logo search
progr_21

3.5.2.2.2. Разделение функций государственного управления и хозяйственной деятельности и создание открытого акционерного общества «Компания «Российские железные дороги» ( Компания «ржд»).

Необходимо разделение в системе железнодорожного транспорта государственных и хозяйственных функций. Государственные функции по управлению железнодорожным транспортом будут закреплены за МПС России.

К ним относятся:

В перспективе, по мере укрепления институтов государственной власти, часть перечисленных выше функций может быть передана иным ведомствам, общественным (саморегулирующим) организациям либо регулироваться непосредственно правом.

Передача хозяйственных функций может быть осуществлена предприятию в предусмотренной гражданским законодательством организационно–правовой форме.

Таким образом, необходимо создать Компанию «РЖД» в виде открытого акционерного общества, 100% акций которого принадлежит государству. Это будет означать концентрацию хозяйственных управленческих функций в образованном акционерном обществе. К этим функциям относятся:

Железные дороги войдут в состав Компании «РЖД». Все имущество железнодорожного транспорта будет собственностью Компании «РЖД» и управляется централизованно. Технология централизованного управления перевозочным процессом будет сохранена и усовершенствована на основе внедрения современных систем телекоммуникаций и информатизации.

Образование Компании «РЖД» не должно стать сдерживающим фактором продолжения процесса выделения из состава железнодорожного транспорта и акционирования (приватизации) вспомогательных и обслуживающих предприятий, деятельность которых не связана с перевозочным процессом.

Внутри Компании «РЖД» будут выделены в качестве структурных подразделений виды деятельности, относящиеся к естественно-монопольному и потенциально конкурентным видам деятельности.

Естественно-монопольным сектором являются:

К конкурентному сектору относятся:

Прежде всего, произойдет выделение хозяйств инфраструктуры и перевозок на отдельные балансы. Это создаст основу для их организационного разделения в дальнейшем.

Будут определены принципы новой тарифной политики. В тарифе будет выделена инфраструктурная составляющая, которая станет объектом прямого государственного регулирования.

В монопольном секторе будет осуществляться государственное регулирование тарифов, а именно тарифов за пользование инфраструктурой, в конкурентном - их поэтапная либерализация по мере развития конкуренции на рынке пассажирских и грузовых перевозок. Очевидное сужение сферы регулирования тарифов станет значимым стимулом для инвесторов вкладывать средства в железнодорожный транспорт.