1.3. Направления модернизации образования
Обновление содержания образования, повышение его качества
В содержании образования необходимо решить следующие задачи:
Устранить характерную как для общего, так и для профессионального образования традицию перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний. Все предметы должны быть необходимы для последующих стадий образования и востребоваться в дальнейшей социальной и/или профессиональной деятельности.
Изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения. Поднять роль самостоятельной работы учащихся и студентов.
Восстановить и укрепить связи профессионального образования с практикой и научными исследованиями.
Создать механизмы систематического обновления содержания образования всех уровней.
Ликвидировать отставание от мировой науки в стандартах и качестве преподавания социальных наук, в первую очередь экономики, менеджмента и права. Дать всем выпускникам средней школы и всех ступеней профессионального образования знания и базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию (экономика, право, основы политической системы, менеджмент, социология и т.п.).
Увеличить долю открытого образования в учебных программах всех уровней. К 2005 году обеспечить подключение к глобальной информационной сети Интернет всех учебных заведений системы профессионального образования и не менее 60% общеобразовательных учебных заведений, в том числе, всех детских домов и интернатов. Создать условия для персонального доступа к компьютеру в системе общего образования в объеме не менее 6 часов в неделю в рамках учебного плана и внеурочной деятельности на каждого учащегося. Обеспечить в средней школе необходимую базовую подготовку учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий.
Осуществить переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования всех уровней.
Обеспечить знание на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы.
Обеспечить развитие вариативности и доступности образовательных программ, перейти от вариативности для преподавателя – к вариативности для учащегося. Обеспечить бюджетным финансированием несколько базовых вариантов полного среднего образования.
Определяющее значение имеет равенство доступа к образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения. Актуален переход на систему адресной дифференцированной поддержки учащихся и студентов из низкодоходных семей и отдаленных территорий. Размер помощи должен определяться с учетом различий в экономическом положении регионов. Инструментами адресной социальной поддержки должны стать:
адресное предоставление стипендий в размере, покрывающем стоимость обучения и проживания в размере прожиточного минимума, а также льгот по оплате общежитий в системе профессионального образования учащимся и студентам из низкодоходных семей, сиротам, другим строго определенным категориям учащихся
компенсация проезда в учебные заведения в системе профессионального образования учащимся и студентам из низкодоходных семей, сиротам и другим строго определенным категориям учащихся;
развитие системы предоставляемых или гарантированных государством образовательных кредитов учащимся и студентам из низкодоходных семей.
фонды рабочих мест с неполным рабочим днем, создаваемые местными органами власти и учебными заведениями.
Формирование эффективных механизмов трансляции социального заказа системе образования.
Основная часть потоков в образовании будет основываться на персонификации бюджетного финансирования. Это делает более открытой и эффективной для граждан и семей возможность софинансировать закрепленные за ними бюджетные средства.
Вышеуказанная система должна дополняться целевыми субсидиями (также на персонифицированной основе) со стороны федерального и регионального уровней власти. Такие корректирующие рыночный механизм субсидии реализуют социальные (поддержка учащихся из малодоходных групп населения, поддержка территориальной мобильности) и стратегические (поддержка перспективных направлений подготовки специалистов, формирование платежеспособного спроса по которым отстает) задачи государства.
Рынок в образовании должен формироваться не только на стороне спроса, но и на стороне предложения. Это предполагает свободное (контрактное) ценообразование на образовательные услуги (за исключением той их части, которая непосредственно реализует конституционные гарантии бесплатного образования), ликвидацию существующей сегментации образовательного рынка, дискриминации учебных заведений по критерию их учредителя.
Расширение участия общества в управлении образованием (образовательными организациями) достигается путем создания:
системы Попечительских советов (образовательных организаций, муниципалитетов и т.п.), что призвано усилить внимание, прежде всего, местного сообщества к проблемам развития и нуждам образования, обеспечить приток в образовательные организации дополнительных ресурсов — финансовых, материальных, кадровых, их эффективное использование и общественный контроль за деятельностью администраций;
фондов поддержки образования (образовательных организаций), аккумулирующих средства юридических и физических лиц и направляющих их на решение конкретных проблем данной сферы;
системы поддержки профессиональных сообществ в сфере образования, их привлечение к решению вопросов образовательной тактики и стратегии на федеральном и региональном уровнях;
условий, прежде всего налоговых, для стимулирования различных форм самоорганизации населения и хозяйствующих субъектов в поддержку образования.
Для эффективной модернизации образования необходимо обеспечить три базовых условия:
(1) Повышение заработной платы преподавателей до уровня, привлекающего в образование эффективные кадры;
(2) Финансирование информатизации образования, обеспечивающее модернизацию его методов и технологий, переход к открытому образованию;
(3) Формирование новых институтов системы образования, обеспечивающих максимально полную мобилизацию средств населения и предприятий, эффективное использование этих и бюджетных средств, и на этой основе – высокое качество и возможности широкого выбора образовательных программ и услуг.
Решение этих задач потребует напряжения ресурсов и концентрации усилий всего общества. Особые усилия потребуются от самой системы образования. Общество не может экономить на образовании, но образование обязано эффективно использовать свои ресурсы - как выделенные государством и обществом, так и заработанные на рынке.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Основные направления
- 2. Стратегия реформирования здравоохранения 26
- 3. Политика в сфере культуры 35
- 4. Стратегия реформирования физической культуры и спорта, туризма и санаторно-курортной сферы 38
- 5. Трудовые отношения и занятость населения 42
- 6. Социальная поддержка населения 51
- 7. Пенсионная реформа в российской федерации 55
- 8. Стратегия жилищной политики и развития жилищно-коммунального хозяйства 58
- 9. Социальные аспекты государственной северной политики 68
- 10. Политика в области миграции 71
- II. Модернизация экономики 75
- 1. Создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата 77
- 2. Макроэкономическая политика 103
- 3. Структурная политика 132
- I. Социальная политика
- Цели социальной политики
- 1. Реформирование образования
- 1.1. Ожидаемый вклад образования в модернизацию России
- 1.2. Анализ ситуации
- 1.3. Направления модернизации образования
- 1.4. Ресурсы модернизации
- 1.5. Новые институты системы образования
- 1.6. Направления модернизации образования в 2000-2010 гг.
- 1.7. Система качества и единый экзамен
- 1.8. Начальное и среднее Профессиональное образование
- 1.8.1. Развитие начального профессионального образования
- 1.8.2. Развитие среднего профессионального образования
- 1.9. Высшее профессиональное образование
- 1.10. Дополнительное и послевузовское профессиональное образование.
- 1.11. Развитие педагогических кадров
- 2. Стратегия реформирования здравоохранения
- 2.1. Анализ ситуации
- 2.2. Характеристика основных целей реформирования здравоохранения и путей их реализации
- 2.3. Основные мероприятия по реформированию здравоохранения
- 2.3.1. Развитие механизмов координации деятельности звеньев системы управления здравоохранением
- 2.3.2. Формирование системы медико-социального страхования и развитие механизмов управления деятельностью фондов медико-социального страхования
- 2.3.3. Реформирование системы финансирования здравоохранения и социального страхования
- 2.3.4. Усиление системы надзора и регулирования деятельности страховщиков в системе мсс
- 2.3.5. Реструктуризация сети лечебно-профилактических учреждений
- 2.3.6. Обеспечение хозяйственной самостоятельности и расширение спектра организационно-правовых форм медицинских организаций
- 2.3.7. Усиление государственного регулирования платной медицинской помощи, оказываемой в государственных и муниципальных учреждениях
- 2.3.8. Развитие системы лекарственного обеспечения
- 3. Политика в сфере культуры
- 3.1. Анализ ситуации в сфере культуры
- 3.2. Цели политики в сфере культуры
- 3.3. Направления организационно-экономических преобразований в сфере культуры
- 3.3.1. Обеспечение государственных гарантий доступности учреждений культуры
- 3.3.2. Обеспечение более рационального расходования бюджетных средств и использования находящегося в сфере культуры государственного имущества
- 3.3.3 Создание условий для привлечения в сферу культуры дополнительных ресурсов
- 4. Стратегия реформирования физической культуры и спорта, туризма и санаторно-курортной сферы
- 4.1. Реформирование физической культуры и спорта
- 4.1.1. Анализ ситуации
- 4.1.2. Цели и задачи модернизации физической культуры и спорта.
- 4.1.3. Основные направления реформирования физической культуры и спорта.
- 4.2. Стратегия реформирования санаторно-курортной сферы
- 4.2.1. Анализ ситуации.
- 4.2.2. Цели и направления реформирования санаторно-курортной сферы.
- 5. Трудовые отношения и занятость населения
- 5.1. Анализ ситуации
- 5.2. Цели реформы
- 5.3. Реформирование трудового законодательства
- 5.3.1. Общие положения
- 5.3.2. Коллективные трудовые отношения
- 5.3.3. Трудовой договор
- 5.3.4. Гарантии и компенсации
- 5.3.5. Повышение эффективности защиты трудовых прав граждан
- 5.3.6. Совершенствование досудебных механизмов защиты трудовых прав
- 5.3.7. Поддержка общественных организаций, занимающихся вопросами защиты трудовых прав граждан
- 5.3.8. Информационно-методическая поддержка гражданской самозащиты в сфере труда и занятости
- 5.4. Социальное партнерство
- 5.5. Политика занятости
- 5.6. Пересмотр механизмов регулирования и налогообложения оплаты труда
- 6. Социальная поддержка населения
- 7. Пенсионная реформа в российской федерации
- 7.1. Анализ ситуации
- 7.2. Цели пенсионной реформы
- 7.3. Реформирование системы государственных пенсий по старости, финансируемых на распределительной основе
- 7.4. Внедрение накопительных элементов финансирования пенсий
- 7.5. Реформирование досрочного пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда и работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
- 8. Стратегия жилищной политики и развития жилищно-коммунального хозяйства
- 8.1. Анализ преобразований и основных тенденций, сложившихся в жилищном секторе
- 8.2. Основные цели государственной жилищной политики
- 8.3. Развитие законодательной и нормативной базы, определяющей жилищные права граждан
- 8.4. Реформы в сфере управления жилищным фондом
- 8.5. Развитие коммунальной инфраструктуры жилищного сектора
- 8.6. Жилищное строительство и база стройиндустрии
- 8.7. Земля и недвижимость в жилищной сфере, регулирование землепользования и застройки (градорегулирование)
- 8.8. Финансовые механизмы в жилищной сфере
- 8.9. Развитие инфраструктуры рынка жилья
- 9. Социальные аспекты государственной северной политики
- 9.1. Анализ ситуации
- 9.2. Цели и задачи реформирования государственной северной политики
- 10. Политика в области миграции
- 10.1. Анализ ситуации.
- 10.2. Цели миграционной политики до 2010г.
- 10.3. Основные направления миграционной политики
- 10.3.1. Обеспечение свободы передвижения.
- 10.3.2. Создание благоприятных условий для репатриации и регулирования миграции из стран снг.
- 10.3.3. Помощь беженцам и вынужденным переселенцам.
- 10.3.4. Регулирование иммиграции из дальнего зарубежья
- II. Модернизация экономики
- 1. Создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата
- 1.1. Цели и задачи.
- 1.2. Общие условия хозяйствования
- 1.2.1. Защита прав собственности
- 1.2.1.1. Принципы защиты прав собственности.
- 1.2.1.2. Защита прав акционеров (инвесторов).
- 1.2.1.3. Защита прав кредиторов
- 1.2.1.4. Право собственности на землю
- 1.2.1.5. Защита прав на интеллектуальную собственность
- 1.2.1.6. Право собственности и общественные интересы
- 1.2.1.7. Правоприменение (инфорсмент).
- 1.2.1.8. Этапы реализации
- 1.2.2. Выравнивание условий конкуренции
- 1.2.2.1. Цели конкурентной политики и меры их реализации
- 1.2.2.2. Развитие нормативно-правовой базы
- 1.2.3. Снижение административного регулирования хозяйственной деятельности
- 1.2.4. Улучшение информационного обеспечения бизнеса, реформирование бухгалтерского учета и статистики.
- 1.3. Развитие финансовых рынков и институтов
- 1.3.1. Реформирование банковской системы России.
- 1.3.1.1. Цели и задачи реформирования банковской системы.
- 1.3.1.2. Практические мероприятия
- 1.3.2. Развитие фондового рынка и инвестиционных институтов
- 1.3.2.1. Современное состояние фондового рынка
- 1.3.2.2. Цель и задачи развития фондового рынка
- 1.3.2.3. Практические мероприятия
- 1.3.3. Развитие рынка страховых услуг
- 1.3.3.1. Состояние страхового дела в России.
- 1.3.3.2. Цель и задачи развития национальной системы страхования
- 1.3.3.3. Практические мероприятия по развитию страхового дела в России.
- 1.3.3.4. Первоочередные меры по развитию страхования и этапы их реализации
- 1.3.4 Развитие биржевого товарного рынка
- 2. Макроэкономическая политика
- 2.1. Основные направления бюджетной политики
- 2.1.1. Текущее состояние государственных финансов и адекватность бюджетной политики
- 2.1.2. Стратегические направления бюджетной политики
- 2.1.3 Первоочередные задачи бюджетной политики
- 2.2. Реформирование налоговой системы и таможенной политики.
- 2.2.1. Стратегия налоговой реформы.
- 2.2.2. Налоговое администрирование.
- 2.2.3. Таможенная пошлина.
- 2.3. Реформа межбюджетных отношений
- 2.3.1 Необходимость и цели реформы
- 2.3.2. Стратегия реформы
- 2.3.3. Расходные полномочия
- 2.3.4. Налоговые полномочия
- 2.3.5. Финансовая помощь
- 2.3.6. Управление субнациональными бюджетами
- План действий по реализации реформы межбюджетных отношений
- 2.4. Денежно-кредитная политика.
- 2.4.1. Денежно-кредитная политика и условия ее осуществления.
- 2.4.2. Инструменты денежно-кредитной политики.
- 2.4.3. Развитие денежного рынка
- 2.4.4. Платежная система
- 3. Структурная политика
- 3.1. Основные направления структурной политики
- 3.1.1. Цели и задачи структурной политики
- 3.1.2. Направления развития промышленности
- 3.1.3.Направления развития инфраструктуры и сферы услуг
- 3.2 Управление государственной собственностью
- 3.2.1. Преобразование государственных унитарных предприятий в акционерные общества.
- 3.2.2. Оптимизация участия государства в хозяйственных обществах.
- 3.2.3. Управление государственной недвижимостью.
- 3.2.4. Приватизация государственного имущества.
- 3.3. ИНновационное развитие экономики
- 3.3.1. Основные направления и этапы развития инновационной экономики
- 3.3.2. Практические мероприятия
- 3.3.3. Необходимые изменения в законодательстве
- 3.4. Развитие транспортной и производственной инфраструктуры.
- 3.4.1. Основные цели и задачи развития транспортной инфраструктуры.
- 3.4.2. Развитие системы автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры.
- 3.4.3. Развитие торгового флота и транспортной авиации.
- 3.4.4. Реализация транзитного потенциала России.
- 3.4.5. Развитие инфраструктуры железных дорог и конкурентного сектора железнодорожных перевозок.
- 3.4.6. Развитие услуг связи.
- 3.5. Реформирование естественных монополий
- 3.5.1. Структурные преобразования в естественных монополиях отраслей тэк.
- 3.5.1.1. Структурные преобразования в газовой промышленности.
- 3.5.1.2. Структурные преобразования в электроэнергетике
- 3.5.1.3. Нормативно-правовой базы
- 3.5.2. Структурные преобразования системы железнодорожного транспорта.
- 3.5.2.1. Цели и принципы реформы.
- 3.5.2.2. Необходимые практические мероприятия.
- 3.5.2.2.1. Упорядочение правовой базы функционирования железнодорожного транспорта.
- 3.5.2.2.2. Разделение функций государственного управления и хозяйственной деятельности и создание открытого акционерного общества «Компания «Российские железные дороги» ( Компания «ржд»).
- 3.5.2.2.3. Организационное оформление и выделение перевозочных компаний.
- 3.5.2.2.4. Другие мероприятия.
- 3.5.3 Структурные преобразования в естественных монополиях отрасли связь.
- 3.6. Развитие топливно-энергетического комплекса
- 3.6.1. Тенденции и проблемы развития.
- 3.6.2. Механизмы реализации государственной политики в тэк.
- 3.7. Развитие оборонно-промышленного комплекса
- 3.8. Развитие Аграрно-промышленного Комплекса
- 3.8.1. Цели и задачи агропродовольственной политики
- 3.8.2. Структурная политика в апк
- 3.8.3. Регулирование рынков апк
- 3.8.3.1.Основные принципы регулирования рынков
- 3.8.3.2. Регулирование агропродовольственных рынков
- 3.8.3.3. Регулирование рынка земли в сельском хозяйстве
- 3.8.4. Институциональная политика в апк
- 3.8.5. Кредитно-финансовая и налоговая политика
- 3.8.6. Сельское развитие
- 3.8.7. Научное, консультационное и кадровое обеспечение агропродовольственного сектора
- 3.9. Развитие рынка земли и недвижимости
- 3.9.1. Стратегическая цель и основные направления
- 3.9.2. Реформирование отношений собственности на землю и иную недвижимость
- 3.9.3. Стимулирование эффективного использования, гражданского оборота и создания объектов недвижимости
- 3.9.4. Институциональное обеспечение государственной политики в сфере земли и иной недвижимости.
- 3.10. Государственная внешнеэкономическая политика.
- Ожидаемые результаты