logo search
Криминология_Иншаков С

Теория стигмы

Теория стигмы раскрывает один из важнейших факторов социальной дез­организации - пороки в области социального реагирования на преступления и правонарушения, негативные аспекты соответствующих традиций и общест­венного мнения, дефекты социальных механизмов, функционирующих в дан­ной области (органы полиции, правосудия, система исполнения наказания).

В 1938 году вышла в свет интересная работа ученого из Колумбийского университета Френка Танненбаума «Преступность и общество».* Ф. Танненбаум попытался применить к решению криминологических проблем социо­логическую теорию интеракционизма Чикагского профессора Д.Г. Мида. Джордж Герберт Мид рассматривал общественную жизнь как серию социаль­ных ситуаций и типичных реакций людей на поведение окружающих (интер­акций). По Д. Миду, каждому индивиду общество определяет какую-то роль, в которую тот «вкладывает себя, как актер», его поведение определяется со­циальными ожиданиями и стереотипами.** Справедливости ради следует за­метить, что основная парадигма интеракционистов еще в прошлом веке бы­ла сформулирована русским писателем: «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились».***

* См.: Tannenbaum F. Crime and the Community. N.Y., 1938.

** См.: Mead G.H. The philosofy of the present. Chicago, 1932; Mead G.H. Mind, self and soci­ety. Chicago, 1934.

*** Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени // Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1969. С.287.

Применив эти положения к проблемам объяснения преступного поведения, Ф. Танненбаум достаточно убедительно доказал, что неправильное реагиро­вание общества на преступления является одним из наиболее значимых кри­миногенных факторов. Он развил мысль М.Ю. Лермонтова и доказал, что ес­ли подростка все оценивают негативно, то он утрачивает многое из того положительного, что есть у каждого человека. Отрицательные оценки имеют две стороны: они удерживают от антиобщественных поступков, но при не­умелом их применении (Ф. Танненбаум называет этот процесс чрезмерной драматизацией зла) они могут инициировать криминализацию личности. Наклеивание негативных ярлыков нередко приводит к тому, что этот ярлык ста­новится компасом в жизни молодого человека. «Многие общественно опас­ные деяния совершаются подростками как шалость, а воспринимаются окружающими как проявление злой воли и оцениваются как преступления».*

* Tannenbaum F. The Dramatization of Evil // Perseptlon in Criminology. L.,1975.P. 351.

Надо заметить, что в конце 30-х годов многими социологами со всей ост­ротой был поставлен вопрос о том, справедливо ли рассматривать в качестве общественно опасных только те деяния, за которые закон предусматривает уголовное наказание. Теоретически схема уголовного законотворчества тако­ва: то или иное поведение расценивается как общественно опасное - прини­мается закон, запрещающий его под угрозой уголовного наказания. Реально же далеко не все, что запрещается законом под страхом уголовного наказа­ния, представляет опасность для общества. Нередко уголовно-правовые за­преты защищают интересы весьма незначительной части общества, и их со­блюдение приносит всему обществу не пользу, а вред. Социологи вслед за Р. Горафало пытались найти неправовые определения преступления и пре­ступности. Справедливость и эффективность уголовной репрессии ставились под сомнение. Разработанная Ф. Танненбаумом концепция «недопустимости драматизации зла» в значительной мере впитала эти идеи. Она легла в осно­ву интеракционистского подхода к изучению преступности, который впос­ледствии трансформировался в теорию стигмы.

Стигма в переводе с латинского означает клеймо. Из истории мы знаем, что клеймение преступников делало их изгоями, и такая мера борьбы с пре­ступностью нередко инициировала новые самые тяжкие преступления как ответную реакцию на социальное отторжение. Этот факт был общепризнан­ным и его брали за аксиому авторы данной теории.

Теория стигмы основывалась на многих философских и социальных тео­риях. Ее истоки можно увидеть в христианской заповеди «не судите - да не­судимы будете». Теоретики анархизма рассматривали государство как начало, озлобляющее человека. По их мнению, все религиозные учения призывали человека к доброте, но государство, основанное на насилии, отрицает всеоб­щую любовь и способствует проявлениям зла.* И если критики различных форм стигматизации не заходили так далеко, чтобы отрицать само государст­во, то многие формы его деятельности по воздействию на преступность они ставили под сомнение, рассматривая их не только как неэффективные, но и как вредные.

* См.: Кропоткин П.А. Этика. М., 1991.

Значительный вклад в развитие теории стигматизации внесли американ­ские криминологи Эдвард Лемерт и Говард Беккер. Э. Лемерт в 1951 году опубликовал книгу «Социальная патология», в которой он рассмотрел этапы криминализации личности. По Э. Лемерту эти этапы таковы:

- нарушение человеком правил поведения;

- интеракция окружающих людей в форме отрицательной оценки;

вторичное правонарушение, вызванное чувством обиды и враждебным отношением к окружению;

- осуждение, влекущее стигматизацию;

- укрепление лица на преступном пути, восприятие роли преступника.* Основные положения теорий стигматизации сводятся к следующему:

- не существует абсолютных признаков преступления, определение того иди иного деяний в качестве преступного зависит исключительно от реакции людей;

- преступники практически ничем не отличаются от непреступников. Различий между осужденными и неосужденными (выявленными и невыде­ленными) преступниками более существенны;

- воздействие судебной системы и карательного аппарата на преступность носит скорее негативный, нежели позитивный характер, оно причиняет обществу больше вреда, чем пользы;

- не следует «драматизировать зло», важна не кара, а меры, которые мог­ли бы удержать человека от преступления, предотвратить раскол общества на два враждующих лагеря: преступников и непреступников.

*' См.: Lemert E. Social Pathotegy. N.Y., 1951.

Теория стигмы оказала значительное влияние на практику противостоя­ний преступности. Она вновь привлекла внимание к проблеме карательных Мер, продемонстрировав их существенные недостатки: избирательную на­правленность (избирательность, исключающая их воздействие на наиболее опасных преступников); положительный эффект общего предупреждения не­редко нейтрализуется отрицательным эффектом стигматизации (негатив массовой стигматизации в обществе может превосходить позитив удержания).

Эта теория Предполагала коррекцию практики воздействия на преступ­ность в следующих направлениях:

- расширение некарательных мер;

- поиск и внедрение карательных мер, исключающих стигму (например, телесные наказаний);

- поиск путей снижения эффекта стигматизации применительно к кара­тельным мерам, отказаться от которых не представляется возможным;

- отказ от ряда карательных мер (например, краткосрочного тюремного заключения).

В воздействии на преступность представители этого направления предлага­ют опираться не на машину подавления, а На системную перестройку основных Начал общественной жизни: последовательное увеличение справедливости, че­стности, доброты, человеколюбия в обществе будет отрицать преступность. На Начальном этапе значительную роль будет играть система пресечения преступ­лений (без карательных мер и связанной с ними стигматизацией). В последую­щем предполагается возможность эффективного воздействия на преступность жестких мер.

Эту устремленность можно считать выражением идеала гуманизма в крими­нологии. К сожалению, в реальной практике полностью воплотить этот идеал пока не удалось никому. Однако многие рекомендации теоретиков криминоло­гического интеракционизма реализованы на практике и дали положительные результаты: в большинстве стран отказались от краткосрочного тюремного за­ключения. Само тюремное заключение в ряде стран модифицировали таким об­разом, что полного отчуждения преступника от общества не наступает (его от­пускают домой на выходные, а иногда и после рабочего дня, заключенные участвуют в общественной жизни, встречаются с политическими деятелями, получают образование, развивают творческие способности, для широкой пуб­лики организуют выставки работ заключенных и т. п.). Во многих странах воз­никли общественные движения связи с заключенными и оказания им помощи в период после освобождения из тюрьмы. Процент судебных приговоров, свя­занных с лишением свободы, в большинстве стран мира неуклонно снижается, соответственно, в обществе уменьшается доля лиц, пораженных стигмой тюрь­мы. В ряде стран стало практиковаться неполное заключение, позволяющее за­ключенному продолжать заниматься своей обычной работой или учебой (в ме­ста заключения осужденный обязан являться вечером и в выходные дни).