logo
Криминология_Иншаков С

§4. Воздействие на корыстную преступность

Утверждение в общественной культуре истинной мудрости, вероятно, мог­ло бы полностью искоренить корыстные преступления. Возможно, это когда-нибудь и произойдет: принцип «быть» восторжествует над принципом «иметь». Правда, даже самый оптимистичный прогноз затронет лишь весьма и весьма отдаленные перспективы. В современных условиях приходится уповать на ме­нее радикальные меры. В этом ракурсе основными направлениями воздейст­вия на корыстную преступность являются:

1) поддержание баланса между:

- необходимым для динамичного развития общества уровнем поражен­ности населения корыстью;

- способностью государства контролировать реализацию корыстных ус­тановок в законных формах;

2) формирование механизмов компенсации негативных последствий со­циального и экономического неравенства.

1. Обеспечение баланса между уровнем притязаний и социальным кон­тролем возможно по двум направлениям:

1) оптимизация стандартов потребления (теоретическое их обоснование и утверждение в обществе);

2) формирование эффективной системы социального контроля, способ­ной воспрепятствовать тотальному направлению корысти в криминальное русло.

Инструментами воздействия на стандарты потребления являются:

- идеология;

- культура;

- религия;

- налоговая, таможенная, ценовая политика государства;

- право.

Главными задачами социального контроля являются:

- воспрепятствование получению материальных средств незаконными способами;

- лишение возможности воспользоваться средствами, добытыми неза­конными способами.

Основными инструментами социального контроля в рассматриваемом ас­пекте являются правоохранительные органы, спецслужбы, налоговая и фи­нансовая инспекции, органы правосудия, общественность. Определенную роль в системе социального контроля могут играть субъекты виктимологической профилактики.

2. К механизмам компенсации негативных последствий социального и экономического неравенства относятся:

- социальная поддержка беднейших слоев населения и граждан, оказав­шихся в ситуации острой нужды;

- профилактика пьянства, алкоголизма, наркотизма;

- формирование и развитие «культуры богатства».

Социальная политика является, с одной стороны, реализацией гумани­тарной функции государства, а с другой - методом профилактики марги­нальное™, инструментом нейтрализации человеческого отчаяния, которое может стать основой мотивации опасных преступлений. Киевский князь Владимир не случайно рассылал в неурожайные годы по селам подводы с зерном. Помимо христианской этики здесь был и экономический расчет: превратившись в разбойника, голодный крестьянин причинит убытки, раз­мер которых многократно превысит стоимость пожертвованного ему хлеба.

Профилактика пьянства и наркомании, с одной стороны, предотвращает деградацию личности, сохраняет человека как полезного члена общества, способного честным трудом приумножать общественное богатство и воспи­тывать детей добропорядочными гражданами. С другой - это одновременно профилактика хронической нужды и готовности пойти на любое преступле­ние ради бутылки спиртного или дозы наркотика.

Одним из элементов современной культуры человечества является куль­тура богатства. Ее важнейшие элементы:

- феномен особой нравственной, социальной, экономической и полити­ческой ответственности богатого человека («бремя богатства»);

- вуалирование не только роскоши, но и достатка.

Элементы этой культуры, активно пропагандируемые на Западе средства­ми массовой информации, формируют в общественном сознании образ бога­того бизнесмена как незаурядной личности, талантливого и образованного человека, занятого напряженным трудом, который увеличивает богатство на­ции, создает рабочие места, исправно платит громадные налоги, активно за­нимается благотворительностью.

Примером удачной идеологической акции такого рода является пропаган­дистская компания в Германии начала 90-х годов, когда по расчетам социоло­гов децильный коэффициент в этой стране превысил цифру 7(10% самых бога­тых оказались более чем в 7 раз богаче 10% самых бедных соотечественников). Такой разрыв, по мнению социологов, считается опасным и может повлечь рост социальной напряженности. Федеральный канцлер Гельмут Колль обратился к нации с призывом предотвратить намечающуюся социальную дезорганизацию. И весь мир узнал, что наиболее богатые люди в Германии отказались от части своих доходов в пользу менее богатых сограждан.

Естественно, богатство дает человеку немало преимуществ, среди кото­рых материальные блага и комфорт. Однако культура богатства заключается в том, чтобы пользоваться всем этим, не раздражая тех, кто беден: на людях они появляются в скромных костюмах, пользуются обычными автомобиля­ми, гостиницы класса «люкс» при внутренней роскоши внешне выглядят до­статочно скромно.

К числу иных мер воздействия на корыстную преступность относятся;

1. Обеспечение политической и экономической стабильности в стране, совершенствование социальных отношений, оздоровление идеологической, нравственной атмосферы в обществе, совершенствование законодательства и правоприменительной практики.

2. Формирование правовой базы, необходимой для эффективной борьбы с корыстными преступлениями (принятие законов, повышающих риск при хищениях, затрудняющих использование похищенного, облегчающих выяв­ление расхитителей и привлечение их к ответственности).

3. Совершенствование системы правоохранительных органов. Улучшение организации их деятельности:

- повышение уровня обеспечения криминалистической техникой и орг­техникой;

- улучшение подготовки кадров (первичной и на курсах повышения ква­лификации);

- специализация на выявлении и расследовании корыстных преступле­ний (отбор наиболее способных и подготовленных кадров, обеспечение до­полнительной подготовки и регулярного повышения квалификации, обмена опытом, необходимого уровня защищенности специалистов и членов их се­мей от возможных контрмер преступников);

- развитие подразделений, специализирующихся на выявлении фактов коррупции в правоохранительных органах;

- улучшение материального стимулирования правоохранительной дея­тельности.

4. Организация оптимального взаимодействия между различными право­охранительными органами и спецслужбами:

- обмен информацией;

- координация деятельности, в том числе проведение совместных опера­ций в отдельных случаях;

- взаимоконтроль в целях профилактики коррупции.

5. Развитие системы контрольно-ревизионных органов.

6. Улучшение координации работы милиции, прокуратуры, контрольно-ревизионных органов и финансовой инспекции.

7. Совершенствование методического и научного обеспечения деятельно­сти правоохранительных и ревизионных органов. Совершенствование мето­дик оперативных разработок, прокурорских проверок и проведения рассле­дований.

8. Оборудование хранилищ материальных ценностей надежными запора­ми, решетками, охранной сигнализацией. Повышение уровня организации караульной и сторожевой служб, а также вневедомственной охраны.