во-первых, до недавнего времени жители бывшего СССР имели возможность получить российское гражданство в чрезвычайно упрощенном порядке. Во-вторых, иностранцы, постоянно или преимущественно проживающие на территории Российской Федерации, не проявляют сколько-нибудь заметной общественной активности, связанной с необходимостью их вовлечения в осуществление местного самоуправления.

Таким образом, вопрос об участии иностранцев в муниципальных выборах в Российской Федерации носит в большей степени теоретический, нежели прикладной характер.

Единственным договором, предоставлявшим иностранцам такое право, являлся Договор о создании Союза Беларуси и России, согласно которому граждане Республики Беларусь наделялись как активным, так и пассивным избирательным правом на муниципальных выборах в Российской Федерации. Однако в 1999 г. данный Договор утратил силу, а в новые договоры положения об участии белорусских граждан в муниципальных выборах не включались.

Прямое избирательное право означает, что избиратели непосредственно голосуют за кандидата или список кандидатов. В России (СССР) прямое избирательное право применяется с 1936 г.

Помимо прямых выборов в мировой практике существуют также многоступенчатые выборы, когда избиратели своим голосованием формируют специальную коллегию выборщиков, которая в свою очередь избирает депутатов или должностных лиц (таким образом избирается Президент США), а также многостепенные выборы, когда с помощью прямых выборов формируются только органы власти низших уровней, а вышестоящие органы формируются нижестоящими (такая система применялась в СССР и сейчас используется в Китае).

Равное избирательное право означает, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях. Один человек обладает одним голосом. Если выборы проводятся по многомандатным округам (число мандатов, распределяемых в одном округе, не может превышать пяти), каждый избиратель имеет равное число голосов, обычно это число совпадает с числом распределяемых мандатов.

Принцип свободного избирательного права означает что никто не может быть принужден к участию или неучастию в выборах. Участие в выборах — это право, а не обязанность гражданина.

Органы государственной власти, особенно избирательные комиссии, обычно предпринимают меры, направленные на обеспечение высокой явки избирателей, проводят разъяснительные кампании, призванные побудить граждан участвовать в выборах.

Широко обсуждается проблема абсентеизма, т. е. отказа избирателей от участия в выборах, политической пассивности граждан.

Представляется, что сознательный отказ от участия в выборах не несет в себе никакой опасности. Если избиратель не видит достойных кандидатов или не желает участвовать в выборах, поскольку сомневается в их честности, он имеет все основания воздержаться от участия в голосовании.

В соответствии с принципом тайного голосования должна быть исключена возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

В помещениях для голосования размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями.

Право на участие в референдуме. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет референдум как форму прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.

Правом на участие в референдуме обладают граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцати лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Право на участие в референдуме включает в себя право инициировать проведение референдума, т. е. участвовать в инициативной группе по проведению референдума, которая выдвигает инициативу проведения референдума и собирает подписи в количестве, необходимом для назначения референдума, а также право голосовать по вопросу референдума.

На референдум могут быть вынесены не все вопросы. Так, в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»6 на федеральный референдум не могут выноситься вопросы:

Запрещено проводить референдум Российской Федерации в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Право на равный доступ к государственной службе. Механизмы осуществления государственной власти предполагают наличие чиновников, т. е. лиц, которые профессионально занимаются управленческой деятельностью. В отличие от политических руководителей, чиновники, или государственные служащие, не покидают свои посты после очередных выборов, их деятельность не должна зависеть от текущих политических процессов. Государственные служащие сами не определяют политику государства, а лишь обеспечивают реализацию решений, принимаемых органами власти и народом непосредственно.

Федеральный закон «О системе государственной службы в Российской Федерации»7 определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Право граждан на равный доступ к государственной службе обеспечивается посредством проведения конкурсов на занятие вакантной должности.

Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»8 поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы, по общему правилу, осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации. Конкурс не проводится:

  1. при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

  2. при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

  3. при заключении срочного служебного контракта;

  4. при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке перевода по состоянию здоровья, при реорганизации, реорганизации государственного органа, в случае сокращения должностей;

  5. при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе

Право на участие в отправлении правосудия. Данное право призвано обеспечить эффективный общественный контроль за судебной властью, гарантировать судейское сообщество от превращения в замкнутую касту, противопоставляющую себя обществу.

Граждане Российской Федерации участвуют в отправлении правосудия в следующих формах.

  1. Занятие судейской должности. На судейскую должность вправе претендовать любой гражданин Российской Федерации, отвечающий достаточно простым требованиям: гражданство России, высшее юридическое образование, отсутствие заболеваний, препятствующих занятию судейской должности, достижение определенного возраста (от двадцати пяти лет — для судей районных судов до сорока лет — для судей Конституционного Суда РФ), наличие стажа по юридической профессии (для судей районных судов — не менее пяти лет, для вышестоящих судов требования, связанные со стажем, увеличиваются).

Отбор судей осуществляется на конкурсной основе, претенденты сдают экзамены, а квалификационные коллегии судей отбирают наиболее достойных претендентов. Большая часть судей федеральных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации, но он вправе назначить только кандидата, прошедшего в установленном порядке конкурсный отбор. Данный механизм призван обеспечить приток в судейское сообщество наиболее квалифицированных кадров и дать шанс стать судьей широкому кругу граждан.

  1. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя. УПК РФ9 определяет присяжного заседателя как лицо, привлеченное в установленном порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта. Суд присяжных является наиболее распространенной в мировой практике формой непосредственного участия граждан в отправлении правосудия. В России суд присяжных используется только в уголовном процессе и состоит из коллегии присяжных заседателей (двенадцать человек) и профессионального судьи.

Присяжные заседатели — это не профессиональные юристы, а представители общественности, поэтому они не решают вопросы права, т. е. вопросы о квалификации деяний, назначении наказания. Присяжные заседатели решают только вопросы факта.

В России коллегия присяжных заседателей отвечает на три основных вопроса:

От исполнения обязанностей присяжного заседателя по конкретному делу председательствующий судья освобождает всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников, например от знакомых или из средств массовой информации, а также по другим причинам. Стороны обвинения и защиты вправе заявлять отводы присяжным заседателям.

Необходимо отметить, что суд присяжных используется только при рассмотрении уголовных дел о наиболее тяжких преступлениях. Кроме того, уголовное дело рассматривается с участием присяжных заседателей только в том случае, если об этом ходатайствует подсудимый. Рассмотрение дела судом присяжных не всегда является благом для подсудимого вследствие некоторых причин, связанных с наличием в обществе предубеждений в отношении лиц определенной национальности или профессии.

Присяжным заседателем может стать любой дееспособный, не судимый гражданин Российской Федерации, достигший двадцати пяти лет, включенный в списки избирателей (участников референдума) на выборах (референдумах), предшествующих составлению списков присяжных заседателей.

Основной и запасной списки присяжных заседателей ежегодно составляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

  1. Участие в отправлении правосудия в качестве арбитражного заседателя. Арбитражным заседателем является представитель предпринимательского сообщества, привлекаемый к осуществлению правосудия в арбитражных судах при рассмотрении дел, вытекающих из гражданских правоотношений.

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие двадцати пяти лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Списки арбитражных заседателей утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ.

Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении гражданских дел в арбитражных судах субъектов Российской Федерации по ходатайству сторон.

4.10. Право петиций (ст. 33 Конституции РФ)

Обращение граждан в органы власти — один из наиболее распространенных способов взаимодействия государства с личностью и обществом. Защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Информацию о том, что права конкретного человека нуждаются в защите, государство получает прежде всего из обращений. Обращения граждан также важны для эффективности государственного управления как механизм обратной связи — через обращения власть может судить об эффективности своих действий и решений, а граждане получают возможность влиять на принимаемые решения.

Конституция РФ (статья 33) предусматривает право граждан как на личные, так и на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Речь идет о том, что гражданам должна быть предоставлена возможность обратиться в органы власти как лично (на приеме у соответствующих должностных лиц), так и через письменные обращения.

Основным правовым актом, регулирующим рассматриваемый вопрос, является Федеральный закон от 2.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»10.

Обращения граждан подразделяются на предложения (рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества); заявления (просьбы гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц); жалобы (просьбы гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц).

Устанавливается общий срок рассмотрения обращений – 30 дней, в исключительных случаях, а также в случае направления запроса о предоставлении документов необходимых для рассмотрения обращения, срок может быть продлен на 30 дней.

По общему правилу, обращение в компетентные органы не является обязательным условием для получения права на обжалование их действий и решений в суд. Гражданин сам вправе решать, каким образом он будет отстаивать свои права.

Закон также обязывает органы власти вести личный прием граждан, в ходе которого граждане могут подавать устные обращения. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. Ответ на устные обращения дается немедленно либо позднее в письменной форме.