logo
Криминология_Иншаков С

§3. Воздействие на насильственную преступность

Глобальное направление разрушающего воздействия на насильственную преступность - совершенствование культуры межличностных, межгрупповых, межэтнических и межгосударственных отношений. Процесс этот идет не про­сто. В то же время, если проанализировать исторический отрезок в несколько тысяч лет, то становится вполне очевидно, что человечество постепенно огра­ничивает роль насилия как инструмента решения различных проблем.

Возможно, когда-нибудь «война всех против всех» завершится вечным ми­ром. Однако в обозримом будущем это вряд ли произойдет. Соответственно, в качестве целей приходится выбирать более скромные параметры - ограни­чение насилия, сдерживание его масштабов в социально терпимых пределах. Например, в Японии, которая по численности населения соразмерна с Росси­ей, уровень насильственной преступности почти в 20 раз ниже. Чтобы добить­ся таких же успехов в воздействии на преступность в нашей стране, необходи­мо более полно реализовать антикриминальный потенциал общества.

К мерам предупреждения насильственных преступлений можно отнести:

- коррекцию государственного политического курса, изменение характе­ра реформ, приведение их в соответствие с российскими национальными ин­тересами;

- преодоление социальной дезорганизации;

- государственную заботу о семье;

- совершенствование функционирования системы школьного воспитания;

- развитие сферы досуга;

- изменение государственной культурной и информационной политики -переориентация на развитие здорового образа жизни, воспрепятствование ал­коголизации и наркотизации народа;

- восстановление отечественной системы правового воспитания и право­вой пропаганды;

- совершенствование законодательства о необходимой обороне в плане оптимального определения ее пределов;

- развитие системы виктимологической профилактики, привлечение об­щественности к воздействию на насильственную преступность;

- совершенствование деятельности правоохранительных органов (рас­крытие и оперативное расследование насильственных преступлений, привле­чение к уголовной ответственности за преступления двойной превенции: уг­роза убийством, угроза причинением тяжкого вреда здоровью);

- ограничение незаконного оборота оружия административно-правовы­ми, уголовно-правововыми и идеологическими мерами;

- развитие системы профилактики психопатологии, продуцирующей на­силие.

На рубеже веков в России были инициированы процессы глубинной трансформации социальных и нравственных устоев, экономических и куль­турных основ жизни. В отдельные годы (например, в 1993 г.) реформы при­обретали стихийный характер и страна оказывалась на грани гражданской войны. Экономическая и политическая поляризация общества резко повыси­ла уровень конфликтное™ населения. Непривычность к новым условиям жизни и неуверенность в завтрашнем дне обусловили то, что практически все общество оказалось в состоянии психоза и нервозности. Все это значительно снизило контролирующие способности абсолютного большинства людей. Негативные макропроцессы, преломляясь в индивидуальном сознании, фор­мировали криминальную готовность.

Диверсионные варианты приватизации, когда западные.«инвесторы» скупа­ли за бесценок передовые отечественные предприятия с единственной целью разорить и обанкротить их, чтобы устранить конкурента с российской стороны, провоцируют не только внутреннее возмущение и ожесточение людей, но и на­сильственные действия со стороны россиян. Например, в октябре 1999 года ра­бочие Выборгского целюлозно-бумажного комбината не пустили нового вла­дельца на свое предприятие, в итоге произошло кровавое столкновение. Изменение политического курса, обеспечение справедливого характера реформ с тем, чтобы они отвечали и интересам отдельных граждан, и интересам госу­дарства в целом - необходимое условие нормализации общественной атмосфе­ры в нашей стране. Это одна из фундаментальных мер профилактики агрессии и конфликтности в нашей стране.

Фундаментальной мерой воздействия на насильственную преступность является государственная забота о семье как ячейке общества. Семья отно­сится к числу основных субъектов профилактики насилия. В плане преду­преждения преступлений особое значение имеют два аспекта государствен­ной политики в отношении семьи:

- во-первых, выявление и пресечение фактов насилия в семье, воспретпятствование формированию в семье склонности к преступлениям (привлечение виновных к административной или уголовной ответственности, лише­ние родительских прав, взятие под опеку детей, оказание им медицинской и психологической помощи);

- во-вторых, активизация профилактического потенциала семейного воспитания путем создания нормальных жилищных и материальных усло­вий, оказание педагогической помощи родителям, координация усилий ро­дителей, учителей и работников правоохранительных органов в защите под­ростков от втягивания в преступную деятельность и криминальную среду.

Огромную роль в профилактике насильственных преступлений играет развитие сферы досуга и формирование здоровой культуры отдыха, посте­пенное искоренение порочных традиций, которые жестко увязывают отдых с употреблением спиртного. Государство должно обеспечить гражданам воз­можность снятия стрессов в рамках здорового образа жизни.

Физкультура и спорт в профилактике насилия могут играть как положи­тельную, так и отрицательную роль. Культивирование не свойственных нашей культуре, нашей религии и нашему менталитету восточных единоборств - до­статочно тревожная тенденция в развитии отечественной физической культу­ре. Не случайно среди криминальных дельцов так много выходцев из этих спортивных секций, а в некоторых преступных группировках одной из обязан­ностей их членов было посещение специальных секций каратэ. Причем особая опасность данной тенденции заключается в том, что она инициирует своеоб­разную цепную реакцию: чтобы не стать жертвой, человек вынужден осваивать приемы рукопашного боя, а в процессе тренировок он утрачивает многие по­ложительные качества, которые выступают барьером мотивации насильствен­ных преступлений. Советский опыт свидетельствует, что жесткие запретитель­ные и карательные меры в профилактике спортивного насилия не самые

эффективные. Развитие альтернативных видов спорта (их реклама и совершен­ствование материальной базы), трансформация восточных единоборств в эле­менты оздоровительной гимнастики, анализ и раскрытие элементов черной мистики как фундамента отдельных видов восточных единоборств - такими могут быть направления оздоровления отечественной физической культуры. Вероятно, у этой проблемы нет простых решений. Немаловажную роль в поис­ке оптимума могла бы сыграть наука - первые шаги в этом направлении уже делаются.*

* См.: Белецкий В.В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности среди спортсменов: Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. Омск, 1996.

Очень тревожной тенденцией, развивающейся в спортивной и около­спортивной среде, оказывается фанатизм болельщиков. Фанаты того или иного спортивного клуба уже не ограничиваются ношением элементов спор­тивной символики и разукрашиванием стен лозунгами в поддержку своих ку­миров. Все чаще и чаще проявление любви к определенным спортсменам трансформируется в ненависть к их противникам. Практически стали нор­мой попытки избиения победителей болельщиками проигравшей стороны. Правоохранительными органами зафиксировано несколько массовых побо­ищ между болельщиками «Спартака» и «ЦСКА», в ходе которых имели мес­то даже убийства. Болельщики структурируются и организуются. Они все больше и больше напоминают организованные криминальные структуры: у них есть руководители, боевики, идеологи и т.п. Все это - проявление фено­мена «натурализации» культуры: так же как брошенное поле зарастает сорня­ками, так и души детей чернеют, если им не уделять должного внимания. Го­сударство должно найти способы направить энергию молодых людей в мирное русло. Это сверхсложная задача. Решить ее без соответствующей стратегии, выверенной молодежной политики невозможно. Сегодня еще есть время для выработки и активной реализации такой политики. Через несколь­ко лет могут наступить необратимые процессы, поскольку эту политику уже выработали и пытаются реализовать различные криминальные и профашист­ские организации.

Радикальное изменение государственной информационной политики — необходимое условие защиты психики наших сограждан от видеоэкспансии насилия. Во многих странах мира в этих целях активно используются как правовые, так и технические меры: законы, запрещающие демонстрацию ви­деоматериалов, рекламирующих насилие, специальные блокираторы на теле­визорах, позволяющие родителям контролировать телеэфир. Причем благо­даря именно этим мерам кино- и ведеопродукция, изобилующая сценами насилия и секса, была вытеснена из стран, где она производилась. Незащи­щенная Россия буквально утонула в потоках этой массовой культуры, что не замедлило сказаться на росте насилия и агрессивности.

Негативному информационному воздействию должно быть противопос­тавлено внедрение в общественное сознание через средства массовой инфор­мации, литературу и искусство идеалов благородства, нравственной чистоты, доброты, честности, справедливости. Эти непреходящие ценности сегодня ут­ратили привлекательность. И причина этого не в уменьшении их подлинной . значимости - они всегда были и будут находиться на должной высоте. Просто многие наши сограждане опустились слишком низко, в силу чего утратили способность воспринимать их. Задача государства и здоровых сил общества - помочь людям подняться до их уровня. Помочь людям прикоснуться к тому ду­ховному потенциалу, который многие века накапливала Россия.

Сдерживание криминала в период реформ (тем более таких трудных и не­удачных, как в нашей стране) невозможно без опоры на правоохранительные органы, которые способны вести эффективную борьбу с преступностью.

Совершенствование деятельности правоохранительных органов должно идти по двум направлениям:

- специализация профессионалов высокого уровня на раскрытии и пре­сечении насильственных преступлений, улучшение их подготовки и обеспе­чения спецсредствами, приведение их правового статуса в соответствие со сложностью решаемых задач;

- развитие муниципальных правоохранительных структур: оптимизация штатов и совершенствование форм их деятельности, активное участие их в воспитательной работе. Эти органы максимально приближены к гражданам и имеют возможность предупреждать и пресекать насильственные преступле­ния на ранних стадиях

Осенью 1999 года чеченскими террористами в ряде городов России были проведены диверсионные акты. Ответом была активизация населения в пре­дупреждении возможных взрывов и других преступлений: гражданское пат­рулирование, сотрудничество с органами милиции, предоставление инфор­мации о готовящихся преступлениях, пресечение незаконных действий и т.д. Это убедительное свидетельство того, что мощнейший резерв воздействия на насильственную преступность в нашем обществе практически не использует­ся. Не взрывы чеченских боевиков, а государственная идеология, руководст­во страны и средства массовой информации должны были направлять наших сограждан на активное противодействие преступности. К счастью, эта воз­можность еще не утрачена. Не исключено, что именно объединение простых людей окажет наиболее сильное разрушающее воздействие на насильствен­ную преступность.