logo search
Криминология_Иншаков С

Факторы пьянства и алкоголизма*

Истоки употребления алкогольных напитков уходят в глубокую древ­ность. Использование алкоголя является элементом культуры практически всех народов мира. При этом характер его употребления в разных культурах имеет много существенных различий.

* См.: Алкоголизм // Большая медицинская энциклопедия. Т. 1. С. 741.

В древности отношение к алкоголю имело в значительной мере мистичес­кий, обрядовый характер. Община употребляла его всего несколько раз в году ~ правда, употребляли его практически все от мала до велика. Основной исто­рической тенденцией алкоголизации является дифференциация (некоторым социальным группам запрещается употреблять спиртное, а некоторые сами от­казываются от него) и постоянство (в любое время) употребления спиртного. Непрерывно растет и количество потребляемого спиртного. К числу главных факторов этой неблагоприятной тенденции многие исследователи относят ур­банизацию и индустриализацию.

В России до XVII в. употребление спиртного ограничивалось. Например, согласно указу Ивана III простому народу разрешалось варить хмель только четыре раза в год. И лишь после введения Борисом Годуновым государствен­ной монополии на торговлю спиртным пьянство стало поощряться государ­ством. Одной из причин этого поощрения, наряду с экономической выгодой, было то, что расширение масштабов употребления спиртного снижало уро­вень социальной напряженности, предотвращало социальные возмущения, снижало способность народа адекватно реагировать на факты социальной не­справедливости.

Среди факторов алкоголизации выделяют две группы:

- психологические;

- социальные.

К психологическим факторам относят совокупность мотивов, по которым различные лица прибегают к алкоголю:

"- переутомление и перенапряжение, требующие разрядки;

- конфликты в семье и на работе;

- психические травмы и стрессы;

- эмоциональная и духовная пустота, неудовлетворенность жизнью;

- робость и страх.

Алкоголь обладает так называемым релаксирующим действием - упо­требление его на некоторое время снимает напряжение, устраняет неприят­ное чувство дискомфорта или тревоги. В то же время одним из основных мо­тивов употребления спиртного является пьянство по подражанию, без какой-либо серьезной причины.

К числу социальных факторов алкоголизации относятся:

1. Идеологический и духовный вакуум.

2. Пороки государственной политики в области регулирования производ­ства, сбыта и потребления спиртного:

- невысокие цены на крепкие спиртные напитки низкого качества;

- интенсивная реклама спиртного и отсутствие антиалкогольной рекламы, распространение ложных сведений о полезности употребления спиртного;

- расфасовка крепких спиртных напитков в банки, пластмассовые стака­ны и другие упаковки, провоцирующие его употребление на улице.

3. Пороки государственной политики в области обеспечения здорового образа жизни:

- недостаточно внимания уделяется развитию физкультуры и спорта (го­сударственные структуры, которые должны курировать эту сферу, преврати­лись в крупнейших торговцев спиртным и табачными изделиями, стадионы превращены в рынки);

- неразвитость сферы досуга;

- отсутствие пропаганды здорового образа жизни.

4. Недостатки медицинской профилактики пьянства и алкоголизма.

5. Безработица, утрата многими членами общества профессиональных перспектив, социальное отчаяние.

6. Низкий уровень (либо полное отсутствие) антиалкогольного воспита­ния в школе.

7. Разрушение системы правового воспитания и правовой пропаганды.

8. Антиалкогольная пропаганда не инициируется и не обеспечивается госу­дарством. Средства массовой информации, литература, кинематограф в этой работе практически не участвуют.

9. Недостатки правового регулирования продажи и потребления спиртно­го, отсутствие правовых запретов на продажу спиртных напитков детям.

10. Особенности национальной культуры:

а) негативные традиции:

- завершать употреблением спиртного рабочий день, заключение сделки, «обмывать» покупку;

- употреблять спиртное при встрече знакомых и друзей;

- рассматривать спиртное как основной элемент общения между людьми в праздник;

- рассматривать совместное распитие спиртного как форму проявления взаимного уважения (отказ - как оскорбление);

б) один из клинических признаков развивающегося алкоголизма (способ­ность выпить большое количество спиртного) в нашем общественном созна­нии оценивается как личное достоинство человека;

в) отказ от употребления спиртного рассматривается как социальное от­клонение, а человек, не употребляющий алкоголь, может стать изгоем в кол­лективе;

г) употребление спиртного нередко является условием успешного реше­ния служебных и коммерческих вопросов, доверительных отношений между начальником и подчиненным, а также продвижения по служебной лестнице.