Несоответствие фундаментальных принципов развития преступности и правоохранительной системы
Сила криминального феномена определяется различием в характере и источниках эволюции преступности и государственных структур, осуществляющих разрушающее воздействие на нее. В процессе криминальной эволюции наиболее жизнеспособны криминальные структуры, ведущие беспощадную борьбу с противниками.
Механизмы эволюции государственной службы значительно сложнее. Более жизнеспособен в этой сфере не тот, кто ведет бескомпромиссную борьбу, не тот, кто верен своей системе, но тот, кто отказывается от этой борьбы. Взяточник имеет больше шансов выжить и преуспеть, нежели поборник чести. Как заметил американский криминолог В. Рейсман: «Общей чертой социальных систем является неразрывный симбиоз контролирующих и контролируемых».* В продвижении по служебной лестнице тот имеет больше шансов, кто готов на компромиссы, не щепетилен в выборе средств (обычно эти лица не обременены ни совестью, ни интеллектом). Поэтому человеку бескомпромиссному, с чистыми помыслами, высокими нравственными идеалами и светлой головой достаточно трудно занять высокое место в антикриминальных структурах (а ведь лишь такое лицо может быть достойным противником мафистских «крестных отцов»). Так что в этой сфере мы наблюдаем тенденцию, диаметрально противоположную той, в соответствии с которой идет эволюция криминального мира: наиболее сильными и живучими оказываются те, кто отказывается вести бескомпромиссную борьбу с противником.
* См.: Рейсман В.М. Скрытая ложь. Взятки: «крестовые походы» и реформы. М., 1988. С. 46.
Укрепление государственных структур происходит не благодаря внутренней логике их развития, а вопреки ей. Источник этого укрепления находится не внутри системы (как это имеет место в криминальных структурах), а за ее пределами. Обычно таким источником оказывается государственный лидер. Появление такого лидера возможно лишь при осознании общественностью необходимости бескомпромиссной борьбы с криминальным миром.
Лидер, который берется укрепить антикриминальную систему, всегда рискует стать жертвой самой этой системы. Примером такой драматической развязки может служить печальная судьба братьев Джона и Роберта Кеннеди, которые бросили вызов организованной преступности. Напротив, руководивший в то время ФБР Д. Гувер, длительное время отказывавшийся признать очевидный факт (наличие организованной преступности в США), благополучно дожил до старости и пользуется репутацией ревностного борца с преступностью.
Сильный политический лидер может инициировать процессы социального оздоровления даже в крайне неблагоприятных условиях (в каких, например, оказалась практически полностью попавшая под власть криминалитета Колумбия). Пример Колумбии весьма показателен и поучителен - имеет смысл проанализировать колумбийскую ситуацию более детально. В 70-х годах колумбийские мафисты физически устранили всех должностных лиц в государственном аппарате, которые воспротивились подкупу и пытались вести бескомпромиссную борьбу с наркобаронами. Немало представителей прессы, пытавшихся объективно освещать процессы криминализации страны, пало от рук мафистких убийц. Колумбия стала достаточно безопасным местом для развертывания деятельности кокаиновых картелей. Однако полностью уничтожить в народе тягу к справедливости невозможно, даже больное общество имеет немало здоровых сил. Обычно проблема заключается лишь в их объединении. В умении сплотить здоровые силы и сконцентрировать их для решительного удара заключается настоящее политическое искусство. В Колумбии бойцам справедливости удалось сплотиться, всколыхнуть общественное мнение и на волне антимафистских и патриотических настроений обеспечить избрание на пост президента не пораженного бациллами мафии, решительного и энергичного лидера. Без поддержки президента оздоровить Колумбию было бы невозможно. Только президент мог создать мощную систему органов противодействия организованной преступности в тотально коррумпированном колумбийском государстве. Колумбия была похожа на безнадежного больного, но приход к власти представителя здоровых слоев общества позволил переструктурировать национальные силы, изменить приоритеты внутренней и внешней политики, развить здоровое национальное ядро, приостановить процесс деградации нации, пресечь разворовывание богатств страны и направить их на решение насущных государственных проблем. Турбай повел настоящую войну с наркомафией (использовались вооруженные силы, боевые отряды спецслужб, авиация и войска ПВО). Мафия ответила отчаянным сопротивлением, мафисты использовали современные средства ведения боевых действий, в том числе и авиацию. Немало военнослужащих и полицейских погибло в этой войне, жертвами мафистского террора пали неподкупные судьи, журналисты и даже высшие должностные лица государства. Война затянулась на многие годы. В ходе боевых действий были и успехи, и неудачи. На смену Турбаю пришли новые президенты. Не все из них были столь же решительны. Например, президент Бентакур пытался найти компромисс с мафистами. В 1985 году по его указанию генеральный прокурор Колумбии Гомес встретился в Панаме с лидером колумбийской наркомафии Эскобаром (Эскобар пользовался покровительством панамского диктатора Норьеги). Об этом стало известно ЦРУ США, переговорный процесс предали огласке, и Бентакур был вынужден отказаться от сотрудничества с мафией. Пришедший к власти в 1986 году призидент Барко вновь оказался перед необходимостью проведения чистки правоохранительной системы, после чего удалось разгромить одно из крупнейших в Колумбии объединений наркомафии - Медельинский картель. К сожалению, колумбийская мафия практически не пострадала от этого, сказалась системность в преступной деятельности мафистов. Южноколумбийский картель Кали взял под свой контроль производство кокаина в Медельине, захватил принадлежавшие медельинцам каналы поставки наркотиков за рубеж - и уровень преступного промысла практически не уменьшился.
Президент Гавириа постарался учесть эту способность мафии к самовозрождению и стал готовить уничтожение всей мафистской системы в стране 7 августа 1990 года, сразу после избрания он начал формировать мощную систему государственного противодействия мафии. Были созданы специальные группы, включавшие представителей спецслужб м армейские подразделения. Надо отметить, что к этому времени в Колумбии был накоплен немалый опыт противостояния с сообществом наркобаронов, президент н его единомышленники постарались учесть этот опыт в максимальной степени. Была проведена значительная предварительная работа, Направленная на кадровое, правовое, материальное, информационное» организационное и боевое обеспечение войны с организованной преступностью, которая планировалась как акция системного разрушающего воздействий на колумбийскую мафию. Через несколько месяцев Гавириа начал войну. Она включала целую серию войсковых и специальных операций. Одновременно Президент развернул мощную антимафистскую пропагандистскую кампанию и изменил приоритеты внешней политики (в войне с мафией он сделал ставку на национальные силы, а не на международную помощь). В предельном напряжении сил колумбийское общество выиграло это сражение. Победа далась нелегко и стоила жизни многим из тех, кто решился на противоборство с криминальным спрутом. В этой борьбе погиб даже руководивший боевыми операциями министр юстиции. 200 судей были убиты в результате террористических актов.* Но бескомпромиссная и самоотверженная борьба здоровых сил общества против мафии завершилась успехом: в 1991 году глава колумбийской организованной преступности Эскобар и семнадцать руководителей кокаиновых картелей сдались властям и были заключены в тюрьму. Пример Колумбии показал всему миру, что даже смертельно больное общество потенциально сильнее мафии (а ведь сообщество колумбийских наркобаронов - одно из самых сильных в мире). Политическая воля руководства и поддержка народа - залог успеха, стремление нации к самоочищению - вот главная тенденция, которую в соответствий с законом Ферри можно противопоставить процессу тотальной криминализации общества по мафистекому типу. Интересно, что разгул мафии по времени совпал с периодом, когда Колумбия шла в форва-тере американской политики. США не только осуществляли координации борьбы с организованной преступностью, но и узурпировали суверенное право государства на правосудие: колумбийских преступников выдавали США, где их судили американские судьи и где они отбывали наказание. Га-вириа провел переоценку национальных приоритетов и Прекратил практику вмешательства США во внутренние дела Колумбии. Через год, несмотря на прекращение американской помощи, мафия была практически разрушена, а «крестные отцы» оказались за решеткой. При этом, как выяснилось, глава криминальной конфедерации Эскобар располагал такими значительными материальными средствами (15 миллиардов долларов), что их было достаточно для покрытия всех внешних долгов Колумбии.** К сожалению, в Колумбии не удалось создать механизма, препятствующего восстановлению мафии, проникновению ее из-за рубежа и возрождению местного кокаинового спрута. Оказалось, что удержать победу труднее, чем ее одержать: систему адекватных социальных и экономических мер колумбийское общество создать не смогло.
* См.: Никифоров A.G. Гангстеризм в США: сущность и эволюция. М., 1991. С. 134.
См.: О соблюдении Колумбией договора о выдаче уголовных преступников и дельцов наркомафии США // Борьба е преступностью за рубежом. 1993. № 2. С. 19-24.
Помимо этой глобальной закономерности противостояния общества и преступности можно выделить ряд мер нейтрализации механизмов, которые позволили мафии стать сильным антигосударственным транснациональным явлением.
Основные направления нейтрализации защитных механизмов организованной преступности:
1. Сила мафии в ее организованности, наличии криминальной стратегии, специализации преступников. Успех в противодействии ей невозможен без государственной стратегии, сконструированной в соответствии с принципом упреждения. В США эта стратегия была сформулирована в 60-х годах и на ее основе была разработана соответствующая федеральная программа. Эта стратегия неоднократно пересматривалась в 70-х и 80-х годах (в основном, в направлении расширения масштабов и интенсивности борьбы с преступной конфедерацией, включая и зарубежные мафиозные кланы). В 1992 году президент США Д. Буш своим указом утвердил «Национальную стратегию контроля наркотиков», в которой особый акцент был сделан на принцип системности в разрушении международной сети организованной преступности. В соответствии с этой стратегией правоохранительные органы нацеливались на раскрытие маршрутов контрабанды, определение их самых уязвимых мест, установление главарей наркомафии, систем связи, источников финансирования и мест хранения денежных средств и затем — на разрушение всей этой системы путем одновременного удара.* Идея сетевого контроля организованной преступности с последующим арестом руководителей и членов всех 24 семей итало-американской мафии возникла в США еще в начале 70-х годов. Однако при сохранении демократического правосудия осуществить ее было весьма затруднительно. В 1970 году в США был принят «Закон о контроле организованной преступности», который несколько упрощал процедуру привлечения к уголовной ответственности членов преступного синдиката. Но требования к доказанности факта преступной деятельности оставались достаточно жесткими. Отказ же от системы правосудия, гарантирующей максимум объективности, мог обернуться для общества последствиями более драматичными, чем развитие мафии. Даже после создания солидной правовой, кадровой и материальной базы разрушить организованную преступность методом сетевых арестов не удалось. В период с 1981 по 1985 год в отношении «крестных отцов» 17 из 24 семей итало-американской мафии были вынесены приговоры о лишении свободы.** В то же время уровень криминала не снизился, поскольку начались опасные процессы укрупнения мафистских организаций. На американской криминальной сцене появились представители еврейской, японской, китайской, вьетнамской, латиноамериканской и, наконец, «красной» мафии (из выходцев бывшего СССР).*** Тем не менее метод сетевого контроля (выявления всех лиц, причастных к организованной преступности) с перспективой одновременного разрушающего удара по всей криминальной сети остается весьма популярным во многих странах. В Канаде, например, создан специальный банк информации, где собираются сведения о всех гражданах, в отношении которых имеются данные о причастности к организованной преступности, терроризму, торговле наркотиками.****
* См.: Борьба администрации США с наркоманией // Борьба с преступностью за рубежом 1993. №6. С. 15.
** См.: Mafiain USA // Christian Science Monitor. 1986.December, 18.P. 1.
*** См.: Израильская мафия в США // Проблемы преступности в капиталистических странах. 1980. №2. С. 8-10.
**** См.: Защита персональных данных в Канада // Борьба с преступностью за рубежом. 1993. №5. С. 15.
2. Первые же столкновения с криминальными кланами показали: чтобы победить мафию, необходимо переиграть ее интеллектуально. В США были созданы аналитические структуры, которые на основе постоянного отслеживания и изучения преступной деятельности стали прогнозировать перспективы ее развития, выявлять наиболее уязвимые стороны организованной преступности. По инициативе Р. Рейгана была создана Национальная комиссия по изучению деятельности организованных групп преступников и выработке рекомендаций по национальной стратегии борьбы с организованной преступностью.
3. Серьезное внимание стало уделяться развитию антикриминальной идеологии и соответствующей контрпропаганды.
4. Преступной специализации и криминальному мастерству в борьбе с мафией было противопоставлено мастерство специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью. Для этих подразделений требовались храбрецы, их оказалось немало в Америке. Еще в 60-х годах, в условиях, когда коррумпированная полиция штатов практически устранилась от борьбы с организованной преступностью, очень хорошо зарекомендовали себя специализированные ударные силы федеральной полиции. Эти группы, численностью в двадцать человек и более, включали представителей различных федеральных ведомств. Создание таких объединений решало сразу несколько задач: они были своеобразными островками твердой почвы в зыбком болоте коррумпированных правоохранительных органов. Их разноведомственный состав (помимо полицейских, туда входили представители отделения информации службы внутренних доходов, таможенного управления, федерального бюро по борьбе с распространением наркотиков, секретной службы министерства труда, отделения министерства финансов по налоговому обложению и даже почтовые инспекторы) оказался оптимальной формой взаимодействия этих ведомств и интеграции в едином центре имевшей значение для борьбы с преступниками информации различных госструктур. Ударные силы направлялись в Детройт, Чикаго и другие города, оказавшиеся во власти организованной преступности. За два года они арестовали больше лидеров криминального мира, чем полиция штатов и ФБР за 12 лет.* В 1967 году было создано 12 таких групп, в 1980 г. - еще 26. В борьбу с организованной преступностью активно включились агенты ФБР. Это ведомство обладало огромными информационными и техническими возможностями. В 1979 году в ФБР было собрано 6 млн досье на преступников и лиц, оказавшихся в сфере внимания агентов, бюро располагало дактилокартами 172 млн человек. 7 797 следственносыскных агентов занимались оперативной разработкой преступных групп в различных штатах.** Агенты ФБР располагали великолепной подслушивающей аппаратурой, которая позволяла им получать немало ценной информации, однако до принятия соответствующего законодательства использовать эти материалы как доказательства обвинения в суде было нельзя. Сотрудники ФБР, работая на грани возможного, провели немало разоблачений криминальных боссов и коррумпированных чиновников, но и потери в их рядах были велики: за период с 1974 по 1980 годы ФБР потеряло 800 агентов.***
* См.: Кларк Р. Преступность в США. М., 1975. С. 100-104.
** См.: 1979 Annual Report of the Attorney General of the United States. Washington, 1980. P. 32.
*** См.: Президент Рейган о состоянии борьбы с организованной преступностью в США // Проблемы борьбы с преступностью в капиталистических странах. 1986. С. 4.
5. Постепенно стали блокироваться социальные сферы, которые в соответствии с научными прогнозами могли оказаться наиболее перспективным полем деятельности организованных преступных групп. Например, наибольший ущерб Нью-Йоркской мафии был нанесен не облавами и перестрелками, а созданием государственной строительной компании, которая существенно потеснила контролировавшийся мафией строительный бизнес крупнейшего города США. Под контролем Нью-йоркской мафии находились все сделки, заключавшиеся частными строительными компаниями на сумму от 500 тыс. до 100 млн долларов.* После создания государственной строительной компании все муниципальные заказы стали поступать ей, возможности торговать подрядами у мафии значительно уменьшились.
* См.: Mafla In USA // Christian Science Monitor. 1985.December, 18.P. 1.
Шаг за шагом мафисты вытеснялись из определенных областей жизни американского общества. К числу приоритетных зон очищения от организованной преступности в США были отнесены вооруженные силы, где активно действовала наркомафия и группировки по хищению оружия. Хищения оружия с воинских складов существенно укрепили боевую мощь организованной преступности. В эти годы торговля армейским оружием стала одним из наиболее доходных видов криминального бизнеса. «Крестные отцы» стали всерьез подумывать о возможности захвата атомного оружия, и такие попытки имели место в США. Аналогичные процессы проходили и в других странах. В 1980 году преступники в Италии захватили две ракетные установки. В конце 70-х годов произошел всплеск ядерного терроризма: возросло число нападений на склады и базы ядерного оружия, в ноябре 1979 года преступники предприняли попытку захватить атомную электростанцию в Швейцарии.
Реальностью стало изготовление преступниками кустарной атомной бомбы. Мир ужаснулся, когда эксперты пришли к выводу, что при наличии исходных материалов (U-235 или Ри-239) группа из 5-6 человек за полгода может изготовить примитивную атомную бомбу.* Призрак криминального варианта Хиросимы стал угрожать человечеству.
* См.: Проблемы «ядерного» терроризма в капиталистических странах // Проблемы преступности в капиталистических странах. 1981. №8. С. 3-в.
Отвергнутые американским обществом ветераны Вьетнама, в совершенстве овладевшие искусством убивать, стали резервной армией организованной преступности. США оказались перед угрозой криминализации армии, которая, в свою очередь, грозила тотальной криминализацией общества. Этот процесс ставил под сомнение не только безопасность, но и государственность США, и для его пресечения была выделена огромная часть национальных ресурсов (лучшие кадры в плане интеллекта и организаторских способностей, весьма значительные финансовые средства). Антикриминальные меры дали положительный результат, и вооруженные силы превратились в зону, закрытую для мафии. Более того, армия стала играть одну из главных ролей в процессе разрушающего воздействия на организованную преступность.
6. Для того чтобы нейтрализовать основной прием защиты мафистской элиты - дистанцирование «крестных отцов» от исполнения преступлений, в практике борьбы с организованной преступностью применялись различные методы. Первоначально спецслужбы пользовались традиционными приемами - проникновение в ряды мафии агентов и вербовка осведомителей из числа ущемленных в чем-то мафистов, что позволяло получать свидетельские показания и против боссов. Этот прием использовали в США в 1963 году при разоблачении лидеров «Коза Ностра». В 80-х годах в Палермо (на родине мафии) было осуждено 305 мафистов, включая главарей преступного мира (основным свидетелем обвинения был некто Бушетта, возмущенный жестокостью своих собратьев по преступному миру, убивших почти всех его близких родственников). Итальянское законодательство предусматривает ряд гарантий безопасности и материального благополучия для раскаявшихся мафистов, выступивших на судебном процессе в качестве свидетелей обвинения главарей и членов преступных кланов. К числу таких гарантий относятся: право раскаявшихся преступников и членов их семей на пластическую операцию, на эмиграцию, на материальное обеспечение в период миграции. Некоторые члены мафии получали от государства больше привилегий и материальных благ, нежели от преступной деятельности. Арестованные мафисты оказались перед выбором: молчать и до конца жизни сидеть за решеткой или нарушить обет молчания и начать новую жизнь. Результаты не замедлили сказаться. 1 200 мафистов стали давать показания против своих сообщников. В результате многолетнего процесса против итальянской мафии в тюрьмах оказалось 20 тыс. дельцов преступного мира и коррумпированных чиновников (причем итальянское правосудие одержало одну из самых внушительных побед - за сотрудничество с мафией был арестован бьщший премьер-министр Джулио Андреотти).*
* См.: Шакиров М., Гнатенко Е. «Коза нострой» руководит выскочка с внешностью бухгалтера // Литературная газета. 1995. 17 января.
7. Одним из основных способов сбора данных о преступлениях лидеров преступного мира является постоянное отслеживание различных сторон их деятельности (и криминальной практики, и частной жизни). Это позволяет выявить уязвимые места в их поведении. Оказалось, что мафисты такие же люди, как все (напомню что еще в 1947 году американские исследователи И. Валерстайн и К. Вайл установили, что преступления совершают практически все взрослые люди). Иногда и с «крестными отцами» случаются оплошности» и они делают неверные шаги: время от времени совершают самые заурядные преступления (убийства, нападения, хранение наркотиков, пользуются оружием без соответствующего разрешения и уклоняются от уплаты налогов). Именно за неуплату налогов был арестован и осужден к 10 годам лишения свободы известный лидер преступного мира Америки Альфонс Каноне. По аналогичному обвинению был арестован в 1993 году один из лидеров высшей мафии Японии - Канэмару.* Арест за незаконное хранение огнестрельного оружия - также одно из главных оснований лишения свободы деятелей японского криминального сообщества «Бориокудан». Спецслужбы США такой возможности практически лишены.
* См.: Натаров В. Канэмару - «серый кардинал» правящей партии // Литературная газета. 1996. № 14.
Первый крупный шаг в направлении тотального контроля был сделан в США принятием в 1968 году комплексного закона «О контроле над преступностью и безопасности на улицах». Этот закон регламентировал телефонное прослушивание и подслушивание разговоров с помощью установленных в помещениях микрофонов. Однако этот закон оказался неработающим в части прослушивания, поскольку в нем не было предусмотрено права тайного проникновения агентов ФБР в помещения для установки аппаратуры прослушивания. Исключением оказался штат Ныо-Джерси - там законодательное собрание штата приняло соответствующий закон. Пользуясь предоставленной возможностью агенты ФБР в Ныо-Джерси привлекли к уголовной ответственности нескольких региональных лидеров организованной преступности. Было очевидно, что прослушивание и использование записей переговоров руководителей преступного мира между собой и фиксация их тайных указаний о совершении преступлений является мощным оружием спецслужб в разоблачении криминальных боссов. В 1979 году Верховный суд США признал законным и полностью соответствующим конституции США тайное проникновение агентов ФБР в помещения частного лица для установления электронной аппаратуры прослушивания.* Это резко расширило возможности спецслужб, у них появились преимущества, воспользовавшись которыми ФБР уже в 1979 году арестовало 628 функционеров организованной преступности и 73 коррумпированных должностных лица госаппарата (все они были осуждены).** Успех американцев побудил перенять их опыт рядом государств. Например, в Италии аналогичный закон, наделяющий спецслужбы правом установки подслушивающих устройств, был принят в 1982 году.
* См.: Organized Grime Control // New York Times. 1979. ApriI, 19.
** См.: 1979 Annual Report of the Attorney General of the United States. Washington, 1980.P. 32.
8. Борьба с «крестными отцами» мафии поставила на повестку дня необходимость криминализации самой деятельности по руководству преступной организацией и членству в ней. Эти факты было легче доказывать, чем соучастие в конкретном преступлении. Но пока они не были запрещены уголовным законом, криминальным авторитетам удавалось уходить от ответственности. В ходе одного из процессов над лидерами преступного мира те избрали оригинальную тактику защиты: признали, что состояли в мафии. Их адвокат Самуэль Доусон заявил: «Простое членство какого-либо лица в мафии не означает, что это лицо совершило преступление».* Для того чтобы лишить мафистов такой гарантии безнаказанности, во многих странах создание и участие преступных организаций мафистского (рэкетирского) типа было криминализировано. В США первые шаги в этом направлении были сделаны в 1978 году принятием положения «О находящихся под влиянием рэкета и бесчестно функционирующих организациях» (сокращенно его иногда называют R1CO, этот акт вошел составной частью в закон 1970 года «О контроле над организованной преступностью»). R1CO объявил незаконным руководство предприятием, занимающимся рэкетирской деятельностью (причем под рэкетом в США понимается не только вымогательство, но и широкий спектр незаконной деятельности - совершение 2 каких-либо преступлений из 32, предусмотренных законодательством США в течение десятилетнего периода). В 1978 году было криминализовано создание преступных объединений в Западной Германии.** Наиболее четко этот вопрос был решен в Италии внесением следующей поправки в ст. 416 УК: «Когда не менее трех лиц объединяются с целью совершения преступлений, то те, кто способствует или создает, или организует такое объединение, наказываются только за это на срок от 3 до 7 лет. Участие в таком объединении наказывается лишением свободы на срок от 1 года до 5 лет. Руководители подлежат тому же наказанию, что и организаторы. Если участники объединения перемещаются с оружием по сельской местности или общественным дорогам, то назначается наказание от 5 до 15 лет. Наказание увеличивается, если число участников объединения равно 10 или более лиц».***
* См.: Малышев В.В. Процесс над мафией. М., 1989. С. 66.
**См.: Конституционный суд ФРГ о понятии «преступное объединение» // Проблемы преступности в капиталистических странах. 1980. №1. С. 37-38.
***См.: Организованная преступность. М., 1989. С, 280.
9. Одним из источников неуязвимости организованной преступности является чрезвычайная сложность доказывания. Поиск путей преодоления этой непростой проблемы инициирует переоценку некоторых институтов демократического правосудия, незыблемость которых в недавнем прошлом не вызывала сомнений.
В зарубежной практике борьбы с преступностью постепенно утверждается принцип «презумпции виновности» за некоторые виды преступлений (т.е. не правоохранительные органы доказывают незаконность происхождения . богатства подозреваемого, а сам он должен доказать его законность и соответствие легальным доходам). Эта норма рекомендована в качестве модельной для всех участников Европейского сообщества.*
* См.: Организованная преступность - 4. М., 1998. С. 144.
В антикриминальной практике США, Израиля и ряда других государств имеют место такие темные страницы, как негласное физическое устранение неугодных лиц, в том числе тех, в отношении кого имеется надежная оперативная информация об активной деятельности в структурах организованной преступности.* В Израиле, например, функционирует сверхсекретный орган, действующий на основании «списка подлежащих уничтожению» и личной санкции премьер-министра. Количество фамилий, занесенных в список, постоянно меняется от одной-двух до ста и более. Требование о внесении кого-либо в список подлежащих уничтожению обычно передается руководителем «Моссад» в канцелярию премьер-министра, который, в свою очередь, переадресует его специальному судебному комитету, настолько засекреченному, что даже Верховный суд Израиля ничего о нем не знает. Этот судебный комитет заседает как военный трибунал и судит заочно.** Практика сталинских особых совещаний сегодня исподволь возрождается в демократических государствах.
*См: там же. С. 154-155.
**См.: Там же. С. 155-156.
10. Профилактика подкупа должностных лиц - одно из наиболее сложных направлений борьбы с организованной преступностью. Подкуп проводится в двух основных направлениях:
- подкуп представителей правосудия для обеспечения безнаказанности;
- подкуп государственных чиновников и парламентариев для лоббирования промафистской государственной политики.
На попытки мафистов тотально коррумпировать весь чиновничий аппарат и представителей правосудия (а на эти нужды мафия выделяет около 1/3 своих неисчислимых преступных доходов) спецслужбы и полиция ответили расширением практики тайных форм работы, таких как провокация взятки;
подстрекательство и использование подставных лиц для вовлечения в преступную деятельность субъектов, находящихся под подозрением; использование агентурной информации и подслушивания, пассивного и активного целевого тайного наблюдения.* Плотный электронный контроль за ответственными чиновниками, отслеживание их связей и прослушивание разговоров существенно затрудняют подкуп и облегчают разоблачение. Одной из форм тотального контроля за чиновничеством стал жесткий анализ соответствия их законных доходов и расходов - должностное лицо обязано обосновать в декларации о доходах источник денежных средств. Если лицо живет не по средствам, оно становится объектом пристального внимания спецслужб и специального разбирательства.
* См.: Johnston N.. Savltz L. Legal Process and Corrections. N.Y., 1982. P. 68.
Президентская комиссия установила, что в среднем по США один из пяти сотрудников полиции был вовлечен в преступную деятельность, не считая случаев мелкого взяточничества.* Результаты выборочной проверки полицейской службы в Нью-Йорке также были шокирующими: из 75 полицейских, за которыми проводилось наружное наблюдение, только двух не удалось изобличить во взяточничестве.** Для борьбы с тотальной коррупцией в полицейской системе в 1982 году была создана служба полицейских ревизоров, которые стали контролировать и служебную деятельность, и личную жизнь работников этого ведомства. Для проверки лояльности в отношении полицейских офицеров стали применять детекторы лжи. Работников местных полицейских органов обычно привлекали к участию в операциях против организованной преступности на заключительных этапах, когда утечка информации могла иметь значительно меньше последствий. Планированием и подготовкой таких операций занимались федеральные органы. Здесь необходимо отметить, что уровень коррумпированности ФБР был практически нулевым. Залогом этого была тщательная кадровая политика, создание значительных материальных и моральных стимулов добросовестной службы (даже с Голивудом руководство ФБР заключило негласное соглашение о создании привлекательных кинообразов агентов бюро), постоянные проверки сотрудников на лояльность и отстранение от ответственной работы при возникновении малейших сомнений в добросовестности, мужестве и преданности идее борьбы с преступностью (вновь пресловутое «опасное состояние»).
* См.: Neier A. Crime and Panishment. N.Y., 1976.
** См.: Radzinowicz L. The Growth of Crime (The International Experience). L, 1977.P. 162.
Процессы коррупции полицейского аппарата не обошли стороной и Японию, где накоплен некоторый положительный опыт противодействия этим негативным тенденциям. Работа японских правоохранительных органов поставлена под контроль Национальной комиссии общественной безопасности. Помимо широкомасштабной операции «чистые руки», проводившейся в 80-х годах японскими спецслужбами, в стране восходящего солнца был принят этический кодекс полицейского. При составлении этого кодекса были учтены национальные традиции. Самураи — японские рыцари. Их понятия о чести и беззаветное служение родине вызывают уважение и даже преклонение практически всех японцев. Самурайский кодекс чести «Бусидо» был положен в основу кодекса чести японского полицейского. Нарушивший эти этические нормы перестает уважать самого себя. Японский опыт показал, что идеологические меры могут эффективно противодействовать коррупции, честь подчас не имеет цены, а совесть оказывается более эффективным контролером, чем структуры информаторов и сеть подслушивающих устройств.
Эффективной превентивной мерой против взяточничества и злоупотреблений является детальная регламентация служебной этики в соответствующих нормативных актах (должностным лицам и их родственникам запрещено принимать дорогостоящие подарки, запрещено брать взаймы у подчиненных). Должностным преступлением может быть признано малейшее отступление от регламента заключения сделки (исключение из переговорного процесса заинтересованных лиц, занижение цен по сравнению с мировыми, отказ от проведения конкурса и других формальных элементов сложной процедуры договорного процесса, смоделированных таким образом, чтобы сделать невозможным сговор ограниченного числа лиц, а при сговоре большой группы падает экономическая эффективность взятки и снижается вероятность сохранения факта получения взятки в тайне).
11. Тот факт, что мафистский подкуп обычно носит обоюдоострый характер (неподкупных запугивают или убивают), потребовал обеспечения охраны наиболее ответственным чиновникам и членам их семей.
12. Шантаж и убийства свидетелей, осведомителей, работников правоохранительных органов поставил на повестку дня создание сложной системы их защиты. В отношении свидетелей успешно стали практиковать следующие меры:
- оглашение свидетельских показаний без явки тех в суд и без обнародования их имен;
- изменение фамилий, внешности и выезд для жительства за пределы страны;
- усиленный режим охраны в период следствия и судебного разбирательства (вплоть до сокрытия в специальных охраняемых бункерах).
Одним из основных объектов мафистского террора являются судьи. Для их защиты во всех странах, активно ведущих борьбу с организованной преступностью, не скупятся в средствах. Например, следственного судью Джо-ванне Фальконе, который разоблачил мафию в Палермо, охраняли 36 телохранителей. Родственников судей обычно прячут в надежных местах либо обеспечивают их тайный выезд за пределы страны. В ряде стран практикуется судейская специализация.* Специальные агенты и бойцы ударных отрядов формируются из лиц незаурядного личного мужества и, как правило, не имеющих семьи. Открытие особых боевых качеств у подразделений, сформированных из бессемейных сирот, принадлежит туркам. Именно на этой основе они формировали непобедимые войска янычар (в переводе с турецкого янычар - новый воин). Наиболее дееспособные спецподразделения карабинеров в Италии также формировались из молодых людей, не имеющих семьи. Единственной силовой структурой, оставшейся до конца верной законному правительству в ходе переворота в средине 80-х годах в Румынии, было специальное формирование, состоящее из сирот (так называемые «дети Чауше-ску»). Эти же принципы положены в основу комплектования особых отрядов во многих странах мира.
* См.: Дементьева Е.Е. Экономическая преступность и борьба с ней в странах с развитой рыночной экономикой (на материалах США и Германии). М., 1992. С. 50.
13. Уничтожить мафию, не подорвав ее финансового могущества, невозможно. Для достижения этих целей во многих странах мира практикуют методы, направленные на затруднение:
— получения;
— хранения;
— использования денежных средств.
Аналитические подразделения спецслужб систематически отслеживают «конъюнктуру черного рынка», прогнозируют, в каких областях представители криминального мира могут получать сверхприбыли, и разрабатывают меры затруднения сверхприбыльного криминального паразитирования.
Первым опытом в данной области была отмена «сухого закона» в США, что подорвало весь бутлегерский бизнес мафии и соответственно многомиллионные доходы.
14. Блокирование различных сфер преступного бизнеса, как жестким полицейским воздействием, так и мягкими социально-экономическими, социо-культурными, педагогическими и техническими мерами.
- Предисловие
- РазделI. Криминологическое учение о преступности
- ГлаваI. Криминология – наука о преступности §1. Понятие криминологии. Предыстория науки о преступности
- Определение криминологии
- Предмет криминологии
- §2. Значение криминологии
- ГлаваIi. Преступность- многогранный объект исследования
- §1. Правовой подход к анализу преступности
- § 2. Количественные и качественные показатели преступности
- §3. Криминологическая характеристика преступности
- Состояние, структура и динамика преступности в мире
- Динамика мировой преступности
- Структура преступности в различных странах
- Криминологическая характеристика преступности в России.
- ГлаваIii. Нетрадиционные подходы к анализу преступности §1. Социологический подход к изучению преступности
- §2. Антропологический подход к анализу преступности
- §3. Теологический подход к изучению преступности
- РазделIi. Причины преступности ГлаваIi. Личность преступника
- §1. Понятие личности преступника
- §2. Криминогенные качества личности
- §3. Структура личности преступника
- §4. Соотношение социального и биологического в личности преступника и преступном поведении
- §5. Методы изучения личности преступника и коррекции криминогенных качеств
- Главаv. Механизм преступного поведения §1. Методология анализа причин преступности
- §2. Структура причин отдельного преступления
- §3. Готовность к совершению преступления как элемент криминальной мотивации Криминальная мотивация
- Криминальная готовность
- §4. Методика выявления причин и условий преступления
- Изучение причин и условий преступления на предварительном следствия
- Изучение причин и условий преступления в суде
- Главаvi. Причины преступности §1. Причинность в криминальной сфере
- §2. Факторы преступности
- §3. Причины преступности в России Закономерности развития социума и преступность
- Криминологический аспект функционирования социальных механизмов
- Факторы преступности в России
- Разделiii. Воздействие на преступность главаvii. Социальное отрицание преступности §1. Сущность социального отрицания преступности
- §2. Характеристика основных подходов к воздействию на преступность
- Предупреждение преступности
- Профилактика преступности
- Борьба с преступностью
- Доктрина контроля преступности
- Концепция разрушающего воздействия на преступность
- Главаviii. Структура воздействия на преступность
- §1. Объект антикриминального воздействия
- §2. Меры воздействия на преступность
- §3. Субъект воздействия на преступность
- §4. Цели воздействия на преступность
- §5. Системы, воздействующие на преступность
- Главаix. Онтология воздействия на преступность.
- §1. Организующая сила разрушающего воздействия на преступность
- §2. Парадоксы социального отрицания преступности
- §3. Принципы разрушающего воздействия на преступность
- Главаx. Виктимологическая профилактика преступлений §1. История виктимологии
- §2. Сущность и основные направления виктимологической профилактики
- §3. Виктимологические рекомендации
- Главаxi. Управление социальными процессами и преступность. Криминологическое прогнозирование. §1. Преступность и политика
- §2. Политика и социальные процессы Криминологическое моделирование социальных процессов
- Понятие социальных процессов
- Управление социальными процессами
- Типология социальных процессов.
- Ключевые социальные процессы.
- §3. Социальные процессы в сфере распределения и преступность
- Понятие распределения.
- Типология социальных механизмов распределения.
- Механизмы влияния распределения на социум
- Непосредственное воздействие
- Опосредованное воздействие.
- §4. Криминологическое прогнозирование и планирование работы по предупреждению преступлений Понятие и виды криминологического прогнозирования
- Прогнозирование преступности
- Прогнозирование индивидуального преступного поведения
- Планирование предупреждения преступлений
- Главаxi. Культура и воздействие на преступность §1. Понятие и сущность культуры
- §2. Грани взаимодействия преступности и культуры
- §3. Криминологический аспект типологии культур Агрессивные и неагрессивные культуры.
- Конструктивные и деструктивные культуры
- Культура, ориентированная на материальное потребление, и культура, ориентированная на духовное развитие.
- Взаимодействие и взаимовлияние культур.
- Конфликт культур.
- Внутрикультурные противоречия.
- Культуры справедливые и несправедливые.
- §4. Воздействие на культуру и культурное воздействие на преступность
- Разделiv. Воздействие на отдельные виды преступности главаxiii. Насильственная преступность
- §1. Криминологическая характеристика насильственной преступности
- §2. Причины насильственных преступлений Типы насильственных преступников
- Особенности детерминации насильственных преступлений
- Факторы насильственных преступлений
- §3. Воздействие на насильственную преступность
- Профилактика случайных насильственных преступлений.
- Профилактика криминального конформизма.
- Виктимологическая профилактика насильственных преступлений.
- Главаxiv. Корыстная преступность
- §1. Криминологическая характеристика корыстной преступности
- §2. Типология личности корыстного преступника
- §3. Причины корыстных преступлений Особенности детерминации корыстных преступлений
- Особенности причин корыстных преступлений в России
- §4. Воздействие на корыстную преступность
- Профилактика случайных корыстных преступлений
- Виктимологическая профилактика корыстных преступлений
- Главаxv. Рецидивная и профессиональна преступность
- §1. Рецидивная преступность. Понятие и типология рецидивной преступности
- Криминологическая характеристика рецидивной преступности
- Основные тенденции развития рецидивной преступности
- Особая общественная опасность рецидивной преступности
- Типология личности преступника-рецидивиста
- Особенности детерминации рецидивной преступности
- Факторы рецидивной преступности
- Профилактика преступного рецидива
- §2. Профессиональная преступность Понятие и типология профессиональной преступности
- Преступный мир
- Основные тенденции развития профессиональной преступности
- Особая общественная опасность профессиональной преступности
- Типология личности профессионального преступника
- Особенности детерминации профессиональной преступности
- Факторы преступной профессионализации
- Причины профессиональной преступности
- Воздействие на профессиональную преступность
- Главаxvi. Организованная преступность §1. Понятие и криминологическая характеристика организованной преступности
- Понятие организованной преступности
- Состояние и структура организованной преступности
- §2. Истоки и факторы устойчивости организованной преступности
- Факторы устойчивости организованной преступности, вытекающие из ее внутреннейприроды
- Факторы, связанные с пороками социально-политических и культурных основ жизни общества
- Особенности причинной обусловленности организованной преступности в современной России
- §3. Социальное противодействие организованной преступности
- Главаxvii. Политическая преступность §1. Криминологическая характеристика политической преступности
- Политическая мотивация и преступность
- Типология политических преступлений
- Внутриполитические и внешнеполитические преступления
- Политическая преступность мирного и военного времени.
- Исторический аспект политической преступности в России
- Преступность в политической сфере
- §2. Причины политической преступности Типология личности политического преступника
- Особенности детерминации политической преступности
- Политические преступления агентов влияния
- Преступность правящей элиты
- Взаимосвязь общеуголовной и политической преступности
- Факторы политической преступности
- §3. Воздействие на политическую преступность
- Главаxviii. Неосторожная преступность §1. Криминологическая характеристика неосторожной преступности
- §2. Причины неосторожных преступлений Характеристика личности неосторожного преступника
- Классификация факторов неосторожной преступности
- Характеристика криминогенной ситуации
- §3. Воздействие на неосторожную преступность
- Профилактика автопроисшествий
- Главаxix. Преступность несовершеннолетних §1. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних
- Состояние, структура и динамика преступности несовершеннолетних
- §2. Причины преступности несовершеннолетних Типология несовершеннолетних преступников
- Факторы преступности несовершеннолетних
- Криминогенные факторы семейного воспитания
- §3. Профилактика преступности в среде несовершеннолетних
- Антикриминогенное воздействие семьи
- Государство и семья
- Главаxx. Женская преступность
- §1. Криминологическая характеристика женской преступности
- §2. Причины женской преступности Особенности детерминации женской преступности
- Особенности процессов нравственной деградации женщин
- Факторы женской преступности
- §3. Профилактика преступности женщин
- Главаxxi. Экологическая преступность §1. Криминологическая характеристика экологической преступности Особая значимость изучения экологической преступности
- Особая общественная опасность экологической преступности
- §2. Причины экологической преступности Типология личности экологического преступника
- Особенности детерминации экологической преступности
- Факторы экологической преступности
- § 3. Воздействие на экологическую преступность
- Главаxxii. Преступность военнослужащих §1. Криминологическая характеристика преступности в Вооруженных Силах России
- §2. Причины преступности в Вооруженных Силах России
- §3. Воздействие на преступность в войсках
- Меры искоренения дедовщины в войсках
- Профилактика корыстных преступлений в Вооруженных Силах
- Предупреждение уклонений от военной службы
- Главаxiii. Совершение преступлений в экстремальных условиях. Преступность военного времени § 1. Особенности преступности в экстремальных условиях
- §2. Криминологическая характеристика преступности военного времени
- Особенности преступности в гражданском обществе в период войны
- Особенности преступности в Вооруженных Силах в период военных действий
- §3. Особенности детерминации преступности в военное время
- Особенности причин насильственных, корыстных и неосторожных преступлений в военное время
- Причины преступлений трусливо-малодушной мотивации
- Война как фактор послевоенной преступности
- §4. Воздействие на преступность в военное время
- Главаxxiv. Криминально-криминогенные феномены
- §1. Пьянство и алкоголизм
- Факторы пьянства и алкоголизма*
- Социальная профилактика пьянства и алкоголизма
- §2. Наркомания
- Факторы наркотизма
- Зарубежный опыт профилактики наркомании
- Зарубежный опыт борьбы с наркомафией
- Профилактика наркотизма в нашей стране
- §3. Проституция
- Факторы проституции
- Профилактика проституции
- §4. Экстремизм Понятие и типология экстремизма
- Истоки экстремизма
- §5. Социальная маргинальность
- §2. Развитие криминологии в рамках классической школы права
- §3. Антропологическое направление криминологии
- §4. Социологическое направление криминологии
- Теория анатомии
- Теория стигмы
- Теория дифференциальной ассоциации
- Виктимология
- Архитектурная криминология
- Радикальная криминология
- Главаxvi. Современные зарубежные криминологические теории и практика воздействия на преступность за рубежом §1. Современное состояние и перспективы зарубежной криминологии
- §2. Зарубежный опыт противодействия организованной преступности
- Эволюция мафии
- Несоответствие фундаментальных принципов развития преступности и правоохранительной системы
- Сферы деятельности функционеров организованной преступности
- Заключение
- Оглавление: