logo
Криминология_Иншаков С

Предупреждение уклонений от военной службы

Стратегические меры:

1. Обеспечение демографической безопасности государства (оздоровле­ние демографической ситуации, стимулирование рождаемости, государст­венная поддержка семьи и т.д.).

2. Управление культурными процессами, развитие здоровых элементов культуры, профилактика патологических культурных тенденций.

3. Искоренение в военной сфере патологических факторов, формирую­щих отчуждение военнослужащих и армии (неуставные взаимоотношения, ущемление законных прав и интересов военнослужащих, неполноценное пи­тание, плохая организация быта и досуга).

Оперативные меры:

1. Утверждение в обществе идеологии патриотизма, конституционное за­крепление обязанности всех граждан содействовать патриотическому воспи­танию молодежи.

2. Четкое формулирование государственной оборонной доктрины. Фор­мирование на этой основе оборонного сознания граждан. Создание в этих целях специальных государственных органов.

3. Повышение престижности военной службы, усиление материального стимулирования добросовестного исполнения служебных обязанностей во­еннослужащими, проходящими службу по контракту. Создание в государст­ве системы льгот и привилегий в получении образования, приеме на государ­ственную службу лицам, прослужившим в армии определенный срок.

4. Совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил.

5. Устранение пробелов в правовом регулировании альтернативной служ­бы. Выработка государственной политики в отношении пацифизма.

6. Совершенствование системы допризывной подготовки молодежи, по­вышение эффективности ее деятельности.

7. Развитие системы мер оптимизации нагрузок в воинской сфере (диф­ференциация нагрузок, диагностика перегрузок и профилактика реактивных gсихозов, внедрение в войсковую практику системы мер оперативного сня­тия напряженности, релаксации и быстрого восстановления сил).

8. Улучшение организации военной службы (увеличение удельного веса боевой подготовки, исключение фактов направления военнослужащих на ра­боты в коммерческие организации, на уборку урожая и на хозяйственные ра­боты).

Тактические меры:

1. Организация правового, нравственного и патриотического воспитания военнослужащих.

2. Усиление заботы командования о подчиненных военнослужащих, ока­зание нуждающимся психологической поддержки, медицинской помощи, исключение практики необоснованных отказов в предоставлении отпусков по семейным обстоятельствам и необоснованных ограничений краткосроч­ных увольнений. Обеспечение регулярного питания. Организация удовле­творительного быта и досуга военнослужащих.

3. Психологическая и физическая подготовка военнослужащих к трудно­стям армейской жизни, соблюдение принципа постепенности, профилакти­ка перегрузок.

Профилактика пьянства и наркотизма в воинской части.

4. Совершенствование прокурорского надзора в плане выявления:

- недостатков в организации военной службы, обусловливающих уклоне-HHt от военной службы;

- латентных преступлений, фактов сокрытия командованием преступле­ний и правонарушений подчиненных.

5. Развитие военным командованием системы мер, обеспечивающих вы­явление уклонений от военной службы на стадии приготовления и покуше­ния. Пресечение преступлений в начальной стадии.

6. На основе координации усилий правоохранительных органов и органов военного управления повышение результативности мероприятий по розыску И задержанию лиц, уклоняющихся от военной службы. Создание в этих це­лях специализированных структур (таких, например, как отделение дознания и розыска при московской военной комендатуре).

7. Формирование системы оперативного разрешения жалоб граждан на незаконный призыв в армию лиц, негодных к военной службе, координация в этих целях усилий военных и территориальных прокуроров.

В 1998 году Главная военная прокуратура инициировала сложную политическую акцию, которую можно отнести к удачным находкам в области политических технологий борьбы с преступностью. Суть этой акции заключалась в том, что в июне 1998 года Государственная Дума РФ амнистировала всех военнослужащих, самовольно оставивших часть. Условием амнистирования была добровольная явка в правоохранительные органы или в органы военного управ­ления в течении 6 месяцев после объявления амнистии. За этот период несколько тысяч военнослужащих добровольно возвратились в Вооруженные Силы. Лица, в отношении которых имели место неуставные взаимоотношения, были переведены к новому месту службы. По стечении 6 месяцев началась активная работа по розыску и задержанию военнослужащих, продолжавших скрываться. Повышению эффективности розыскных мероприятий способствовала коорди­нация усилий военной прокуратуры, комендантской службы и милиции (дого­воренность об этой координации была достигнута на уровне высшего руковод­ства каждого ведомства).