logo search
Криминология_Иншаков С

Политическая мотивация и преступность

Главным критерием отнесения преступлений к первой группе является политический мотив. Политический мотив как психологический фено­мен - явление достаточно сложное и комплекс­ное. Он может носить:

- идеологический характер (в основе лежат представления об общественном идеале, социаль­ной справедливости, благе государства или соци­альной группы);

- религиозный характер (стремление к пере­устройству социума в соответствии с одной из ре­лигиозных доктрин);

- характер корысти или иной личной заинте­ресованности (карьеризм, месть, политические амбиции, властолюбие и т.п.).

Идеологический и религиозный характер политической мотивации в чис­том виде встречаются достаточно редко. Как правило, к ним примешивается мотив корыстной или иной личной заинтересованности. В отдельных случаях политическая мотивация объединяет и идеологические, и религиозные, и ко­рыстные установки. Это единство бывает органичным - в каждом деле и во всяком побуждении человека присутствует личный интерес. Нередко идеоло­гические и религиозные мотивы оказываются лишь прикрытием корысти или иной личной заинтересованности (карьеризма, мести и т.п.). По этому пово­ду Д. Карнеги заметил, что у человека часто бывают два мотива для того или иного поступка: один, который красиво выглядит, и второй - подлинный.

Властные полномочия, как правило, сопряжены с распределением опре­деленных ресурсов (в том числе и в личных интересах), а также предполага­ют комфортность бытия. Поэтому в мотивации, связанной со стремлением к власти или удержанием ее, достаточно сложно отделить политический мотив от корыстного.

Нередко религиозно-националистические идеи оказываются лишь инст­рументом захвата политической власти в государстве или регионе. Организа­торы таких политических акций криминального характера руководствуются корыстными мотивами, а непосредственные исполнители могут добросовест­но заблуждаться и совершать кровавые злодеяния в националистическом или религиозном исступлении. В этом отношении достаточно показательны со­бытия в Чечне: «Националистическая чеченская религиозно-мусульманская идея является скорее всего дымовой завесой для обмана народа, укрепления преступного режима и чеченской организованной преступности, поддержи­ваемых криминальными кругами России. Нельзя исключать участия в этом внешних и внутренних сил, заинтересованных в разрушении России. Для та­кого вывода имеется множество прямых и косвенных доказательств».

* Лунеев В.В. Преступность XX века. С. 377.