logo
Криминология_Иншаков С

§3. Воздействие на неосторожную преступность

Меры воздействия на неосторожную преступность можно разделить на три группы:

1. Меры воздействия на человека.

2. Повышение конструктивной безопасности технических средств.

3. Меры, обеспечивающие безопасную эксплуатацию источников повы­шенной опасности.

Первая группа мер включает:

- улучшение подготовки специалистов (формирование специальных, тех­нических и общих прогностических умений и навыков);

- постоянное поддержание технического мастерства специалистов на вы­соком уровне;

- усиление контроля за их деятельностью, привлечение к ответственнос­ти нарушителей правил безопасности;

- проведение воспитательной работы: разъяснение, какие нарушения пра­вил безопасности к каким последствиям могут привести, какая ответственность предусмотрена законодательством за такого рода правонарушения; формирова­ние вероятностного мышления, которое позволяет правильно оценивать лич­ный негативный опыт (нарушение правил безопасности в прошлом, оставшее­ся безнаказанным и не повлекшее отрицательных последствий, не гарантирует отсутствия тяжких последствий и безнаказанности при аналогичных нарушени­ях в будущем);

Повышению конструктивной безопасности изделий предшествует изуче­ние опыта эксплуатации технического средства и:

- анализ самых распространенных ошибок и нарушений правил безопасности при эксплуатации того или иного технического средства;

- выявление узлов и механизмов, наиболее уязвимых по отношению к факторам аварийности (заклинивание дверей автомобилей при авариях).

На основании этого анализа разрабатываются новые технические реше­ния, блокирующие возможные ошибки оператора и сводящие к минимуму негативные последствия аварий и несчастных случаев. Например, все автомобили, производимые в США, оснащаются подушками безопасности, которые при столкновении мгновенно надуваются и позволяют водителю и пассажирам избежать серьезных травм.

К мерам, обеспечивающим безопасную эксплуатацию источников повы­шенной опасности, может быть отнесено улучшение среды, в которой исполь­зуется оружие или эксплуатируется транспортное средство. Применительно к оружию эта группа мер включает развитие системы стрелковых стендов, стрельбищ, тиров, оснащение их инженерными сооружениями и оборудова­нием, обеспечивающим безопасность при стрельбе. Применительно к транс­портным средствам - это, прежде всего, улучшение дорог: устранение дефек­тов дорожного покрытия, разделение полос встречного движения широкой полосой отчуждения, нанесение дорожной разметки, установка соответствую­щих знаков и т.п. Кроме того, к этой группе мер может быть отнесено улуч­шение технического обслуживания автомобилей, оборудование городских ма­гистралей электронными средствами регулирования и контроля дорожного движения. Например, в западноевропейских странах наиболее крупные маги­страли оснащены скрытыми телекамерами, которые автоматически фиксиру­ют транспортные средства, превышающие установленную скорость (записы­вают на пленку скорость, время и номерной знак автомобиля).

Зарубежные исследователи проблемы предупреждения неосторожных преступлений пришли к выводу, что наиболее эффективными и надежными в этом плане являются меры, не связанные с воздействием на человека. В со­ответствующей практике развитых стран акцент делается на повышение бе­зопасности автотранспорта и иной техники, улучшение дорог, установку ав­томатических средств регулировки движения и контроля, развитие сети сервисных услуг (ремонт автомобиля, отдых водителя и т.п.).

Вторая и третья группа мер носят стратегический характер, они требуют значительных материальных затрат, их реализация занимает значительный временной период (как правило, около 10 лет). Улучшение подготовки спе­циалистов, усиление контроля за ними (как в процессе эксплуатации техни­ки, так и при допуске к ней), усиление ответственности за нарушения требу­ют меньше затрат, эти меры могут быть реализованы в более сжатые сроки.

В зарубежной практике воздействия на неосторожную преступность ак­цент делается на развитие стратегических мер, в отечественной - большее внимание уделяется мерам тактическим и оперативным (воздействие на че­ловека). И это различие сказывается на результатах: уровень травматизма в России в 5-8 раз выше, чем в развитых странах мира. Из каждых 100 пострадавших в авариях людей у нас погибает 15, тогда как в США и Германии - только 2, в Италии и Швейцарии - 3.