logo
Криминология_Иншаков С

§3. Принципы разрушающего воздействия на преступность

Термин «принцип» переводится с латинского как «начало», «основа». Принципы воздействия на преступность - это тот фундамент, на котором может прочно стоять социальный механизм отрицания преступности. Без этого фундамента механизм не сможет эффективно функционировать. Более того, без опоры на здоровые исходные начала деятельность по ограничению социальных пороков сама может стать источником зла.

Принципы воздействия на преступность - это совокупность определен­ных требований к организации деятельности, которые позволят выработать оптимальную стратегию поступательного уменьшения общественной опас­ности преступности. Принципы - это исходные условия, без соблюдения ко­торых никакие меры не приведут к успеху.

Принципы - руководство по оптимальному сочетанию мер воздействия на преступность и способов обеспечения их эффективности, по дозированию интенсивности воздействия, по достижению гармонии между целями антикриминальной деятельности с иными целями и потребностями общества.

К важнейшим принципам, обеспечивающим успех воздействия на пре­ступность, могут быть отнесены:

- принцип системности;

- принцип адекватного обеспечения;

- принцип развития;

- принцип участия всех членов общества;

- принцип гуманизма.

Принцип системности предполагает, во-первых, учет зависимости между всеми элементами системы (объект - субъект - меры - цели). Если меры не будут соответствовать природе объекта, они не смогут изменить его. Если не будут учтены возможности субъекта, идеальные меры не смогут быть реали­зованы и останутся благими обещаниями и радужными мечтами.

Во-вторых, этот принцип предполагает системное рассмотрение каждого элемента. Например, результативным может быть воздействие только систе­мой мер, что предполагает использование всех методов в достижении цели снижения общественной опасности преступности. На значимость принципа системности в воздействии на преступность криминологи обращали внима­ние еще в прошлом веке: «В этой области ни одно преобразование, в отдель­ности взятое, не может оказать значительного влияния... Известная реформа может иметь серьезное значение лишь в том случае, если она объемлет жиз­ненные явления во всей их совокупности».*

* Принс А. Преступность и репрессия. М., 1898. С. 206.

Исторический опыт убедительно свидетельствует, что ставка на один из методов или на узкую группу мер (как правило, карательных) обречена на неудачу.

Одним из аспектов принципа системности является зависимость правоо­хранительных органов от политики. Например, правоохранительные органы не способны исправить огрехи экономической политики. В этом мы воочию можем убедиться на примере соотношения экономической и криминальной ситуации в нашей стране. Возможности правоохранительных органов ограни­чены рамками государственной политики. Этот факт подтверждают и зару­бежные исследования. В начале 90-х годов Полицейский фонд Великобрита­нии организовал углубленные криминологические исследования, основной задачей которых было выяснение возможности полицейских сил влиять на развитие криминальных процессов в обществе. Исследования показали, что полиция способна оказывать на динамику преступности в стране весьма огра­ниченное воздействие. Полицейские могут посадить в тюрьму отдельных пре­ступников, но не в состоянии прекратить, например, ночные грабежи или ог­раничить рост этих грабежей.* Все больше специалистов в области борьбы с преступностью стали приходить к выводу о справедливости афоризма: «Апел­лировать в избавлении от преступности к полицейским мерам и пенитенциарной политике - это все равно, что с помощью зонтика пытаться остановить дождь».**

* См.: Дискуссия по поводу двухуровневого построения системы охраны общественного по­рядка в Великобритании // Борьба с преступностью за рубежом. 1995. № 5. С. 16.

** См.: Bottomley A. Criminology in focus. N.Y., 1979. P. 158.

Принцип системности предполагает не только пространственную гармо­нию воздействия, но и системность трансформации воздействия во времени. Этот аспект данного принципа становится главным в периоды социальных кризисов, когда без сверхжестких мер эффективно воздействовать на пре­ступность невозможно.

Искусство воздействия на преступность заключается в достижении успе­ха при минимуме жесткости. Добиться этого можно лишь при условии того, что в борьбе с общественно опасными деяниями главная опора делается на процессы оздоровления общества. В противном случае воздействие на пре­ступность может оказаться тем лекарством, которое, излечивая от одной бо­лезни, вызывает новый, более тяжелый недуг. Однако и оздоровление обще­ства подчас требует достаточно жестких мер. Определенной гарантией от перегибов в данной области может быть следующий императив: жесткие ме­ры недопустимо рассматривать как единственный или главный элемент сис­темы воздействия на преступность. Они могут быть эффективны лишь как первая, «отрезвляющая» фаза процесса противодействия преступности. В хо­де последующих этапов жесткость мер должна поэтапно уменьшаться, и от­каз от репрессивных мер компенсироваться:

- развитием полицейских структур пресечения и предупреждения пре­ступлений и правонарушений;

- социальными преобразованиями, устраняющими факторы преступности;

- формированием позитивных общественных идеалов;

- инициированием процессов консолидации общества;

- развитием систем воспитания (в том числе религиозного);

- усилением авторитета общественного мнения.

Одним из вариантов использования жестких мер воздействия на преступ­ность был указ от 19 августа 1906 года о военно-полевых судах, который поз­волил П.А. Столыпину путем достаточно крутых, но кратковременных мер в сочетании с глубинными реформами различных областей жизни достичь се­рьезных успехов в оздоровлении российского общества. Военно-полевые су­ды действовали три с половиной года. За период 1906-1909 гг. было казнено 2825 человек, в среднем 58-59 казней в месяц. К весне 1910 г. кривая пре­ступности в России резко пошла вниз.* Даже при том, что Столыпину не уда­лось полностью реализовать замысел, успех его несомненен. Полная реали­зация всей системы разработанных им мер сделала бы нашу страну одной из самых развитых, самых богатых и могущественных держав в мире без тех кровавых потрясений, которые принесла революция.

* См.: Таганцев Н.С. Смертная казнь. СПб., 1913. С. 91-92.

Суть принципа адекватного обеспечения заключается в том, что практика разрушения преступности не может подобно работе мифического вечного двигателя возникнуть из ничего. Она должна быть в достаточной мере обеспечена: материально, идеологически, в кадровом отношении, информационно, научно и т.д. Можно выделить несколько уровней обеспечения этой деятель­ности: высокий, средний, удовлетворительный, низкий, неудовлетворитель­ный. Мировая практика показывает, что результаты воздействия на преступ­ность могут быть либо соответствующими уровню обеспечения, либо более низкими. Политики же стремятся при неудовлетворительном уровне обеспе­чения получить высокие результаты. Подобных достижений история не знает.

Для определения адекватных целей общества крайне важной является оценка не только реальных возможностей, но и потенций социума. Главный порок многих сегодняшних проектов заключается в том, что финансовые возможности России считаются точкой отсчета, в то время как ориентиро­ваться надо на потенции национально ориентированной политики.

Принцип развития предполагает постоянное изменение системы воздей­ствия на преступность в соответствии с изменениями социальной и крими­нальной реальности - лишь тогда и сама разрушающая система, и уровень ее обеспечения могут быть адекватны общественной ситуации. Воздействие должно быть адекватным, оно должно соответствовать природе объекта.

Принципиальная схема развития системы воздействия на преступность такова:

- выявление факторов преступности;

- поиск способов их устранения либо блокирования;

- изыскание ресурсов для этого;

- комбинирование в рамках имеющихся ресурсов методов и мер воздей­ствия по принципу их максимальной эффективности и минимальности за­трат.

Управление воздействием имеет два аспекта: статический (организация воздействия) и динамический (развитие процесса, коррекция, реорганизация).

Участие всех граждан в воздействии на преступность является принципи­альным условием, поскольку без опоры на массы еще ни в одном государстве не удалось сконструировать действенную систему воздействия на преступность и изыскать достаточно ресурсов для ее эффективного функционирования.

Социальная среда всегда оказывает существенное влияние на способ и ре­зультаты воздействия. Главным элементом среды в процессе воздействия на преступность являются граждане. В отдельных случаях воздействие на среду бывает столь действенным, что она сама превращается в орган воздействия. Такая трансформация позволяет значительно повысить интенсивность воз­действия и его эффективность.

Рассматриваемый принцип предполагает два вектора его реализации:

- привлечение государством народа к воздействию на преступность и опора на народ в реализации стратегии противостояния с преступностью;

- влияние народа на политиков.

В развитых странах мира этот принцип активно реализуется в антикрими­нальной практике. Например, в Великобритании на добровольной основе в помощь полиции привлекаются граждане. В соответствии с планами прави­тельства этой страны численность подразделений «добровольной стражи» в перспективе достигнет 5 млн человек - цифра весьма внушительная. На доб­ровольных помощников возлагаются обязанности по патрулированию и поис­ку сигналов о преступлениях. Они не вооружены, не имеют особой униформы. Узнав о преступлении, сообщают о нем по рации дежурному полицейскому подразделению быстрого реагирования - пресечение преступлений не входит в их функции.

В Дании, Франции, Нидерландах, Швеции, Великобритании и Германии возникли общественные советы по предупреждению преступлений. Главным директором Шведского Совета по предупреждению преступности стал извест­ный ученый-криминолог Свенсон Бу. Правление этих советов, как правило, возглавляют авторитетные политики. Например, в германской земле Шлезвиг-Гольштейн в правление вошли министр внутренних дел, министр культу­ры, министр юстиции и министр по социальной защите. В задачу этих сове­тов входит уточнение картины преступности за счет выявления латентного криминала и вскрытие ее причин, носящих локальный характер, - тех факто­ров, на которые можно эффективно воздействовать на местном уровне. Совет оказывает материальную и педагогическую помощь неполным семьям и семь­ям наркоманов и алкоголиков, содействует организации досуга подростков, консультирует администрацию школ и учителей о возможностях предупреж­дения преступлений на школьном уровне, о мерах защиты потенциальной жертвы. Советы консультируют полицейских о методах предупреждения пре­ступлений. Криминологический всеобуч охватывает, помимо полицейских, также судей, прокуроров, учителей, архитекторов, градостроителей, социаль­ных работников. Упомянутый совет по предупреждению преступлений в зем­ле Шлезвиг-Гольштейн планирует создание академии по предупреждению преступлений.

* См.: Егер И. Совет по предупреждению преступности в Шлезвиг-Гольштейн // Кримино­логические исследования в мире. М., 1995. С.135-139.

Интересной особенностью деятельности общественности в странах За­падной Европы было то, что она создавала не только оперативные группы и педагогические ассоциации, но и научные структуры, которые активно про­водили криминологические исследования, организовывали обмен опытом, учреждали специальные печатные органы. Эти исследования дали импульс новому направлению криминологических разработок - так называемой ми­крокриминологии. Основная задача микрокриминологии - разработка мер ситуационной профилактики, объекты которой - потенциальные жертвы, а меры направлены на изменение условий, затрудняющее действия преступ­ников.

Принцип гуманизмапредполагает последовательное уменьшение соци­ального зла. Те средства, которые вполне эффективны с точки зрения по­требности воздействия на преступность, могут быть неприемлемы с точки зрения потребностей общества. Уничтожив всех людей, можно избавиться и от преступности. Крайность показывает, что разрушение преступности - не самоцель, и далеко не все средства здесь хороши. В погоне за быстрыми результатами легко с рельсов разрушения преступности перескочить на рельсы трансформации зла. И тогда сам процесс борьбы с криминальным феноме­ном может оказаться более общественно опасным, чем преступность. По это­му поводу еще Аристотель отмечал: «Государство создается не ради того, что­бы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо».*

* Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 460.

Зависимость между степенью криминализации общества и патологичес­кими процессами, происходящими в нем, неоднозначна: не всегда низкий уровень преступности в государстве - свидетельство общественного здоро­вья. Как известно, тоталитаризм, кровавые и садистские режимы с наиболь­шей легкостью избавляются от преступности, однако общество при этом до­водится до коматозного состояния и сама власть может оказаться более общественно опасной, чем преступность.

Принцип гуманизма направлен на воспрепятствование трансформации зла. В этой связи особую ценность имеют идеи немецкого философа И. Кан­та. Непреходящей ценностью человеческой культуры стал раскрытый фило­софом принцип правового принуждения - так называемый карательный им­ператив: «Все неправое препятствует свободе, сообразной со всеобщим законом. Принуждение же препятствует свободе или оказывает ей сопротив­ление. Но когда определенное проявление свободы само оказывается препят­ствием к свободе, тогда направленное против такого препятствия принужде­ние бывает правым».* По мысли великого гуманиста, принуждение должно увеличивать свободу - только в этом случае оно оправдано и способствует развитию общества.

* Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Сочинения: В 8 т. Т. 6. М., 1994. С. 254-255.

Развитием идей Аристотеля и И. Канта можно считать принцип счастья, сформулированный П.А. Сорокиным. Этот принцип является важнейшим методологическим ориентиром при оценке социальной ценности тех или иных преобразований в обществе: «Всякий прогресс, ведущий к уменьшению счастья или к увеличению страдания, - не есть прогресс».*

* Сорокин П.А. Социологический прогресс и принцип счастья // Сорокин П.А. Человек. Ци­вилизация. Общество. М., 1992. С. 512.