3. Основание обязательного действия обычного права
Основание обязательной силы обычного права нельзя искать в самом праве, которое есть его последствие и поэтому уже не может быть его основанием. Это основание лежит вне области права, и именно в следующем. Мы рассматриваем то, что нас постоянно окружает, что мы всегда наблюдаем и непрерывно применяем не только как факт, но и как нечто долженствующее, нормативное и регулирующее наше суждение о том, что должно быть. И это мы наблюдаем в области не только нравственных и юридических отношений, но и тех бесчисленных норм, которые управляют обиходом повседневной жизни. Большинство из нас предпочитает ту пищу, которая употребляется на родине, ту красоту, которая запечатлена чертами родного племени, тот образ жизни, который ведут близкие нам общественные круги, и т. д. Оставляя в стороне нормативную силу моды, общественных нравов, предрассудков и т. д., укажем вскользь на одно наблюдение из детской жизни. Дети требуют обыкновенно повторения раз слышанного ими рассказа в том виде и даже в тех словах, как они привыкли его слышать, и всякое уклонение от этой формы кажется им ошибкой подобно тому, как они же рассматривают фактическое владение своими игрушками, как такое состояние, нарушение которого их оскорбляет. Отсюда, равно как и из множества других однородных наблюдений, можно заключить, что первые представления о долженствующем или нормативном возникают как исторически, так и психологически из того, что существует фактически, и степень нормативной силы этого фактически существующего вовсе не зависит от его разумности. Существующее фактически может быть впоследствии рационализировано, но его нормативное значение лежит в том физиологическом и психическом свойстве нашей природы, в силу которого легче воспроизводится то, что нами было уже воспринято, чем то, что только приходится воспринимать.
Указанное отношение между фактическим и нормативным выступает в области права резче, чем где-нибудь. Каждый народ считает правом прежде всего то, что осуществляется фактически как право. Продолжительное применение вызывает представление о нормативности применяемого, и это представление обращается в авторитетный приказ общественной власти, т. е. юридическую норму. Вот ключ к проблеме обычного права, обязательная сила которого лежит не в народном духе, не в общем правосознании и не в каком бы то ни было явном или молчаливом акте воли народа или его государя, но в том психическом свойстве нашей природы, в силу которого факт, постоянно повторяющийся, возводится нами на степень нормативного *(124).
Римляне основывали, как известно, силу обычая вместе с силой закона, на "народной воле", выражением которой считался как обычай, так и закон. Этот способ обоснования обязательной силы обычного права нельзя считать правильным уже потому, что "народная воля", сама по себе, как и "дух народа", и другие подобные же пустые абстракции, не объясняют ничего и никак не могут быть примирены с существованием обычного права отдельных сословий, каковы: купечество, воинство, крестьянство, дворянство и другие классы общества, обычное право которых слагается, во всяком случае, не при участии всего народа. Кроме того, римское обоснование обычного права предполагает республиканскую конституцию и не может быть применимо к монархическим государствам, в которых обычное право играет часто роль не меньше той, какую оно играло в Риме. Это указывает именно на то, что основание обычного права заключается не в законодательной функции народной воли, а в силе фактического повторения одних и тех же действий, складывающихся затем в правовые привычки, на которых строится, наконец, и обычное право. Частое повторение какого-либо действия или постоянное воздержание от какого-либо действия вызывает необходимо привычку к тому и другому, и то, что мы делаем сначала под влиянием настоятельной потребности или гнета власти, превращается, при постоянном возвращении к нам этой потребности или гнета власти, в наш обычный образ действия: Человек, как говорят немцы, есть "Gewohnheitsthier" - так же, как и мы говорим, что привычка есть вторая натура. Можно свыкнуться с течением времени с самой дикой властью, если она умеет утверждать себя, и придти даже к признанию, что эта власть соответствует "естественному порядку вещей". Еще легче свыкаются с этой властью те, кто держит ее в своих руках: им она с течением времени представляется уже "высшим порядком", установленным самим Богом.
Таким образом, природная сила привычек, управляющая людьми в радости и в горе, производит то, что состояния, устанавливаемые сначала насилием, считаются, по прошествии известного промежутка времени, состояниями естественными, соответствующими высшему порядку, желанными Богом, другими словами - состояниями нравственными и правовыми. Иначе нельзя было бы объяснить установление и многовековое существование рабства и крепостничества. Следует сказать еще более, а именно, что человек так чувствителен к внешним воздействиям, что он позволяет окружающим его условиям воспитывать и формировать себя. То, что постоянно воспринимается или воздействует на него, делается, в конце концов, элементом его мышления и основанием его настроения. Он не только рассматривает фактические состояния как нравственные и юридические, но эти состояния так влияют на его душевный строй, что он даже чувствует и мыслит эти состояния так, как бы они действительно представляли собой нравственный и правовой порядки. На этом основан и принцип "легитимитета", выводящий право из продолжительного признания того или другого фактического состояния, и это проливает истинный свет не только на происхождение, но и на продолжение раз установленного правового порядка.
Так как фактическое стремится всегда превратиться в нормальное, то оно дает в праве место предположению, что существующее социальное состояние есть то, которое существует по праву, и что тот, кто хочет внести в него какое-либо изменение, должен доказать свое лучшее право. На этой мысли основана, прежде всего, защита владения как фактически существующего отношения, и если бы юристы рассматривали институт владения в указываемой здесь связи его с нормативной силой фактически существующего, то их разногласия в этом учении были бы давно устранены. Юридической защитой пользуется, наравне с правомерным, и неправомерное владение, недействительный брак остается в силе, пока суд не признает его недействительности, наследование по спорному завещанию охранено, пока суд не постановляет решения в пользу стороны, оспаривающей это завещание, и т. д. Точно так же в публичном праве депутат, избранный в какое-либо законодательное собрание, остается законным членом этого собрания до тех пор, пока его избрание не кассировано, и незаконность его избрания не оказывает влияния на действительность тех решений этого собрания, в которых он принимает участие. Если должностное лицо, ведущее акты гражданского состояния, допускает ошибку в поле вносимого в эти акты рождения, то свидетельства о рождении, соответствующего действительному положению дела, нельзя добиться прежде, чем суд не прикажет произвести исправление в регистрах гражданского состояния. И известное положение процессуального права, возлагающее тяжесть доказательства на истца, есть не что иное, как частный случай применения того же общего принципа, по которому фактически существующее приравнивается к существующему по праву. Даже государственные перевороты обсуждаются юридически с той же точки зрения, и узурпация государственной власти производит новое состояние права, так как здесь не существует инстанции, которая могла бы по праву устранить совершенную узурпацию. В международном праве теория "совершившихся фактов" пользуется общим признанием и покоится на той же мысли. Только фактическое обладание государственной властью дает право на представительство ее вовне, и если это обладание утрачено, то утрачено и право на его признание - по крайней мере, во внешних сношениях. Когда Англия признала в 1860 г. Итальянское королевство, она прервала одновременно сношения с послом королевства обеих Сицилий.
Сопоставляя все указанные явления с приведенными выше чертами обычного права, мы можем сказать, вместе с Иерингом, что его обязательное или юридическое действие основано не на чем ином, как на "силе факта" (die Macht der Thatsache), который не может противостоять, в конечном счете, ничто человеческое. Отсюда мы перейдем к вопросу, представляющему особый догматический интерес, а именно - отношению обычного права к закону и его юридической силе.
- Гамбаров ю. С.Гражданское право. Общая частьC.-Петербург, 1911 г. Юрий Степанович Гамбаров (1850-1926)Биографический очерк
- Введение Задачи правоведения
- 1. Почему юриспруденция непопулярна?
- 2. Социальная юриспруденция
- 3. Научное изучение права и отношение правоведения к социологии
- II. Определение гражданского права
- 1. Терминология.
- 2. Гражданское и торговое право.
- 3. Гражданское право и гражданское судопроизводство.
- 4. Гражданское и уголовное право.
- 5. Гражданское и публичное право.
- III. Процесс обособления гражданского и публичного права
- А. Историческое соотношение между гражданским и публичным правом
- 1. Исторический процесс освобождения личности
- А) Семейные союзы
- Б) Корпорации
- В) Развитие личной правоспособности
- 2. Развитие государственной власти
- А) Государственное правосудие
- Б) Уголовное право
- 3. Переход от натурального хозяйства к денежному
- Б) Догматическое соотношение между публичным и гражданским правом
- IV. Область гражданского права
- А. Отношения, возникающие из деятельности крупных предприятий
- Б. Договорные отношения обиходной жизни
- V. Исторический очерк развития гражданского правоведения и методов его обработки
- 1. Состояние гражданского правоведения в Древнее время
- 2. Рецепция римского права в Западной Европе
- 3. Школа "естественного права" и кодификационное движение
- 4. "Историческая школа" в юриспруденции
- 5. "Гегелианизм" в юриспруденции
- 6. Экономическое направление в юриспруденции
- 7. "Критико-созидающая" догма права
- 8. Влияние социологии
- 9. Итоги
- VI. Система гражданского права
- Общая часть
- I. Право в объективном смысле а. Определение и соотношение источников права между собой
- Б. Обычное право
- 1. Понятие и основные моменты обычного права
- 2. Критика господствующего учения об обычном праве
- 3. Основание обязательного действия обычного права
- 4. Отношение обычного права к закону
- 5. Сила обычного права в европейских законодательствах
- 6. Отношение к обычному праву русского законодательства
- 7. Научное значение обычного права
- В. Закон
- 1. Определение и основные моменты
- 2. Действие закона в отношении к индивидуальной воле и деятельности судьи
- 3. Действие закона относительно лиц, ему подчиненных
- 4. Действие закона относительно места его применения
- А) Понятие общего права
- Б) Противоположение общего и местного права с догматической стороны
- А) Общее право, основанное на законе
- Б) Общее право, основанное на обычае
- В) Отношение общего права к местному
- В) Противоположение общего и местного права с исторической стороны
- Г) Источники общего и местного права в России
- Д) Коллизия разноместных законов а) Понятие коллизии и область частного международного права
- Б) Историческое развитие частного международного права и обзор его теории.
- В) Законодательные определения по частному международному праву
- 5. Действие закона в условиях времени
- 6. Законодательная автономия
- Г. "Право юристов", или юриспруденция
- 1. Судебное решение
- 2. Судебная практика
- 3. Наука права
- А) Толкование права
- Б) Аналогия права и мнимая интерпретация
- II. Право в субъективном смысле
- 1. Понятие субъективного права
- 2. Состав субъективного права
- 3. Юридическое действие субъективных прав
- 4. Отправление субъективных прав а) Понятие, виды и защита
- Б) Действие отправления права на третьих лиц
- В) Коллизия публичного права с гражданским
- Г) Коллизия гражданских прав
- 5. Виды субъективных прав а) Права личности и имущественные права
- Б) Права индивидуального и общественного обладания
- В) Права вещные и обязательственные
- Г) Права семейные и наследственные
- Д) Привилегии
- III. Лицо, как субъект права
- 1. Общее понятие субъекта права; выделение из него юридического лица; понятия правоспособности и дееспособности
- 2. Условия возникновения и прекращения юридической личности
- А) Рождение
- Б) Смерть
- 3. Видоизменения право- и дееспособности
- 4. Влияние на право и дееспособность условий физических а) Пол
- Б) Возраст
- В) Здоровье
- Г) Расточительность
- 5. Влияние на право и дееспособность условий общественных а) Подданство
- Б) Национальность
- В) Вероисповедность
- Г) Евреи
- Д) Сословность
- Е) Звание и род занятий
- Ж) Гражданская честь
- З) Местожительство
- IV. Объект права
- 1. Вещь и предмет права
- 2. Телесные и бестелесные вещи
- 3. Вещи оборотные и внеоборотные
- 4. Вещи простые и составные, совокупности вещей и прав
- 5. Недвижимые и движимые вещи
- 6. Генерические и индивидуально определенные, заменимые и незаменимые, потребимые и непотребимые, тленные и нетленные вещи
- 7. Вещи делимые и неделимые; состав вещи
- 8. Главная вещь и принадлежность
- 9. Плоды
- V. Возникновение, изменение и прекращение юридических отношений
- 1. Юридические факты
- 2. Возникновение и приобретение прав
- 3. Изменение прав
- 4. Прекращение прав
- 5. Время
- 6. Понятие юридической сделки
- 7. Виды юридических сделок а) Односторонние и двусторонние сделки
- Б) Сделки на случай смерти (mortis causa), прижизненные (inter vivos), возмездные (onerosa) и безмездные (lucrativa)
- В) Сделки формальные и бесформенные
- Г) Абстрактные и каузальные, или материальные, сделки
- 8. Воля и волеизъявление в юридической сделке
- 9. Содержание юридической сделки
- 10. Недействительность сделок: ничтожные и оспоримые сделки
- 11. Предварение, исправление и утверждение юридических сделок; предварительное и одновременное с совершением сделки согласие на нее третьих лиц
- 12. Пороки воли и волеизъявления
- 13. Добавочные определения воли при юридических сделках
- А) Условие (condicio)