logo
УЧЕБНИК УгПр особенная часть[1]

§ 4. Преступления против политических прав и свобод

Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК). Это преступление затрагивает закрепленное в ч. 2 ст. 32 Конституции РФ право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие свободное осуществление гражданами России своих избирательных прав или права на участие в референдуме, а также нормальную работу избирательных комиссий, комиссий референдума и их членов.

Потерпевший от преступления – гражданин России, чье избирательное право или право на участие в референдуме было нарушено, а также член избирательной комиссии или комиссии референдума.

Объективная сторона преступления, указанного в ч. 1 ст. 141 УК, может выразиться в совершении одного из следующих деяний:

а) воспрепятствовании свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме;

б) нарушение тайны голосования;

в) воспрепятствовании работе избирательных комиссий, комиссий референдума;

г) воспрепятствовании деятельности члена избирательной комиссии или комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

Избирательные права граждан регламентированы Федеральными законами от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации», 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами, а также законами субъектов РФ о проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Эти нормативные акты регулируют осуществление гражданами активного избирательного права (права быть избранным в органы государственной власти или местного самоуправления) или пассивного избирательного права (права агитировать или голосовать за или против конкретных кандидатов). Право на участие в референдуме регламентировано Федеральным законом от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации», а также законами субъектов РФ о проведении референдума.

Ограничение избирательных прав касается граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ), а также лиц, указанных в пп. 3.1 и 3.2 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Воспрепятствование – это создание условий, затрудняющих или исключающих реализацию гражданином своих избирательных прав либо права на участие в референдуме. Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 141 УК, может быть совершено любимыми способами, за исключением перечисленных в ч. 2 ст. 141 УК, например, путем незаконных отказа предоставить отпуск зарегистрированному кандидату, неосвобождения кандидата от службы, создания препятствий для предвыборной агитации, отстранения кандидата от участия в предвыборной кампании, отказа в выдаче открепительного удостоверения на право голосования при перемене избирателем места пребывания, невключения избирателя в список избирателей, непредоставления инвалиду или больному избирателю переносного ящика для голосования.

Нарушение тайны голосования будет в тех случаях, когда осуществляется контроль за свободным волеизъявлением избирателей, например, путем нумерации избирательных бюллетеней, ознакомления постороннего лица с заполненными бюллетенями.

Воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий референдума может выразиться, например, в создании препятствий процедуре голосования, подсчету голосов, оформлению протоколов об итогах голосования, непредставлении бесплатного эфирного времени, помещений, транспорта, средств связи, необходимых для нормальной работы комиссий.

Воспрепятствование деятельности члена избирательной комиссии или комиссии референдума может быть совершено, например, путем создания препятствий явке члена комиссии на заседание, неправомерного освобождения его от обязанностей члена комиссии или приостановления его полномочий, непредоставления возможности ознакомиться с документами и материалами, непосредственно связанными с выборами, референдумом.

Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения одного из указанных в ч. 1 ст. 141 УК деяний.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: лицо осознает фактический характер и общественную опасность совершаемого деяния и желает его совершить. Нельзя согласиться с утверждением, что это преступление может быть совершено с косвенным умыслом68, поскольку косвенный умысел возможен при совершении преступления с материальным составом, а рассматриваемый состав является формальным.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Часть вторая ст. 141 УК предусматривает ответственность за деяния, перечисленные в части первой:

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Подкуп – это передача или обещание передать избирателю, кандидату в депутаты, члену избирательной комиссии или комиссии референдума имущество, право на него либо оказание им (обещание оказать) услуги имущественного характера за поведение, в котором виновный заинтересован.

Обман – это введение в заблуждение лиц, участвующих в избирательном процессе (референдуме), относительно обстоятельств, которые могут повлиять на результаты выборов (референдума), например, относительно сведений о кандидате, месте и времени голосования или порядка заполнения бюллетеня.

Принуждение заключается в применении к участнику избирательного процесса таких мер воздействии, которые заставили бы его выполнить требования виновного, например, запугивание работников предприятия, учреждения увольнением, лишением премий, угрозы распространением порочащих честь и достоинство личности сведений, лишением каких-либо льгот и материальных благ. Разновидностями принуждения являются применение физического насилия либо угроза его применения. Физическое насилие выражается в нанесении побоев, причинении вреда здоровью, лишении свободы. Если насильственные действия повлекли смерть пострадавшего или причинили ему тяжкий либо средней тяжести вред здоровью при отягчающих обстоятельствах, то содеянное квалифицируется по совокупности со ст. 105, 111, ч. 2 ст. 112 УК. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 119 УК) полностью охватывается составом преступление, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 141 УК.

Использование лицом своего служебного положения означает использование правомочий должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, признаки которых изложены в примечаниях к ст. 201 и 285 УК.

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой квалифицируется, исходя из правил, закрепленных в ч. 2 и 3 ст. 35 УК.

В ч. 3 ст. 141 УК содержится самостоятельный состав преступления, которое с объективной стороны выражается во вмешательстве с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, путем требования или указания должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительно компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума. В этом случае виновный не препятствует работе комиссии, а лишь неправомерно вмешивается в ее деятельность. Полномочия избирательных комиссий, комиссий референдума четко определены федеральными законами о выборах и референдуме, постановлением Центризбиркома РФ от 28 июня 1995 г. «О регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», законами субъектов РФ.

Это преступление совершается только с прямым умыслом, на что указывает цель повлиять на решения избирательной комиссии или комиссии референдума.

Субъектом преступления является должностное лицо, признаки которого изложены в примечании 1 к ст. 285 УК.

Кроме того в ч. 3 ст. 141 УК предусмотрена ответственность за неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». Работа ГАС «Выборы» регламентирована Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»». Вмешательство предполагает воздействие на работу ГАС «Выборы» и документов, подготовленных с использованием этой системы. Субъектами этого преступления могут быть члены избирательных комиссий, комиссий референдума, работники их аппаратов, иные должностные лица и служащие, неправомерно вмешивающиеся в работу ГАС «Выборы».

Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141¹ УК). Непосредственным объектом преступления, указанного в ст. 141¹ УК, являются общественный отношения, регулирующие финансирование избирательной кампании или референдума.

Предметом преступления являются денежные средства, материальные ценности в крупных размерах, передаваемые кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, а также пожертвования в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума. В соответствии с примечанием к ст. 141¹ УК крупным размером признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного настоящей статьей, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей.

С объективной стороны преступление характеризуется следующими действиями:

1. Передача кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума денежных средств в крупных размерах, минуя соответствующий избирательный фонд или фонд референдума.

2. Передача кандидату или избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума материальных ценностей в крупных размерах без компенсации за счет средств соответствующего фонда.

3. Выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, сказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами или референдумом, осуществленные в крупных размерах без оплаты из соответствующего фонда или с оплатой из него по необоснованно заниженным расценкам.

4. Расходование не перечисленных в избирательные фонды, фонды референдума денежных средств в крупных размерах.

5. Внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц.

Согласно ст. 58 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты, избирательные объединения для финансирования своей избирательной компании создают избирательные фонды, а инициативная группа по проведению референдума – фонд референдума. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, фонд референдума, перечисляются на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума. Избирательные фонды могут создаваться за счет: собственных средств кандидата, избирательного объединения; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц; средств, выделенных кандидату, избирательному объединению избирательной комиссией. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды, фонды референдума: иностранным гражданам, государствам и организациям; лицам без гражданства; гражданам России, не достигшим 18 лет; международным организациям и общественным движениям; воинским частям; религиозным и благотворительным организациям; другим лицам, перечисленным в п. 6 ст. 58 Закона.

В соответствии с п. 5 ст. 59 Закона расходование в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, фонды референдума, запрещается. Кроме того, запрещаются без оплаты из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом и направленные на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме, а также бесплатные или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями в тех же целях. Материальная поддержка кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, направленная на достижение определенного результата на выборах, референдуме, может быть оказана только при ее компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов, референдума без привлечения третьих лиц.

Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения одного из действий, перечисленных в ч. 1 ст. 141¹ УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью достижения определенного результата на выборах или референдуме.

Субъект преступления – лицо, достигшее 16-летнего возраста.