logo
Криминология_Иншаков С

Классификация факторов неосторожной преступности

К общесоциальным факторам, детерминирующим неосторожную пре­ступность, относятся:

- научно-технический прогресс, характеризующийся ростом числа транс­портных средств, усложнением технологических процессов, неуклонным рас­ширением использования техники на производстве и в быту;

- негативные социально-политические процессы в России, обусловлива­ющие ослабление контрольных функций государства и общества, коррумпи­рованность инспекционных органов;

- экономический кризис, обусловливающий недостатки материальных средств для разработки и серийного производства безопасных видов техники, ухудшение ремонтно-эксплуатационной базы, уменьшение возможностей обеспечения исправного состояния технических средств, снижение уровня подготовки специалистов, затрудняющие поддержание профессионального мастерства на высоком уровне;

- негативные культурные тенденции, экспансия худших вариантов зару­бежных культурных стандартов, проявляющиеся в чрезмерном раскрепоще­нии человека, восприятии свободы и демократии как вседозволенности, обусловившие появление социальных групп, отрицающих необходимость со­блюдения правил безопасности (рокеры, байкеры и т.п.).

Б.А. Куринов выделяет следующие группы условий, способствующих не­осторожным преступлениям:

- технические (неисправность и конструктивные недостатки технических средств и механизмов);

- организационно-управленческие (недостатки в отборе и подготовке специалистов, ненадлежащий контроль за их деятельностью, нарушение тех­нологического режима);

- организационно-правовые (неполнота нормативной регламентации различных видов деятельности, связанной с использованием источников по­вышенной опасности).*

* Криминология Учебник. М., 1979. С. 286.

Причины неосторожных преступлений можно классифицировать на сле­дующие группы:

1) связанные с субъектом преступления;

2) связанные с источником повышенной опасности (неисправность техники, недоброкачественность боеприпасов и т.п.);

3) связанные с деятельностью третьих лиц (пешеходов и т.п.);

4) связанные с состоянием окружающей среды (состояние дорог, дождь,

туман и т.п.);

5) связанные с недостатками контроля со стороны должностных лиц (при допуске к технике и в процессе ее эксплуатации);

6) связанные с недостатками обеспечения сложной деятельности (недостаточная детализация правил безопасности в инструкциях, непринятие мер для обеспечения отдыха водителей, недостатки подготовки техники, отсутствие контроля качества боеприпасов и т.д.);

7) связанные с недостатками организации деятельности (дефекты регулировки дорожного движения, отсутствие или неисправность светофоров, от­сутствие или неудачное расположение дорожных знаков, отсутствие дорожной разметки и т.п.).

Достаточно емкой формулой причинного комплекса автопроисшествий является: человек – машина - дорога. Применительно к техногенным катастрофам эта формула такова: операторские ошибки - конструкторские недоработки - старение материалов.