logo
Криминология_Иншаков С

Конфликт культур.

Одной из особенностей мировой культурной среды является ее многооб­разие. В различных частях света стихийно формировались различные культуры. И даже в рамках одной общины могли сформироваться различные потребностные и поведенческие стандарты, которые подчас оказываются в со­стоянии конфликта.

В основе конфликта культур лежат особенности психической деятельно­сти людей:

- человек с трудом меняет привычки и традиции (а иногда он вообще не способен на это);

- то, что человеку непонятно, то, что трудно воспринимается, чаще все­го оценивается им отрицательно (Л.Н. Гумилев называет этот феномен «принципом отрицания права на несходство»).

Одной из первых попыток проанализировать данный феномен была вы­шедшая в 1938 году работа Торстона Селлина «Конфликт культур и преступ­ность».* Т. Селлин рассмотрел в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различных сообществ. Основой его гипоте­зы стали результаты чикагских исследователей, установивших повышенный уровень преступности в кварталах некоренных американцев (негров, пуэрториканцев, итальянцев). Т. Селлин своей теорией конфликта культур попы­тался объяснить этот феномен. Однако его теория оказалась более значимой и позволила объяснить не только преступность эмигрантов, но и раскрыла криминогенность противоречий между различными социальными группами. По существу, Т. Селлин трансформировал марксистскую теорию классовых противоречий, устранив ее наиболее острые и революционные аспекты, не­сколько уменьшив ее масштаб, что позволило применять ее не только к ана­лизу противостояния двух частей общества, но и к противоречиям более мел­ких социальных формирований.

* См.: Sellin Т. Culture Conflict and Crime. N.Y., 1938.

Сущность конфликта культур заключается в том, что различные воззре­ния на жизнь, привычки, стереотипы мышления и поведения, различные ценности затрудняют взаимопонимание людей, затрудняют сочувствие и со­переживание, могут вызывать озлобление в отношении представителей иных культур. В отдельных случаях правовые и моральные нормы, господствую­щие в обществе, могут оцениваться как выгодные лишь определенным соци­альным группам, поэтому их отрицание не вступает в противоречие с поня­тиями о нравственности, распространенными на других этажах общества.

Американский социолог А. Коэн в 1955 году разработал концепцию суб­культур.* А. Коэн еще более уменьшил масштаб социальных групп и рассмо­трел особенности культурных ценностей криминальных объединений (банд, сообществ, группировок). В этих микрогруппах могут формироваться свои миникультуры (взгляды, привычки, умения, стереотипы поведения, нормы общения, права и обязанности, меры наказания нарушителей норм, вырабо­танных такой микрогруппой) - этот феномен получил название субкульту­ры. Как правило, криминальная субкультура находится в противоречии с господствующими в обществе ценностями. Попадая в преступную группу, восприняв ее субкультуру, человек как бы освобождается от иных социаль­ных запретов, более того, их нарушение нередко бывает одной из норм кри­минальной субкультуры.

* См.: Cohen A. Delinqent Boys, The Culture of the Gang Glencoe. N.Y., 1955.

Практические выводы из теории конфликта культур заключались в необ­ходимости контролировать процессы эмиграции, принятия мер по сближе­нию культур различных социальных слоев и групп, устранение элементов, вызывающих их противоречия. Эта теория показывает, насколько глубоки корни преступности. Изменение культуры - процесс достаточно длитель­ный, поэтому и процесс воздействия на преступность не может носить моментный характер. Коррекция криминогенных качеств правонарушителей подчас невозможна без разрушения криминальной субкультуры, которая, по­добно стенам средневекового замка, защищает криминальное сознание от воспитательных воздействий общества. Ряд криминологов провели ориги­нальное исследование субкультуры заключенных методом включенного наблюдения. Ученые жили в тюрьмах вместе с заключенными. Их наблюде­ния и личный опыт показали, насколько сильное парализующее воздействие, с точки зрения перевоспитания осужденных преступников, оказывает суще­ствование особой субкультуры заключенных.*

* См.: Mathiesen Т. The Defences of the Weak. L., 1965.

В основе конфликта культур могут быть как сущностные противоречия, так и формальные (или даже мнимые). Сущностными являются противоре­чия при подавлении одной культурой другой, при навязывании носителям одной культуры иного образа жизни. Наиболее ярким проявлением такой культурной экспансии были захватнические войны, когда побежденных за­ставляли отказаться от родной культуры. По мере развития цивилизации фе­номен культурной экспансии приобретает все более утонченный и изощрен­ный характер. Культурная экспансия может осуществляться замаскированно. В 90-х годах мы стали очевидцами двух негативных явлений в культурной среде России: 1) экспансии худших вариантов западной культуры; 2) завоевания все новых и новых позиций криминальной культурой. Второй про­цесс имеет специфическую природу - он результат внутрикультурных проти­воречий.