logo search
Криминология_Иншаков С

§2. Развитие криминологии в рамках классической школы права

Классическая школа права возникла в XVIII веке как результат значи­тельного распространения гуманистических воззрений на природу преступ­ности и способы воздействия на данный феномен.

Принцип гуманизма был положен в основу трудов великих просветителей XVIII века - философов Руссо, Вольтера, Дидро, Монтескье. Они развили идеи утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы о справедливом общественном ус­тройстве как способе избавления государства от преступности, сделали эти идеи более реальными, менее утопичными.

Эти ученые выдвинули много положений о гуманизации всей системы воздействия на преступность за счет уменьшения роли и степени применения кары. Установление равенства граждан, устранение нищеты и бесправия са­мых обездоленных социальных слоев, по их мысли, приведут к снижению уровня преступности. Гармония в обществе, социальный мир - лучшая мера устранения преступлений.

Много идей было высказано ими о гуманизации наказаний. Им принад­лежит классический принцип: «Главное не то, чтобы было назначено строгое наказание». Они со всей остротой поставили вопрос о том, что предупрежде­ние преступлений должно главенствовать над наказанием. Всемирную изве­стность приобрел императив: «Лучше десять преступников оставить безнака­занными, чем наказать одного невиновного».

Идеи гуманистов синтезировал Ч. Беккариа, опубликовавший в 1764 году фундаментальный труд «О преступлениях и наказаниях».

В своем труде Беккариа систематизировал философско-криминологичес-кие идеи своих предшественников и облек их в форму следующих правовых принципов:

«Лучше предупреждать преступления, чем наказывать».*

«Хотите предупредить преступление? Сделайте так, чтобы законы были яс­ными, простыми, чтобы вся сила нации была сосредоточена на их защите».**

«Должна быть соразмерность между преступлениями и наказаниями».***

«Единственным и истинным мерилом преступлений является вред, кото­рый они причиняют нации».****

«Для достижения цели наказания достаточно, чтобы зло наказания пре­вышало выгоду, достигаемую преступлением».*****

* Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 393.

** Там же. С. 395.

***'Там же. С. 216.

**** Там же. С. 223.

*****Там же. С. 311.

«Цель наказания заключается не в истязании и мучении человека... цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь принести вред обществу и удержать других от совершения того же».*

«Чем скорее следует наказание за преступлением, чем ближе к нему, тем оно справедливее, тем оно полезнее».**

«Уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания произве­дет всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестоким, но сопровождаемый надеждой на безнаказанность».***

* Там же. С. 243.

** Там же. С. 281.

*** Там же. С. 309.

«Смертная казнь не может быть полезна, потому что она подает людям пример жестокости... Пожизненное рабство, заменяющее смертную казнь,

явилось бы поэтому достаточно суровым наказанием, чтобы удержать от пре­ступления и самого решительного человека».*

* Баккариа Ч, Указ. соч. С. 320-326.

«Власть толковать законы не может принадлежать судьям по одному тому, что они не законодатели... Нет ничего опаснее общепринятой аксиомы, что следует руководствоваться духом закона... Дух закона зависел бы от хорошей или дурной логики судьи, от хорошего или дурного его пищеварения».*

* Там же. С. 207-209.

Идеи Беккариа имели громадный резонанс не только в научной среде. Многие монархи пытались реализовать их на практике. Король Пруссии Фридрих II очень высоко ценил теоретические построения Беккариа и пы­тался воплотить их в жизнь в своем королевстве. В определенной мере его идеи были реализованы во Французском уголовном кодексе 1791 года.

Огромный вклад в развитие идей классической школы права внес англий­ский ученый Иеремия Бентам (1748-1832), который разработал свою теорию наказания, оказавшую значительное влияние на развитие науки о преступности.

Одну из причин преступности Бентам усматривал в несовершенстве зако­нов. Развивая идеи Монтескье и Беккариа о необходимости соразмерности наказания, он попытался найти конкретный способ определения этой сораз­мерности. Бентам сконструировал идеальную модель преступника и процес­са принятия им решения перед совершением преступного деяния. Тот оцени­вает положительные и отрицательные последствия нарушения закона и в зависимости от того, чего преступление принесет больше: хорошего или пло­хого, - решает, совершать его или не совершать. На основе разработанного им метода моральной арифметики Бентам пытался (и во многом ему это удалось) преодолеть догматику естественного права. Он составил всеобъемлю­щую таблицу удовольствий и страданий, вскрыл условия, влияющие на чув­ствительность личности.*

* См.: Бентам И. Основные начала уголовного кодекса //.Бентам И. Избранные сочине­ния. Т. 1; СПб., 1867. Бентам И. Принципы законодательства. М.,1896.

На этой основе Бентам вывел ряд принципов назначения наказания преступникам:

- «должно, чтобы зло наказания превосходило выгоду преступления»;

- «чем менее неминуемость наказания, тем более должна быть строгость его»;

- «чем важнее преступление, тем более можно решиться на наказание же­стокое для вящей надежды предупредить преступление»;

- «одинаковые наказания за одинаковые преступления не долженствуют быть налагаемыми на всех преступников без изъятия. Надлежит принимать в уважение обстоятельства, имеющие влияние на чувствительность».*

Он выступал противником чрезмерного нерационального ужесточения наказаний. В фундаментальном труде «Основные начала уголовного кодекса». Он писал: «Политика законодателя, все наказывающего смертной казнью, по­хожа на трусливое отвращение ребенка,— он раздавливает насекомое, на ко­торое боится взглянуть... Не верьте слишком легко в эту необходимость смер­ти. Избегая ее в наказаниях, вы предупредите ее в самих преступлениях».*

* См.: Бентам И. Рассуждения о гражданском и уголовном законоположении (сочинения английского юрисконсульта). СПб., 1806. С. 546-551.

Аналогичные идеи разрабатывал видный немецкий ученый Пауль-Иоган-Ансельм Фейербах (1775-1833), отец известного философа Л. Фейербаха, ав­тор популярного в то время учебника по уголовному праву.** Этот учебник представлял из себя комментированный проект Уголовного кодекса с деталь­ным анализом аналогов из Римского права. Этот проект был утвержден в ка­честве Уголовного Уложения Германии в 1813 году.

* См.: Бентам И. Основные начала уголовного кодекса // Бентам И. Избранные сочине­ния. Т. 1. С.677.

** См.: Фейербах ПА. Уголовное право. СПб., 1810.

Фейербах был одним из первых, кто начал выделять из уголовного права в самостоятельные отрасли познания философию наказательного права, кри­минальную психологию, уголовную политику - эти изыскания Фейербаха можно считать началом процесса отпочковывания криминологии в самосто­ятельную науку.

Теоретические положения о предупреждении преступлений, разработан­ные Фейербахом во многом сходны с идеями Бентама: «Сила желания совер­шить поступок прекращается тем, что после дела его неминуемо последует зло, гораздо большее той неприятности, какая от неудовлетворенного побуж­дения произойти может».* Будучи приверженцем кантовской философской критической системы, Фейербах не счел возможным следовать в русле идей великого философа в вопросах о каре. Он разработал уголовно-правовую тео­рию психического принуждения или психического устрашения как цели на­казания. Наказания Фейербах делил на две группы: наказания угрожаемые и наказания причиняемые. Цель первого - отвращение страхом от преступле­ния, цель второго - демонстрация действенности закона.** Здесь мы видим лишь идеи общего предупреждения, хотя уже в трактате о рациональной тюрьме Бентам достаточно четко в качестве воздействия на преступность оп­ределил частную превенцию - перевоспитание и исправление преступников в местах лишения свободы. Весьма основательно идеи частной превенции бы­ли развиты последующими представителями классической школы уголовного .права - такими учеными, как Грольман, Штельцер, Арене, Редер, которые от­носили исправление преступника к главной цели уголовного наказания.

* Там же. С. 14.

** См.: Там же. С. 18.

Работы Беккариа, Бентама, Фейербаха и их последователей сформировали классическое направление уголовного права. В рамках этой школы развива­лись и криминологические идеи, которые органически увязывались с уголов­ным правом. Основные идеи классической школы сводились к следующему:

- человек является носителем свободной воли, и преступление есть ре­зультат его произвольного выбора;

- в силу того, что лицо, обладая нравственной свободой, избирает зло, оно должно нести наказание за свой выбор;

- процесс принятия решения о совершении преступления носит исклю­чительно рациональный характер. Человек совершает преступление лишь в случае, если считает его полезным для себя после взвешивания всех «за» и «против»;

- усиливая наказание, общество делает преступления менее привлека­тельными, что позволяет удерживать людей от их совершения;

- искусство законодателя и его гуманизм заключаются в том, чтобы уже­сточение наказания проводилось не по принципу «чем больше, тем лучше», а по принципу «ужесточать лишь настолько, чтобы сделать преступление не­привлекательным».

Ученым классической школы пришлось выдержать немало критики. Представителей классической школы иногда упрекают в том, что они упус­тили из поля зрения личность преступника. Э. Ферри, в частности, указывал: «Для криминалистов, судей и законодателей область правосудия содержит в себе три момента: преступление, суд и наказание. Классическая школа не знает преступника, который, между тем, является началом и вместе с тем ко­нечной целью деятельности общественной обороны от преступности».* Дан­ный упрек вряд ли можно считать обоснованным. Конечно, концепция пре­ступника у них была несколько схематичной и упрощенной, чрезмерно рационалистичной (с гипертрофированным «принципом пользы»). Но в этом их вряд ли можно упрекать - они работали на уровне развития психологиче­ской и философской мысли того времени. Ведь лишь в XX веке психологи ус­тановили, что характерной чертой человека является: думать одно, говорить другое, а поступать вопреки и первому и второму. В то же время идеи этой школы не случайно получили название классических, поскольку они живы до сих пор и с незначительными модификациями являются основой системы воздействия на преступность во многих странах, несмотря на революцион­ные попытки отказаться от них.

* Ферри Э. Уголовная социология. М., 1908. С. 465.

После не увенчавшейся успехом попытки сторонников концепции соци­альной защиты радикально изменить процесс воздействия на преступность классическая школа возродилась. А. Принс и Ф. Лист внесли значительный вклад в создание так называемой неокласической школы права, объединив­шей в рамках уголовного права и правовую догматику, и уголовную полити­ку, и криминологию (криминальную антропологию и криминальную социо­логию).

Сегодня практически во всех странах мира классическое направление воздействия на преступность продолжает выполнять фундаментальные функции методологии воздействия на преступность.