logo search
административные избирательные технологии

Этап 3: Непосредственный подсчет голосов

Непосредственный подсчет голосов – это подсчет по бюллетеням, которые извлечены из избирательных ящиков и находятся на столе. «Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии» (ч.10 ст.68 ФЗГ). На этапе непосредственного подсчета надо следить, в основном, за тем, чтобы бюллетени не были подменены, чтобы члены комиссии не проставляли на них дополнительных «галочек», а также за тем, чтобы сам подсчет производился правильно.

Примечание: В законе фигурирует понятие «бюллетень неустановленной формы». Это бюллетени, которые «изготовлены неофициально, либо не заверены избирательной комиссией». Такие бюллетени при подсчетах вообще не учитываются, а упаковываются отдельно. Следует заметить, что при обнаружении бюллетеней неустановленной формы количество извлеченных из избирательных ящиков бюллетеней может отличаться от количества выданных бюллетеней, причем в любую сторону. Ниже, когда мы говорим «бюллетени», мы имеем в виду бюллетени установленной формы.

  1. Сначала на стол извлекаются бюллетени из переносных ящиков. Перед вскрытием каждого переносного ящика председатель должен объявить, сколько заявлений о голосовании на дому прилагается к данному ящику, а также должен дать наблюдателям убедиться в неповрежденности ящика. Если количество бюллетеней какого-либо вида превышает объявленное количество избирателей, «проголосовавших в данный ящик», то все бюллетени этого вида, изъятые из этого ящика объявляются недействительными, о чем составляется акт.

Суммарное количество извлеченных из переносных ящиков бюллетеней (учитывая недействительные) заносится в соответствующую строку увеличенной формы Протокола.

  1. На стол извлекаются бюллетени из стационарных ящиков. Перед вскрытием каждого ящика председатель должен дать наблюдателям убедиться в неповрежденности ящика.

Если на выборах проводилось досрочное голосование и количество досрочно проголосовавших избирателей составляет более 1% от общего числа избирателей, внесенных в список, потребуйте (п. 16 ст.68) отдельного подсчета голосов досрочно проголосовавших избирателей. Для этого сначала из общего массива бюллетеней выделяются все бюллетени, имеющие печать комиссии на оборотной стороне. Затем по этим бюллетеням подсчитываются поданные голоса, и составляется Акт подсчета голосов по бюллетеням досрочно проголосовавших избирателей. Только после этого приступают к сортировке остальных бюллетеней.

Сначала бюллетени разделяются по виду (например, бюллетени по одномандатному округу и по партийным спискам). Этот этап законом не предусмотрен, но всегда реализуется на практике, если голосование проводится по нескольким бюллетеням. Затем происходит подсчет голосов по каждому виду бюллетеней. Такой подсчет производится в два этапа: сначала бюллетени сортируются (раскладываются по пачкам), а затем подсчитывается количество бюллетеней в каждой пачке.

Сортировка бюллетеней по кандидатам, партиям, недействительным происходит в определенном порядке: закон требует (ч.14 ст.68 ФЗГ), чтобы члены комиссии предъявляли сортируемые бюллетени «для визуального контроля всем присутствующим» и «оглашали содержащиеся в избирательном бюллетене отметки». При этом «одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается». Комиссии обычно не выполняют эти требования. Попробуйте убедить комиссию, что при хорошей организации подобная процедура занимает не так уж много времени (около получаса для каждого вида бюллетеней). Надо предложить, чтобы оглашением бюллетеней занимались два члена комиссии: пока один рассматривает бюллетень, другой оглашает его. После оглашения бюллетень должен укладываться лицевой стороной вверх в соответствующую пачку: за кандидата «А», за кандидата «Б», и т.д.. Отдельную пачку должны составлять «недействительные» бюллетени – те, которые «не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, или в которых число отметок в указанных квадратах превышает количество голосов, которые имеет избиратель». Наблюдайте за правильностью сортировки.

После сортировки по пачкам количество бюллетеней в каждой пачке подсчитывается членами комиссии с правом решающего голоса. При этом: «бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается» (п.18 ст.68 ФЗГ). Можно предположить, что уставшие члены комиссии не будут выполнять это требование. Но они установлены для того, чтобы вы могли удостовериться в правильности сортировки и подсчета. Внимательно следите за подсчетом бюллетеней в пачках основных претендентов – именно туда могут быть подложены лишние бюллетени. Если требование о перекладывании бюллетеней или о последовательном подсчете пачек не будут выполнены, напишите заявление о нарушении (бланк такого заявления приведен в конце этой брошюры, так как в это время у Вас уже не будет сил, а нарушение с большой вероятностью будет).

Количество подсчитанных голосов и бюллетеней, признанных недействительными, заносится в увеличенную форму Протокола.

Если у вас возникли сомнения по результатам подсчета, вы можете потребовать, чтобы пачку бюллетеней еще раз пересчитали в вашем присутствии с предъявлением всех бюллетеней в этой пачке (ч.21 ст. 68 ФЗГ).