logo
УЧЕБНИК УгПр особенная часть[1]

§ 8. Преступления против порядка оборота драгоценных металлов и драгоценных камней

Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (ст. 181 УК). Непосредственный объект преступления – порядок оборота драгоценных металлов, предполагающий установление определенных правил изготовления и продажи ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов.

Факультативными объектами могут выступать имущественные интересы потребителей, а также отношения добросовестной конкуренции.

В соответствии со ст. 1 постановления Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 643 «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов»200 все изготавливаемые на территории РФ ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, а также указанные изделия, ввезенные на территорию РФ для продажи, должны соответствовать пробам, определенным настоящим постановлением, и быть заклеймены государственным пробирным клеймом.

В России существует государственная монополия на опробование и клеймение ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов. Опробование и клеймение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов в РФ осуществляется Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов РФ.

Предметом преступления выступают государственные пробирные клейма. Государственное пробирное клеймо представляет собой приспособление, при помощи которого на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов наносится (чеканится) знак, свидетельствующий о достоинстве (пробе) этого изделия. Государственные пробирные клейма для механического клеймения изделий изготавливаются Монетным двором Гознака Министерства финансов РФ, клейма-электроды для электроискрового клеймения – Центральной госинспекцией по заказам Российской государственной пробирной палаты. Клейма должны строго соответствовать утвержденным единым образцам и техническим условиям201.

Клеймению государственным пробирным клеймом подлежат изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и цветных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта и культа и (или) для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов, а также изготовленные из драгоценных металлов памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме памятных монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Достоинство сплава, из которого изготовлены изделия из драгоценных металлов, определяется пробой, показывающей количество весовых единиц драгоценного металла в тысяче весовых единиц сплава. В Российской Федерации установлены следующие пробы: платиновые - 950-я, 900-я, 850-я; золотые – 999-я, 958-я, 750-я, 585-я, 500-я, 375-я; серебряные – 999-я, 960-я, 925-я, 875-я, 830-я, 800-я; палладиевые – 850-я и 500-я.

Государственные пробирные клейма имеют те же обозначения.

Объективная сторона преступления характеризуется рядом альтернативных действий в отношении предмета преступления: несанкционированное изготовление, несанкционированный сбыт, несанкционированное использование, подделка.

Изготовление клейма означает его создание любыми способами, а также восстановление клейма, пришедшего в негодность.

Под сбытом понимают любые возмездные или безвозмездные формы отчуждения клейма: продажа, дарение, оплата услуг или товаров и т.д.

Использованием клейма считается его применение по прямому назначению, т.е. нанесение клейма на ювелирное или бытовое изделие из драгоценного металла.

Обязательным признаком изготовления, сбыта или использования государственного пробирного клейма является их несанкционированный характер, означающий отсутствие у виновного разрешения на операции с подлинным пробирным клеймом государственных органов пробирного надзора или совершение перечисленных действий с поддельным или незаконно изготовленным клеймом.

Подделка государственного пробирного клейма представляет собой внесение изменений в настоящее клеймо, направленных, например, на изменение (повышение) номера пробы конкретного металла.

Состав преступления формальный. Преступление окончено в момент совершения деяния любым способом.

Последующий сбыт изделия из металла, не относящегося к драгоценному, подвергшегося незаконному клеймению с целью обмана потребителей, следует дополнительно квалифицировать по ст. 159 УК. Таким же образом следует оценивать действия лица, сбывшего изделие из драгоценного металла, прежде при клеймении исказившего пробу или использовавшего клеймо для изделия из драгоценного металла высшей стоимости (например, для платины вместо серебра).

Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны выступает корыстная или иная личная заинтересованность.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет, в том числе специально допущенное к хранению или работе с пробирным клеймом (пробирер).

Квалифицирующий признак - совершение деяния организованной группой.

Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК). Непосредственный объект преступления – порядок обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, предполагающий определенные правила совершения сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями, специальные условия их хранения, перевозки или пересылки.

Нормативную основу оборота драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации составляют Федеральный закон РФ от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»202, постановления Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. № 372 «О сертификации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них»203, от 1 декабря 1998 г. № 1419 «Об утверждении Порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа»204, от 30 июня 1994 г. № 756 «Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации»205 и др.

Предмет преступления – драгоценные металлы, природные драгоценные камни, жемчуг. Понятия драгоценных металлов и камней даны в ст. 1 ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Драгоценные металлы – золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях.

Драгоценные камни – природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством РФ206.

Не являются предметом преступления ювелирные и иные бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий. Под ломом ювелирных и бытовых изделий понимают непригодные в силу каких-либо дефектов для использования по прямому назначению подобные изделия.

Объективная сторона преступления характеризуется следующими альтернативными действиями, образующими незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней: совершение сделки в нарушение правил, установленных законодательством РФ; незаконное хранение; незаконная перевозка; незаконная пересылка.

Для привлечения к уголовной ответственности все варианты действий равноценны, так как любое из них образует объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 191 УК.

Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В качестве сделок в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней выступают купля-продажа, мена, дарение и заем.

Криминообразующим признаком первого способа совершения деяния является нарушение правил, установленных законодательством РФ, применительно к совершению сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Нарушение правил может быть выражено в совершении сделки: субъектом, не имеющим на это права; в отношении предмета, имеющего ограничения на совершение определенного вида сделки; в негодном месте ее совершения; в нарушение приоритетного порядка продажи и др.207

Например, пользователи недр имеют право продавать слитки золота и серебра, полученные из добываемого ими минерального сырья на основании выданной лицензии в пределах установленной квоты, после проведения сделок с минеральным сырьем по его переработке. Пользователи недр не могут приобретать слитки у других субъектов и друг у друга (ст. 11 постановления Правительства РФ от 30 июня 1994 г. № 756).

Хранение предполагает фактическое нахождение драгоценных металлов и драгоценных камней во владении виновного, их удержание и обеспечение сохранности.

Под перевозкой следует понимать перемещение указанных предметов их одного места в другое, совершаемое непосредственно виновным с использованием любого вида транспорта.

Перемещение предметов преступления адресату (например, в почтовых отправлениях, посылках, багаже с использованием средств почтовой связи, воздушного или другого вида транспорта, а также с нарочным при отсутствии осведомленности последнего о реально перемещаемом объекте или его сговора с отправителем), когда эти действия по перемещению осуществляются без непосредственного участия отправителя следует расценивать как пересылку.

Хранение, перевозка и пересылка драгоценных металлов или драгоценных камней подлежат уголовной ответственности по ст. 191 УК только, если они совершены незаконно, то есть противоречат требованиям законов и иных нормативных актов.

Под признак «незаконные» подпадают действия с драгоценными камнями или металлами, полученными незаконным способом: в результате совершения преступления; в результате незаконной добычи, производства или обращения; в результате уклонения от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству.

Состав преступления – формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из перечисленных в диспозиции нормы действий.

Хищение драгоценных металлов или драгоценных камней до момента совершения действий, предусмотренных в ст. 191 УК, требует дополнительной квалификации по статьям главы 21 УК.

С субъективной стороны преступление, предусмотренное ст. 191 УК, характеризуется только прямым умыслом.

Субъектом незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Им может быть как частное лицо, например, незаконно приобретшее предмет преступления, так и руководитель организации, осуществляющей добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, совершающий сделки с указанными предметами с нарушение законодательства.

Часть 2 ст. 191 УК устанавливает повышенную уголовную ответственность, если незаконный оборот драгоценных металлов или драгоценных камней совершен: 1) в крупном размере; 2) группой лиц по предварительному сговору, организованной группой. Согласно примечанию к ст. 169 УК деяние признается совершенным в крупном размере, если стоимость драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, в отношении которых совершен незаконный оборот, превышает 1 млн. 500 тыс. рублей.

Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192 УК). Непосредственным объектом рассматриваемого преступления выступает установленный порядок обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, включающий правило обязательной сдачи государству на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в Российской Федерации геологическое изучение и разведка месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добыча осуществляются на основании лицензий только организациями. Государство, регулируя порядок добычи и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, устанавливает, во-первых, особый порядок оценки добытых ценностей, а во-вторых, преимущественное право приобретения добываемых драгоценных металлов и драгоценных камней для Государственного фонда РФ и субъектов РФ, формирования золотого запаса.

В отношении физических лиц действуют положения постановления Правительства РФ от 4 января 1992 г. № 10 «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля за их производством и потреблением»208, согласно которому драгоценные металлы и драгоценные камни, поднятые и найденные (в том числе найденные клады), поставляются в специализированный государственный орган. В настоящее время таким органом является Государственное учреждение по формированию государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации.

Предметы преступления – драгоценные металлы и драгоценные камни, которые: добыты из недр, получены из вторичного сырья, подняты или найдены.

Добытыми из недр признаются драгоценные металлы, извлеченные из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.

Под добычей драгоценных камней понимается извлечение драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней.

Вторичное сырье – это лом и отходы переработки минерального сырья, содержащие драгоценные камни и металлы. Способ получения драгоценных металлов и камней из вторичного сырья не имеет квалифицирующего значения.

Поднятые и найденные драгоценные металлы и драгоценные камни – самородки таких металлов и камней.

Объективная сторона преступления характеризуется бездействием в двух формах:

  1. уклонение от обязательной сдачи на аффинаж драгоценных металлов;

  2. уклонение от обязательной продажи государству драгоценных металлов и драгоценных камней.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации209.

Аффинаж драгоценных металлов – процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам.

Уклонение от аффинажа драгоценных металлов может быть выражено в сокрытии добытых драгоценных металлов, непредставлении для аффинажа, в совершении самостоятельных действий по аффинажу, сокрытии вторичного сырья, представление не полного объема добытых драгоценных металлов и др.

Уклоняясь от обязательной продажи государству драгоценных металлов и драгоценных камней лицо, нарушает положения ст. 2 Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», согласно которому аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или рекуперированные драгоценные камни в рассортированном виде при продаже субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке предлагаются специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, а также уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти драгоценные металлы и драгоценные камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.

Кроме того, уникальные самородки драгоценных металлов, не подлежащие переработке, а также уникальные драгоценные камни предлагаются по договорной цене субъектами их добычи для приобретения в приоритетном порядке специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, а затем уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти самородки и драгоценные камни210.

Только после обязательного предложения для покупки указанным органам драгоценных металлов и драгоценных камней, субъект их добычи может реализовать оставшиеся драгоценные металлы и камни любым юридическим и физическим лицам, в том числе через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, действующие в Российской Федерации, использовать в собственном производстве либо в качестве предмета залога или иного финансового обязательства, а также вывезти с территории Российской Федерации для реализации на внешнем рынке.

Следовательно, уголовно наказуемым деянием, выразившимся в уклонении от обязательной продажи государству драгоценных металлов и драгоценных камней, считается:

- уклонение от продажи государству аффинированных драгоценных металлов и рассортированных драгоценных камней, в отношении которых установлена такая обязанность;

- непредставление в экспертную комиссию Министерства финансов РФ самородков драгоценных металлов или драгоценных камней, по своим физическим свойствам удовлетворяющим требованиям, позволяющим отнести их к категории уникальных;

- присвоение найденных или поднятых драгоценных металлов и драгоценных камней211.

Состав преступления формальный. Для признания преступления оконченным не требуется наступления каких-либо негативных последствий. В этом смысле, действия по совершению сделки, а также незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов и драгоценных камней, не прошедших установленный порядок аффинажа, а также приоритетный порядок предложения для покупки государственным органам, подлежат дополнительной квалификации по ст. 191 УК.

Обязательным условием уголовной ответственности является совершение деяний, предусмотренных ст. 192 УК, в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 169 УК стоимость драгоценных металлов и драгоценных камней должна превышать 1 млн. 500 тыс. руб. В иных случаях наступает административная ответственность.

Субъективная сторона анализируемого деяния характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления – лицо, достигшие возраста 16 лет, обязанное сдать драгоценные металлы и драгоценные камни на аффинаж или обеспечить их приоритетную продажу государству. Как правило, это руководители и иные лица, выполняющие управленческие функции в добывающих организациях, а также физические лица, нашедшие или поднявшие самородки драгоценных металлов и драгоценных камней.

Не будут являться субъектами этого преступления старатели, изъявшие или обратившие в свою пользу добытые драгоценные металлы и драгоценные камни, так как они не являются самостоятельными субъектами добычи (ст. 4 Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»). Их действия подлежат квалификации по статьям УК, предусматривающим ответственность за хищение чужого имущества.