logo
Криминология_Иншаков С

§4. Экстремизм Понятие и типология экстремизма

Экстремизм - приверженность к крайним взглядам и радикальным мерам решения тех или иных проблем (от лат. extremus - крайний).

В плане криминологического анализа можно выделить два вида экстре­мизма:

1) рациональный;

2) иррациональный.

1. Деяния рациональных экстремистов подлежат логическому объясне­нию. К видам рационального экстремизма относятся:

- политический;

- идеологический;

- националистический;

- религиозный;

- экологический.

Политический экстремизм может найти свое выражение в террористиче­ских актах, революционной борьбе, гражданской или мировой войне.

С политическим экстремизмом тесно связан идеологический экстремизм, в отдельных случаях два этих типа совмещаются. Разновидностью данного ти­па является криминальный экстремизм, который проявляется в отчаянном от­стаивании представителями преступного мира криминальной идеологии и криминального образа жизни. Криминальный экстремизм нередко проявляет себя как ответная реакция преступного мира на ужесточение борьбы с пре­ступностью. Одним из главных факторов криминального экстремизма являет­ся профессиональная преступность с ее атрибутами: криминальной субкуль­турой и криминальной средой.

Крайние формы национализма проявляются в погромах, мятежах, гено­циде, развязывании мировых войн. В основе национализма, как правило, ле­жат представления об исключительности определенной нации (например, германский национал-социализм, сионизм) или об ущербности какой-то на­ции (антисемитизм). В отдельных случаях национализм оказывается реакци­ей на подавление национального самосознания и национальное унижение. Более масштабным вариантом национализма является расизм, в 70-х гг. быв­ший острейшей проблемой в США. Сегодня расистские движения становят­ся популярными и в России (так называемое движение бритоголовых и т.п.) - беспричинные избиения африканцев, китайцев, вьетнамцев подчас оказы­ваются проявлением данного вида экстремизма.

Религиозный экстремизм может проявиться как в организации террорис­тических акций, так и в развязывании агрессивной войны. Одним из направ­лений религиозного экстремизма является тоталитарное сектантство, которое в отдельных случаях ничем не отличается от рабства или организованной пре­ступности, маскирующейся с помощью религиозной фразеологии (например, японская секта Аум Сенрике, имевшая филиалы в России, готовила проведе­ние массовых акций устрашения применением оружия массового поражения, несколько таких акций им удалось провести в метро японской столицы). Пси­хические заболевания лиц, вступивших в эти секты, оказываются, с одной стороны, следствием религиозного психического насилия, а с другой - фак­тором экстремистских акций.

К религиозному экстремизму тесно примыкает антирелигиозный экстре­мизм (крайности сходятся) - сатанизм. Трагедией России можно считать об­ретающее популярность сатанинское движение и развитие сатанинской церк­ви. В завуалированной форме (а иногда и открыто) его рекламируют средства массовой информации. Ведьмы и колдуны постепенно монополизируют ры­нок медицинских услуг и социальную сферу (решают проблемы семьи и бра­ка, обеспечивают успех бизнеса и т.п.). Рост ритуальных убийств - одно из печальных следствий популярности сатанизма. Жестокость и цинизм корыст­ных и насильственных преступников нередко имеют сатанинские корни.

Экологический экстремизм - достаточно «перспективное» направление экстремизма, набирающее силу в развитых странах мира. Он проявляется в различных действиях; От «безобидного» повреждения одежды из натуральной кожи, до разгрома исследовательских центров, где проводят эксперименты над животными и физического устранения тех, кто причиняет вред экологии. Причиной экологического экстремизма является безразличие государства и общества к экологическим проблемам, живучесть антиэкологических тради­ций, безразличие людей к проблемам защиты природы. Любовь к природе и отчаяние толкают защитников окружающей среды к радикальным акциям.