logo search
Гамбаров Ю

Гамбаров ю. С.Гражданское право. Общая частьC.-Петербург, 1911 г. Юрий Степанович Гамбаров (1850-1926)Биографический очерк

Юрий Степанович Гамбаров родился в 1850 году в городе Тифлисе (Тбилиси) в армянской дворянской семье. Юридическое образование получил на юридическом факультете Императорского Московского университета. После завершения университетского курса обучения Гамбаров был определен на должность судебного следователя в Тифлис. Поработав здесь некоторое время, он отправился в Геттингенский университет. Здесь Гамбаров совершенствовался в юридических науках под руководством Р. Иеринга. Влияние идей этого знаменитого немецкого правоведа будет сказываться впоследствии на содержании юридических произведений Гамбарова - в особенности его работ по теории права.

По возвращении из Германии Гамбаров опубликовал в 1879 году целую серию статей по проблемам гражданского права *(1). Одновременно подготовил к защите диссертацию на соискание ученой степени магистра гражданского права.

После успешной сдачи магистерского экзамена и защиты на юридическом факультете магистерской диссертации по теме: "Добровольная и безвозмездная деятельность в чужом интересе вне договорного отношения и не по предписанию закона" *(2) Гамбаров стал читать лекции по гражданскому праву на юридическом факультете Императорского Новороссийского университета.

Летом 1882 года Гамбаров отправляется в годичную командировку за границу. После возвращения в Одессу, он возобновил осенью 1883 года свою преподавательскую деятельность в Новороссийском университете, но продолжалась она только один учебный год. Осенью 1884 года Ю. С. Гамбаров был назначен на должность экстраординарного профессора Императорского Московского университета по кафедре гражданского права. В этой должности он состоял пятнадцать последующих лет.

Выпускавшиеся ежегодно с 1885 года "Обозрения преподавания на юридическом факультете Императорского Московского университета" показывают, что на протяжении всего времени своей преподавательской деятельности здесь экстраординарный профессор Ю. С. Гамбаров читал лекции и вел практические занятия по курсу гражданского права, а до лета 1896 года - преподавал также гражданское судоустройство и судопроизводство.

1898/1899 учебный год был последним годом работы Гамбарова на юридическом факультете Московского университета. В 1900 году он читал лекции и вел семинары в рамках Международной школы, которая была создана организованной при Всемирной Парижской Выставке Международной ассоциацией. Названная Международная школа призвана была дополнить экспонаты национальных павильонов лекциями ученых о развитии наук, искусства и культуры в представленных на выставке странах *(3). Для ведения такой просветительской работы в составе Международной ассоциации содействия науке, искусству и образованию были учреждены национальные комитеты или секции. Председателем "Русской секции" был избран И. И. Мечников. Его заместителями - профессора-правоведы М. М. Ковалевский и Ю. С. Гамбаров. Почетным членом секции избрали Л. Н. Толстого.

За время работы Всемирной Парижской Выставки русские ученые прочитали здесь 51 лекцию. Все эти выступления пользовались большим успехом у русских, посещавших выставку. Иногда на них собиралось до 350 слушателей. Особенно активны в посещении лекций были представители Русского студенческого общества, организованного в Париже выходцами из России, которые обучались во французских учебных заведениях. Присутствуя на выступлениях русских профессоров, они высказывали пожелания сделать такие лекции постоянными *(4). Эта идея получила поддержку у Ю. С. Гамбарова и М. М. Ковалевского.

В конце XIX века в крупных города Европы (Стокгольме, Брюсселе, Милане, Лондоне и Париже) стали возникать так называемые свободные учебные заведения, в которых велось обучение различным общественным наукам. Эти учебные заведения существовали частью за счет добровольных денежных пожертвований состоятельных людей, частью - за счет платы, вносимой за обучение слушателями. Прием в них был свободным - без ограничений для женщин и по возрасту, не было при доступе в них и барьера в виде строгих экзаменов. В Париже в 1898 году был создан Свободный колледж социальных наук (в 1900 году он будет преобразован в Свободную Высшую школу общественных наук). Преподававший в этом учебном заведении М. М. Ковалевский высказывал осенью 1899 года в письме к Ю. С. Гамбарову мысль о том, что в нем можно было бы организовать чтение лекций также по русскому праву, государственному и гражданскому. При этом Максим Максимович замечал, что "если бы дело пошло можно было бы расширить его и образовать род заграничного юридического факультета" *(5).

Убедившись во время общения с русскими студентами, обучавшимися в Париже, что лекции русских профессоров будут пользоваться в столице Франции успехом, Ковалевский и Гамбаров решили организовать здесь Русскую Высшую школу общественных наук. Для того, чтобы такое учебное заведение приступило к работе, требовались финансовые средства. Ковалевский с Гамбаровым внесли на нужды школы 1 500 франков из своих личных средств, такая же сумма была собрана слушателями *(6). Этих денег было недостаточно для открытия школы. Помог анонимный благотворитель, подаривший учрежденному в Париже русскому учебному заведению 30 000 франков. Позднее на нужды школы поступили деньги и от других лиц. Финансовые проблемы Русской Высшей школы общественных наук во многом решило включение ее, на условиях сохранения автономии, в состав французской Свободной Высшей школы общественных наук.

В здании последней, расположенном по адресу улица Сорбонны, 16, 19 ноября 1901 года состоялось торжественное открытие Русской Высшей школы общественных наук. Вместе с профессорами Ю. С. Гамбаровым и М. М. Ковалевским в этом учебном заведении преподавали другие профессора, работавшие в разное время на юридическом факультете Московского университета, как то: преподаватели политэкономии и статистики А. И. Чупров и Н. А. Каблуков, профессор П. Г. Виноградов. Кроме того, для чтения лекций в Русскую Высшую школу общественных наук приглашались такие известные русские ученые, как И. И. Мечников, М. И. Туган-Барановский, С. И. Венгеров. Некоторое время преподавал здесь известный русский поэт В. Бальмонт.

По свидетельству Ю. С. Гамбарова, практические занятия и спецкурсы проводились в школе днем, а лекции читались обыкновенно по вечерам. В связи с этим на лекции собиралось иногда по 400-500 человек *(7).

Деятельность Русской Высшей школы общественных наук в Париже широко освещалась в российских газетах и журналах - таких, как "Российские ведомости", "Русское слово", "Право", "Вестник воспитания". В результате в числе слушателей школы стало появляться все больше молодых людей, прибывавших в Париж из России специально для того, чтобы слушать здесь лекции. Отрицательным последствием роста популярности школы стало изменение состава ее слушателей. В школу потянулась политизированная, полуграмотная, одурманенная революционными идеями молодежь. Сам факт, что Русская Высшая школа общественных наук была создана вопреки воле российского правительства, упор на общественные науки, который делался в ней, свободный порядок поступления в школу, возможность учиться здесь без предъявления свидетельства об окончании гимназии, невысокая плата за обучение, а также правило, по которому слушатели школы легко получали право проживать во Франции, сделало русское учебное заведение в Париже привлекательным для такой молодежи. В 1903 году посещал занятия в этой школе Л. Троцкий *(8).

Увеличение числа подобных слушателей политизировало обстановку в Русской Высшей школе общественных наук. В результате она все более превращалась из учебного заведения в обыкновенный политический клуб. 23-26 февраля 1903 года в рамках школы выступал со своими речами В. И. Ульянов (Ленин). Курс лекций по теории классовой борьбы объемом в 20 часов прочитал в школе в том же году лидер эсеров В. М. Чернов. В 1904-1905 годах выступления в школе лидеров политических группировок стали постоянным явлением. Слушатели раскололись на противостоящие друг другу политические кланы. Интересы учебы для слушателей, втянутых в политическую борьбу, отходили на второй план. А поскольку таких лиц в школе стало большинство, дальнейшее существование ее в качестве учебного заведения уже в 1905 году потеряло какой-либо смысл. В январе 1906 года Русская Высшая школа общественных наук прекратила свою деятельность. Сообщая в письме к профессору А. И. Чупрову о закрытии школы, М. М. Ковалевский отмечал, что это - к лучшему. "Теперь уже никто не хочет учиться, - пояснял он, - и все заняты только тем, чтобы внедрять в других честные убеждения клеветой и насилием. Красные хулиганы стоят черных" *(9).

В декабре 1905 года император Николай II утвердил "Всеподданнейший доклад" Министра народного просвещения И. И. Толстого, в котором признавалось необходимым разрешить открытие и в самой России свободных, частных учебных заведений, дающих образование "выше среднего". Существование Русской Высшей школы в Париже и с этой точки зрения лишалось какого-либо смысла.

Наряду с лекциями в Русской Высшей школе общественных наук Ю. С. Гамбаров читал с 1901 года лекции по гражданскому праву на экономическом отделении Санкт-Петербургского политехнического института. После закрытия Русской школы в Париже этот институт на долгие годы станет основным местом его работы.

Занимаясь преподавательской деятельностью в высших учебных заведениях, Гамбаров находил время для написания научных статей. В 1901-1903 годах Гамбаров опубликовал целую серию статей в "Словаре юридических и государственных наук", выходившем под редакцией А. Ф. Волкова и Ю. Д. Филиппова *(10). Одновременно он переводил на русский язык и редактировал произведения иностранных правоведов *(11).

Правовые взгляды Ю. С. Гамбарова в наибольшей полноте выразились в двух его произведениях: 1) в обширной - объемом в 82 страницы - статье под названием "Право в его основных моментах", опубликованной им в "Сборнике по общественно-юридическим наукам", который вышел в свет под его редакцией в Санкт-Петербурге в 1899 году и 2) в первом томе "Курса гражданского права", напечатанного в Санкт-Петербурге в 1911 году.

Содержание статьи "Право в его основных моментах" показывает, что Гамбаров воспринимал идеи Р. Иеринга не слепо, а весьма критически и в целом только в той мере, в каковой они соответствовали его собственным воззрениям на право. Так, Гамбаров делал в названной статье следующий вывод, идущий вразрез с пониманием сущности права немецким правоведом: "Сущность юридической нормы состоит, таким образом, не в ее принудительности или принуждаемости, а в способности действовать в качестве мотива на человеческую волю. Всякая попытка авторитетной власти заставить своими приказами подчиненных ей лиц согласовать с этими приказами их поведение есть попытка к установлению права. Если эта попытка венчается успехом, то приказы обращаются в право и остаются им до тех пор, пока они исполняются, в виде общего правила, и ведут к соответствующему им регулированию жизненных отношений. Если же эти приказы не действуют определяющим образом на волю и не исполняются, как общее правило, то в них нельзя видеть и право, которое собирается не из предписаний, существующих только на бумаге или в теории, а из таких норм, которые постоянно осуществляются и этим показывают, что служат достаточно сильными мотивами для определения воли. Следовательно, право есть и в формальном смысле не грубая сила, не внешнее принуждение, как этого хочет Иеринг, а с ним вместе и школа положительного права, а только определяемость воли известными, мотивами или "мотивация".

Ю. С. Гамбаров соглашался с Р. Иерингом в том, что ни одно законодательство ни одного народа в мире не может быть понято без исследования практической жизни этого народа. Он так же, как и немецкий ученый считал право выражением практических потребностей общества и соответственно писал о том, что "юридические понятия представляют собой не простые логические категории, а живые исторические образования, которые возникают из социальных отношении и лишь после этого овладеваются юридической диалектикой, тщетно приписывающей себе привилегию творчества этих образований".

Рассмотрение материальной стороны понятия права приводило Гамбарова к мысли о том, что данная сторона состоит не в чем ином, как в содержании регулирования общественной жизни, имеющего своей целью удовлетворение человеческих потребностей. Признавая, что с этой точки зрения право как таковое не отличается от других способов регулирования общественных отношений, русский правовед делал вывод о том, что понятие права может быть установлено только присоединением к материальной стороне данного понятия признаков его формальной стороны. В результате право выступало у Гамбарова по своему определению как "практическое регулирование общественной жизни с целью обеспеченного удовлетворения человеческих потребностей путем установления и осуществления внешне обязательных, не зависящих от воли подчиненных лиц и неприкосновенных до своей отмены норм человеческого поведения".

Понимание сущности права, выраженное в статье "Право в его основных моментах" Гамбаров перенес и в свой "Курс гражданского права". "Никому не позволено игнорировать со времени Иеринга, - писал он на страницах указанной книги, - что юридические понятия суть не простые логические категории, а живые исторические образования, которые возникают из социальных отношений и лишь после своего возникновения овладеваются юридической диалектикой, напрасно приписывающей себе привилегию творчества на эти образования. Культ логики подменивает реальные силы, управляющие общественной жизнью, мертвой диалектикой, и забывает, по выражению того же Иеринга, что не жизнь существует для понятий, а понятия для жизни, и что право повинуется не тому, что логично, а тому, что предписывается общественной солидарностью и чувством права".

Опираясь на идеи Р. Иеринга, Гамбаров стремился развенчать доминировавшее в европейской юриспруденции позитивистское направление, сводившее право к законодательству, злоупотреблявшее логическими категориями, придававшее исключительное значение форме права. "Сводить всю юриспруденцию к толкованию действующего права и, особенно - такого, которое выражено только в законодательстве той или другой страны, предполагая притом, что толкование должно ограничиваться лишь заключенным в этом законодательстве материалом, это, действительно, значит вести юриспруденцию как науку к банкротству", - заявлял он. При этом русский правовед напоминал простую истину, забываемую, по его мнению, многими современными ему учеными-юристами, а именно: то, что "исследование частного дает понятие науки только в связи с исследованием общего". Право, изолированное от окружающего его мира и от всех своих источников, кроме закона, изолированное даже от своего собственного прошлого и будущего, утверждал Гамбаров, такое право не может быть ни предметом особой науки, ни вообще научного рассмотрения. По его словам, "всякое право - есть часть того целого, которое называется обществом и от которого оно заимствует как свое содержание, так и основание своего действия. Источником его служит не один закон, который не может всего предвидеть и выражает лишь минимальную часть фактически существующего права. Закон резюмирует в действительности только прошлое и уже пережитое, рядом с которым бьют и никогда не иссякаемые ключи настоящего. Эти ключи исходят из ежедневно нарождающихся потребностей экономической и общественной жизни, из вновь складывающихся в различных общественных слоях навыков и обычаев, из доминирующих в тот или другой момент умственных течений и нравственных идей, из устанавливающейся часто в противоречии с действующим законодательством судебной практики, из соответствующих образцов иностранного права, из потребностей международной жизни, из постоянно обновляющихся учений юристов, экономистов, политиков и т. д." Отсюда Гамбаров делал дальнейший вывод: "Не может быть и речи об ограничении правоведения одним юридическим, а не то что законодательным материалом, который должен быть постоянно пополняем другими, действующими рядом с этим последним и нередко пересиливающими его источниками права".

В своих произведениях Гамбаров выступал убежденным сторонников "социальной юриспруденции", которая исходит из того, что "если право есть необходимое регулирование и упорядочение социальной жизни, то все социальные вопросы должны быть в то же время вопросами права, и vice versa., с его точки зрения".

"Курс гражданского права", первый том которого вышел в свет в 1911 году, является главным, наиболее значительным со всех точек зрения, произведением Гамбарова. Его основу составили лекции по гражданскому праву, которые Юрий Степанович читал на экономическом отделении Санкт-Петербургского политехнического института.

Гамбаров рассчитывал этот свой "Курс" на три тома, из которых первый должен был, по его замыслу, содержать общую часть гражданского права, второй - вещное право, третий - обязательственное.

Из предисловия, написанного Гамбаровым в марте 1911 года, то есть перед самой сдачей первого тома книги в печать, можно сделать вывод о том, что он замышлял создать не совсем обычный для русской цивилистики курс гражданского права. Так, цель своего курса ученый видел в том, чтобы "представить гражданское право в его общих признаках и понятиях, раскрываемых многовековой историей и практикой этой отрасли правоведения". В связи с этим он отмечал, что предметом его курса является "не русское, а общее гражданское право, насколько оно получается в осадке развития его отдельных институтов и доктрин у всех народов, стоящих в более или менее сходных условиях жизни. Поэтому и центр тяжести курса лежит не в партикуляризмах, или особенностях местного права того или другого народа, а в тех понятиях о б щ е г о п р а в а, которые могут быть извлечены из этих партикуляризмов".

Гамбаров считал, что только такой подход к гражданскому праву может придать ему значение "научной дисциплины" и превратить его в настоящую "школу" для юриста - такую, из которой обучающиеся юриспруденции будут выносить "способность разбираться не только в своем, но и во всяком законодательстве, отличать его жизненные части от мертвых или умирающих и приходить к пониманию социальных задач права" (выделено мной. - В. Т.).

При ином подходе, отмечал Гамбаров, - то есть при ограничении задачи гражданского права изучением лишь какого-либо местного или национального законодательства - получится смешение права с законом и невозможно будет приобрести знание науки. Из такого обучения выйдут, по его мнению, лишь юристы типа старых русских подъячих, - то есть юристы, которые будут "прекрасно осведомлены в способах совершения юридических актов и различных лазейках закона", но окажутся неспособными "решить правильно ни один из тех многочисленных вопросов, которые остаются нерешенными для всех законодательств, или предоставляются ими либо ведению науки, либо усмотрению судьи".

Из всех этих рассуждений складывается впечатление, что Гамбаров задумывал создать своего рода теорию гражданского права. Причем он писал не научный трактат, а учебный курс. К сожалению, ему не удалось завершить и выпустить в свет второй и третий тома своего "Курса гражданского права", посвященные институтам вещного и обязательственного права. Однако часть материалов, которые скорей всего вошли бы в эти тома, были им опубликованы в отдельных статьях. Эти материалы в систематизированном виде составят еще один том произведений Ю. С. Гамбарова, который выйдет в свет в издательстве "Зерцало" в серии "Русское юридическое наследие" в следующем году.

Доктор юридических наук, профессор кафедры истории государства и права юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

В. А. Томсинов