logo
Криминология_Иншаков С

Зарубежный опыт профилактики наркомании

Мировой опыт свидетельствует, что существуют два основных способа сни­жения потребления наркотиков в обществе. Первый - изменение социально­го статуса потенциальных и реальных наркоманов путем улучшения условий их жизни, в результате чего последние могут перестать потреблять наркотики. Этот способ практикуется в большинстве европейских стран. Второй - это уве­личение числа трудностей, с которыми придется столкнуться человеку, начав­шему принимать наркотики (ограничение возможностей устроиться на работу, наличие постоянной угрозы направления на принудительное лечение в специ­альные лечебные учреждения и т.п.). Последний вариант характерен для анти­наркотической политики США.

Среди мер противодействия наркомафии во многих европейских государ­ствах практикуют своеобразный метод от противного: наркотические вещест­ва, не относящиеся к сильнодействующим, делают вполне доступными.

Например, в Голландии так называемый «опиумный закон» запрещает хранение и употребление героина, кокаина, ЛСД, гашишного масла и амфетомина, но разрешает употребление и хранение с целью употребления произ­водные конопли. Полиция Голландии не предпринимает никаких мер по изъятию наркотических средств, хранимых для личного пользования, не под­вергает аресту за перепродажу менее 30 г продуктов переработки конопли. Небольшие порции наркотиков из конопли можно беспрепятственно приоб­рести в молодежных центрах. В то же время при обнаружении сильнодейст­вующих наркотиков полиция без промедления принимает жесткие меры. Аналогичная политика по отношению к наркоманам стала проводиться и в Дании.*

* См.: Between probation and legalization: Dutch experiment in drug policy. Amsterdam, 1994.

Принятие такого рода мер, по мнению их разработчиков, позволяет ре­шить сразу две глобальных проблемы: существенно подрывается экономическая основа деятельности мафиозных структур, а кроме того, предотвращает­ся социальная изоляция наркоманов.

В профилактике наркотизма много внимания уделяется установлению кон­тактов с наркоманами, оказанию им специальной помощи. В этих целях созда­ются реабилитационные центры, где наркоманам оказывается медицинская, психологическая, педагогическая помощь, оказывается содействие в приобре­тении профессии и трудоустройстве. Немаловажную роль в предупреждении возникновения склонности к наркотикам играет круглосуточная служба психо­логической помощи, работники которой по телефону или при личном общении помогают молодым людям выйти из тупиковых ситуаций, избавиться от стрес­сов и найти способы нейтрализации тех или иных проблем, не прибегая к по­пытке заслониться от реальности с помощью наркотиков.

Воспитательная работа среди молодежи, в которой активно участвуют ли­ца, избавившиеся от наркотической зависимости, а также инфицированные вирусами СПИДа, также оказывает сдерживающее воздействие.

Весьма интересным представляется анализ проектов антинаркотического законодательства в Италии. В качестве вариантов глобальной стратегии об­суждались четыре варианта, которые содержат весь спектр мирового опыта в данной области:

- вариант первый заключался в легализации всех наркотических средств и обеспечении их свободной доступности;

- второй предусматривал свободное обращение наркотических веществ, изготавливаемых на основе канабиса (продажу их в табачных киосках), и контролируемое обращение кокаина и героина (распространение по меди­цинским рецептам);

- третий вариант предусматривал, что героин в общедоступных медицин­ских учреждениях должен находиться под жестким медицинским контролем;

- четвертый проект предусматривал недоступность всех видов наркотиков.

В этих проектах сконцентрированы практически все возможные вариан­ты стратегии профилактики наркотизма.

В работе по профилактике наркомании в США главный акцент сделан на пресечение активности распространителей наркотиков. Ставка в борьбе с ни­ми делается на репрессивный метод. Конгресс США принял законы, предус­матривающие смертную казнь для торговцев наркотическими веществами. Оп­ределенные меры принимаются и для пресечения производства наркотиков в различных регионах мира. Среди этих мер и боевые операции (так, например, войска США вторглись в независимое государство Панаму и арестовали пре­зидента этой страны по подозрению в связи с наркомафией). Правительствам развивающихся стран выделяются специальные кредиты для создания рабочих мест в местностях, где традиционно местное население занято выращиванием наркосодержащих растений.

Одной из причин американского консерватизма в подходах к борьбе с распространением наркомании является неоднозначность последствий опро­бованной в ряде европейских стран декриминализации употребления и хра­нения наркотиков. Например, в Италии в 1975 году употребление всех видов наркотиков (от марихуаны до кокаина) было декриминализировано, и это вызвало резкий рост числа наркоманов и смертей от передозирования. Испа­ния легализировала личное потребление любых наркотических веществ в 1983 году. При этом с 1982 по 1984 год общее количество конфискованного кокаина утроилось.* Однако и второй способ небезупречен. Исследования показали, что полицейскими мерами можно изъять примерно 10% находя­щихся в обороте наркотиков.** Это ничтожно мало. Несмотря на то, что коли­чество арестов наркоманов с 1982 по 1990 год возросло на 171%, распростра­ненность наркомании продолжает расти.***

* См.: О решении проблемы потребления наркотиков в Великобритании // Борьба с пре­ступностью за рубежом. 1996. № 2. С. 4.

** См.: dark С. Drug Problem // Police Journal. 1995. № 1. P. 17.

*** См.: Drugs and Justice // Crime and Delinquency. 1993. V. 39. № 2.P. 217.

Первые шаги в изменении подходов к профилактике наркомании в США можно наблюдать уже сейчас. Полицейские, например, начали читать лек­ции школьникам о вреде наркотиков. В эту деятельность активно стала вклю­чаться общественность. Причем здоровые силы общества не ограничиваются пропагандой. Значительный антикриминальный эффект дало гражданское патрулирование в местах распространения наркотиков. Вооруженные видео­камерами граждане, вопреки отрицательным прогнозам скептиков, вытесни­ли наркоторговцев с улиц большинства американских городов.

Государство оказывает помощь наркоманам, желающим излечиться от па­губного пристрастия. Для тех, кто отказывается лечиться добровольно, пре­дусмотрено принудительное направление в специальные реабилитационные центры и психиатрические лечебные заведения. К наркоманам принимаются и такие меры воздействия, как наложение штрафов, изъятие водительских удостоверений, исключение из школы, опубликование имен наркоманов в местных газетах.*

* См.: Kleinman M., Smith К. State and Local Drug Enforcement: In Serch of a Strategy // Drugs and Crime. Chicago, 1990.P. 69-108.

Эти меры дали определенные положительные результаты. Если в 1974 году 23% подростков в возрасте от 12 до 17 лет употребляли марихуану, то в 1992 го­ду эта цифра снизилась до 10,6%. Количество подростков, употребляющих ко­каин, также снизилось за этот период с 3,6% до 1,7%. В отношении героина -также уменьшение с 1% до 0,2% (героин очень дорогой наркотик, поэтому его употребление не всем по карману). Среди молодежи в возрасте от 15 до 18 лет также произошло снижение доли лиц, употребляющих марихуану (с 52% в 1974 г. до 48% в 1992 г.) и героин (соответственно 4,5% и 1,3%). Доля употреб­ляющих кокаин в этой группе достигла своего пика в 1985 году - 25%, и к 1992 году снизилась до 15,8%. Среди взрослых (старше 26 лет) доля наркома­нов продолжает расти, и достаточно интенсивно. Число курильщиков марихуаны возросло с 9,9% в 1974 году до 33% в 1992 г., доля употребляющих кокаин также увеличилась с 0,9% до 11,4%, героина - с 0,5% до 0,9%.*

* См.: Drug Use, by Type of Drug and Age Croup: 1974 to 1992 // Statistical Abstract of the United States. (The National Data Book). 114th Edition. Washington, 1994. P. 141.

Администрация Клинтона в 1993 году разработала план борьбы со злоупо­треблением наркотическими веществами. Этот план представлял собой мно­гоаспектную стратегию борьбы с наркоэпидемией. План предусматривает увеличение полицейских патрулей на улицах городов и усиление наказания всех преступников, замешанных в наркобизнесе, а также дальнейшее разви­тие системы медицинского лечения наркоманов, в том числе и попавших в тюрьму. Особое внимание уделяется борьбе с контрабандным провозом нар­котиков из стран Центральной Америки и Карибского бассейна. Согласно этому плану общая сумма расходов на борьбу с наркоманией составляет 140 млрд долларов ежегодно.*

* См.: Новый план борьбы с наркоманией в США // Борьба с преступностью за рубежом. 1995. № 1.С. 11.