logo
УЧЕБНИК УгПр особенная часть[1]

§ 2. Преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК). Непосредственным объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.

Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Безопасность на воздушном транспорте - состояние (совокупность свойств) воздушного транспорта, позволяющее обеспечивать его устойчивое функционирование, защиту от угроз различного характера, предотвращение возникновения авиационных и чрезвычайных происшествий, минимизировать риск нанесения ущерба жизни и здоровью людей, имуществу и окружающей среде в процессе авиационной деятельности. Обеспечение безопасности на воздушном транспорте - деятельность (система мер), осуществляемая органами государственной власти, авиационными организациями и персоналом, другими юридическими и физическими лицами, направленная на предотвращение авиационных и чрезвычайных происшествий в процессе авиационной деятельности и снижение тяжести их последствий.

Безопасность на водном транспорте обеспечивается соблюдением законодательства в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, охраной человеческой жизни на внутренних водных путях, безопасностью судоходных гидротехнических сооружений, состоянием внутренних водных путей, обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов и т.п.

Дополнительные объекты преступления – здоровье, жизнь человека и право собственности.

Предмет преступления - один из перечисленных в статье видов транспорта: железнодорожный, воздушный или водный (морской и речной).

Железнодорожный транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество, предназначенные для перевозки людей и грузов331. К предмету указанного преступления относиться и метрополитен как вид электрифицированного городского внеуличного (подземного, наземного, надземного) пассажирского транспорта. Таким образом к железнодорожному транспорту относятся локомотивы и вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги, мотор-вагонный подвижной состав, дрезины и т.п.

Воздушный транспорт - вид транспорта, основанный на использовании воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры для удовлетворения потребностей граждан, общества и государства в воздушных перевозках и авиационных работах. Понятие «воздушный транспорт» включает в себя самолеты, вертолеты, дирижабли, дельтапланы, планеры, аэростаты, гидросамолеты и другие летательные аппараты.

Водный транспорт - один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на водных путях. Водный транспорт может быть морским и внутренним водным. Морской транспорт осуществляет перевозки людей и грузов, проводит научно-исследовательские и другие работы на море; внутренних водных - на водных естественных (реки, озера) и искусственных (каналы, водохранилища) путях332. К водному транспорту следует относить пассажирские суда, яхты, катамараны, моторные лодки, надводные корабли, теплоходы, атомоходы, парусные суда, дизель-электроходы, рыболовецкие морские сейнеры, баржы и другие плавучие средства.

Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из трех признаков.

1. Нарушение правил, обеспечивающих безопасное функционирование одного из указанных выше видов транспорта. Рассматриваемое преступление может быть совершено путем как действия, так и бездействия, и выражается в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена либо в отказе лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом.

Диспозиция рассматриваемой нормы бланкетная, отсылающая к специальным правилам, содержащимся в других отраслях права. Все ведомственные акты, где могут содержаться указанные правила, делятся на четыре группы: а) регулирующие безопасность движения транспорта; б) регулирующие безопасность его эксплуатации; в) регулирующих безопасность движения и эксплуатации транспорта; г) регламентирующие порядок допуска лиц к работе333.

В каждом конкретном случае привлечения к уголовной ответственности по ст. 263 УК необходимо устанавливать пункт (или пункты) нарушенных правил, обеспечивающих безопасность функционирования транспорта.

2. Наступление определенных, названных в законе общественно опасных последствий. Такими последствиями в ст. 263 УК названы: в ч. 1 - тяжкий вред здоровью человека и крупный ущерб, в ч. 2 - смерть человека, в ч. 3 - смерть двух или более лиц. Согласно примечанию к ст. 263 УК крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

3. Причинение перечисленных в ст. 263 УК последствий при совершении рассматриваемого преступления должно находиться в причинной связи с нарушением соответствующих правил.

Рассматриваемый состав преступления сконструирован законодателем как материальный. Преступление окончено с момента наступления указанных в ст. 263 УК последствий.

С субъективной стороны нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта возможно только по неосторожности (легкомыслие или небрежность) по отношению к последствиям.

Субъект преступления, предусмотренного ст. 263 УК, специальный: лицо, обязанное в силу выполняемой работы или занимаемой должности соблюдать вышеуказанные правила.

В ч. 2 ст. 263 УК в качестве квалифицирующего признака данного преступления предусматривается причинение по неосторожности смерти человеку. В ч. 3 ст. 263 УК предусматривается повышенная ответственность за вышеуказанное деяние, повлекшее по неосторожности смерть двум или более лицам.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК). Непосредственный объект преступления - безопасность функционирования указанных в законе транспортных средств. В качестве дополнительного объекта выступают жизнь и здоровье человека.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 264 УК, предусматривает:

1. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим одним из перечисленных ранее видов механических транспортных средств.

Нарушение правил безопасности функционирования транспортных средств может совершаться путем как действия, так и бездействия.

Правила дорожного движения установлены в целях обеспечения безопасности управления транспортным средством в процессе его движения, т.е. с момента трогания с места и до полной остановки. Так, нарушением правил безопасности движения являются, например, превышение скорости движения, неправильный обгон, несоблюдение правил проезда железнодорожных переездов, перекрестков.

Правила безопасности эксплуатации транспортных средств - это совокупность мер, обеспечивающих надлежащее техническое состояние транспорта и соблюдение установленных правил его эксплуатации. Их нарушение может, например, выразиться в поездке на технически неисправной транспортном средстве, превышении тоннажа и габаритов перевозимых грузов, в перевозке людей на транспорте, для этого не предназначенном.

Правила безопасности эксплуатации транспортных средств определяются, например, в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090.

При расследовании и рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ст. 264 УК следует указывать в уголовно-процессуальных документах, нарушение каких конкретно пунктов правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК, и в чем конкретно выразилось это нарушение.

2. Наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью (ч.ч. 1 и 2 ст. 264 УК), смерти человека (ч.ч. 3 и 4 ст. 264 УК), смерти двух и более лиц (ч.ч. 5 и 6 ст. 264 УК).

Если из-за нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства по неосторожности был одновременно причинен тяжкий вред здоровью нескольким лицам, виновное лицо несет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 264 УК.

3. Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное ст. 264 УК, может иметь место лишь при условии, что последствия, указанные в этой статье, находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

4. Средством совершения преступления являются автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства, под которыми понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства (примечание к ст. 264 УК).

В силу пункта 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года, к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной, которая может быть в виде как легкомыслия, так и небрежности. При легкомыслии виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При небрежности лицо не предвидит наступление общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть.

Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения" в тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части УК о преступлениях против личности.

Субъект преступления, предусмотренного ст. 264 УК, специальный – лицо, достигшее 16-летнего возраста, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством: лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил; лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства; лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением. (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г.).

Квалифицирующим признаком, предусмотренным ч. 2 ст. 264 УК, является совершение деяния, предусмотренного частью первой настоящей статьи, лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Порядок установления указанного состояния регламентируется постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформление его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством»334.

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека квалифицируется по ч. 4 указанной статьи, а повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц – по ч. 6.

Как справедливо отмечает М. Арзамасцев, использованная в ч.ч. 2, 4 и 6 ст. 264 УК формулировка «деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения» позволяет сделать вывод, что для вменения указанного квалифицирующего признака необходимо установления не только факта управления транспортным средством в состоянии опьянения, но и еще хотя бы одного нарушения правил дорожного движения335.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта необходимо отличать от преступлений против личности, связанных с использованием транспортных средств. Например, согласно п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ».

Как справедливо отмечает Н. Пикуров, критерием отграничения рассматриваемого преступления от смежных составов в таких случаях является характер производимых с помощью транспортного средства работ и вид нарушенных правил. Если транспортное средство использовалось в качестве механизма при хозяйственно-бытовых или производственных работах и при этом нарушены правила безопасности проведения таких работ – квалифицировать содеянное необходимо по ст. 143, 109 или 114 УК336.

Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК). Непосредственный объект преступления - безопасность международного воздушного движения.

Предметом преступления выступают пилотируемые воздушные транспортные средства (как российское, так и иностранное воздушное судно).

С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 271 УК, предполагает нарушение одного или нескольких правил международных полетов.

Согласно Воздушному кодексу РФ международный полет воздушного судна – это полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства337.

Международные полеты подразделяются на: а) регулярные, выполняемые по расписанию и дополнительные к расписанию; б) специальные; в) чартерные (заказные); г) эпизодические (разовые)338.

Диспозиция ст. 271 УК является бланкетной, и для привлечения к ответственности по этой статье необходима ссылка на конкретный пункт правил, регулирующих международные полеты.

Нарушения правил международных полетов могут заключаться в несоблюдении указанных в полетном задании маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета и в иных нарушениях. К иным нарушениям относятся, например, полет другого типа транспортного средства, отсутствие надлежащих опознавательных знаков, пересечение границы с просроченным разрешением, изменение сроков полета, отсутствие системы опознания, неподчинение требованию совершить посадку, сбрасывание на землю грузов и т.п.

Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента нарушения правил международных полетов.

С субъективной стороны деяние может быть совершено только умышленно.

Субъектом данного преступления являются члены экипажа воздушного судна (как российские граждане, так и лица без гражданства и иностранцы), ответственные за соблюдение правил международных полетов.