logo
Криминология_Иншаков С

Факторы, связанные с пороками социально-политических и культурных основ жизни общества

Негативные социальные явления вынуждают общество самосовершенст­воваться: чтобы избавиться от них, необходимо улучшать организацию обще­ственной жизни. Еще А. Кетле в середине XIX в. подметил: изменение соци­альной системы влечет изменение преступности. Для избавления от организованной преступности необходимо понять ее истоки - почему она возникла, какие социальные факторы делают ее устойчивой и почему не уда­ется ее искоренить.

Одним из глобальных факторов организации преступности является не­соответствие между сложной социальной природой криминального феноме­на и упрощенными подходами к воздействию на него - попытки избавиться от преступности с помощью различных мер борьбы без серьезных изменений культурных и политических основ жизни общества. Проведем несложную аналогию: предположим, ветер занес на поле семена какого-то дерева, и там выросли деревца. Маленькие ростки легко скосить вместе с травой. Но ко­рень у каждого скошенного деревца сохранился, и в следующем году он вновь даст побеги. Их вновь можно скосить, однако основание стебля с каж­дым годом уплотняется, и однажды он сломает косу. То же происходит и в обществе. Оно продуцирует преступность посредством социального неравен­ства, несправедливости общественного устройства, поддержания бедности, безработицы, нищеты. Пороки подчас не только не отторгаются, но и полу­чают поддержку, а некоторые (такие как проституция, наркомания, гомосек­суализм) постепенно становятся культурной нормой современной западной цивилизации. Все это постоянно продуцирует преступность, а попытки изба­виться от нее в рамках порочных политических и культурных основ социаль­ной организации лишь «уплотняют» криминальный феномен. И однажды становится очевидным, что традиционная «коса» правоохранительных орга­нов оказывается неспособной справиться с ней.

Капиталистический взрыв стал причиной мутаций криминального фено­мена, в результате чего бандитские группировки типа китайских «Триад», японского «Бориокудана» и неаполитанской «Каморы» превратились в пре­ступных монстров, практически неуязвимых для государственного разруша­ющего воздействия. Им удалось нащупать социальную нишу, вытеснить из которой их оказалось весьма затруднительно.

Эволюция преступного мира проходила в условиях жесткой борьбы. В хо­де этой борьбы слабые уничтожались, а сильные становились еще более жи­вучими. В итоге сильным представителям криминального мира удалось най­ти такую форму социального бытия, которая сводила на нет все усилия правоохранительной системы по их уничтожению и нейтрализовывала раз­личные механизмы социального контроля.

Этот процесс одним из первых описал Э. Ферри: «В истории преступнос­ти наблюдаются два явления: с одной стороны, цивилизация, как это заметил Тард, уничтожает одни виды преступности, ею же созданные, и создает на их место новые; с другой стороны, преступность претерпевает двойную морфо­логическую эволюцию, делающую ее характерным показателем каждого исто­рического периода, для каждой социальной группы... В Италии мы видим, как разбой в течение последних лет перешел из формы кражи с применением ору­жия и взимания выкупа, в форму взимания постоянной платы».

* Ферри Э. Уголовная социология. М., 1908. С. 177-Т78.

Способность к самоорганизации показала, что преступность - это не про­сто разрозненные преступники, совершающие преступления независимо друг от друга. Преступность - это не просто цифра преступлений (статистическая совокупность). Это социальное явление, проявляющее признаки жизнеспо­собного организма, обладающего инстинктом самосохранения (причем не только на уровне отдельных преступников, но и на уровне явления в целом).

Факторами криминальной эволюции являются:

- развитие криминальной мысли, криминального управления, крими­нальной организации;

- аккумуляция и воспроизводство криминального опыта, формирование криминальной культуры;

- взаимосвязь преступников, преступных организаций, поколений пре­ступников (взаимопомощь и передача криминального опыта от одного пре­ступника другому, от одной преступной организации другой, от одного поко­ления другому).

Во взаимодействии с пороками политической организации общества, как в отдельных государствах, так и на мировом уровне, криминальная эволюция ведет к возникновению и развитию организованной преступности.

Итак, к числу негативных факторов, продуцирующих организованную преступность, относятся:

1. Пороки культурных, политических и социально-экономических основ организации жизни общества.

2. Неэффективность мер борьбы с криминальными проявлениями: несо­ответствие между глубинными факторами преступности и поверхностными мерами, с помощью которых государство пытается от нее избавиться.

3. Криминальное саморазвитие (способность преступности к самооргани­зации и способность на ужесточение мер борьбы с нею отвечать усилением мер обеспечения криминальной безопасности и эффективности преступной деятельности).

4. Пороки политической системы общества:

а) пассивность органов государственной власти, обусловленная дефекта­ми политического устройства, политическими, идеологическими и социаль­ными кризисами, коррумпированностью, слабостью политических лидеров, их неспособностью эффективно действовать в сложных условиях;

б) необеспеченность (материальная, культурная, организационная) рационального функционирования демократических институтов общественного устройства.

5. Межгосударственные противоречия, препятствующие концентрации усилий общества на борьбе с преступностью. Опора государственных структур на преступные группировки в межгосударственных конфликтах (например, в 1944 г. вторжение войск США и Великобритании в Италию обеспечивали группировки сицилийской мафии, в 1999 г. в ходе войны с Югославией силы НАТО опирались на вооруженные формирования албанской наркомафии).

В XIX в. немецкий философ Гегель детально исследовал закон развития че­рез разрешение противоречий. Когда общество оказывается перед дилеммой: тотальная криминализация и господство организованного криминалитета ли­бо избавление от пороков социального устройства, судьба будущего зависит от способности человечества сделать разумный выбор: как на интеллектуальном - уровне (найти оптимальные ориентиры социального развития), так и на поли­тическом (адекватно реализовать идеалы в социальной практике).