logo
УЧЕБНИК УгПр особенная часть[1]

§ 7. Преступления против порядка осуществления внешнеэкономической деятельности (таможенные преступления)

Контрабанда (ст. 188 УК). Непосредственным объектом контрабанды выступает порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, связанный с установлением таможенного контроля, тарифно-таможенным регулированием, с запретом или ограничениями по перемещению через таможенную границу Российской Федерации отдельных предметов.

Российская Федерация является членом таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества. Таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации. Основу таможенного законодательства таможенного союза составляет Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС). Законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»185 и принимаемых в соответствии с ним иных нормативно-правовых актов.

В зависимости от особенностей предмета преступления можно выделить два вида контрабанды: простая (экономическая) и специальная (квалифицированная).

Предметом простой (экономической) контрабанды, ответственность за которую предусмотрена в ч. 1 ст. 188 УК, выступают различные товары или иные предметы. В соответствии со ст. 4 ТК ТЗ под товарами понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств-членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. В связи с этим к предмету преступления относятся любые вещи, включая деньги, ценные бумаги, транспортные средства, ювелирные изделия, одежду, бытовую технику, сырье и материалы, не являющиеся стратегическими, домашние животные и т.д. Иными предметами считаются не являющиеся товарами объекты, для которых законодательством установлен определенный порядок и правила их перемещения через таможенную границу РФ (например, используемые для международных перевозок транспортные средства, которые не обладают признаками товаров, рукопись научной статьи либо иной не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, в частности полезная модель, промышленный образец).

Обязательным признаком предмета этого вида контрабанды выступает крупный размер, который согласно примечанию к ст. 169 УК, должен превышать 1 млн 500 тыс. рублей.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 мая 2008 г. № 8-П186 нормативное положение ч. 1 ст. 188 УК признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно позволяет – во взаимосвязи с примечанием к ст. 169 УК – при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации недекларированной или недостоверно декларированной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в крупном размере, признавать его таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в Российскую Федерацию без письменного декларирования. В связи с этим положением, имеющим силу закона, при перемещении через таможенную границу РФ иностранной валюты либо валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, сопряженном с их недекларированием или недостоверным декларированием, под действие ч. 1 ст. 188 УК подпадает только та сумма, которая превышает на 1 млн. 500 тыс. руб. разрешенную для свободного провоза.

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»187 свободному перемещению через таможенную границу РФ без декларирования подлежит сумма, не превышающая в эквиваленте 10 000 долларов США (ст. 15).

Кроме того, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. № 15-П188 положение ч. 1 ст. 188 УК признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение в системе действующего правового регулирования позволяет при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава преступления (контрабанда), использовать его рыночную стоимость на территории Российской Федерации и в стоимость товара для указанных целей включать стоимость всего перемещаемого товара, в том числе и ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов.

Ответственность за специальную (квалифицированную) контрабанду предусмотрена в ч. 2 ст. 188 УК. В качестве предмета преступления здесь выступают изъятые из гражданского оборота или имеющие ограниченный оборот товары, предметы, средства и вещества, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу. К ним относятся:

- наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, инструменты и оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;

- сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы;

- огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника;

- материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;

- стратегически важные сырьевые товары, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации189;

- культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации.

Предмет преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК, образуют указанные товары и предметы независимо от их размера и количества.

В тех случаях, когда лицо наряду с перемещением через таможенную границу РФ перечисленных товаров или иных предметов, совершает преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, действия виновного при наличии к тому оснований следует квалифицировать по совокупности преступлений: по ст. 188 УК и соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за совершение указанных деяний (в частности, по ст.ст. 218, 220, 222, 228, 2281, 2282, 234, 355 УК).

Объективная сторона преступления характеризуется одинаковыми для ч.ч. 1 и 2 ст. 188 УК, признаками, и выражена в деянии по перемещению через таможенную границу Российской Федерации предметов преступления.

Под перемещением через таможенную границу товаров понимается ввоз товаров на таможенную территорию или вывоз товаров с таможенной территории РФ.

Ввозом товаров в РФ считается фактическое пересечение товарами Государственной границы РФ и (или) пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию, в результате которого товары прибыли из других государств – членов Таможенного союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Таможенного союза, на территорию РФ, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством.

Вывоз товаров из РФ – это фактическое перемещение любым способом товаров за пределы территории РФ и территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию, в другие государства - члены Таможенного союза или на территории, не входящие в единую таможенную территорию Таможенного союза, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение товаров до фактического пересечения товарами Государственной границы РФ.

В законе (ч.ч. 1 и 2 ст. 188 УК) альтернативно названы преступные способы перемещения, относящиеся к двум формам деяния:

  1. помимо таможенного контроля;

  2. с сокрытием от таможенного контроля;

  3. с обманным использованием документов;

  4. с обманным использованием средств таможенной идентификации;

  5. сопряженное с недекларированием;

  6. сопряженное с недостоверным декларированием.

Подробная характеристика указанных способов контрабанды дана в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. № 6 «О судебной практике по делам о контрабанде»190.

Перемещение товаров или иных предметов помимо таможенного контроля заключается в совершении любых умышленных действий по их ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории вне зон таможенного контроля, пунктов пропуска через Государственную границу РФ или иных мест нахождения таможенных органов (таможен, таможенных постов) либо вне времени их работы, или без разрешения таможенного органа, если законодательством не предусмотрено свободное движение товаров через таможенную границу РФ без таможенного контроля.

Под сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие предметов контрабанды в полостях человеческого тела).

Под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения товаров или иных предметов заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации (указанных в ст. 109 ТК ТС) или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным предусмотренным законодательством способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей.

Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей.

Обязательным признаком объективной стороны контрабанды, являющимся конструктивным признаком состава, выступает место преступления – таможенная граница. Под таможенной границей понимаются пределы таможенной территории РФ. В свою очередь таможенную территорию РФ составляет территория РФ, а также находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и международными договорами. Кроме того, на территории РФ могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории РФ.

Состав контрабанды, независимо от ее вида, формы и способа, является формальным, т.е. для признания преступления оконченным не требуется наступления каких-либо негативных последствий.

Согласно названному постановлению Пленума Верховного Суда РФ, момент окончания контрабанды должен определяться в зависимости от формы и способа перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка, перемещение трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи), способа совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием), а также с учетом этапов перемещения.

При ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию РФ контрабанду, совершенную с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо с недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров или иных предметов в связи с обнаружением того, что ввоз этих товаров или предметов совершается одним из указанных противоправных способов, в том числе в случаях обнаружения данного факта при представлении таможенному органу указанных документов в процессе осуществления таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита, помещения товара под таможенный режим либо выпуска товара или иных предметов.

В случаях, когда в процессе перемещения товаров или иных предметов обманное использование документов или средств таможенной идентификации, а равно факты недекларирования, недостоверного декларирования или сокрытия от таможенного контроля обнаружены не были, преступление, предусмотренное ст. 188 УК, считается оконченным с момента принятия таможенными органами решения о выпуске товара или иных предметов, а в случае непринятия такого решения по причине уклонения лица от завершения таможенной процедуры – с момента совершения уголовно наказуемых действий по фактическому выведению товаров или иных предметов из-под таможенного контроля.

Контрабанду, совершенную при ввозе на территорию РФ товаров или иных предметов помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, следует считать оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы РФ только в тех случаях, когда оно произошло вне пунктов пропуска через Государственную границу РФ и вне иного места (коридора), установленного для следования товаров к месту прибытия, если такое место расположено не на границе, а в глубине таможенной территории РФ.

Контрабанду, совершенную при вывозе товаров или иных предметов с таможенной территории Российской Федерации, следует считать оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверности сведений, указанных лицом в представленной им таможенной декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов.

К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ, относятся вход (въезд) физического лица, выезжающего из РФ, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу РФ в целях убытия его с таможенной территории РФ, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории РФ, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством РФ мест

Признаки субъекта и субъективной стороны преступлений, предусмотренных ч.ч. 1 и 2 ст. 188 УК, полностью совпадают.

Субъективная сторона контрабанды характеризуется прямым умыслом: лицо осознает, что незаконно перемещает через таможенную границу товары или иные предметы путем использования одного из способов, указанных в законе, и желает совершить эти действия.

Субъект преступления общий – лицо, достигшее возраста 16 лет.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от 27 мая 2008 г. № 6, в тех случаях, когда лицо, имеющее право владения и пользования товарами на таможенной территории РФ, фактически осуществляло их перемещение через таможенную границу РФ преступными способами, через подставное лицо (например, через безработного, который формально был указан в учредительных документах как руководитель организации, совершающей юридически значимые действия с товарами, находящимися под таможенным контролем), его действия следует квалифицировать по ст. 188 УК как действия исполнителя данного преступления, а действия иного лица в силу ч. 4 ст. 34 УК – как его пособника, если он сознавал, что участвует в совершении контрабанды, и его умыслом охватывалось совершение этого преступления.

К квалифицирующим признакам преступления, предусмотренного ч.ч. 1 и 2 ст. 188 УК, относятся:

- совершение деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения;

- совершение деяния с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

К должностным лицам следует относить те категории лиц, находящихся на государственной службе, которые могут использовать свое служебное положение при осуществлении или прохождении таможенного контроля для облегчения перемещения предметов преступления через таможенную границу РФ.

К указанным лицам, в частности, относятся должностные лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов, должностные лица, освобожденные от определенных форм таможенного контроля. Так, согласно ст. 105 ТК ТС, таможенному досмотру не подлежит личный багаж глав государств - членов таможенного союза и следующих вместе с ними членов их семей; глав правительств, членов правительств государств - членов таможенного союза, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей; глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих государства - члены таможенного союза с официальным визитом; иных лиц в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и иными международными договорами.

Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК.

Насилие может выражаться в любом физическом воздействии (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу РФ. В случае совершения убийства лица, осуществлявшего таможенный контроль, либо в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 188 УК и соответствующими статьями главы 16 УК.

Контрабанда, совершенная организованной группой, обладает повышенной общественной опасностью, и в соответствии с ч. 4 ст. 188 УК, образует особо квалифицирующий состав преступления. С учетом рассматриваемого признака квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары или иные предметы контрабанды через таможенную границу РФ (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей в целях его ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, содействовали его незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза).

Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК). Непосредственный объект преступления – порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, связанный с особыми условиями экспорта или передачи сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, выполнения работ (оказания услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

В соответствии с федеральными законами «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»191 от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ и «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ192 в целях защиты национальных интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, обеспечения обороны, безопасности и экономической стабильности, а также соблюдения международных обязательств России по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания действует система экспортного контроля. Экспортный контроль предполагает комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов;

Факультативным объектом данного преступления могут быть мир и безопасность человечества.

Предмет преступления специально указан в законе – сырье, материалы, оборудование, технологии, научно-техническая информация, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

Сырье – вещества и материалы естественного происхождения, которые являются составными частями (компонентами) при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. Материалы – вещества синтетического происхождения, а также заготовки, составные части, полуфабрикаты. Оборудование – технические приспособления для переработки на основе технологий сырья и материалов в целях создания окончательного продукта.

Технологии – это техническая документация, содержащая специальную информацию о разработке, производстве и использовании различных видов оружия массового поражения, вооружения и военной техники, а также средств их доставки. Научно-техническая информация включает отчеты, чертежи, схемы, графики, диаграммы, формулы, опытные образцы, сведения об установке и техническом обслуживании различных видов вооружения.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об экспортном контроле», под оружием массового поражения следует понимать ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие.

В ст. 1 ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» вооружение и военная техника определяются как комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники).

Объективная сторона преступления характеризуется следующими формами совершения деяния: экспорт предметов преступления, передача предметов преступления, выполнение работ, оказание услуг.

Под экспортом понимаются любые виды вывоза сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения, средств его доставки, с таможенной территории России за границу без обязательства об обратном ввозе.

Экспорт сырья, материалов, оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, является незаконным, если он осуществляется с нарушением ФЗ «Об экспортном контроле» и нормативных правовых актов по вопросам, связанным с разработкой, производством, ввозом и вывозом продукции военного назначения, а также с лицензированием этой деятельности.

Под передачей сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации следует понимать незаконные действия в любой форме, результатом которых стало обладание указанными предметами иностранной организацией или ее представителем без вывоза предметов преступления с территории РФ.

Выполнение работ для иностранной организации или ее представителя – это производство любых работ, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения, средств его доставки (например, создание, дооборудование и модернизация объектов, предназначенных для производства, размещения, ремонта, эксплуатации и боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники) в нарушение установленного законом порядка.

Оказание услуг иностранной организации или ее представителю состоит в незаконном обучении (повышении уровня квалификации), практической подготовке кадров, консультировании, проверке работы, ремонте, модернизации указанных выше оружия, техники, средств их доставки; оказании в нарушение нормативных предписаний услуг инвестиционного, маркетингового, рекламного и иного характера и др.

Каждая форма преступления должна обладать следующими признаками:

  1. незаконность – противоречие положениям нормативных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность;

  2. направленность на использование при создании вооружения и военной техники;

  3. совершение действий в пользу иностранной организации или ее представителей;

  4. отсутствие признаков преступлений, предусмотренных ст. 188 и 275 УК.

Состав преступления – формальный, преступление окончено в момент совершения любого из указанных в диспозиции статьи деяний.

Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом.

Субъект преступления специальный. Его понятие определено в примечании к ст. 189 УК – лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность: руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством РФ и имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации; физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированное на этой территории в качестве индивидуального предпринимателя.