1.4. Ресурсы модернизации
Качественные
рост общественной востребованности образования. Субъекты, востребующие образование, в возрастающей степени представляют частный сектор: семьи и предприятия, наемных работников и предпринимателей. Мотивационная база для частных инвестиций в образование создана; дело - за институциональными и финансовыми механизмами реализации таких инвестиций.
широкая доступность общего образования, относительно массовый характер профессионального образования удерживает нашу страну в составе группы развитых государств.
сохраняется традиция творческой активности педагогов;
в высших учебных заведениях сосредоточен основной научный потенциал целого ряда отраслей. Вузовская наука, опирающаяся на экономические и академические возможности привлечения кадров и материальных активов, находится в наиболее работоспособном состоянии и может быть опорой для инновационного роста.
высокий образовательный уровень населения, богатые традиции российской культуры, которая остается одной из самых “читающих” в мире.
Финансовые
В настоящее время в российскую систему образования государством, обществом и населением направляется почти 300 млрд. руб., или 5% ВВП . Из них 0,75% ВВП составляют потоки, которые направляются в образование в основном населением, но в учебные заведения не попадают.
Расширение бюджетного финансирования образования имеет следующие возможные параметры и ограничения:
(1) в период 2001-2004 гг. в силу ограниченности платежеспособного спроса необходимо обеспечить опережающий рост бюджетного финансирования образования; начиная с 2005 г. предполагается перейти на темпы роста бюджетного финансирования, соответствующие темпам роста ВВП; основная часть дополнительных ресурсов начнет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий. При этом в свою очередь необходимо пойти на значительно более быстрый рост расходов федерального бюджета, обеспечивающего инновационную составляющую системы образования.
(2) развитие системы планирования расходов в рамках модели двухсекторного бюджета: первый сектор - обеспечение нормативов бюджетного финансирования в расчете на 1 учащегося, воспитанника; второй сектор – формирование бюджета развития учебных заведений, играющих ключевую роль в развитии всей системы образования или в исполнении “инновационного заказа” государства, выделение средств на информатизацию и обновление оборудования и рост доли этих средств в консолидированном бюджете образования. Инвестиции государства в учебные заведения будут осуществляться в основном в форме софинансирования отобранных на конкурсной основе проектов. Это поможет мобилизовать внебюджетные средства учебных заведений.
(4) структурный маневр ресурсами внутри системы образования. Реальная хозяйственная самостоятельность образовательных учреждений, переход на нормативное финансирование в расчете на 1 учащегося, воспитанника, реструктурирование сети сельских (малокомплектных).
(4) механизм субсидиарной ответственности вышестоящих бюджетов за исполнение нижестоящими федеральных мандатов, в том числе в области образования, не расчленен по видам ответственности, непрозрачен для контроля и не создает стимулов для нижестоящих бюджетов полностью мобилизовывать средства для исполнения федеральных мандатов. Предполагается в рамках реформы субсидиарной ответственности бюджетов перейти, начиная с 2002 года, на прозрачную систему целевых субвенций на образование дотационным регионам. Эта мера может быть дополнена стимулирующим механизмом формирования таких субвенций, при которой дотационный регион, увеличивающий долю собственных средств на образование и повышающий эффективность их использования, получал бы в течение следующего года увеличенный трансферт. В результате ежегодного повышения федеральных мандатов по финансированию образования и введения стимулирующих целевых субвенций расходы территориальных бюджетов на образование , доля расходов на образование в территориальных в бюджетах существенно возрастет.
Мобилизация частных средствв систему образования наталкивается в настоящее время на серьезные ограничения, обусловленные низкими доходами основной части российских семей. В настоящее время только 25-30% семей потенциально могут принимать участие в финансировании образования своих детей. Доля семей, заинтересованных в инвестировании в образование, растет по мере завершения их детьми общего образования и достигает пика к 10-11 классам средней школы. Средства, направляемые семьями в образование, составляют от 1,1 до 1,5% ВВП. При этом больше половины этих средств расходуется «теневым» образом, обеспечивая поступление на дефицитные направления образования, остающегося формально бесплатным, а также вынужденное «теневое» софинансирование государственных образовательных учреждений.
Предполагается, что по мере роста доходов, доля семей, способных инвестировать в образование, возрастет к 2010 году до 40-45%. При этом основная масса семей будет способна вкладывать в образование лишь очень ограниченные средства, от 3 до 10 тысяч рублей в год. Уловить эти средства и направить их в учебные заведения возможно путем связывания их с персонифицированным государственным финансированием в качестве добровольных и прозрачных дополнений к такому финансированию.
С учетом введения стимулирующих механизмов бюджетного финансирования, налоговых льгот на частные инвестиции в образование (в частности, уменьшение налогооблагаемой базы с учетом затрат на образование) и темпов роста доходов к 2010 году ожидается значительное – в 2-3 раза в реальном выражении - увеличение средств семей, поступающих в образование. Вместе с тем основная часть этого прироста придется на вторую половину десятилетия.
Средства предприятий (ориентировочно 10 млрд.руб. в 2000 году) делятся на два потока. Первый – оплата тех образовательных программ, в которых заинтересованы сами предприятия (в основном короткие программы дополнительного профессионального образования и подготовка персонала в средних и начальных профессиональных учебных заведениях). Второй – спонсорские средства.
Эффективный спрос со стороны предприятий на образовательные услуги может возрасти по мере оживления реального сектора экономики. При относительно сбалансированных темпах роста по отраслям можно ожидать повышения спроса на образование в 4-5 раз в реальном выражении.
Дополнительный эффект будет получен благодаря введению налоговых льгот, по расходам на образование предусмотренных в рамках налоговой реформы.
Дополнительные доходы системы образования складываются из коммерческой необразовательной деятельности (продажи собственной продукции вузами, ПТУ и техникумами, сдачи в аренду помещений учебных заведений и др.). Ожидается снижение доли «пассивных» доходов рентного характера при стабилизации их абсолютного объема, и опережающего роста «активных».
При определении последовательности решения поставленных выше проблем необходимо учитывать резкие демографические изменения. В 2000-2003гг. будет продолжаться рост выпуска учащихся из общеобразовательной школы. В период 2000-2008 гг. произойдет резкое сокращение числа учащихся в общеобразовательной школе ( с 2008 года это затронет и высшие учебные заведения) - с 21 млн в 1999 году до 14 млн в 2008 году. Это означает, что структурная и содержательная реформа общего образования должна быть в основном завершена до 2009 года.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Основные направления
- 2. Стратегия реформирования здравоохранения 26
- 3. Политика в сфере культуры 35
- 4. Стратегия реформирования физической культуры и спорта, туризма и санаторно-курортной сферы 38
- 5. Трудовые отношения и занятость населения 42
- 6. Социальная поддержка населения 51
- 7. Пенсионная реформа в российской федерации 55
- 8. Стратегия жилищной политики и развития жилищно-коммунального хозяйства 58
- 9. Социальные аспекты государственной северной политики 68
- 10. Политика в области миграции 71
- II. Модернизация экономики 75
- 1. Создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата 77
- 2. Макроэкономическая политика 103
- 3. Структурная политика 132
- I. Социальная политика
- Цели социальной политики
- 1. Реформирование образования
- 1.1. Ожидаемый вклад образования в модернизацию России
- 1.2. Анализ ситуации
- 1.3. Направления модернизации образования
- 1.4. Ресурсы модернизации
- 1.5. Новые институты системы образования
- 1.6. Направления модернизации образования в 2000-2010 гг.
- 1.7. Система качества и единый экзамен
- 1.8. Начальное и среднее Профессиональное образование
- 1.8.1. Развитие начального профессионального образования
- 1.8.2. Развитие среднего профессионального образования
- 1.9. Высшее профессиональное образование
- 1.10. Дополнительное и послевузовское профессиональное образование.
- 1.11. Развитие педагогических кадров
- 2. Стратегия реформирования здравоохранения
- 2.1. Анализ ситуации
- 2.2. Характеристика основных целей реформирования здравоохранения и путей их реализации
- 2.3. Основные мероприятия по реформированию здравоохранения
- 2.3.1. Развитие механизмов координации деятельности звеньев системы управления здравоохранением
- 2.3.2. Формирование системы медико-социального страхования и развитие механизмов управления деятельностью фондов медико-социального страхования
- 2.3.3. Реформирование системы финансирования здравоохранения и социального страхования
- 2.3.4. Усиление системы надзора и регулирования деятельности страховщиков в системе мсс
- 2.3.5. Реструктуризация сети лечебно-профилактических учреждений
- 2.3.6. Обеспечение хозяйственной самостоятельности и расширение спектра организационно-правовых форм медицинских организаций
- 2.3.7. Усиление государственного регулирования платной медицинской помощи, оказываемой в государственных и муниципальных учреждениях
- 2.3.8. Развитие системы лекарственного обеспечения
- 3. Политика в сфере культуры
- 3.1. Анализ ситуации в сфере культуры
- 3.2. Цели политики в сфере культуры
- 3.3. Направления организационно-экономических преобразований в сфере культуры
- 3.3.1. Обеспечение государственных гарантий доступности учреждений культуры
- 3.3.2. Обеспечение более рационального расходования бюджетных средств и использования находящегося в сфере культуры государственного имущества
- 3.3.3 Создание условий для привлечения в сферу культуры дополнительных ресурсов
- 4. Стратегия реформирования физической культуры и спорта, туризма и санаторно-курортной сферы
- 4.1. Реформирование физической культуры и спорта
- 4.1.1. Анализ ситуации
- 4.1.2. Цели и задачи модернизации физической культуры и спорта.
- 4.1.3. Основные направления реформирования физической культуры и спорта.
- 4.2. Стратегия реформирования санаторно-курортной сферы
- 4.2.1. Анализ ситуации.
- 4.2.2. Цели и направления реформирования санаторно-курортной сферы.
- 5. Трудовые отношения и занятость населения
- 5.1. Анализ ситуации
- 5.2. Цели реформы
- 5.3. Реформирование трудового законодательства
- 5.3.1. Общие положения
- 5.3.2. Коллективные трудовые отношения
- 5.3.3. Трудовой договор
- 5.3.4. Гарантии и компенсации
- 5.3.5. Повышение эффективности защиты трудовых прав граждан
- 5.3.6. Совершенствование досудебных механизмов защиты трудовых прав
- 5.3.7. Поддержка общественных организаций, занимающихся вопросами защиты трудовых прав граждан
- 5.3.8. Информационно-методическая поддержка гражданской самозащиты в сфере труда и занятости
- 5.4. Социальное партнерство
- 5.5. Политика занятости
- 5.6. Пересмотр механизмов регулирования и налогообложения оплаты труда
- 6. Социальная поддержка населения
- 7. Пенсионная реформа в российской федерации
- 7.1. Анализ ситуации
- 7.2. Цели пенсионной реформы
- 7.3. Реформирование системы государственных пенсий по старости, финансируемых на распределительной основе
- 7.4. Внедрение накопительных элементов финансирования пенсий
- 7.5. Реформирование досрочного пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда и работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
- 8. Стратегия жилищной политики и развития жилищно-коммунального хозяйства
- 8.1. Анализ преобразований и основных тенденций, сложившихся в жилищном секторе
- 8.2. Основные цели государственной жилищной политики
- 8.3. Развитие законодательной и нормативной базы, определяющей жилищные права граждан
- 8.4. Реформы в сфере управления жилищным фондом
- 8.5. Развитие коммунальной инфраструктуры жилищного сектора
- 8.6. Жилищное строительство и база стройиндустрии
- 8.7. Земля и недвижимость в жилищной сфере, регулирование землепользования и застройки (градорегулирование)
- 8.8. Финансовые механизмы в жилищной сфере
- 8.9. Развитие инфраструктуры рынка жилья
- 9. Социальные аспекты государственной северной политики
- 9.1. Анализ ситуации
- 9.2. Цели и задачи реформирования государственной северной политики
- 10. Политика в области миграции
- 10.1. Анализ ситуации.
- 10.2. Цели миграционной политики до 2010г.
- 10.3. Основные направления миграционной политики
- 10.3.1. Обеспечение свободы передвижения.
- 10.3.2. Создание благоприятных условий для репатриации и регулирования миграции из стран снг.
- 10.3.3. Помощь беженцам и вынужденным переселенцам.
- 10.3.4. Регулирование иммиграции из дальнего зарубежья
- II. Модернизация экономики
- 1. Создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата
- 1.1. Цели и задачи.
- 1.2. Общие условия хозяйствования
- 1.2.1. Защита прав собственности
- 1.2.1.1. Принципы защиты прав собственности.
- 1.2.1.2. Защита прав акционеров (инвесторов).
- 1.2.1.3. Защита прав кредиторов
- 1.2.1.4. Право собственности на землю
- 1.2.1.5. Защита прав на интеллектуальную собственность
- 1.2.1.6. Право собственности и общественные интересы
- 1.2.1.7. Правоприменение (инфорсмент).
- 1.2.1.8. Этапы реализации
- 1.2.2. Выравнивание условий конкуренции
- 1.2.2.1. Цели конкурентной политики и меры их реализации
- 1.2.2.2. Развитие нормативно-правовой базы
- 1.2.3. Снижение административного регулирования хозяйственной деятельности
- 1.2.4. Улучшение информационного обеспечения бизнеса, реформирование бухгалтерского учета и статистики.
- 1.3. Развитие финансовых рынков и институтов
- 1.3.1. Реформирование банковской системы России.
- 1.3.1.1. Цели и задачи реформирования банковской системы.
- 1.3.1.2. Практические мероприятия
- 1.3.2. Развитие фондового рынка и инвестиционных институтов
- 1.3.2.1. Современное состояние фондового рынка
- 1.3.2.2. Цель и задачи развития фондового рынка
- 1.3.2.3. Практические мероприятия
- 1.3.3. Развитие рынка страховых услуг
- 1.3.3.1. Состояние страхового дела в России.
- 1.3.3.2. Цель и задачи развития национальной системы страхования
- 1.3.3.3. Практические мероприятия по развитию страхового дела в России.
- 1.3.3.4. Первоочередные меры по развитию страхования и этапы их реализации
- 1.3.4 Развитие биржевого товарного рынка
- 2. Макроэкономическая политика
- 2.1. Основные направления бюджетной политики
- 2.1.1. Текущее состояние государственных финансов и адекватность бюджетной политики
- 2.1.2. Стратегические направления бюджетной политики
- 2.1.3 Первоочередные задачи бюджетной политики
- 2.2. Реформирование налоговой системы и таможенной политики.
- 2.2.1. Стратегия налоговой реформы.
- 2.2.2. Налоговое администрирование.
- 2.2.3. Таможенная пошлина.
- 2.3. Реформа межбюджетных отношений
- 2.3.1 Необходимость и цели реформы
- 2.3.2. Стратегия реформы
- 2.3.3. Расходные полномочия
- 2.3.4. Налоговые полномочия
- 2.3.5. Финансовая помощь
- 2.3.6. Управление субнациональными бюджетами
- План действий по реализации реформы межбюджетных отношений
- 2.4. Денежно-кредитная политика.
- 2.4.1. Денежно-кредитная политика и условия ее осуществления.
- 2.4.2. Инструменты денежно-кредитной политики.
- 2.4.3. Развитие денежного рынка
- 2.4.4. Платежная система
- 3. Структурная политика
- 3.1. Основные направления структурной политики
- 3.1.1. Цели и задачи структурной политики
- 3.1.2. Направления развития промышленности
- 3.1.3.Направления развития инфраструктуры и сферы услуг
- 3.2 Управление государственной собственностью
- 3.2.1. Преобразование государственных унитарных предприятий в акционерные общества.
- 3.2.2. Оптимизация участия государства в хозяйственных обществах.
- 3.2.3. Управление государственной недвижимостью.
- 3.2.4. Приватизация государственного имущества.
- 3.3. ИНновационное развитие экономики
- 3.3.1. Основные направления и этапы развития инновационной экономики
- 3.3.2. Практические мероприятия
- 3.3.3. Необходимые изменения в законодательстве
- 3.4. Развитие транспортной и производственной инфраструктуры.
- 3.4.1. Основные цели и задачи развития транспортной инфраструктуры.
- 3.4.2. Развитие системы автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры.
- 3.4.3. Развитие торгового флота и транспортной авиации.
- 3.4.4. Реализация транзитного потенциала России.
- 3.4.5. Развитие инфраструктуры железных дорог и конкурентного сектора железнодорожных перевозок.
- 3.4.6. Развитие услуг связи.
- 3.5. Реформирование естественных монополий
- 3.5.1. Структурные преобразования в естественных монополиях отраслей тэк.
- 3.5.1.1. Структурные преобразования в газовой промышленности.
- 3.5.1.2. Структурные преобразования в электроэнергетике
- 3.5.1.3. Нормативно-правовой базы
- 3.5.2. Структурные преобразования системы железнодорожного транспорта.
- 3.5.2.1. Цели и принципы реформы.
- 3.5.2.2. Необходимые практические мероприятия.
- 3.5.2.2.1. Упорядочение правовой базы функционирования железнодорожного транспорта.
- 3.5.2.2.2. Разделение функций государственного управления и хозяйственной деятельности и создание открытого акционерного общества «Компания «Российские железные дороги» ( Компания «ржд»).
- 3.5.2.2.3. Организационное оформление и выделение перевозочных компаний.
- 3.5.2.2.4. Другие мероприятия.
- 3.5.3 Структурные преобразования в естественных монополиях отрасли связь.
- 3.6. Развитие топливно-энергетического комплекса
- 3.6.1. Тенденции и проблемы развития.
- 3.6.2. Механизмы реализации государственной политики в тэк.
- 3.7. Развитие оборонно-промышленного комплекса
- 3.8. Развитие Аграрно-промышленного Комплекса
- 3.8.1. Цели и задачи агропродовольственной политики
- 3.8.2. Структурная политика в апк
- 3.8.3. Регулирование рынков апк
- 3.8.3.1.Основные принципы регулирования рынков
- 3.8.3.2. Регулирование агропродовольственных рынков
- 3.8.3.3. Регулирование рынка земли в сельском хозяйстве
- 3.8.4. Институциональная политика в апк
- 3.8.5. Кредитно-финансовая и налоговая политика
- 3.8.6. Сельское развитие
- 3.8.7. Научное, консультационное и кадровое обеспечение агропродовольственного сектора
- 3.9. Развитие рынка земли и недвижимости
- 3.9.1. Стратегическая цель и основные направления
- 3.9.2. Реформирование отношений собственности на землю и иную недвижимость
- 3.9.3. Стимулирование эффективного использования, гражданского оборота и создания объектов недвижимости
- 3.9.4. Институциональное обеспечение государственной политики в сфере земли и иной недвижимости.
- 3.10. Государственная внешнеэкономическая политика.
- Ожидаемые результаты