§3. Социальное противодействие организованной преступности
Анализ феномена «бессмертности» мафии приводит к проблеме более высокого уровня - несокрушимости мирового зла. Эта глобальная проблема была однозначно решена теоретически много веков назад; темные силы онтологически находятся в подчиненном положении у сил светлых. Зло никогда не сможет победить добро. И опыт человечества с древнейших времен до наших дней убедительно подтверждает этот закон. Какие бы формы ни приобретало зло, каким бы сильным оно ни было в отдельные исторические периоды, его всегда ждет неминуемый крах. В конечном итоге, белая идея всегда побеждает, светлые силы оказываются сильнее (подчас вопреки всякой логике). И мы можем воочию в этом убедиться: за тысячелетия борьбы добра со злом наш мир не стал сумеречно темным, хотя тучи не раз сгущались над ним. Не является исключением и организованная преступность - это лишь одна из мутаций зла, для разрушения которого должны объединиться все здоровые силы общества.
Избавление общества от организованной преступности на основе оздоровления социума — идеал, его достижение весьма проблематично. Радикальное изменение основ социального бытия - проблема, решение которой вероятно (подчеркиваем, всего лишь вероятно) в достаточно отдаленной перспективе. Ее с полным основанием можно назвать сверхзадачей человечества.
И достижение даже ограниченных целей разрушающего воздействия на организованную преступность оказывается задачей сверхсложной.
Опыт противостояния государства и организованной преступности свидетельствует, что последняя малочувствительна к традиционным мерам воздействия. В процессе криминальной эволюции она сумела выработать иммунитет к традиционным системам профилактики преступлений, их расследования, осуществления правосудия и исполнения наказания. Подкуп, угрозы, устранение несговорчивых оказались теми универсальными отмычками, с помощью которых можно открывать двери к решению любой проблемы.
Практика жестких мер воздействия на организованную преступность показала, что при их использовании очень велик риск сползания общества в пучину произвола. Такой метод борьбы оказывается не менее опасным, чем то зло, на искоренение которого он направлен (трудно сказать, кто причинил Италии больше вреда: мафия или Муссолини).
Неуязвимость организованной преступности подчас ставит общество в патовую ситуацию: либо трансформировать одну форму зла в другую (преступность в чрезвычайщину и деспотизм), либо смириться с существованием мафии (причем на деле смирение означает подчинение). Последний вариант — вариант сотрудничества с мафией в США - начал практиковаться давно, он нашел и теоретических апологетов. Например, ученый из Гарвардского университета Т. Шеллинг предложил тайно договориться с боссами преступного мира о сотрудничестве в поддержании преступности на социально терпимом уровне.* В 90-х гг. аналогичные идеи стали достаточно популярны и в России. Нет необходимости доказывать, насколько выгодна такая доктрина преступному миру. На ее утверждение в общественном сознании криминальные бароны не жалеют средств. Сомнительность такой идеи очевидна хотя бы потому, что ни один политик не осмелится публично поддержать ее.
* Цит. по: Никифоров А.С. Гангстеризм в США: сущность и эволюция. М., 1991. С. 115.
Исследователь феномена экономической преступности Б. Свенсон установил, что практически любая мера, эффективная по отношению к разрушению преступности, имеет сопутствующие отрицательные последствия.* В связи с этим при конструировании системы воздействия на преступность необходимо достаточно тщательно моделировать все последствия ее функционирования (и положительные, и отрицательные). Система должна быть признана неприемлемой не только в случае превалирования отрицательных результатов, но и в случае отсутствия решающего перевеса положительных.
* См.: Свенсон Б. Экономическая преступность. М.,1987. С. 115.
Сверхзадача общества в противостоянии с организованной преступностью заключается в разработке таких мер разрушающего воздействия на этот криминальный феномен, в реализации которых удалось бы удержаться от скатывания за опасную грань произвола и беззакония. Даже чрезвычайные меры, без которых кульминация противостояния организованной преступности не обошлась еще ни в одной стране, должны быть контролируемыми представительными органами власти, поскольку лишь представительная ветвь власти может быть гарантом от перерастания чрезвычайных мер в тоталитаризм. Задача криминологической науки - поиск максимально эффективных мер разрушения организованной преступности в рамках законности.
Еще в прошлом веке Э. Ферри выработал достаточно универсальный принцип воздействия на преступность: «Силы природы нельзя преодолеть иначе, как противопоставив им другие силы природы, противоположные или отличные от них. Вот почему криминалист-социолог, отбросив бесплодную иллюзию, что преступление рождается из фатума индивидуальной свободной воли, прежде всего старается определить направление и интенсивность сил, производящих преступление, чтобы затем противопоставить им другие естественные силы, охраняющие право, поддерживающие деятельность, согласную с законом, честный труд».*
* Ферри Э. Уголовная социология. М., 1908. С. 174.
В соответствии с этим законом (назовем его законом Ферри) необходимо на основе анализа социальных закономерностей, благодаря которым сформировался механизм чрезвычайной устойчивости организованной преступности, выявить тенденции, которые могли бы сыграть роль криминального антипода, которые можно было бы использовать для разрушения механизма социальной устойчивости структур мафистского типа. Для эффективного противодействия организованной преступности необходимо запустить в действие механизм укрепления государственной системы разрушающего воздействия на преступность и создать социальные механизмы, которые позволили бы нейтрализовать преимущества организованной преступности, ее неуязвимость, приоритет темпов криминальной эволюции над темпами эволюции государственных антикриминальных структур.
Поиск преимуществ государства в борьбе с организованной преступностью - непростая проблема. Основываясь на анализе современной российской реальности, проще всего было бы констатировать их отсутствие. Но изучение мирового опыта позволяет вскрыть ряд потенциальных преимуществ государства:
1) организованная преступность не первична. Она паразитирует на здоровой части общества, которая всегда больше, потенциально сильнее. Такое соотношение, как это ни парадоксально, является оптимальным для мафии. Она не заинтересована в бесконечном росте своих рядов. Только при определенной пропорции между обществом и преступностью последняя может получать сверхприбыли. Увеличение удельного веса криминальных структур преступный мир не допускает сам, так как это ведет к конкуренции и уменьшению прибыли. С конкурентами быстро расправляются. Поэтому общество принципиально всегда сильнее преступного сообщества. Лишь недостаток организации общества позволяет криминальным структурам господствовать над ним;
2) общественное мнение и поддержка населения изначально всегда на стороне тех, кто ведет борьбу с преступностью. И лишь в больном обществе, парализованном страхом, криминальные лидеры могут рассчитывать на поддержку населения. Однако эта поддержка ненадежна, и при первых же успехах государства в борьбе с преступным сообществом общественное мнение оказывается на стороне госструктур - и в этом неисчерпаемые возможности опираться на содействие масс;
3) государство имеет приоритет в отборе, воспитании и подготовке кадров для правоохранительных органов. Если отобрать лиц, чьи помыслы чисты и благородны, мотивы которых в борьбе с организованной преступностью не связаны с корыстью, то их борьба будет беззаветной и самоотверженной. У них будет несомненное преимущество в борьбе с преступниками (парадоксальная закономерность бытия, выраженная лаконичной фразой Александра Невского: «Побеждает не сила, а правда», — убедительно подтверждается социальным опытом);
4) материальные ресурсы государства несоизмеримо богаче ресурсов криминального сообщества. Но у преступников они сконцентрированы на обеспечении борьбы с госструктурами, а государство рассредоточило их в различных сферах. Одним из важнейших принципов воинского искусства является перегруппировка сил: чтобы сделать прорыв в любой области необходимо сконцентрировать усилия на одном из участков. Пока усилия государства не будут сконцентрированы на проблеме разрушающего воздействия на организованную преступность, успеха не будет. Сейчас усилия государства сконцентрированы на другом. При этом не трудно спрогнозировать: если в ближайшее время деятельность по локализации организованной преступности не получит государственного приоритета, госструктуры окажутся под угрозой полной криминализации. Остатки доверия общества к государству будут утрачены, уровень управляемости станет неуклонно приближаться к хаосу;
5) мировой опыт показывает, что при своевременном принятии жестких мер государство нередко выходило победителем в противоборстве с криминальным монстром. Даже при таких драматичных обстоятельствах и глобальной пораженноести всех областей жизни мафией, какие имели место в Колумбии, государству удалось одержать немало побед.
Главным фактором успеха в противодействии организованной преступности является решимость и политическая воля главы исполнительной власти. Позитивные сдвиги в этой области возможны лишь тогда, когда руководство соответствующим процессом и его всесторонним обеспечением берет в свои руки первое лицо. С мафией на Сицилии начали эффективно бороться лишь после того, как глава государства Муссолини принял соответствующее решение и активно включился в этот процесс. До этого все аналогичные попытки отдельных политических деятелей были лишь актами самопожертвования. Как только правая рука Муссолини в борьбе с мафией Цезарь Моро затронул интересы самого Муссолини (Моро стал разоблачать высших функционеров фашистской партии, приостановил деятельность фашистов на Сицилии и арестовал за руководство мафистской структурой главного сицилийского фашиста - депутата парламента Кукко), легендарный антимафист был отправлен в отставку, и борьба с мафией прекратилась.
Аналогичным образом широкомасштабные операции против колумбийской наркомафии начались лишь в январе 1978 года, сразу после того, как президентом страны стал Турбай, человек преисполненный решимости избавить родину от мафистского спрута. Немедленно после вступления в должность, в первом же выступлении в качестве президента перед народом Турбай объявил мафии войну.
Механизм укрепления государственной системы воздействия на преступность имеет сложный опосредованный характер, элементами которого являются:
- осознание общественностью остроты криминальной проблемы;
- формирование механизмов выдвижения лидера, способного решить эти проблемы;
- приход к верховной власти человека, имеющего установку на бескомпромиссное противостояние с преступностью и адекватную концепцию этой деятельности, формирование им команды единомышленников антикриминальной направленности;
- укрепление государственной системы разрушающего воздействия на преступность;
- создание механизмов противодействия тенденции саморазложения этой системы.
В процессе выдвижения на роль общенационального лидера человека с установками на бескомпромиссную борьбу с преступностью огромную роль играют средства массовой информации. В 30-х годах на пост президента США претендовал чрезвычайный атторней Т. Дьюи, который сумел одержать ряд частных побед над американской организованной преступностью (в 1936 году он упрятал за решетку одного из руководителей «Коза Ностра» гангстера Лючиано - того приговорили к 50 годам тюрьмы за торговлю.«живым товаром»). Но общество не знало о том, что такое «Коза Ностра», проблема мафии была в то время «десятой» проблемой для американцев. Дьюи не был избран президентом, а с Лючиано стали сотрудничать государственные чиновники, и гангстер скоро оказался на свободе. В начале 60-х по стопам Дьюи пошел Генеральный атторней Джон Кеннеди. Первые шаги Кеннеди в борьбе с организованной преступностью были весьма успешны. Осенью 1963 года вся Америка следила по телевидению за процессом над «Коза Ностра», которую разоблачил Джозеф Валачи. Поняв, что такое мафиозный монстр, американское общество содрогнулось от перспектив тотальной криминализации, и Джон Кеннеди был избран президентом, а его брат Роберт стал генеральным прокурором.
Интересно, что первыми смертельную опасность, скрывающуюся в росте антимафистких настроений в обществе, почувствовали сами представители преступного мира. Пункт девятый устава «Коза Ностра» содержал установки на связь с общественностью и предусматривал принятие превентивных мер во избежание антимафизации общественного мнения.*
* См.: Малышев В.В. Процесс над мафией. М., 1989. С. 60.
Таким образом, схема создания эффективного государственного механизма разрушающего воздействия на организованную преступность в демократическом государстве такова:
1) объединение здоровых сил общества (и в Колумбии, и в США, и в Италии все начиналось с относительно небольшой группы, в которую, наряду с юлитиками, входили работники правоохранительных органов и журналисты);
2) информационный взрыв и резкая антимафизация общественного мнения;
3) на волне антимафистких настроений избрание лидером государства представителя здоровых сил общества.
В тоталитарном обществе действует иной механизм. Принцип: «Кто не с нами - тот против нас», лежащий в основе тоталитарного общества, исключает наличие значительных очагов инакомыслия и независимости. В таком государстве мафисты либо становятся государственными чиновниками, либо «сходят со сцены». В тоталитарном обществе функционируют эффективные механизмы разрушающего воздействия на преступность, ибо без них не может быть тоталитаризма. К сожалению, помимо преступности тоталитарное государство постепенно разрушает и само общество, и отдельного человека.
Система разрушающего воздействия на организованную преступность лишь тогда сможет функционировать эффективно, если ей удастся нейтрализовать защитные механизмы мафии. В достижении этой цели в ряде зарубежных государств накоплен определенный опыт (подробнее см. § 2 главы XXVI).
Воздействие на организованную преступность должно основываться на специальных принципах, главным из которых является безусловная необходимость долговременной стратегии. Ведь сила данного вида преступности заключается и в том, что противоправная деятельность в этой сфере отличается серьезнейшей подготовленностью и мощнейшим обеспечением (организационным, материальным, идеологическим). Лидеры преступного мира до деталей отрабатывают не только тактику преступлений, но и стратегию преступной деятельности, рассчитанную на годы и десятилетия. Социальный организм, имеющий стратегию поведения, в перспективе будет иметь преимущество над структурами, работающими по принципу «стимул-реакция». Эта закономерность характерна и для развернувшегося в нашем обществе противоборства государства и организованной преступности.
Сущностью государственной стратегии по борьбе с организованной преступностью должно быть устранение преимуществ криминальных групп и развитие преимуществ государства. При отсутствии четкой стратегии и конкретной программы, рассчитанной на длительный период противостояния с преступностью, шансов не только на победу, но и на установление определенных паритетов нет. При проведении кратковременных «ярких» кампаний. по ликвидации организованной преступности вероятность положительных результатов близка к нулю. Напротив, при правильной организации стратегического противостояния успех возможен. Это убедительно продемонстрировал как отечественный, так и зарубежный опыт.
Организация стратегического противостояния должна включать следующие элементы:
1) определение целей (перспективных и поэтапных);
2) создание вневедомственных государственных органов по борьбе с преступным сообществом, организационная структура которых была бы адекватна задачам, которые эти органы должны решить, не уступающих в степени защищенности криминальным кланам (речь идет о защите от коррупции, шантажа и физических расправ);
3) создание приоритета в их материальном обеспечении;
4) переход к государственной политике, максимально затрудняющей деятельность и развитие организованной преступности (формирование соответствующих контрольных структур, законодательной базы, идеологии, приоритетов производственно-хозяйственной деятельности и т.д.).
1. Определение целей обычно не вызывает затруднений, поскольку имеется в виду максимально желаемый результат. Однако опыт показывает, что определять надо не максимально возможное, а тот минимум, при котором результаты могут считаться удовлетворительными. В этой связи особую актуальность представляет разработка фундаментальной теоретической концепции, которую можно было бы положить в основу стратегии. Ошибки государственной политики не позволили реализовать одну из самых оптимальных стратегий - предупреждение возникновения организованной преступности. Она стала реальностью нашей жизни. Следовательно, необходимо искать новые подходы.
Установление контроля над организованной преступностью предполагает, по крайней мере, недопущение роста ее могущества. И здесь не годятся устоявшиеся критерии: сколько операций проведено, сколько денег и оружия изъято, сколько преступников арестовано (это показатели социального реагирования, а не сущностного результата, ведь уничтожение определенных преступных групп может лишь усилить их конкурентов и, в конечном итоге, увеличить влияние организованной преступности на общество). В то же время объективные критерии контроля над организованной преступностью найти нелегко. Как уже отмечалось, есть у этой концепции еще один недостаток: она как бы изначально формирует у работников спецслужб установку на то, что максимум, чего общество может достичь в противоборстве с криминальным монстром, - это контроль. Да и в общественном сознании восприятие стратегии контроля весьма своеобразно: контроль понимается как отслеживание криминальной активности преступных групп без принятия эффективных мер их устранения. Поэтому представляется наиболее оптимальным стратегическим подходом к определению целей противостояния общества и криминальных структур разработка концепции деструктивного воздействия. Суть данной концепции применительно к анализируемой области заключается в постепенном разрушении структур организованной преступности и вытеснении ее активности за пределы страны. В качестве поэтапных целей (и одновременно объективных показателей успеха деятельности правоохранительных органов) можно принять устранение проявлений организованной преступности из определенных сфер жизни общества. Несомненно, военная сфера (наряду с государственным управлением) в этом отношении является приоритетной.
Глобальной перспективной целью может быть разрушение российской структуры организованной преступности и блокирование проникновения в нашу страну транснациональной мафии.
Сущность разрушения - в уменьшении уровня системности преступности. Организованная преступность - самоорганизующаяся и самовосстанавливающаяся система высокого уровня. Сотрудничество с представителями организованной преступности, какими бы благими не были намерения лиц, предлагающих такое сотрудничество, повышает уровень ее системности. Создается иллюзия ее полезности для общества, реально же ее общественная опасность возрастает. Польза от такого сотрудничества минимальна для общества, максимальна для преступного мира.
Определение целей - принципиальный аспект стратегии. Цель определенного уровня требует и определенного уровня политического, материального, кадрового, организационного, правового и идеологического обеспечения. Уровень обеспечения и уровень целей находятся в жесткой зависимости. При том, что у нас нередко декларируются самые радужные цели борьбы с преступностью, уровень обеспечения этой деятельности не позволяет достичь никаких реальных результатов. Задача ученых - конкретно констатировать: какие цели реальны и каких затрат потребует их достижение. Задача независимой прессы - сделать эту информацию достоянием широкой общественности. В этом случае демократизация, которая дала мощнейший импульс развитию организованной преступности, сможет- принести определенную пользу обществу.
Для того чтобы стало реальным избавление от криминальной сети, необходимо устранение системообразующих факторов:
- сложная структурированность преступной организации;
- использование подкупа, угроз и убийств;
- использование значительных финансовых средств в качестве инструмента преступной деятельности;
- интеграция преступных групп в преступное сообщество в рамках страны и в международном масштабе.
Зарубежный опыт показывает, что для эффективного противодействия организованной преступности необходимо запустить в действие механизм укрепления государственной системы разрушающего воздействия на преступность и создать социальные механизмы, которые позволили бы устранить данные системообразующие факторы, обусловливающие преимущества организованной преступности, ее неуязвимость, приоритет темпов эволюции мафии над темпами эволюции государственных антикриминальных структур.
2. Развитие организованной преступности во всех странах мира в тот или иной период ставило на повестку дня вопрос о неспособности традиционной полицейской системы противостоять этому спруту. Недостатки организации правоохранительных органов приводят к их глобальной коррумпированности, и они начинают лишь имитировать борьбу с преступностью. Схема деградации правоохранительных органов почти во всех странах аналогична. Низкий уровень защищенности и заработной платы ставит госслужащих перед дилеммой: быть честным и испытывать нужду, а также постоянно ставить под угрозу безопасность собственную и своих близких, либо... как в старой поговорке - быть богатым и здоровым. Неудивительно, что обычно люди выбирают последнее. Подкуп, угрозы и физическое устранение несговорчивых позволяют мафиозным структурам мирно сосуществовать с правоохранительными службами.
Нейтрализовать возможности подкупа можно лишь сочетанием отбора людей высокой нравственной чистоты с соответствующим стимулированием добросовестной службы (как текущим - высокая зарплата, обеспечение квартирой, медицинским обслуживанием; так и перспективным - пенсионное обеспечение по истечении десяти лет службы, ускоренное присвоение специальных званий и т.п.). Поскольку нравственная чистота значительно затрудняет жизнь человека в нашей реальности (что оказывается под силу далеко немногим), количество людей, которым удалось ее сохранить, стремительно уменьшается. Стратегической задачей глобальной государственной политики должно стать кардинальное изменение личностных установок. Вся система идеологических мер, воспитательной политики, бытовых реалий должна быть переориентирована на это. В противном случае наше общество уподобится зоологической популяции пожирающих друг друга насекомых.
Наиболее распространенный способ шантажа - угроза уничтожения членов семьи. Защитить их надежно практически невозможно. Нормальный человек, которого предупредили о возможном убийстве его ребенка, не способен активно противостоять преступникам. Поэтому приоритет в подборе кадров для структур по борьбе с организованной преступностью должен отдаваться лицам, не имеющим семей. Укомплектовать госорганы такими кадрами в одночасье невозможно. Лишь соответствующая стратегическая программа, рассчитанная на годы, позволит решить эту проблему. Негласный поиск кандидатур, предварительное наблюдение за ними, система специального воспитания и обучения позволит создать подразделения бесстрашных бойцов, неуязвимых для шантажа, способных выполнить любую поставленную задачу. Этот принцип комплектования наиболее боеспособных военных структур давно известен истории (интересно, что и наши суворовские училища задумывались как учебные заведения для сирот). Его с успехом практикуют и наиболее мощные мафиозные кланы. Возможности государства в реализации такого подхода к укомплектованию органов по борьбе с организованной преступностью несравненно более широкие, поэтому логично ожидать, что претворение его в жизнь позволит значительно изменить соотношение сил в пользу правоохранительных структур.
Для того чтобы служба по борьбе с организованной преступностью могла эффективно выявлять коррумпированных элементов во всех ведомствах, включая правоохранительные, она должна быть самостоятельной и подотчетной лишь представительным органам власти. Наиболее оптимальным вариантом такой структуры мог бы быть федеральный центр по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, который по характеру зависимости от органов государственной масти был бы на том же уровне, что и прокуратура, т.е. независим и подотчетен только Федеральному Собранию.
Объектом серьезной заботы должна стать безопасность судей. Сейчас, к сожалению, они практически беззащитны. «Судью убить проще, чем купить билет на поезд»,— констатирует газета «Известия».* При такой «черной дыре» абсолютная независимость судейского корпуса может иметь лишь отрицательные последствия. Независимость судей, их высокое материальное обеспечение должно быть дополнено абсолютной гарантией безопасности. Роль судьи, выносящего суровый приговор представителям мафиозных структур, не менее опасна, чем деятельность оперативников, задерживающих этих преступников. Оптимальным может быть создание спецсудов для рассмотрения уголовных дел в отношении наиболее опасных преступников. Такие суды должны иметь повышенную степень защиты. Без этого судебные приговоры будут выноситься с оглядкой на возможную месть, и соответственно страх, а не справедливость будут основой правосознания судей.
* См.: Охота на судей // Известия. 1994. 23 января.
3. При решение вопроса материального обеспечения органов, ведущих борьбу с преступностью, необходимо в качестве аксиомы принять два положения:
- без приоритета в этой области (а по канонам военного искусства приоритет у наступающих должен быть тройной) наступательности в противоборстве с преступностью не будет, а будет лишь создаваться видимость ее, что может иметь только отрицательные последствия (введение общества в заблуждение, потеря лучших кадров, укрепление у противника веры в свою непобедимость, переход на его сторону колеблющихся);
- наше общество способно создать такой приоритет, необходимо лишь оптимально переструктурировать расходование материальных средств. В книге «Преступность в США» Р. Кларк, бывший министр юстиции, отмечал, что на табак американцы ежегодно расходуют 9 миллиардов долларов, на спиртное -12,5 миллиардов, в то время как общие расходы на полицию, прокуратуру, суды и исправительные учреждения составляют 5 миллиардов.* Нет сомнения, | что соотношение расходов по данным статьям в нашей стране еще более удручающее. А если учесть ежегодную многомиллиардную долларовую утечку oтeчественных финансов за рубеж, пресечение которой правоохранительными органами могло бы избавить нашу страну от поработительного бремени иностранных займов и открыть достаточные источники финансирования, то ссылки на бедность государственной казны - это не более чем лукавство.
* См: Кларк Р. Преступность в США. М.: Прогресс, 1975. С. 158.
4. Международный опыт борьбы с организованной преступностью показывает, что определенная государственная политика может существенно затруднить активность организованных преступных сообществ, сделать ее неэффективной, что в конечном итоге приводит к переносу арены криминальной деятельности мафиозных кланов в другие страны.
К элементам государственной политики, существенно затрудняющим активность мафиозных структур, относятся:
а) принятие эффективного законодательства:
- мешающего зарабатывать деньги криминальными способами;
- облегчающего выявление преступников;
- облегчающего доказательство их вины;
- затрудняющего использование «грязных» денег;
б) создание разветвленной системы контролирующих органов;
в) изменение приоритетов производственно-хозяйственной деятельности в различных областях (приватизация, квотирование и лицензирование, налогообложение и т.п.);
г) формирование идеологии, отторгающей/сотрудничество с криминальными структурами.
Особо хотелось бы подчеркнуть необходимость скорейшего принятия давно разработанных и прошедших первые этапы законодательного одобрения Законы «О борьбе с организованной преступностью», «О борьбе с коррупцией», «О защите свидетелей». Аргументы противников о том, что законы не являются решающим фактором борьбы с организованной преступностью, - попытка введения в заблуждение лиц, не знакомых детально с этой проблемой. Принятие в США соответствующих законов позволило нанести такой мощный удар по преступному миру, который почувствовали даже гонконгские мафиозные группировки.* «Демократическим» оппонентам этих законов следует помнить слова П.А. Столыпина: «Государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада».** Интересно, что на одной из последних международных конференций по проблемам борьбы с преступностью буржуазные ученые высказывались в аналогичном смысле: «Кому нужна такая свобода, при которой жертвами преступлений становится каждый третий, где каждый свободен, чтобы постоянно испытывать страх перед преступниками, и свободен, чтобы пострадать от криминального мира?».***
*См.: Донели Т. Китайские триады // Информационный бюллетень Интерпола. 1993. № 5. С. 48-49.
**Цит. по: Борисов А. На страже монархии // Милиция. 1994. Т. 4. № 1. С. 41
*** См.: Social changes, crime and police. International Conference. Budapest, 1993. P. 22.
Соответствующие аналитические и прогностические структуры федерального центра по борьбе с организованной преступностью должны постоянно отслеживать тенденции и факторы развития криминала и регулярно представлять органам власти информацию и рекомендации для коррекции государственной политики и выработки оптимальной политической линии.
Рассмотренные элементы оптимальной стратегии борьбы с организованной преступностью носят принципиальный характер. Не реализовав их, общество не может рассчитывать на успех в противоборстве с преступным сообществом. В этой связи весьма актуальной научной и политической проблемой оказывается поиск путей воздействия гражданского общества на государство с тем, чтобы принудить его принять необходимые меры воздействия на преступность.
Глобальное направление разрушения организованной преступности раскрыл В.В. Лунеев: «Ныне, когда права человека становятся общепризнанной и непреходящей человеческой ценностью, когда их расширение представляется единственной реальной тенденцией, очень трудно себе представить добровольное ограничение этих прав в целях сужения возможностей преступности. Но это тоже реальная тенденция и она последовательно реализуется в законодательстве многих стран... Самоограничиться заставит страх перед диктатурой растущей и наглеющей преступности... Я говорю не об иррациональном страхе индивида за свою жизнь, а об осознанном страхе человеческой цивилизации за свое существование. Очень часто мы слышим: «Красота спасет мир». Нет сомнения в том, что красота созидательна и вносит существенный вклад в спасение мира. Но его спасет все-таки не красота, а страх перед самоуничтожением».*
*Лунеев В.В. Преступность XX века. С. 497.
- Предисловие
- РазделI. Криминологическое учение о преступности
- ГлаваI. Криминология – наука о преступности §1. Понятие криминологии. Предыстория науки о преступности
- Определение криминологии
- Предмет криминологии
- §2. Значение криминологии
- ГлаваIi. Преступность- многогранный объект исследования
- §1. Правовой подход к анализу преступности
- § 2. Количественные и качественные показатели преступности
- §3. Криминологическая характеристика преступности
- Состояние, структура и динамика преступности в мире
- Динамика мировой преступности
- Структура преступности в различных странах
- Криминологическая характеристика преступности в России.
- ГлаваIii. Нетрадиционные подходы к анализу преступности §1. Социологический подход к изучению преступности
- §2. Антропологический подход к анализу преступности
- §3. Теологический подход к изучению преступности
- РазделIi. Причины преступности ГлаваIi. Личность преступника
- §1. Понятие личности преступника
- §2. Криминогенные качества личности
- §3. Структура личности преступника
- §4. Соотношение социального и биологического в личности преступника и преступном поведении
- §5. Методы изучения личности преступника и коррекции криминогенных качеств
- Главаv. Механизм преступного поведения §1. Методология анализа причин преступности
- §2. Структура причин отдельного преступления
- §3. Готовность к совершению преступления как элемент криминальной мотивации Криминальная мотивация
- Криминальная готовность
- §4. Методика выявления причин и условий преступления
- Изучение причин и условий преступления на предварительном следствия
- Изучение причин и условий преступления в суде
- Главаvi. Причины преступности §1. Причинность в криминальной сфере
- §2. Факторы преступности
- §3. Причины преступности в России Закономерности развития социума и преступность
- Криминологический аспект функционирования социальных механизмов
- Факторы преступности в России
- Разделiii. Воздействие на преступность главаvii. Социальное отрицание преступности §1. Сущность социального отрицания преступности
- §2. Характеристика основных подходов к воздействию на преступность
- Предупреждение преступности
- Профилактика преступности
- Борьба с преступностью
- Доктрина контроля преступности
- Концепция разрушающего воздействия на преступность
- Главаviii. Структура воздействия на преступность
- §1. Объект антикриминального воздействия
- §2. Меры воздействия на преступность
- §3. Субъект воздействия на преступность
- §4. Цели воздействия на преступность
- §5. Системы, воздействующие на преступность
- Главаix. Онтология воздействия на преступность.
- §1. Организующая сила разрушающего воздействия на преступность
- §2. Парадоксы социального отрицания преступности
- §3. Принципы разрушающего воздействия на преступность
- Главаx. Виктимологическая профилактика преступлений §1. История виктимологии
- §2. Сущность и основные направления виктимологической профилактики
- §3. Виктимологические рекомендации
- Главаxi. Управление социальными процессами и преступность. Криминологическое прогнозирование. §1. Преступность и политика
- §2. Политика и социальные процессы Криминологическое моделирование социальных процессов
- Понятие социальных процессов
- Управление социальными процессами
- Типология социальных процессов.
- Ключевые социальные процессы.
- §3. Социальные процессы в сфере распределения и преступность
- Понятие распределения.
- Типология социальных механизмов распределения.
- Механизмы влияния распределения на социум
- Непосредственное воздействие
- Опосредованное воздействие.
- §4. Криминологическое прогнозирование и планирование работы по предупреждению преступлений Понятие и виды криминологического прогнозирования
- Прогнозирование преступности
- Прогнозирование индивидуального преступного поведения
- Планирование предупреждения преступлений
- Главаxi. Культура и воздействие на преступность §1. Понятие и сущность культуры
- §2. Грани взаимодействия преступности и культуры
- §3. Криминологический аспект типологии культур Агрессивные и неагрессивные культуры.
- Конструктивные и деструктивные культуры
- Культура, ориентированная на материальное потребление, и культура, ориентированная на духовное развитие.
- Взаимодействие и взаимовлияние культур.
- Конфликт культур.
- Внутрикультурные противоречия.
- Культуры справедливые и несправедливые.
- §4. Воздействие на культуру и культурное воздействие на преступность
- Разделiv. Воздействие на отдельные виды преступности главаxiii. Насильственная преступность
- §1. Криминологическая характеристика насильственной преступности
- §2. Причины насильственных преступлений Типы насильственных преступников
- Особенности детерминации насильственных преступлений
- Факторы насильственных преступлений
- §3. Воздействие на насильственную преступность
- Профилактика случайных насильственных преступлений.
- Профилактика криминального конформизма.
- Виктимологическая профилактика насильственных преступлений.
- Главаxiv. Корыстная преступность
- §1. Криминологическая характеристика корыстной преступности
- §2. Типология личности корыстного преступника
- §3. Причины корыстных преступлений Особенности детерминации корыстных преступлений
- Особенности причин корыстных преступлений в России
- §4. Воздействие на корыстную преступность
- Профилактика случайных корыстных преступлений
- Виктимологическая профилактика корыстных преступлений
- Главаxv. Рецидивная и профессиональна преступность
- §1. Рецидивная преступность. Понятие и типология рецидивной преступности
- Криминологическая характеристика рецидивной преступности
- Основные тенденции развития рецидивной преступности
- Особая общественная опасность рецидивной преступности
- Типология личности преступника-рецидивиста
- Особенности детерминации рецидивной преступности
- Факторы рецидивной преступности
- Профилактика преступного рецидива
- §2. Профессиональная преступность Понятие и типология профессиональной преступности
- Преступный мир
- Основные тенденции развития профессиональной преступности
- Особая общественная опасность профессиональной преступности
- Типология личности профессионального преступника
- Особенности детерминации профессиональной преступности
- Факторы преступной профессионализации
- Причины профессиональной преступности
- Воздействие на профессиональную преступность
- Главаxvi. Организованная преступность §1. Понятие и криминологическая характеристика организованной преступности
- Понятие организованной преступности
- Состояние и структура организованной преступности
- §2. Истоки и факторы устойчивости организованной преступности
- Факторы устойчивости организованной преступности, вытекающие из ее внутреннейприроды
- Факторы, связанные с пороками социально-политических и культурных основ жизни общества
- Особенности причинной обусловленности организованной преступности в современной России
- §3. Социальное противодействие организованной преступности
- Главаxvii. Политическая преступность §1. Криминологическая характеристика политической преступности
- Политическая мотивация и преступность
- Типология политических преступлений
- Внутриполитические и внешнеполитические преступления
- Политическая преступность мирного и военного времени.
- Исторический аспект политической преступности в России
- Преступность в политической сфере
- §2. Причины политической преступности Типология личности политического преступника
- Особенности детерминации политической преступности
- Политические преступления агентов влияния
- Преступность правящей элиты
- Взаимосвязь общеуголовной и политической преступности
- Факторы политической преступности
- §3. Воздействие на политическую преступность
- Главаxviii. Неосторожная преступность §1. Криминологическая характеристика неосторожной преступности
- §2. Причины неосторожных преступлений Характеристика личности неосторожного преступника
- Классификация факторов неосторожной преступности
- Характеристика криминогенной ситуации
- §3. Воздействие на неосторожную преступность
- Профилактика автопроисшествий
- Главаxix. Преступность несовершеннолетних §1. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних
- Состояние, структура и динамика преступности несовершеннолетних
- §2. Причины преступности несовершеннолетних Типология несовершеннолетних преступников
- Факторы преступности несовершеннолетних
- Криминогенные факторы семейного воспитания
- §3. Профилактика преступности в среде несовершеннолетних
- Антикриминогенное воздействие семьи
- Государство и семья
- Главаxx. Женская преступность
- §1. Криминологическая характеристика женской преступности
- §2. Причины женской преступности Особенности детерминации женской преступности
- Особенности процессов нравственной деградации женщин
- Факторы женской преступности
- §3. Профилактика преступности женщин
- Главаxxi. Экологическая преступность §1. Криминологическая характеристика экологической преступности Особая значимость изучения экологической преступности
- Особая общественная опасность экологической преступности
- §2. Причины экологической преступности Типология личности экологического преступника
- Особенности детерминации экологической преступности
- Факторы экологической преступности
- § 3. Воздействие на экологическую преступность
- Главаxxii. Преступность военнослужащих §1. Криминологическая характеристика преступности в Вооруженных Силах России
- §2. Причины преступности в Вооруженных Силах России
- §3. Воздействие на преступность в войсках
- Меры искоренения дедовщины в войсках
- Профилактика корыстных преступлений в Вооруженных Силах
- Предупреждение уклонений от военной службы
- Главаxiii. Совершение преступлений в экстремальных условиях. Преступность военного времени § 1. Особенности преступности в экстремальных условиях
- §2. Криминологическая характеристика преступности военного времени
- Особенности преступности в гражданском обществе в период войны
- Особенности преступности в Вооруженных Силах в период военных действий
- §3. Особенности детерминации преступности в военное время
- Особенности причин насильственных, корыстных и неосторожных преступлений в военное время
- Причины преступлений трусливо-малодушной мотивации
- Война как фактор послевоенной преступности
- §4. Воздействие на преступность в военное время
- Главаxxiv. Криминально-криминогенные феномены
- §1. Пьянство и алкоголизм
- Факторы пьянства и алкоголизма*
- Социальная профилактика пьянства и алкоголизма
- §2. Наркомания
- Факторы наркотизма
- Зарубежный опыт профилактики наркомании
- Зарубежный опыт борьбы с наркомафией
- Профилактика наркотизма в нашей стране
- §3. Проституция
- Факторы проституции
- Профилактика проституции
- §4. Экстремизм Понятие и типология экстремизма
- Истоки экстремизма
- §5. Социальная маргинальность
- §2. Развитие криминологии в рамках классической школы права
- §3. Антропологическое направление криминологии
- §4. Социологическое направление криминологии
- Теория анатомии
- Теория стигмы
- Теория дифференциальной ассоциации
- Виктимология
- Архитектурная криминология
- Радикальная криминология
- Главаxvi. Современные зарубежные криминологические теории и практика воздействия на преступность за рубежом §1. Современное состояние и перспективы зарубежной криминологии
- §2. Зарубежный опыт противодействия организованной преступности
- Эволюция мафии
- Несоответствие фундаментальных принципов развития преступности и правоохранительной системы
- Сферы деятельности функционеров организованной преступности
- Заключение
- Оглавление: