logo
Криминология_Иншаков С

§2. Факторы преступности

Фактор - обстоятельство, обусловливающее какое-либо явление. Связь между ними такова, что изменение фактора влечет изменение явления. Применительно к преступности можно выделить две группы факторов:

1. Криминогенные - обусловливающие рост преступности и ухудшающие ее структуру либо препятствующие улучшению ее характеристик.

2. Антикриминогенные (позитивные) - способствующие стабилизации или снижению уровня преступности, улучшению ее структуры, характера (например, уменьшение доли тяжких преступлений, снижение уровня отри­цательных последствий) либо препятствующие ухудшению ее характеристик.

Анализ механизма преступного поведения позволяет выявить основные факторы преступности. Для этого необходимо провести обобщение: от осо­бенного к общему.

Почему большинство людей не совершают преступлений? Что удержива­ет их от этого драматичного шага?

Исследования показывают, что к числу сдерживающих элементов соци­ального контроля относятся:

- совесть;

- возможность уголовного наказания;

- общественное осуждение;

- стереотипы правомерного поведения;

- отсутствие условий для совершения преступления.

Эти сдерживающие элементы оказываются препятствиями на пути удов­летворения потребностей незаконными способами. Наличие хотя бы одного из этих препятствий предотвращает совершение преступления. Соответст­венно, отсутствие этих препятствий оказывается криминогенным.

Если попытаться установить, почему отсутствие указанных сдерживаю­щих элементов социального контроля носит достаточно распространенный характер в той или иной стране, то можно вскрыть факторы преступности в этой стране.

К числу наиболее распространенных факторов, которые можно в той или иной степени наблюдать в любой стране, можно отнести следующие:

1) социальная дезорганизация, дисгармония:

- социальная несправедливость;

- социальное неравенство;

- общественная разобщенность;

- межрелигиозные противоречия;

- межнациональные противоречия;

2) недостатки системы воспитания (семейного, религиозного, школьного, общественного);

3) низкая эффективность позитивного информационного и идеологичес­кого воздействия;

4) дефекты функционирования системы правоохранительных и пенитен­циарных органов.