logo
Криминология_Иншаков С

§3. Структура личности преступника

Все многообразие личностных качеств в целях облегчения изучения и анализа делят на определенные группы, совокупность которых принято на­зывать структурой личности. Различные ученые выделяют различные группы указанных качеств,* а соответственно и структуры личности различны. Мы остановимся на наиболее простой и общепризнанной классификации лично­стных свойств, согласно которой все качества личности можно разделить на три группы:

- социально-психологические;

- психофизические;

- социально-демографические.

К социально-психологическим характеристикам личности относятся:

- убеждения;

- знания, взгляды, интересы, социальные ориентации;

- умения,навыки;

- привычки, стереотипы поведения, установки.

* Например, К.К. Платонов, структурируя личность, выделяет подструктуры: направленно­сти, опыта и т.д. (см.: Платонов К. К. Указ. соч. С. 138).

Психофизиологические качества личности включают тип темперамента, способности, особенности мышления.

Психофизиологические особенности личности имеют важнейшее значе­ние для решения вопроса о вменяемости. В отдельных случаях они оказыва­ются решающими при определении профессиональной пригодности челове­ка. А это, в свою очередь, весьма важно знать при разрешении уголовных дел о неосторожных преступлениях.

Однако наибольшее криминологическое значение имеет анализ социаль­но-психологических качеств личности. Если мы знаем, что человек хочет, к чему он привык и что он может, то мы знаем практически все самое главное о нем, мы знаем то, что позволяет достаточно объективно ответить на вопрос, что за человек перед нами. И именно убеждения являются той главной харак­теристикой, которую можно назвать стержнем человеческой личности. Неда­ром некоторые авторы совокупность убеждений называют направленностью личности. Ведь именно от того, в чем человек убежден, зависит направление его деятельности, круг его желаний и приемлемых способов их удовлетворе­ния. Если человек убежден в недопустимости безнравственных поступков, если у него сформирован тот комплекс убеждений в необходимости уважи­тельного отношения к другим людям, их мнению, в необходимости не позво­лять себе того, что непозволительно другим, который обычно называют сове­стливостью, то можно быть уверенным в чистоте помыслов такого человека.

Убеждения обычно формируют привычки, привычный образ жизни. Привычки, стереотипы поведения можно считать проекциями убеждений на неосознаваемом уровне: вначале человек сознательно выбирает ту или иную линию поведения, а затем эта линия становится привычной*. Но привычки нельзя считать чем-то второстепенным. Однажды сформировавшись, они на­чинают играть самостоятельную весьма значительную роль в мотивации по­ведения, оказывают сильное воздействие на убеждения: препятствуют их из­менениям, внесению новаций во взгляды. В то же время иногда привычки формируются не на основе убеждения, а на основе принуждения (например, в условиях лишения свободы, когда человек не в силах изменить среду, он вынужден к ней приспосабливаться вначале на уровне рефлексивном, а затем и убеждения подстраиваются под сформировавшиеся привычки). В этих слу­чаях привычки могут инициировать формирование новых убеждений.

*Мы имеем в виду наиболее социально значимые привычки. В отдельных случаях привыч­ки формируются неосознанно, почти спонтанно (например, привычка ходить определен­ной дорогой, хотя и в данном случае в основе привычки лежит определенная убежден­ность в том, что данный путь имеет преимущества - короче, удобнее).

Основой формирования убеждений являются взгляды, знания. Вначале человек узнает что-либо, он строит поведение в соответствии со своими зна­ниями и в зависимости от того, приносит или не приносит определенное по­ведение ему удовлетворение, он приходит к убеждению в правильности сво­их познаний. В первом случае знания превращаются в убеждения, во втором они теряют способность мотивировать поведение. Таким образом, убеждение можно считать знанием, которое приобрело мотивирующую силу, знанием, в правильности которого человек убежден.

Убеждение способно породить общую устремленность человека. Но ка­ким будет реальное поведение, во многом зависит от его умений. Человек мо­жет быть убежден в недопустимости нарушений закона, в том, что нельзя поднимать руку на другого человека, но неумение владеть собой может в конфликтной ситуации привести его к насильственному преступлению (на­пример, в ответ на оскорбление). Поэтому так велика в мотивации поведения роль умений.

Роль убеждений, взглядов, умений, привычек в мотивации преступного поведения можно назвать главенствующей, поскольку именно они нейтрали­зуют культурные барьеры, которые общество с помощью воспитания, права и различных организационных мер формирует у человека.

Если мы задумаемся, почему большинство людей не совершает преступ­лений, то можем прийти к выводу, что от преступлений их удерживает либо совесть, либо страх уголовного наказания или общественного осуждения. Именно эти барьеры на пути формирования преступного поведения могут нейтрализовать криминогенные убеждения, привычки или компенсировать отсутствие антикриминогенных умений.

На этой основе все криминогенные качества человека можно разделить на четыре группы:

1) криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воздействие совести;

2) криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воздействие уголовного наказания;

3) криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воздействие общественного осуждения;

4) отсутствие умений, необходимых для реализации сдерживающего вли­яния трех указанных факторов.

Убеждения, относящиеся к первой группе криминогенных качеств, мож­но, в свою очередь, подразделить на:

- убеждения, обусловливающие отсутствие совестливости (например, уверенность, что «мне можно то, чего нельзя другим»);

- убеждения, являющиеся основой механизма психологической защиты (например, убеждение, что все люди допускают несправедливые поступки, и связанный с этим жизненный принцип: «я не хуже других»);

- убеждения, обусловливающие правовой нигилизм (например, уверен­ность, что законы не выражают интересов большинства людей).

Убеждения, относящиеся ко второй группе криминогенных качеств, так­же можно подразделить на группы:

- убеждения, являющиеся основой чувства безнаказанности (например, уверенность, что определенным способом можно так совершить преступле­ние, что раскрыть его будет невозможно);

- убеждения, составляющие сущность правового инфантилизма (напри­мер, уверенность, что за совершаемое преступление предусмотрено весьма мягкое наказание: штраф и т.п.);

- убеждения, обусловливающие безразличное отношение к уголовному наказанию (уверенность, что в колонии можно неплохо жить, или надежда на скорый побег оттуда).

К числу криминогенных качеств, нейтрализующих сдерживающее воз­действие общественного осуждения, можно отнести уверенность, что никто не осудит за совершаемое преступление, и безразличное отношение к такому осуждению.

Для реализации сдерживающего влияния совести, страха уголовного осуждения и общественного порицания необходимы следующие умения:

- умение предвидеть отдаленные последствия своих поступков;

- умение противостоять отрицательному влиянию других лиц;

Отсутствие этих умений формирует определенную криминогенность лич­ности.

К социально-демографическим характеристикам личности относятся:

- пол;

- возраст;

- образование;

- социальное положение, род занятий;

- семейное положение;

- материальное положение, место жительства, жилищно-бытовые условия;

- судимость и др.

Изучение социально-демографических характеристик личности имеет особую ценность в связи с тем, что по ним можно судить об иных качествах личности. Например, по образованию можно сделать вывод о наличии у че­ловека тех или иных знаний. По факту, работал ли человек до призыва на во­енную службу (и кем), - каково его отношение к труду. Наличие судимости дает повод предполагать, что у человека есть криминогенные качества.