logo
Криминология_Иншаков С

Антикриминогенное воздействие семьи

Семья может заблокировать криминогенное влияние многих негативных факторов социальной жизни. Родители способны пресечь формирование от­рицательных взглядов и привычек у детей, скорректировать стихийно сфор­мировавшиеся криминогенные качества личности. В этом смысле семейная педагогика обладает самыми большими потенциальными возможностями. К сожалению, реализуются эти возможности далеко не полно.

В педагогической практике используют следующие приемы и методы воз­действия на детей:

- передача информации (рассказ о том, как надо себя вести, объяснение, почему тот или иной поступок может обернуться бедой). Иногда информа­ция передается в форме прямых инструкций, иногда иносказательно: сказки, притчи, примеры. В воспитании человека следует избегать прямолинейнос­ти, не злоупотреблять приказами, замечаниями и упреками. Очень важно подбирать оптимальное время: одно и то же замечание, один и тот же совет могут быть восприняты по-разному в зависимости от состояния ребенка;

- организация деятельности ребенка (разъяснение характера, смысла и целей деятельности, создание соответствующих условий, помощь в преодоле­нии трудностей, использование положительных и отрицательных стимулов, контроль и пресечение нежелательных поступков);

- воспитание примером.

Родители обладают колоссальными возможностями удержания своих де­тей от преступной стези. Главным направлением здесь является собственное нравственное совершенствование. Огромное воздействие на детей оказывают не только слова и поступки родителей, но и их сокровенные мысли. Дети - зеркало родителей. То, что родителям удается скрыть, утаить от окружающих, демонстрируют им дети. Нравственная чистота и духовная цельность облада­ют притягательной силой и выступают главным гарантом взаимопонимания детей и родителей.

Важнейший компонент семейной педагогики - любовь. Она является ори­ентиром решения сложных педагогических проблем. Родительская любовь не­преходящая ценность. Нередко ее подменяют дорогими подарками, которые являются имитацией истинной любви. Любовь не отрицает строгости и требо­вательности. Без этого нельзя подготовить человека к жизни. Любовь компен­сирует педагогические шероховатости и ошибки. Строгое наказание отцом, ко­торый любит сына, воспринимается совершенно иначе, чем аналогичные действия со стороны постороннего лица. Если ребенок утрачивает веру в роди­тельскую любовь, это нередко оказывается первым шагом по пути криминализации.

Одним из главных инструментов семейной педагогики является постоянное изучение личности ребенка. Вовремя заметить отрицательные взгляды, привыч­ки, поступки - условие успеха в их коррекции. Анализ личности и коррекция отрицательных качеств должны проводиться родителями постоянно.

В отдельных случаях привитие положительных качеств требует много времени, подчас нескольких лет. Это не должно пугать воспитателей. Форми­рование тех или иных положительных качеств и коррекция отрицательных нередко становится сложнейшей педагогической задачей, решение которой требует семейного творчества, а иногда объединения усилий родителей, школьных учителей, спортивных тренеров, врачей, представителей право­охранительных органов. Мама одного из трудных подростков (имевшего та­кую психофизиологическую аномалию, как гиперактивность, в силу чего он был практически неуправляемым) для обмена опытом организовала даже пе­дагогическую ассоциацию родителей, у которых были дети с аналогичными аномалиями. Если вовремя заметить отклонение в нравственном развитии ребенка и сконцентрировать на его коррекции все усилия, то вероятность ус­пеха очень велика.

В воспитании необходимо опираться на положительные качества детей (будь то желание стать сильным и заниматься спортом, любовь к животным или увлечение игрой на гитаре). Развитие положительного (так, чтобы оно захватило практически все интересы ребенка, стало стимулом к переоценке им своих поступков) очень часто оказывается тем звеном, ухватившись за ко­торое можно вытянуть всю цепь - изменить направление развития личности, вывести ее из-под дурного влияния.

Самая большая беда семейных педагогов - столкнувшись с трудностями, неуправляемостью ребенка, грубостью, утратой контакта, опустить руки в надежде, что все образуется само собой. К сожалению, жизнь устроена так, что сами собой растут лишь сорняки. Естественно, для серьезной педагогиче­ской практики родителей требуется много времени. Не случайно одним из главных факторов низкой преступности в Швейцарии является то, что жен­щины, имеющие детей, в этой стране, как правило, не работают и всецело посвящают себя воспитанию детей.