1.1. Ожидаемый вклад образования в модернизацию России
Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно “социальный заказ” общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии 21 века.
Неотъемлемое условие модернизации общества – освоение людьми новых социальных навыков и ролей, развития культуры социального поведения граждан с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, роста динамики изменений.
Приоритетами образования для модернизации общества должны быть:
(1) Облегчение социализации в рыночной среде через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений.
(2) Противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде; вытеснение асоциального поведения, борьба с беспризорностью.
(3) Обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей, в том числе через развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
(4) Поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образовании должны занять центральное место коммуникативность: информатика, иностранные языки, межкультурное обучение.
(5) Образование должно реализовать ресурс свободы, поле выбора для каждого человека, получающего образование, инвестирующего в себя. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а представлять и сумму частных интересов семей и предприятий.
Возрастает роль образования в модернизации экономики. Располагая первоначально очень ограниченным инвестиционным ресурсом, Россия должна выбрать образовательный сектор в качестве приоритета – одной из “национальных точек роста”. Инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех секторов российской экономики. На потребности экономики, которые заявят себя через 5-15 лет, система образования должна реагировать уже сейчас.
В краткосрочной перспективе (2000-2005 гг.) необходимо сделать Россию привлекательной для инвестиций и обеспечить воспроизводство и развитие инновационного потенциала экономики.
Это потребует:
(1) формирования адекватной современным технологиям кадровой инфраструктуры основных отраслей промышленности и сферы услуг; обновления профессионального образования, повышение его качества и соответствия структуре потребностей рынка труда; опережающего развития начального и среднего профессионального образования , способных в относительно короткий срок обеспечить повышение культуры производства.
(2) обеспечения условий для развития научных школ в фундаментальном и инженерном образовании, в сфере информационных технологий. Приоритетного развития университетской науки и на ее основе – венчурных подразделений и предприятий.
(3) резкого повышения качества профессионального образования в области экономики и управления производством и смежных “активных социальных наук” (права, социологии), в том числе через введение соответствующего содержания в общее образование.
В среднесрочной перспективе (2005-2010 гг.) решающим становится уровень общей образованности населения. Качество человеческого капитала будет одним из самых главных препятствий экономического развития в долгосрочном плане.
Интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют присущую им раньше исключительность. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с базовым уровнем образованности, способным переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Вместе с тем на завершающих этапах обучения необходима более точная адаптация системы профессионального образования к актуальным и перспективным потребностям рынка труда, ориентация на конкретные “меню профессиональных карьер”.
Модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе.
Для решения этой задачи приоритетными ориентирами для образования личности становятся:
способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений.
толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
правовая культура: знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.
Чтобы выполнить эти требования, необходимо обеспечить открытость системы образования разнообразным воздействиям со стороны общества, государства и экономики при сохранении ее внутренней целостности и поддержании высоких академических стандартов. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Необходимо сделать все возможное для ресурсной обеспеченности образовательной сферы. Однако ресурсы должны направляться не на консервацию системы, а на ее эффективное обновление. Консервировать даже то, что когда-то было лучшим в мире – значит, заведомо гарантировать отставание.
Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим развития. Российское общество должно перейти от режима бюджетного содержания своей системы образования к режиму инвестирования в нее.
- Основные направления
- 2. Стратегия реформирования здравоохранения 26
- 3. Политика в сфере культуры 35
- 4. Стратегия реформирования физической культуры и спорта, туризма и санаторно-курортной сферы 38
- 5. Трудовые отношения и занятость населения 42
- 6. Социальная поддержка населения 51
- 7. Пенсионная реформа в российской федерации 55
- 8. Стратегия жилищной политики и развития жилищно-коммунального хозяйства 58
- 9. Социальные аспекты государственной северной политики 68
- 10. Политика в области миграции 71
- II. Модернизация экономики 75
- 1. Создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата 77
- 2. Макроэкономическая политика 103
- 3. Структурная политика 132
- I. Социальная политика
- Цели социальной политики
- 1. Реформирование образования
- 1.1. Ожидаемый вклад образования в модернизацию России
- 1.2. Анализ ситуации
- 1.3. Направления модернизации образования
- 1.4. Ресурсы модернизации
- 1.5. Новые институты системы образования
- 1.6. Направления модернизации образования в 2000-2010 гг.
- 1.7. Система качества и единый экзамен
- 1.8. Начальное и среднее Профессиональное образование
- 1.8.1. Развитие начального профессионального образования
- 1.8.2. Развитие среднего профессионального образования
- 1.9. Высшее профессиональное образование
- 1.10. Дополнительное и послевузовское профессиональное образование.
- 1.11. Развитие педагогических кадров
- 2. Стратегия реформирования здравоохранения
- 2.1. Анализ ситуации
- 2.2. Характеристика основных целей реформирования здравоохранения и путей их реализации
- 2.3. Основные мероприятия по реформированию здравоохранения
- 2.3.1. Развитие механизмов координации деятельности звеньев системы управления здравоохранением
- 2.3.2. Формирование системы медико-социального страхования и развитие механизмов управления деятельностью фондов медико-социального страхования
- 2.3.3. Реформирование системы финансирования здравоохранения и социального страхования
- 2.3.4. Усиление системы надзора и регулирования деятельности страховщиков в системе мсс
- 2.3.5. Реструктуризация сети лечебно-профилактических учреждений
- 2.3.6. Обеспечение хозяйственной самостоятельности и расширение спектра организационно-правовых форм медицинских организаций
- 2.3.7. Усиление государственного регулирования платной медицинской помощи, оказываемой в государственных и муниципальных учреждениях
- 2.3.8. Развитие системы лекарственного обеспечения
- 3. Политика в сфере культуры
- 3.1. Анализ ситуации в сфере культуры
- 3.2. Цели политики в сфере культуры
- 3.3. Направления организационно-экономических преобразований в сфере культуры
- 3.3.1. Обеспечение государственных гарантий доступности учреждений культуры
- 3.3.2. Обеспечение более рационального расходования бюджетных средств и использования находящегося в сфере культуры государственного имущества
- 3.3.3 Создание условий для привлечения в сферу культуры дополнительных ресурсов
- 4. Стратегия реформирования физической культуры и спорта, туризма и санаторно-курортной сферы
- 4.1. Реформирование физической культуры и спорта
- 4.1.1. Анализ ситуации
- 4.1.2. Цели и задачи модернизации физической культуры и спорта.
- 4.1.3. Основные направления реформирования физической культуры и спорта.
- 4.2. Стратегия реформирования санаторно-курортной сферы
- 4.2.1. Анализ ситуации.
- 4.2.2. Цели и направления реформирования санаторно-курортной сферы.
- 5. Трудовые отношения и занятость населения
- 5.1. Анализ ситуации
- 5.2. Цели реформы
- 5.3. Реформирование трудового законодательства
- 5.3.1. Общие положения
- 5.3.2. Коллективные трудовые отношения
- 5.3.3. Трудовой договор
- 5.3.4. Гарантии и компенсации
- 5.3.5. Повышение эффективности защиты трудовых прав граждан
- 5.3.6. Совершенствование досудебных механизмов защиты трудовых прав
- 5.3.7. Поддержка общественных организаций, занимающихся вопросами защиты трудовых прав граждан
- 5.3.8. Информационно-методическая поддержка гражданской самозащиты в сфере труда и занятости
- 5.4. Социальное партнерство
- 5.5. Политика занятости
- 5.6. Пересмотр механизмов регулирования и налогообложения оплаты труда
- 6. Социальная поддержка населения
- 7. Пенсионная реформа в российской федерации
- 7.1. Анализ ситуации
- 7.2. Цели пенсионной реформы
- 7.3. Реформирование системы государственных пенсий по старости, финансируемых на распределительной основе
- 7.4. Внедрение накопительных элементов финансирования пенсий
- 7.5. Реформирование досрочного пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда и работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
- 8. Стратегия жилищной политики и развития жилищно-коммунального хозяйства
- 8.1. Анализ преобразований и основных тенденций, сложившихся в жилищном секторе
- 8.2. Основные цели государственной жилищной политики
- 8.3. Развитие законодательной и нормативной базы, определяющей жилищные права граждан
- 8.4. Реформы в сфере управления жилищным фондом
- 8.5. Развитие коммунальной инфраструктуры жилищного сектора
- 8.6. Жилищное строительство и база стройиндустрии
- 8.7. Земля и недвижимость в жилищной сфере, регулирование землепользования и застройки (градорегулирование)
- 8.8. Финансовые механизмы в жилищной сфере
- 8.9. Развитие инфраструктуры рынка жилья
- 9. Социальные аспекты государственной северной политики
- 9.1. Анализ ситуации
- 9.2. Цели и задачи реформирования государственной северной политики
- 10. Политика в области миграции
- 10.1. Анализ ситуации.
- 10.2. Цели миграционной политики до 2010г.
- 10.3. Основные направления миграционной политики
- 10.3.1. Обеспечение свободы передвижения.
- 10.3.2. Создание благоприятных условий для репатриации и регулирования миграции из стран снг.
- 10.3.3. Помощь беженцам и вынужденным переселенцам.
- 10.3.4. Регулирование иммиграции из дальнего зарубежья
- II. Модернизация экономики
- 1. Создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата
- 1.1. Цели и задачи.
- 1.2. Общие условия хозяйствования
- 1.2.1. Защита прав собственности
- 1.2.1.1. Принципы защиты прав собственности.
- 1.2.1.2. Защита прав акционеров (инвесторов).
- 1.2.1.3. Защита прав кредиторов
- 1.2.1.4. Право собственности на землю
- 1.2.1.5. Защита прав на интеллектуальную собственность
- 1.2.1.6. Право собственности и общественные интересы
- 1.2.1.7. Правоприменение (инфорсмент).
- 1.2.1.8. Этапы реализации
- 1.2.2. Выравнивание условий конкуренции
- 1.2.2.1. Цели конкурентной политики и меры их реализации
- 1.2.2.2. Развитие нормативно-правовой базы
- 1.2.3. Снижение административного регулирования хозяйственной деятельности
- 1.2.4. Улучшение информационного обеспечения бизнеса, реформирование бухгалтерского учета и статистики.
- 1.3. Развитие финансовых рынков и институтов
- 1.3.1. Реформирование банковской системы России.
- 1.3.1.1. Цели и задачи реформирования банковской системы.
- 1.3.1.2. Практические мероприятия
- 1.3.2. Развитие фондового рынка и инвестиционных институтов
- 1.3.2.1. Современное состояние фондового рынка
- 1.3.2.2. Цель и задачи развития фондового рынка
- 1.3.2.3. Практические мероприятия
- 1.3.3. Развитие рынка страховых услуг
- 1.3.3.1. Состояние страхового дела в России.
- 1.3.3.2. Цель и задачи развития национальной системы страхования
- 1.3.3.3. Практические мероприятия по развитию страхового дела в России.
- 1.3.3.4. Первоочередные меры по развитию страхования и этапы их реализации
- 1.3.4 Развитие биржевого товарного рынка
- 2. Макроэкономическая политика
- 2.1. Основные направления бюджетной политики
- 2.1.1. Текущее состояние государственных финансов и адекватность бюджетной политики
- 2.1.2. Стратегические направления бюджетной политики
- 2.1.3 Первоочередные задачи бюджетной политики
- 2.2. Реформирование налоговой системы и таможенной политики.
- 2.2.1. Стратегия налоговой реформы.
- 2.2.2. Налоговое администрирование.
- 2.2.3. Таможенная пошлина.
- 2.3. Реформа межбюджетных отношений
- 2.3.1 Необходимость и цели реформы
- 2.3.2. Стратегия реформы
- 2.3.3. Расходные полномочия
- 2.3.4. Налоговые полномочия
- 2.3.5. Финансовая помощь
- 2.3.6. Управление субнациональными бюджетами
- План действий по реализации реформы межбюджетных отношений
- 2.4. Денежно-кредитная политика.
- 2.4.1. Денежно-кредитная политика и условия ее осуществления.
- 2.4.2. Инструменты денежно-кредитной политики.
- 2.4.3. Развитие денежного рынка
- 2.4.4. Платежная система
- 3. Структурная политика
- 3.1. Основные направления структурной политики
- 3.1.1. Цели и задачи структурной политики
- 3.1.2. Направления развития промышленности
- 3.1.3.Направления развития инфраструктуры и сферы услуг
- 3.2 Управление государственной собственностью
- 3.2.1. Преобразование государственных унитарных предприятий в акционерные общества.
- 3.2.2. Оптимизация участия государства в хозяйственных обществах.
- 3.2.3. Управление государственной недвижимостью.
- 3.2.4. Приватизация государственного имущества.
- 3.3. ИНновационное развитие экономики
- 3.3.1. Основные направления и этапы развития инновационной экономики
- 3.3.2. Практические мероприятия
- 3.3.3. Необходимые изменения в законодательстве
- 3.4. Развитие транспортной и производственной инфраструктуры.
- 3.4.1. Основные цели и задачи развития транспортной инфраструктуры.
- 3.4.2. Развитие системы автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры.
- 3.4.3. Развитие торгового флота и транспортной авиации.
- 3.4.4. Реализация транзитного потенциала России.
- 3.4.5. Развитие инфраструктуры железных дорог и конкурентного сектора железнодорожных перевозок.
- 3.4.6. Развитие услуг связи.
- 3.5. Реформирование естественных монополий
- 3.5.1. Структурные преобразования в естественных монополиях отраслей тэк.
- 3.5.1.1. Структурные преобразования в газовой промышленности.
- 3.5.1.2. Структурные преобразования в электроэнергетике
- 3.5.1.3. Нормативно-правовой базы
- 3.5.2. Структурные преобразования системы железнодорожного транспорта.
- 3.5.2.1. Цели и принципы реформы.
- 3.5.2.2. Необходимые практические мероприятия.
- 3.5.2.2.1. Упорядочение правовой базы функционирования железнодорожного транспорта.
- 3.5.2.2.2. Разделение функций государственного управления и хозяйственной деятельности и создание открытого акционерного общества «Компания «Российские железные дороги» ( Компания «ржд»).
- 3.5.2.2.3. Организационное оформление и выделение перевозочных компаний.
- 3.5.2.2.4. Другие мероприятия.
- 3.5.3 Структурные преобразования в естественных монополиях отрасли связь.
- 3.6. Развитие топливно-энергетического комплекса
- 3.6.1. Тенденции и проблемы развития.
- 3.6.2. Механизмы реализации государственной политики в тэк.
- 3.7. Развитие оборонно-промышленного комплекса
- 3.8. Развитие Аграрно-промышленного Комплекса
- 3.8.1. Цели и задачи агропродовольственной политики
- 3.8.2. Структурная политика в апк
- 3.8.3. Регулирование рынков апк
- 3.8.3.1.Основные принципы регулирования рынков
- 3.8.3.2. Регулирование агропродовольственных рынков
- 3.8.3.3. Регулирование рынка земли в сельском хозяйстве
- 3.8.4. Институциональная политика в апк
- 3.8.5. Кредитно-финансовая и налоговая политика
- 3.8.6. Сельское развитие
- 3.8.7. Научное, консультационное и кадровое обеспечение агропродовольственного сектора
- 3.9. Развитие рынка земли и недвижимости
- 3.9.1. Стратегическая цель и основные направления
- 3.9.2. Реформирование отношений собственности на землю и иную недвижимость
- 3.9.3. Стимулирование эффективного использования, гражданского оборота и создания объектов недвижимости
- 3.9.4. Институциональное обеспечение государственной политики в сфере земли и иной недвижимости.
- 3.10. Государственная внешнеэкономическая политика.
- Ожидаемые результаты