logo
Криминология_Иншаков С

Разделiii. Воздействие на преступность главаvii. Социальное отрицание преступности §1. Сущность социального отрицания преступности

Появление преступлений и преступности тесно связано с введением уголовно-правовых запретов. В этом ракурсе преступность можно рассматривать как форму отношения общества к различным про­явлениям опасности, которые в период дикости, были нормой. Обозначая в качестве запретных и преступных те или иные деяния, общество демон­стрирует свое отрицательное отношение к ним, стремление избавиться от них, пытается предотв­ратить совершение таких деяний.

Социальное отрицание преступности - нега­тивная оценка обществом деяний, представляю­щих опасность (как для общества в целом, так и для отдельных людей), установление запретов на них, социальные акции по предотвращению и пресечению таких деяний.

Сущность социального отрицания преступно­сти заключается в следующем:

1) преступность начинает проявлять себя с момента возникновения общества и появления нормативного регулирования;

2) будучи результатом социальных процессов и сопутствуя им, преступ­ность в обществе играет деструктивную роль, мешает эффективному функци­онированию социальных механизмов, препятствует нормальной жизни лю­дей, отрицает порядок и безопасность;

3) общество (общественные организации и социальные объединения), го­сударство (государственные органы и должностные лица), отдельные гражда­не, стремясь к установлению порядка и социальной стабильности, обеспече­нию покоя и безопасности, в той или иной форме отрицают преступность — деструктивно воздействуют на нее.

Исторический опыт показывает: за все время существования человечест­ва уничтожить преступность люди не смогли ни в одной стране мира. Ни сверхжесткими мерами, ни гуманными социальными реформами избавить общество от преступности никогда и никому не удавалось. Это факт. Он при­знается всеми и никем не оспаривается. Однако оценки этого факта различ­ны. Одни полагают преступность явлением нормальным и даже полезным (Дюркгейм). Другие моделируют социальный идеал - общество без преступ­ности - и доказывают, что при правильном подходе его можно воплотить в жизнь (Фихте, Маркс, Фромм).

Для того чтобы верно оценить возможности человечества в воздействии на преступность, необходимо иметь в виду и другие бесспорные факты:

1. Человека можно удержать от преступления (переубедить, запугать). Че­ловека можно поставить в такие условия, что он не захочет или не сможет со­вершить преступление. Начавшееся преступление можно пресечь.

2. В разных странах уровень, структура и характер преступности разные. В одних странах характеристики преступности социально приемлемы, уровень ее низок, в других - высок. Это значит, что при создании в обществе благопри­ятных условий параметры преступности могут измениться к лучшему.

Преступность - явление изменчивое. Даже в одной и той же стране ее ха­рактеристики изменяются то в лучшую, то в худшую сторону в зависимости от ситуации в стране, в зависимости от государственной политики.

В одной и той же стране преступность по регионам распределена неравно­мерно. В некоторых городах она необычайно велика, в ряде регионов уровень ее низок. Исследователями зафиксированы такие населенные пункты, где в течение многих лет и даже десятилетий никто не совершает преступлений.

Исследования этнологов свидетельствуют, что существует тип общества, не продуцирующий преступлений.

3. Социальные эксперименты свидетельствуют, что определенными мера­ми преступность в стране (регионе) можно снижать. Например, после разде­ла Германии в 1945 году в западной (ФРГ) и восточной (ГДР) частях некогда единой страны преступность стала постепенно меняться в силу различия со­циальных систем. Уже через 10 лет коэффициент преступности в ГДР оказал­ся в несколько раз ниже, чем аналогичный показатель в ФРГ. В 1980 году ГДР специальным комитетом ООН была отнесена к четырем наиболее благо­получным в плане преступности государствам мира, в то время как в ФРГ уровень преступности приобретал угрожающие размеры.

После принятия в средине 90-х и реализации в Северном округе Москвы специальной молодежной программы преступность несовершеннолетних там значительно уменьшилась.

Указанные факты свидетельствуют, что преступность поддается социаль­ному воздействию, которое может как уменьшать, так и увеличивать ее мас­штабы и общественную опасность.

Анализ диалектики социального развития позволяет обосновать гипотезу об увеличении удельного веса справедливости в общественных отношениях по мере исторического процесса. Гегелевская концепция развития посредст­вом разрешения противоречий дает основание рассматривать преступность как одно из проявлений диалектического закона отрицания отрицания.

Кратко суть этой концепции можно сформулировать в виде следующих тезисов:

1. Право есть проявление ниспосланной людям высшей справедливости.

2. Правящие круги (власть) формулируют законы, которые претендуют на то, чтобы быть отображением высшего права в человеческих установлениях. В реальности эти законы не соответствуют праву по двум причинам:

- люди не способны в короткий срок адекватно уяснить сущность выс­шей справедливости;

- из корысти правящие круги устанавливают такие порядки, которые вы­годны лишь им (подлинная справедливость улучшит жизнь большинства, но ухудшит жизнь правящей элиты).

3. Если законы и порядки в стране не соответствуют ниспосланному свы­ше праву, если они несправедливы, люди нарушают их.

4. Преступность в своеобразной форме отрицает несправедливость обще­ственного и государственного устройства.

5. Власть во избежание бунта и революции делает законы более справед­ливыми.

6. Народ смещает носителей власти, и новая власть делает законы более соответствующими праву.

7.По мере более глубокого постижения народом справедливости, он вновь проявляет недовольство новыми законами, уровень соответствия которых пра­ву перестает удовлетворятьего.

8. Все повторяется до тех пор, пока законы не будут полностью соответ­ствовать праву.

Таким образом, отрицание справедливости порождает преступность. Пре­ступность отрицает несправедливость. Справедливость отрицает преступность. При установлении всеобщей справедливости преступность исчезнет. Возмож­но, это произойдет очень нескоро, но логика мирового процесса такова.

Объективная логика бытия отрицает преступность. В глобальной истори­ческой перспективе торжество справедливости неизбежно.